Типология политической культуры

Содержание политической культуры

Политическая культура — ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующая в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократичности, эффективность функционирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции, тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Она основана на способности людей к организованному взаимодействию в процессе достижения целей. На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Эта сфера культуры аккумулирует особый исторический опыт отношений людей и социальных групп между собой и государством и не существует без политических организаций (государство, партии, политические объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Она разная в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах.

Содержание политической культуры субъектов и, следовательно, соответствующих сообществ можно представить в виде трех групп элементов.

В сфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;
  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

В сфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;
  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие. Такую функцию можно охарактеризовать, как социализация.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Данная функция называется коммуникативная. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Особенности политической культуры

В любой культуре существуют определенные черты, по которым ее можно распознать. Так, для политической культуры характерны:

  • Формирование и изменение на протяжении всего существования общества. Политическая культура и общество взаимосвязаны.
  • Закрепление наиболее устойчивых догматов политического опыта. Чем стабильнее установившаяся ценность, тем дольше она будет частью политической культуры.
  • Влияние на ход политики государства. Яркий пример – фундаментализм, кода подчинение религиозным традициям плавно переходит в формирование политической культуры.
  • Создание вида целостности политики для населения. При наличии культуры политика в глазах общества становится более понятным и прозрачным явлением, которое можно контролировать и отслеживать.
  • Координация жизни общества и сочетание интересов всевозможных групп населения. Политическая культура может выступать в качестве национальной идеи, задающей направление развитию государства и создающей сплоченность среди социальных групп и классов.
  • Установление норм взаимоотношений между властью и гражданами. Политическая культура показывает, как взаимодействовать друг с другом.
  • Отражение политического сознания и поведения населения. Традиции, установившиеся в обществе, влияют на интересы и мнения гражданина, тем самым формируя его политические взгляды.

Политическая символика как способ формирования политической культуры

Символика создана для воздействия на личность или общество. Рассмотрим основные ее формы.

Национально-государственная символика

В нее входят: флаг, герб и гимн

Они привлекают внимание население и стремятся объединить его для выполнения масштабной национальной идеи, побуждают к выполнению конкретных действий

Политическая ритуально-процессуальная символика

Нужна для поддержания традиций, напоминания об исторических событиях и установления авторитета власти. Почетные караулы, инаугурация президента, военные парады – все это лишь малая часть выражения данной формы политической символики.

Скульптурно-архитектурная политическая символика

Находит отражение в архитектурных сооружениях. Яркий пример – Московский Кремль, известный не только гражданам России, но и людям по всему миру.

Условно-графическая политическая символика

Сюда входят как символы, так и определенные цвета. Православный крест, серп и молот, подкова – все это подразумевает конкретный смысл. В случае с цветами, каждый имеет свое значение, в особенности на флаге государства.

Наглядно-агитационная политическая символика

Выражается в виде лозунгов, призывов и карикатур. В истории России широкое применение нашло в эпоху Советского Союза, где плакаты, листовки и портреты политических деятелей применялись при любой возможности.

Подводя итоги, отметим, что без политической культуры невозможно наличие стабильной политической системы в обществе. От уровня ее развития зависит качество жизни в стране. Отражая взгляды и мнения населения, политическая культура оказывает влияние на развитие и формирование политических институтов.

  • Рейтинг школ кунцево крылатское

      

  • Работа с обучающимися проявившими выдающиеся способности в начальной школе

      

  • Электронный конструктор знаток 999 схем школа инструкция

      

  • Контроль качества дезинфекции кратко

      

  • Основные теоремы теории вероятностей кратко

Структура политической культуры

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

  • ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;
  • познавательный — политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;
  • оценочный — отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;
  • установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;
  • поведенческий — готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

  • мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;
  • гражданский — определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;
  • политический — определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

Рис. Компоненты политической культуры.

Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, неоднократно уточнялось и дополнялось многочисленными исследователями данного феномена. Наряду с вышеперечисленными ориентациями в политическую культуру включаются: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, а также политические стереотипы, политические символы и политические мифы.

Политический стереотип — это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются: персонификация событий (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы); сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо); иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются); устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющейся ситуации).

Политический символ — это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Если исходить из концепции Т. Парсонса, согласно которой культура — это упорядоченная система символов, то можно сказать, что политическая культура — это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией — он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства.

Политический миф — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкиваются с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т. п.

Суть понятия

Политическая культура включает в себя систему убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцы коллективной жизни субъектов и функционирование общественных институтов

Важно отметить, что понятие политической культуры применимо к отдельным гражданам (то есть людям), а не к политическим партиям, другим организациям или обществу в целом

Структура политической культуры

Что влияет на формирование политической культуры

  • Личные убеждения граждан. На формирование этих убеждения влияет множество факторов, от пропаганды до личных наклонностей.
  • Историческое прошлое страны. Пример: в какой-нибудь стране Африки, где за двадцать лет было пять государственных переворотов, люди не ждут политической стабильности и не стремятся доверять властям.
  • Собственная память граждан. Если граждане помнят какие-нибудь важные и резонансные политические события, это имеет большое значение. Примером таких событий могут быть, например, революции или восстания, успешные или подавленные.
  • Политические навыки и ценности, сформированные в обществе. В консервативном и достаточно закрытом обществе какого-нибудь государства Ближнего Востока их будет меньше, чем в западных странах.
Перестройка в СССР. Причины, суть, этапы, события, итоги, реформы.
15 интересных фактов об Александре Абдулове

Функции политической культуры

Споры о том, положительно или отрицательно этот тип культуры влияет на общество, в научной среде не утихают. Насколько она ценна для государства и граждан? Приносит ли она больше вреда или пользы? Стоит отметить, что большинство исследователей считает влияние политической культуры положительной, приводя следующие доводы:

  • Снижаются риски принятия властями непопулярных в народе решений
  • Общество формируется с учётом пожеланий граждан страны
  • Возрастает политическая стабильность

Таким образом, одной из основных функций политической культуры является социализация. Независимо от своего типа, она влияет на взаимоотношения между самим государством и его гражданами, а также на форму государственного правления. Отсюда проистекает ещё одна функция политической культуры – коммуникативная. Пример: большое количество политически активных граждан повышает шансы на открытые демократические выборы, а низкая и пассивная в этом плане культура обречена на отсутствие подобных выборов, и в стране запросто может процветать диктатура.

Политическая культура — что это?

Каждый человек по мере своего взросления приобретает определённый жизненный опыт. Кроме того, большую роль в процессе формирования личности играет окружающая обстановка и мнения людей. В зависимости от этих же составляющих, индивид приобретает свой уровень политической культуры.

Получается, что это понятие включает в себя все знания об исторических событиях, понимание реальных ситуаций на политической арене и возможность генерировать собственную оценку всему вышеперечисленному. Говоря о его структуре, можно выделить следующие составляющие:

  • политический опыт, то есть определённые традиции, устои;
  • сознание – отношение к ценностям, знаниям, переживаемые на фоне окружающей обстановки эмоции и чувства;
  • поведение – то, как человек реагирует на какие-либо изменения в общественной жизни, и насколько активно сам принимает в ней участие.

Культуре отведена огромная роль. С её помощью регулируются всевозможные установки общественности и устанавливаются нормы поведения. Повышая свой культурный уровень, каждый гражданин самообразовывается, приобретает новые знания и воспитывает себя как личность. Ну и, конечно, именно такое основание способствует объединению нации и стремлению выполнять общие цели.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Автократический тип политической культуры

Автократический тип политической культуры представлен в основном двумя видами:

  1. Авторитарным;
  2. Тоталитарным

Идеал автократической политической культуры представлен государством с неконтролируемой и сильной властью, которая практически исключает гражданские права и свободы. Авторитаризм отразил неудовлетворенную потребность в опоре, стабильности, и объединил всех тех, кто боится экономических и социально-политических изменений, вне зависимости от собственного социального статуса. Суть авторитарной политической культуры отражена в безграничном слиянии общественного сознания с властным субъектом — лидером партии политики либо монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимым является, прежде всего, то, что исходит от властного носителя.

Замечание 2

Тоталитарная политическая культура охарактеризована абсолютным отсутствием плюрализма в области политических отношений. Инакомыслие в ней не только подлежит подавлению, но и наказанию.

Две основные составляющие

Политическая культура включает в себя следующие составляющие

Российский антрополог Сергей Назипович Гавров в своём исследовании, посвящённом критериям политической культуры, выделяет две основные её составляющие – креативную и консервативную. Согласно ему, политическая культура характеризуется представлением граждан страны о взаимосвязи своего народа с другими, самоощущением граждан как членов нации (пример: не все россияне считают себя русскими, так как Россия – многонациональная страна с глубоким и сложным историческим бэкграундом), а также определёнными нормами поведения, сложившимися под влиянием исторических факторов и религиозных воззрений.

  • Консервативная составляющая – стремление сохранить статус-кво, сохранить культуру и не допустить влияния на енё других культур. Примеры: Индия, Саудовская Аравия, Таиланд.
  • Креативная составляющая – стремление включать в свою культуру элементы других. Примеры: США, Филиппины.

Важно: креативная и консервативная составляющие дополняют друг друга, а не взаимно исключают. В той или иной степени они существуют во всех обществах, просто баланс в ту или иную сторону во всех странах разный

Пример: в Таиланде люди включают в свой язык заимствования из английского языка (креативность), но они не хотят менять свой сложный, основанный на санскрите алфавит, на латиницу, как в прошлом было проделано во Вьетнаме (консервативность).

Какие типы политической культуры существуют?

По различным критериям разработано множество типологий. На сегодняшний день базовой считается классификация Г. Алмонда и С. Вербы. По мнению американских исследователей, можно вычленить три основных типа:

  • патриархальная (приходская) – полное безразличие к политической жизни и неосведомлённость о ней. Интересы людей сосредоточены во внутренних группах и на личных проблемах (семья, община). При этом руководство страной они полностью доверяют правящей элите;
  • подданническая (зависимая) – граждане интересуются политикой, но предпочитают позицию «наблюдателя». Принятие всех решение сосредотачивается в руках правящей верхушки, народ уверен в своей неспособности повлиять на ход событий;
  • активистская (культура участия) – каждый человек хорошо осведомлен не только о ситуации в стране, но и о возможностях своего влияния. Люди активно участвуют в принятии важных государственных решений (например, в выборах), могут высказывать свою точку зрения и даже выстраивать оппозицию действующей власти.

Сейчас такое разделение уже считается устаревшим. В настоящий момент политологи придерживаются концепции-аналога, называемой «гражданственностью». В этом варианте учитываются результаты исследований, в ходе которых были определены пропорции соотношения всех трёх типажей в обществе. Он строится на вечном поиске баланса между правящей элитой и её избирателями, активным и пассивным участием в жизни государства.

По согласованности различных уровней культуры также существует отдельная типология. Она была разработана американским учёным У. Розенбаумом и выделяет:

  • фрагментарный тип – полнейшая разобщённость и постоянные конфликты между представителями разных мировоззрений, личные интересы ставятся выше общих;
  • интегративный (интегрированный) тип – характеризуется полной терпимостью со всех сторон к принятым политическим решениям, есть общие схожие цели для развития государства. Низкая конфликтность и возможность мирно разрешать возникающие проблемы.

Польский исследователь Ежи Йозеф Вятр создал свою классификацию, которая основана на исторической принадлежности и преемственности поколений. Так, принято разделять:

  • традиционную культуру на племенную, теократическую и деспотическую. Соответственно, во всех трёх подвидах будет наблюдаться тенденция к высокому статусу правителя. Причём по градации от меньшего влияния к большему, как и в одноимённых государственных укладах;
  • демократическую – на либеральную и технократическую. Основными положениями являются высокая нравственность, признание ценности свободы каждого человека и стремление повысить активность участия граждан в политической деятельности;
  • автократическую – на авторитарную и тоталитарную. Поддерживается мнение об обязательной сильной сконцентрированной в определённых руках власти, при котором не существует понятия о личных правах обычных людей.

При всём этом необходимо понимать, что все приведённые здесь типологии весьма условны. В реальности довольно трудно выделить отдельный «чистый» тип. Политическая культура любой страны – это всегда «смесь» из различных представлений о ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: