Введение
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества, а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой. Следует подчеркнуть, что для решения данной задачи государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации системы государственного управления.
Безусловно, что данная проблема является наиболее острой и фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон — Конституция является квинтэссенцией мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Определить само понятие “управление”.
2. Рассмотреть специфику государственного управления.
3. Выявить составляющие эффективности государственного управления.
4. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
5. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
6. Дать характеристику исполнительной власти
7. Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.
1.2 Специфика государственного управления.
Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий — государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий — общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий — предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1
Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности
Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной «Краткой философской энциклопедии» государство понимается как «структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области». Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является » распространенность государственного управления на общество», так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к само регуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния
Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия
Итак, Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Государственное управление и исполнительная власть
Государственное управление — это деятельность исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая специальными субъектами -органами государственного управления. По содержанию термины «исполнительная власть» и «государственное управление» разграничить сложно, тем более что функции органов исполнительной власти есть функции государственного управления. Законодательство также не проводит различий между названными понятиями.
Однако знак равенства здесь тоже поставить нельзя. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года определил перечень федеральных государственных органов, имеющих статус органа исполнительной власти. Этот перечень охватил далеко не все исполнительно-распорядительные органы. Соответственно официально закреплено разделение таких органов на собственно органы исполнительной власти и иные органы — органы государственного управления.
Аналогичная ситуация наблюдается и в субъектах Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти остаются исполнительно-распорядительными органами, а следовательно, и органами государственного управления. Соответственно государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
Основные принципы организации деятельности государственного управления закреплены в Конституции РФ и конкретизированы в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года.
Государственная служба основана на следующих правовых принципах:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие: обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
- обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
Система органов исполнительной власти весьма многообразна. Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной власти могут быть разбиты на определенные классификационные группы, различны
Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все возможные оттенки характеристики той или иной группы таких органов
Поэтому предлагается наиболее значительная, то есть имеющая принципиальное значение, классификация:
1. Федеральные органы исполнительной власти:
- Правительство РФ;
- федеральные министерства;
- государственные комитеты РФ;
- федеральные комиссии;
- российские агентства;
- федеральные службы;
- федеральные надзоры;
- иные федеральные органы исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- главы субъектов Российской Федерации (президенты республик, губернаторы и главы администраций краев и областей, мэры городов федерального значения);
- правительства (входящих в состав Российской Федерации республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
- администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
- республиканские министерства;
- республиканские государственные комитеты;
- департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы — структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации.
1.3 Цель, функции и принципы государственного управления.
Оценка и анализ состояния государственного управления РФ и поиски решений по повышению производительности государственного управления в сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью ряда общественно-политических и особенно обострившихся экономических проблем, которые выступают объективными основаниями для самого государственного управления. В данный момент мы должны ответить на принципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которые государственное управление как технология их реализации не имеет большого значения. Нужно определиться в следующих моментах:
Список литературы
1. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления 1998. №1
2. Аков Р., Эмери.Ф. О целеустремленных системах М., 1974
3. Атаманчук Г.В. Общая теория управления — М., 1994.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М., 1997.
5. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления — М., 1998
6. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления.- М., 1984.
7. Гончаров В.В В поисках совершенства управления: Руководство высшего управленческого персонала. М.,1993
8. Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понамарева. — СПб., 1997.
9. Государственное управление и государственная служба за рубежом. Ред. В.В Чубинского — СПб., 1998.
10. Игнатов В. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России Ростов-на-Дону, 1997.
11. Известия. 29 октября. 1996
12. Коржухина Т., Сенин А. История российской государственности М., 1995
13. Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. 1997. № 5
14. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления.- М., 1987.
15. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления.- М., 1983.
16. Оптимизация государственного управления в переходном обществе // Проблемы теории и практики управления 1997. №4
17. Осипов В.И Власть — проблемы государственного управления – М., 1996.
- Основные теории местного самоуправления
- Формы международных расчетов и их правовое регулирование в международном частном праве (ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ).
- Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан на территории Российской Федерации (Гражданская правоспособность иностранных граждан в РФ)
- Соотношение международного публичного и международного частного права (общая характеристика международного публичного права)
- Переоценка основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) (Цель проведения переоценки основных средств)
- Основы оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. (Особенности оценки НМА и объектов ИС)
- Критерии деления права на частное и публичное
- Защитные механизмы ОС Linux Ubuntu
- Реклама завтрашнего дня (ДИСЦИПЛИНА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и ИНФОРМАТИКА»)
- Административно-правовой статус общественных объединений, их понятия и виды (Общественные объединения как субъекты административного права)
- Территориальные федеральные органы исполнительной власти
- Административно-правовой статус общественных объединений
Заключение
Перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, котороеобъективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.