Русская национальная композиторская школа
С профессиональным освоением национального фольклора непосредственно связано становление во второй половине XVIII века первой в России светской композиторской школы. Ее рождение стало кульминацией русского Просвещения. Родиной школы был Санкт-Петербург, гдерасцвел талант самых ярких ее представителей. В их числе – основоположники русской оперы В.А. Пашкевич и Е.И. Фомин, мастер инструментальной музыки И.Е. Хандошкин, выдающиеся творцы классического духовного концерта М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, создатели камерной «российской песни» О.А. Козловский и Ф.М. Дубянский и другие.
Большинство русских композиторов были выходцами из народной среды. Они с детства впитали живое звучание русского фольклора. Естественным и закономерным, поэтому, стало включение народных песен в русскую оперную музыку (оперы В. А. Пашкевича и Е.И. Фомина), в инструментальные сочинения (творчество И.Е. Хандошкина).
По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры, как светские, так и храмовые. Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки. Автором оперы считается либреттист, а автором песни – поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось.
Богослужебное искусство — что это?
Чтобы понять суть церковного пения, необходимо воспринимать его целостно. Богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое, а строгие правила, разработанные веками, вовсе не ограничивают свободу самовыражения. Известные православные произведения (как называется церковное песнопение мы узнаем чуть позже) таких известных авторов, как Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца и других церковных деятелей поражают свободой и смелостью. Мозаики, фрески, иконы Андрея Рублева, Дионисия и других иконописцев помогают возвысить ум и сердце к первоисточнику красоты и гармонии.
Храм — это место, где идет богослужение, где люди причащаются Бескровной жертве, поэтому песнопение должно соответствовать всему тому, что происходит вокруг. Только тогда оно может по праву называться церковным.
Единая, святая, соборная и апостольская Церковь — это собрание братьев и сестер по вере. Следовательно, церковные православные песнопения — это прикладное соборное художество. Другими словами — коллективное искусство, направленное на служение целям и задачам Церкви.
Русская духовная музыка
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
|И. Козлов|
В Х в., а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа — Крещение Руси. Киевский князь Владимир (Красно Солнышко) по примеру своей бабушки — княгини Ольги — провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога — Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлён в древних летописях.
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поёт, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Ещё одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения — а capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.
Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу запеть на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с иноземной, византийской, выразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.
Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя — знак). Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных её знаков — крюка.
Вспомни старинный знаменный распев. Каково главное свойство этой мелодии? Сравни её с мелодией из 1-й части Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что их роднит? Найди общность интонаций двух мелодий — знаменного распева и концерта.
В XV—XVI вв. знаменный распев становится всё более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.
В XV в. в русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином Боге — Отце, Сыне, Святом Духе. Самой известной иконой того времени стала «Троица» Андрея Рублёва, ученика русского святого Сергия Радонежского. R этот период появляется многоголосная церковная музыка. Как в народной многоголосной протяжной песне, три голоса церковных песнопений плавно текут, как три ленты, переплетаются и снова звучат параллельно.
XVII в. был веком перемен в русской духовной музыке. В начале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» — «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» — многоголосным партесным (от слова partes — голоса) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.
Русская церковная музыка воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.
-
Послушай «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова. Чем звучание молитвы отличается от древнерусского знаменного распева?
-
Какие элементы музыкального высказывания — речитатив, песенность, ритмическое многообразие, многоголосная фактура, наличие инструментального сопровождения и т. д. — присутствуют в этой музыке?
-
Какими словами можно охарактеризовать образный строй этой музыки?
-
Сравни характер мелодий этой музыки с характером рисунка на иконе «Троица» А. Рублёва и фреске Ф. Грека. В чём их сходство?
-
Найди и прочитай рассказ С. Романовского «Троица». Выдели в нём ключевые слова, раскрывающие общечеловеческий смысл иконы!
- Выполни задание в творческой тетради на с. 26-27.
знаменный распев партесное пение a capella |
Основные жанры
Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.
Описание основных жанров:
- Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
- Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
- Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
- Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
- Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
- Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.
От первых песнопений до новых жанров
В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.
Особенности византийской традиции:
- Главенство слова.
- Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
- Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
- Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
- Плавное и последовательное течение мелодии.
Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.
Западноевропейские системы пения:
- В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
- Развитие полифонии или «органум» (IX век).
- Многоголосый дискант (XII век).
- Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.
Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.
Основные этапы в истории российской церковной музыки:
- Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
- Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
- Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
- Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
- Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
- Возрождение.
На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».
Духовность древнерусской мелодики
Истоки русской духовной музыки сопряжены с византийской обрядностью. Имеется в виду греко-католический вокальный навык, который разделяется на типы. Старинные распевы возникли:
- византийский – у эллинов;
- грузинский распев – у кавказских народов;
- знаменный и столповый – у древних русичей.
На многоголосие, пришедшее с Запада, оказала влияние латинская партесная мелодика, проникшая на Русь и распространившаяся здесь. Происхождение наименования знаменного пения – от понятия, выражающего значки древнерусских безлинейных нот. До нашего времени ими пользуются сторонники старообрядческой веры. Духовные стихи являются песнями калик перехожих, скитскими песнопениями староверов, изложением псалмов в рифмованной форме. Их исполняли под аккомпанемент:
- жалеек;
- гудков;
- колесных лир;
- гуслей.
Калики перехожие странствовали по святым местам, славились своей набожностью.
Максим Созонтович Березовский(1745-1777)
М. С. Березовский – выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему, однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открываетновый этап – эпоху русского классицизма.
Имя Березовского называется в числе родоначальниковклассического хорового концерта acapрella: его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра.
Вершиной творческих исканий М.С. Березовского стал концерт «Не отвержи мене во время старости».Этообщепризнанный шедевр русской музыки XVIII века, стоящий в одном ряду с высочайшими достижениями современного ему европейского искусства. Небольшой по масштабам, концерт воспринимается как произведение эпически монументальное. Его музыка, раскрывающая многообразный духовный мир человека,поражает глубиной эмоций и жизненной достоверностью.
И в тексте, и в музыке концерта отчетливо звучит личная интонация. Это речь от первого лица. Просьба-мольба, взывающая ко Всевышнему (I часть), сменяется картиной преследований человека злобствующими недругами (II часть – «Пожените и имите его»). Затем следует новая тема – молитва надежды («Боже мой, не удалися» – III часть), и наконец, финал, полный протестующего пафоса, направленного против зла и несправедливости («Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою»). Уже тот факт, что всем темам концерта свойственны определенные, конкретные эмоциональные черты, говорит о принципиальной новизне стиля, преодолевающего абстрактную нейтральность тематизма партесного пения.
Четыре части произведения связаны не только единым драматургическим замыслом и тональной логикой, но и интонационными нитями: певучая тема, звучащая в первых тактах концерта, становится интонационной основой всех прочих образов. Особенно существенно то, что начальное интонационное зерно трансформируется в динамичную и напористую тему заключительной фуги «Да постыдятся и исчезнут…», которая является вершиной в развитии всего цикла.
Христианская традиция
Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.
Жанры зарубежной сакральной музыки:
- месса;
- реквием;
- псалом;
- секвенция;
- пассионата;
- хорал.
Список православных жанров:
- величание;
- кондак;
- всенощная;
- стихара;
- литургия;
- тропарь.
Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.
Духовность иудейской музыки
Значимая роль в иудейской нравственной жизни принадлежала музыкальному искусству. В Библии перечисляется масса музыкальных инструментов. В храме музыкальные произведения начали исполнять еще во время царя Давида, в службах принимали участие хор и оркестр. Две тысячи лет назад существовало 3 приема исполнения:
- сольный вокал;
- хоровое пение;
- соло в сопровождении хоровых реплик.
Хор также делился на 2 группировки, ведущие друг с другом разговор. Уничтожение храмовых традиций привело к рождению нового вида – синагогальной музыки, представлявшей собой молитвословие, заменившее принесение жертвы. Позднее возникло вокальное песнопение с текстом, взятым из ветхозаветных книг. К древности относится появление в синагогах профессионалов-певцов. В позапрошлом столетии приверженцы присоединения евреев к европейской цивилизации добились установки в синагоге органов.
Иудея и Ислам
Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.
После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.
В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.
Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.
Русский духовный хоровой концерт
В XVIII веке значительно расширилось жанровое содержание хоровых произведений. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором (самый знаменитый образец – полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи).
Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции.Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху (1762- 1796). Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества.
В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. К нему обращались почти все известные нам русские композиторы второй половины XVIII столетия.
Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала – церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы.
Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concertogrosso, то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения.В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития.
Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге (Д.Сарти, Б. Галуппи). Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.
Религия и музыка
Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.
Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.
Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.
Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.
Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.
Бытовая вокальная лирика
Огромное реформаторское значение в народном творчестве имело рождение нового пласта фольклора – городской песни.Она возникла на основе народной крестьянской песни, которая «приспосабливалась» к городскому быту – новойманере исполнения: ее мелодия сопровождалась аккордовым аккомпанементом какого-либо инструмента.
В середине XVIII века в России возникает новый вид вокальной музыки – «российская песня». Так называли произведения для голоса с инструментальным сопровождением, написанные на русские поэтические тексты. Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса.
Родоначальником «российской песни» стал видный сановник при дворе Екатерины II, образованный любитель музыки Григорий Николаевич Теплов, автор первого русского печатного песенника «Между делом безделье…» (1759).По стилю и манере изложения песни Теплова представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Форма его песен, как правило, куплетная.
Жанр «российской песни» был теснейшим образом связан с фольклорной традицией. Не удивительно, поэтому, что многие авторские песни стали народными («Вот мчится тройка почтовая» Ивана Рупина на сл. Ф. Н. Глинки).
В конце XVIII века выдвигаются талантливые мастера камерного вокального жанра – Федор Дубянский и Осип Козловский. Созданные ими «российские песни», имеющие уже достаточно развитую фортепианную партию, более сложную форму, можно считать первыми русскими романсами. В них явно слышны отзвуки городского быта («Стонет сизый голубочек» Дубянского, «Милая вечор сидела», «Прежестокая судьбина» Козловского).
В «российских песнях» широко использовались стихотворения известных поэтов: Сумарокова, Державина, Дмитриева, Нелединского-Мелецкого. Своим образным содержанием они связаны с типичными настроениями искусства сентиментализма. Как правило, это любовная лирика: муки и услады любви, разлука, измены и ревность, «прежестокая страсть».
Большой популярностью пользовались также анонимные «российские песни», изданные Ф. Мейером («Собрание наилучших российских песен», 1781).
Вариант 2
Что же такое духовная музыка и что она из себя представляет в современном мире? Музыка эта не предрасположена для вечеринок и увеселительных мероприятий, ни в коем случаем. Это течение жанра музыки используется только для церковной службы. Каждое богослужение в церкви проходит не без помощи духовной музыки. Эта музыка окрыляет и проникает в чувства каждого человека и дарует умиротворение. У каждой религии своя духовная музыка, особый темперамент и звучание. И она тесно связана с множеством религий. Содержание ее отличается религиозным словом. И каждая ныне живущая на земле традиция имеет свою духовную музыку.
В христианской вере есть несколько направлений. Протестантская, православная, католическая и у каждой свое направление духовной музыки. У нас в России преобладает Православная церковь и ее духовная музыка. Пение в церкви до особой поры было на Руси с момента принятия христианства и считалось профессиональным. Само песнопение было заимствованно из Византии. На Руси были даже свои знаменитые певцы в духовной музыке.
Как-то так получается, что Россия постоянно находится в состоянии могучих социальных потрясений когда человек теряется и подчас не знает на что опереться, что делать помочь может только настоящая духовная музыка. Богослужебное пение называют ангела голос певчей находясь в храме и созерцая тайный Боже также является ядом который непрестанно слова какой-нибудь пение чтобы можно было сказать что это ангелоподобный это песня рождалась прежде всего в тишине в особо тишине. Монах который принял решение на всю свою жизнь посвятить служение Богу он пришёл с грузом светских мелодии песен и здесь в монастыре происходит удивительное событие человек в помыслах своих мыслях от всего мирского и прежде всего от воспоминаний песен молитвы и распевая псалмы человек использует интонации которых не было него светской жизни то есть происходит то, что интонации преломляются и преображается в свойства, таким образом зарождалась богослужебное пение. Этап не называют ангела подобным именно потому что ангелы непрестанно находится славословие Богу и человек на клиросе если он поёт он также является созерцатель им танец, который в этот момент совершаются поэтому точно может сказать что я не я это икона в звуке как золото очищенное огнем очищается от примеси так ок Обреченная этими интонациями очищается от примесей личности.
Можно с успехом сказать, что духовная музыка может менять сознание человека русского и имеет свою ведущую роль в современном мире.
«Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков» — PDF
И.Варапаева Современное монастырское пение: службы благоверному князю Даниилу Московскому Научный руководитель: Н.С.Гуляницкая Объектом настоящего исследования является современное монастырское пение;
Подробнее
1. Планируемые результаты Ученик научится Понимать специфику музыки как вида искусства; понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; определять основные
Подробнее
Пояснительная записка Программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы
Подробнее
Класс: 6 Часов в неделю: Всего часов: 35 I триместр. Всего недель 0,6 всего часов урока Тематическое планирование Предмет: Музыка Раздел. «Преобразующая сила музыки» Преобразующая сила музыки как вида
Подробнее
Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 класс. Рабочая программа по музыке 1-4 класс. Количество часов в неделю 1, за курс — 135 часов. Составители: Спиридонова Наталья Алексеевна, учитель музыки.
Подробнее
ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ на факультет Церковного пения СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — ДИРИЖИРОВАНИЕ (дирижирование академическим хором) — Гармония (письменно, устно); Требования
Подробнее
По определению музыка, сопровождающая христианское богослужение, может быть названа таковой лишь условно, во всяком случае, не в смысле абсолютной музыки, представление о которой сложилось во время позднего
Подробнее
Введение христианства на Руси. Широкое распространение письменности и искусства. Центральный обряд древней культуры богослужение, соединившее элементы словесного, театрального, изобразительного, музыкального,
Подробнее
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Рабочая
Подробнее
Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства 2012. Вып. 1 (7). С. 202 209 ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ С 1997 г. нами ведется работа по подготовке к изданию
Подробнее
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе «Программы по музыке 5-7 классов для общеобразовательных учреждений» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр
Подробнее
2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, УЧАЩИЕСЯ 2 КЛАССА: выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов — классиков и современных
Подробнее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Казаковская средняя общеобразовательная школа Принята педагогическим советом протокол от 205г. УТВЕРЖДАЮ директор школы / Л.А.Ястребова приказ от 205
Подробнее
История образования 5 А.С. Стрельцова Предпосылки становления музыкальнопедагогической школы Синодального училища В статье исследованы актуальные проблемы взаимосвязи музыкального образования и духовно-нравственного
Подробнее