Реферат на тему: немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия - направления, проблемы и идеи

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал философом, который подарил миру образ бытия во всех его уровнях, проявления и стадиях развития. Гегель утверждал, что, описывая развитие идеи, нельзя самостоятельно достичь философского исследования. Идея должна самостоятельно вырваться из круга абсолютности, если суть данного выражения выразить иными словами, то она должна покинуть себя и стать частью других сфер. Природа является одной из таких сфер.

Так природу можно объяснить идеей, которая в самом начале является её основой. А в любом предмете или явлении заложено особое качество, которое объединяет его стороны, приходящие в противоречие из-за накопленных противоречивых свойств внутри такого качества.

Гегель оказал огромное влияние на развитие социальной части глубокой и мыслительной науки. Именно он создал учение об обществе граждан, о человеческих правах и частной собственности. Большая часть его работ была направлена на выяснение механизма цены и денег, стоимости и товарном фетишизме.

Предпосылки для формирования немецкой классической философии

Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.

Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.

Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.

Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.

Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.

Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян. Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству. Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.

Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.

К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.

Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.

Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.

Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.

В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.

Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.

Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:

1. 17-18вв. Предтеча идеализма — философия Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.

2. 18-19вв. Немецкий идеализм (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель и др.). Создаются труды, по сей день признающиеся вершиной философской мысли. Выстраивается универсальная и общая картина мира, систематизируются основные знания человека о природе, процессе познания.

Список литературы

  1. Лекции Гегеля Г.В.Ф. по истории философии. — СПб, Наука, 1995.
  2. Канке В.А. Философия. — М., 1995.
  3. Кант Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1994.
  4. Кохановский В.П. Философия. Философия. Ростов-на-Дону, 1994.
  5. Магомедов А.А. История философии. Учебник. Ставрополь, 2001.
  6. Несмелиев Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах. Учебник. В Ростове-на-Дону, 1996.
  7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.
  8. Сочинения по истории философии для студентов / под ред. Университетские исследования в области философии и философии / под ред. Коханова В.П. и Яковлева, 2003.  
  9. Спиркин, А.Т. Философия. М., 2002.
  10. Таранов П.С. 106 философов: Жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1994.
  11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1992.
  12. Фихте И.Г. Первое введение в философию // Мир философии. М., 1992.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Управление конфликтами в организации
  • Реферат на тему: Возобновляемые источники энергии
  • Реферат на тему: Функции сравнительного правоведения
  • Реферат на тему: Управление качеством проекта
  • Реферат на тему: Олимпийские игры древней Греции
  • Реферат на тему: Бег на средние дистанции
  • Реферат на тему: Франчайзинг
  • Реферат на тему: Снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года
  • Реферат на тему: Электронные платежные системы
  • Реферат на тему: Корпоративная культура

Что такое немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

  • Иммануила Канта;
  • Иогана Фихте;
  • Фридриха Шеллинга;
  • Георга Гегеля;
  • Людвига Фейербаха.

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Характерные особенности немецкой философии:

  • акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути;
  • исследование человеческой сущности наравне с историей человечества;
  • рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества;
  • представление философской науки как системы;
  • понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается.

И. Фихте и Ф. Шеллинг

Философская традиция И. Фихте очень тесно связана с учением о деятельности, которое рассматривается как независимое начало, обладающее первичным характером. Субъект является единственной субстанцией. Высшим принципом деятельности служит закон нравственности. В своей философии, Фихте первым пытается рассмотреть проблему бессознательного.

Ф. Шеллинг рассматривает в подавляющем большинстве проблемы свободы и философию искусства. Одна из важнейших проблем гносеологии для него заключается в противоречии теоретического и практического.

Самоутверждение свободы является важным аспектом философии Шеллинга. Решается данная проблема посредством отделения его от абсолютного начала, которое является в свою очередь источником зла. Именно искусство способно разрешить данное противоречие.

Гуманизм немецкой классической философии

Классики немецкой философии акцентировали роль мыслительной науки в решении гуманистических проблем. Осмыслением жизни человека в той или иной мере занимались все представители рассматриваемого направления. Наиболее значимыми для общества стали следующие разработки:

  1. Кант анализировал жизнедеятельность человека с точки зрения нравственности, гражданской свободы. Он противопоставлял идеальное общество реальному, рассматривая противоречия между людьми.
  2. Фихте утверждал, что на первом месте стоит народ, а не государство. Философ продолжил изучение роли нравственности в человеческой жизнедеятельности. Общественный мир в концепции Фихте рассматривался как мир частной собственности, охраняемый государством.
  3. Гегель в своем творчестве исследовал гражданское общество, государство как правовое поле, а также частную собственность.
  4. Шеллинг полагал, что осуществление нравственной цели возможно с помощью использования разума.
  5. Фейербах стремился к созданию этики гуманизма и религии любви.

Философия Иммануила Канта

Кант немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц,
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся,
  • природа регулярно изменяется и развивается,
  • движение с покоем два относительных понятия,
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе,
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной,
  • создал все Бог.

Предпосылки возникновения классической немецкой философии

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших проявлений подъема духовной культуры, начавшегося в немецких государствах с середины 18 века. и которая имела свое другое проявление в классической немецкой литературе, ведущими фигурами которой являются Г. Е. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Союз поэтов и философов был тогда сильнее, чем когда-либо. Этот подъем был включен в общеевропейское движение социальной мысли, названное Просвещением.   

Становление немецкой классической философии происходило в период глубоких изменений в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затронувших также германские государства. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения произошла Великая французская революция (1789–1794), имевшая всемирный резонанс. Затем серия буржуазно-демократических революций 1848-1849 гг. прокатилась по Европе. Это время ознаменовалось изменениями в науке (преимущественно в естествознании), острейшей борьбой между свободой мысли и религией.     

В эту бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась в различных сферах общественной жизни и общественного сознания ярче, чем когда-либо прежде, и поиск понимания происходящего немецкими философами увенчался успешным продвижением по пути. развития диалектического мышления. Сама разработка была своего рода философской революцией, о которой можно говорить как минимум в двух смыслах. 

Первый. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах своими учениями внесли радикальные новшества в развитие философской мысли: каждое из них диалектично, т. е. с сохранением определенной преемственности, отрицает предыдущее. Сами мыслители считали себя радикальными новаторами в философии. Кант, создав первый этап немецкой классической философии в процессе преодоления лейбниц-вольфовской метафизики, которая преобладала в Германии ранее, полагал, что он также совершает коперниканскую революцию по отношению ко всей предыдущей философии. Фихте был убежден, что значение его науки о науке для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе абсолютного идеализма человеческая мысль впервые и навсегда обрела абсолютную истину. По Фейербаху, провозглашенная им антропология, революционная опрокидывающая гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в ее прежнем понимании.       

Во-вторых, революционный характер немецкой классической философии заключался в том, что ее учение развивало диалектическое мировоззрение и создавало предпосылки для материалистической трансформации.

Что касается эпистемологических корней классической немецкой философии, то они восходят к философии французского материализма. Основываясь на метафизическом методе мышления, французские мыслители поднимали такие вопросы, как взаимоотношения между природой и обществом, материей и сознанием, источниками и движущими силами общественного развития. Они поставили, но не решили, потому что с точки зрения механистического материализма вышеупомянутые проблемы не решаются. Их решение вышло за рамки метафизики. Поэтому ответ на поставленные вопросы пришлось искать принципиально разными путями. И немецкие мыслители ищут ответ на пути идеализма.      

В чем различие теорий немецкой классической философии?

Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ — в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.

  • Кант: мир существует в полноте своего содержания, которая остается неведома для нашего рационального познания (отсюда характерный дуализм Канта);
  • Фихте: внешний реальный мир граничит с бессознательным, образуя границу, которую субъекту не перейти. «Я» как трансцедентальное познание, «Не-я», как материальный, объективный мир. Последний подталкивает человека к созиданию своего идеального мира.
  • Шеллинг: граница мира — внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция — это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих.
  • Гегель: всемирный процесс — это имманентное (внутренне присущее) диалектическое самостоятельное раскрытие абсолютной идеи. Вне этого процесса нет ничего, поэтому остаток внешней реальности очень упраздняется.

Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великому достижению немецкой классической философии — созданию идеи личной свободы.

Критический идеализм Канта

Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:

  • Что есть знание?
  • Что я могу знать?
  • Что я должен знать?
  • На что мне надеяться?

Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.

Трансцендентная субъективность Фихте

Фихте рассматривает деятельность как самостоятельное начало человека. Оно для философа первично. Единственно чистая деятельность — это «Я» или субъект. Высший принцип, регулирующий эту деятельность — нравственный закон. Нравственность — бессознательно присущее человеку, оно не часто проявляется в активной форме, поэтому философ, одним из первых, старается изучить проблематику бессознательного.

Философия творчества Шеллинга

Шеллинг в своей философии изучает проблемы творческой деятельность и проявления свободы субъекта. Гносеологическая проблема (познание) у Шеллинга в противоречии между бессознательным или теоретическим и сознательным или практическим у человека.

Объективный идеализм Гегеля

Гегель понимает духовную культуру как закономерный процесс — всемирный разум, мировой дух, которые с момента появления чувственно данных вещей формирует знание законов и норм, регулируя изнутри процессом духовного развития через самопознание абсолютного разума или идеи. Заслуга Гегеля в понимании логики познания, теории учения о мире: категории философии пояснены в «Науке Логики».

Философия любви Фейербаха

Фейербах стремился к обновлению философии. Он относит себя к материалистам. Для философа природа и есть источник сущего, в том числе и знания, которое мы получаем. Поскольку человек — часть природы, он больше психофизиологическое существо, чем социальное. Критикует Гегеля за объективный идеализм. Также не критикую религиозное сознание вообще, считая, что оно собирает фантастические образы, на чем потом и базируется. Фейербах «проповедует» не любовь к Богу или к высшему началу, а любовь к человеку, из-за чего и назвал свое учение «философией любви».

Характерные черты

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Философия Людвига Фейербаха

Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом. Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианства как оду из религиозных форм. В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.

Фейербах отмечал, что в основе религии лежит страх человечества перед природными явлениями, из-за чего в сознании людей рождаются могущие образы. По этой причине бог, который является не чем иным, кроме как создание человеческого разума, приобретает форму творца, которому подчиняется воля и судьба человека. И из-за этого религия приобрела античеловеческие черты характера, поскольку она не дает человеку стремиться к лучшей жизни в реальном мире, а также его преобразованию, заменяя его покорному ожиданию будущего возданию от сверхъявственного существа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: