Разнообразие философских школ древней индии

К ортодоксальным школам древнеиндийской философии относятся. ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории

Неортодоксальные школы

Джайнизм является одним из самых древних учений Индии. Основателем его считается Махавира Вардхамана (около $VI в. до н.э.$).

Учение джайнизма – это реализм (мир реально существует) и плюрализм (мир имеет несколько субстанциональных основ).

Источники знания — восприятие, логические выводы и свидетельства, исходящие из авторитетного источника. На их основе человек познает мир. Универсум состоит из четырех элементов: пространства (акаша), времени (кала) и причин движения и покоя («дхарма» и «адхарма»).

Джайнисты признают наличие души. Количество душ равно количеству живых тел, т.е. она присутствует и у животных, и у растений. Души имеют разную степень своего развития. В природу каждой души заложено стремление к совершенству.

Буддизм как религиозное и философское учение рождается из жизни и трудов Гаутамы Будды. Учение буддизма имеет практическую направленность, связанную с совершенствованием своей жизни согласно нравственным положениям. В последствии, буддизм развил и теоретико-философскую сторону своего учения.

Основой буддизма являются «четыре благородные истины» Будды, посвященные осознанию того, что есть страдание и каков путь его преодоления.

  1. утверждение наличия страдания в мире;
  2. страдания человека вызваны определенными причинами, которые заключены в непрекращающемся желании человека и разочаровании из-за их постоянной неудовлетворенности;
  3. призыв к прекращению стремления к удовлетворению желания, т.е. прекращение страдания;
  4. определение пути, прекращающего страдание (восьмеричный благородный путь) и достижение нирваны как полного освобождения от страдания.

Чарвака – материалистическое учение в рамках философии Индии.

Источник знания – только восприятие. Оно дает сведения о материальном мире, состоящем из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды.

Чарвака отрицает наличие души в человеке. Он материален, что выражается в его телесности. Он обладает сознанием, которое есть порождение материальной составляющей в человеке. Существование Бога и посмертной жизни человека не имеют доказательств. Поэтому цель жизни человека – наслаждения в земном мире.

Список литературы

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2006.  
  2. Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. М., 2008.  
  3. Горелов А.А. Основы философии. М., 2008.  
  4. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М., 2007.  
  5. Кальной И.И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов. М., 2005. 
  6. Касьянов В.В. История философии. М., 2007.  
  7. Куцман П., Бернард Ф.-П., Видман Ф. Философия: ДТВ-Атлас. М., 2007.
  8. Лавриненко В. Н. Философия. М., 2006.  
  9. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. История философии. М., 1996.     
  10. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Общий курс. М., 2005.   
  • Реферат на тему: Исследования проблемы сознания как детерминанта формирования мировоззренческой культуры личности в условиях переходного общества
  • Реферат на тему: Театр ситуаций Сартра как формы ангажированного искусства
  • Реферат на тему: Техника в современной философии
  • Реферат на тему: Постиндустриализм и прогнозы трансформации экономики (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.)
  • Реферат на тему: Проблема смысла жизни в экзистенциализме
  • Реферат на тему: Значение философии для становления и углубления духовности
  • Реферат на тему: Проблемы влияния технического прогресса на нравственный мир людей
  • Реферат на тему: Антропология Томаса Гоббса: человек в условиях естественного состояния и в политическом, гражданском состоянии
  • Реферат на тему: Современная философия культуры в контексте развития теории международных отношений
  • Реферат на тему: Философия А.Шопенгауэра
  • Реферат на тему: Любовь в философии Платона
  • Реферат на тему: Альтруизм, волонтерство, помощь другим

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
  2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Книги по философии Древней Индии

От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы  Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

Этапы и истоки философии Древней Индии

Индийская философия возникает на основе богатых культурных традиций многочисленных народов Великой Бхарата-Варши — Древней Индии. По самым скромным подсчетам, индийская цивилизация началась за несколько тысяч лет до нашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, стремятся значительно расширить эти временные границы — до десятков, а то и сотен тысяч лет. Истоки духовной культуры Индии, представленные многочисленными мифами, эпосами, религиозными и дофилософскими учениями Аблеева С.Р., уходят в безграничные исторические глубины. 

Непосредственной основой многих философских систем древней Индии был корпус ведической литературы и связанной с ней древней религии — брахманизма.

Основные идеи о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позже стали предметом дальнейшего развития или критики со стороны философских школ.

В середине II тысячелетия до н. Э. е. Скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья, стали переселяться на земли Северной Индии. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арии принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийский язык) означает колдовство, знание. Веды были созданы, очевидно, с 1500 по 600 год до н. Э. Они представляют собой обширное собрание религиозных гимнов, заговоров, учений, наблюдений за природными циклами, наивных представлений о происхождении-сотворении Вселенной.        

В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарва Веда. Каждая Веда состоит из четырех частей: 

  • самхиты — религиозные гимны, священные писания;
  • брахманы — книги, написанные индийскими священниками (брахманами) и адресованные в первую очередь брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
  • араньяки — книги лесных отшельников;
  • упанишады (сидение у ног учителя) — философские комментарии к Ведам.

Количество Упанишад невозможно точно определить, так как их написание продолжалось до 19 века. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние Упанишады, среди которых Чхандогья Упанишад, Айтарейя Упанишад, Каушитаки Упанишад, Кена Упанишад, Тайтирия Упанишада и другие Упанишады заканчиваются первым этапом индийской философии — Ведической. Буддизм веданта индия философия  

Второй этап называется эпосом (600 г. до н.э. — 200 г. до н.э.). В это время создаются два великих эпоса индийской культуры — поэмы Рамаяна и Махабхарата. Примерно в то же время (VI-V вв. до н.э.) возникло шесть философских школ — даршан, основанных на признании священности и откровении Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно существуют три оппозиционные системы, которые ставят под сомнение авторитет Вед: буддизм, джайнизм и чарвака локаята.   

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (с 3 века до 7 века нашей эры). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла острая необходимость в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах — кратких обобщающих трактатах.    

Буддизм

Учение основано Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), которого назвали Будда, что означает «постигший истину», «просветленный».

Гаутама был принцем из рода Шакьев, сыном раджи (монарха, царя) Шуддходхана из Капилавасту (город на севере Древней Индии), вырос счастливым человеком, женился по любви, у него родился сын. Но однажды, встретив за пределами дворца больного, старика, похоронную процессию, он столкнулся, тем самым, с болезнями, старостью, смертью и осознал несовершенство мира, полного страданий. После этого, встретив отшельника, он решил также стать отшельником, чтобы изменить свою судьбу, найти путь к преодолению страданий.

После семилетних скитаний Гаутама (став Бодхисаттвой — «предназначенным к просветлению») понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий, но после долгих размышлений «прозрел», постиг истину и стал Буддой (считается, что это произошло в 527 г. до н.э.). После этого он много странствовал, проповедуя свое учение; у него появилось много учеников и продолжателей его дела, которые после смерти Будды обсудили и систематизировали наследие учителя.

Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий» для чего ему необходимо достичь нирваны — состояния высшего блаженства.

Будда в ходе размышлений сформулировал четыре благородные истины:

  • жизнь полна страданий;
  • причины страдания — жажда славы, удовольствия, наживы и самой жизни;
  • от страданий можно избавиться;
  • освобождение наступает при отказе от земных желаний, приходит просветление, нирвана.

К просветлению ведет «средний путь» — жизнь, исключающая крайности: «путь удовольствия» — развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения и «путь аскетизма» — умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения. «Средний путь» предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, созерцание, мудрость и, наконец, просветление.

Для этого необходимо соблюдать пять заповедей — не убий: не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; а также восемь принципов (восьмеричный путь):

правильное видение — понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;

правильные намерения — твердая решимость изменить свою жизнь;

правильная речь — избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);

правильное действие — непричинение никому зла, согласие с собой и другими;

правильный образ жизни — честность во всем, соблюдение буддистских заповедей;

правильное умение — усердие и трудолюбие;

правильное внимание — контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь;

правильное сосредоточение — медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.

Представляется важной онтологическая идея дхарм. Дхармы — это группы элементов порождающих: 1) телесные формы, 2) ощущения, 3) понятия, 4) отпечатки кармы, 5) сознание

Они не существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании друг с другом составляют все представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека — это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно изменяющиеся ощущения, впечатления и мысли человека. Каждая вещь возникает в результате функционирования или взаимодействия других вещей, а возникнув, сама оказывает на них влияние, участвует в появлении новых вещей; т.е. речь идет о принципиальной изменчивости бытия (нет ничего постоянного и устойчивого), о всеобщей относительности, а также о том, что материальный мир — всего лишь иллюзия.

В I в. до и.э. буддизм раскололся на два течения — хинаяна («узкий путь спасения», «малая колесница» — предполагает личное спасение, монашеский образ жизни) и махаяну («широкий путь спасения», «большая колесница» — доступная многим людям). Позже в буддизме появилось несколько других направлений. Учение получило распространение в Индии и особенно (после III в. н.э.) в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.

Периоды индийской философии

История индийской философии делится на три крупных периода.

1. Ведийский период (примерно с X по V в. до н. э.). В это время идет становление индийской философии. В неко торых произведениях корпуса Вед, особенно в упанишадах (где представлены диало! и по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом), появляется философская трактовка мировоззренческих вопросов.

2. Классический или брахмано-буддийский (с V в. до н. э. по X в. н. э.). В этот период, после возникновения буддизма (ставшего впоследствии ведущим философским направлением эпохи) и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров, сформировались основные классические ларшаны.

3. Индуистский — с XI в. н. э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает и философская деятельность протекает в основном в русле культуры индуизма. Главными философскими направления ми становится веданта, вобравшая в себя многие достижения других ортодоксальных даршан и буддизма, а также ньяя, все больше сосредоточивавшаяся на разработке логико-гносеологических, методологических проблем.

Ортодоксальное и неортодоксальное направления

Древнеиндийские мировоззренческие установки подразделяются на астику, считающую Веды правдивым источником знаний, и настику, оспаривающую Веды из-за их сомнительности и многословия.

Астика включает в себя следующие традиции:

  • миманса,
  • веданта,
  • санкхья,
  • йога,
  • ньяя,
  • вайшешика.

В состав настики входят:

  • джайнизм;
  • буддизм;
  • чарвака-локаята.

Отношение к бедности и болезням

Древняя Индия была спорным по укладу государством. Поскольку общество разделялось на слои, отельные касты могли всегда существовать в условиях богатства. Иные были обречены на существование в бедности. Философия древнего общества отражалась в таком разделении. Считалось что каждая каста отражает конкретное разделение рангов тонкого мира. Родившийся в определенном качестве человек прислан в мир отбывать свои духовные терзания среди людей. Краткий свод таких воззрений описан в Саньяхья. Это течение противопоставляет телесное духовному. Что дает возможность каждому возвеличиться в мире нематериальном. Преследовать амбициозные планы в попытках изменить текущее положение возводилось в ранг материального невежества. Родившийся в определенной касте должен был безропотно принять свою судьбу и пройдя все сложности возвысится в ином мире.

Веданта как яркий представитель ортодоксальной школы древнеиндийской философии

Веданта (буквально: конец, завершение Вед, то есть Упанишад) — ортодоксальная религиозная и философская основа брахманизма. Утверждает, что Веды являются источником истинного знания о Боге и смысле жизни, знания о единстве Брахмана и Атмана. 

В основе Веданты лежит различие и противопоставление двух миров — мира существования (изменчивого, не вечного) и мира реальности (неизменного, вечного). 

Реальность имеет два полюса: субъективный Атман (буквально: душа); цель — Брахман (буквально: молитва), различие между которыми возникает только в мире бытия. 

Брахман — это абсолютное единство всего со всем; Атман — это ум, душа Брахмана. Атман — это Брахман, знающий себя. Наивысший вид знания (видья) — это знание того, что все есть Брахман, а Брахман — это Атман. Личная и мировая авидья (невежество) препятствует достижению такого знания.    

Цель изучения Веданты — постичь вечную природу реальности, или Брахмана, и выявить появление Авидьи в мире земных вещей. Реальность, то есть Брахман, не знает борьбы, изменений и образований, она идентична самой себе во всех своих проявлениях. Брахман везде и везде. Все зависит от него и содержится в нем. Природа Брахмана невыразима и неопределима, потому что нет ничего выше и ниже Брахмана. Он высшее знание.     

Авидья — причина всех наших страданий. Только это мешает познать все как единство Брахмана и Атмана. 

Смысл жизни человека. Человек может победить авидия и познает реальность, если он вырывается на свободу от бесконечного круга перерождений и он сам FreeS от своей кармы (закон справедливости: все, что происходит с нами в этой жизни является результатом предыдущего).    

Мы не можем изменить реальность. Но мы можем уменьшить страдания, вызываемые нашими желаниями, зная и понимая их. Истинное знание — высшее благо, ложное знание — несчастье. Познание реальности — цель нашей жизни. Эгоизм, величайшее зло, мешает истинному знанию, а любовь и сострадание, величайшее добро, помогают. В борьбе с эгоизмом человек должен полагаться на долг и ответственность, то есть на то, что помогает ему снизить ценность самого себя.     

Нам нужно избавиться не от жизни, а от зависимости от эгоизма. Истинная свобода — это расширение и просвещение нашего знания до знания Атмана. Если причина наших страданий кроется в ложном знании, авидья, тогда человеческая свобода заключается в разрушении ложного знания, преодолении всех эмпирических различий между субъектом и объектом, связях с целями существования, изгнании авидьи.  

Изучение Веданты, освобождение от кармы путем нейтрализации прошлых ошибок, постоянная борьба с авидьей — единственный путь к состоянию полной свободы (мокши) от невежества.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

  • Ньия– самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика– проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Рис. 2. Колесо Сансары.

Йога– философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа. К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

Джайнизм– учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

Буддизм– согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.

Основные школы философии Древней Индии

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Закон мировой справедливости

Одним из постулатов древнеиндийской философии является закон кармы. Карма- это причинно- следственная связь прошлых и будущих перерождений земного состояния каждого человека. Чтобы достичь нирваны – гармоничного слияния души человека и Космоса, нужно пройти цепь земных перевоплощений, каждый раз поднимаясь на более высокую ступень развития духа и морали. Но именно карма отвечает за каждое последующее земное воплощение и насколько оно соответствует поведению человека в прошлой жизни.

Философские индийские школы делятся на две крупные группы: ортодоксальные (развивающиеся только на основе учения Вед)  и неортодоксальные.

Ньия – первая из ортодоксальных школ считала, что мир материален и познаваем человеком при помощи его органов чувств. Но то, что невозможно познать чувственным путем – не существует, то есть во многом мир иллюзорен.

Есть только четыре источника познания мира: умозаключение,  слово Бога, сравнительный анализ и восприятие.

Вайшешика— другая ортодоксальная школа считала, что есть два реальных мира: чувственный и сверх чувственный. Весь мир состоит из микроскопических частиц – атомов, а пространство между ними заполнено эфиром.  Жизненную силу всему миру дает великан Брахман, явившийся в этот мир по велению Богов для того, чтобы сотворить и мир, и всех живущих в нем.

Эта философская школа проповедует вечный круговорот жизни (сансара — колеса вечного перевоплощения), который состоит из цепи превращений и перехода из одной земной оболочки в другую. Душа под воздействием реинкарнации вечно движется и вечно ищет гармонии в попытках достичь идеала.

Наверное, поэтому в индийской философии нет страха смерти, как прекращения физического состояния, ведь жизнь вечна только в различных ее воплощениях.

Учение Йога – это практическая философия познания мира и утверждение себя в этом мире, как гармоничную личность, способную управлять своим физическим телом с помощью силы духа. Йога признавала власть Абсолюта и рассматривала прогресс как вечное движение к заданной цели. Основой учения являлось умение подчинить тело мозгу.

Поскольку йога, прежде всего, практическая философия, она строится на физических тренировках, помогающих найти идеальное соотношение души и тела, к таким упражнениям относятся:

Дыхательные тренировки,
Обладание полной концентрацией духа,
Изоляция чувств от всяческих внешних воздействий,
Умение концентрироваться на самом важном,
Уничтожение вредных эмоций, отвлекающих от главного,
Сосредоточение мысли и достижение гармонии тела и духа.

В основе  учений неортодоксальных школ лежит материализм. Они рассматривают  физическое тело как основу существования и признают только одно чувство – чувства тела, отвергая эфемерную душу.

Джайнизм учит тому, что весь материальный мир составляют атомы, вечно движущиеся неделимые частицы разного веса. Причем и тела человека, и животных, и насекомых, и даже все вещи состоят из одинаковых атомов, потому нет высшей и низшей формы жизни, все равны перед лицом природы и Вселенной. Главной догмой джайнизма было не причиняй вреда ничему живому.

Достичь апогея в учении джайнизм было чрезвычайно трудно: для этого нужно было отказывать от любой телесной пищи и научиться питаться солнечной энергией, уметь противостоять злу ненасилием и стараться не причинить никакого , даже малейшего вреда, ничему живому.

Но главной целью существования для всех философских школ Индостана было достижение нирваны – состояния гармоничного слияния со Вселенной, отсутствие ощущения собственного «Я» как отдельной личности, растворение в Абсолюте, потеря всех ощущений.

Кроме вечного путешествия из тела в тело, стараясь достичь морально-нравственного совершенства, достичь нирваны помогает медитация —  полная концентрация  на собственном внутреннем «Я»,  полное отстранение, как от всех внешних побуждений, так и от внутренних потребностей. При этом у медитирующего остается ясное осознание существующего мира и полнейшая невозмутимость.

Если человек достиг нирваны, он достигает желанной гармонии с Космосом, разрывает все физические связи с миром и прекращает цепь перерождений. Он достигает Абсолюта – вечного нетелесного существования.

Индия сегодня открыта для туристов и людей, интересующихся ее уникальной духовной культурой, но, не смотря на все ее дружелюбие и приветливость, внутренний духовный мир этой страны остается непостижим и непознаваем для людей иной веры, закрытой для других культур, хотя и толерантной ко всем верованиям, существующим на нашей планете.

Сапкхья

Согласно данному учению, в основании реальности два начала: идеальное — пуруша, и материальное — пракрити. Оба начала не- сотворимы и неуничтожимы. Пракрити состоит из трех гунн (саттва, раджас, тамас), которые человек не воспринимает, но подвергается их воздействию через объективный материальный мир. Веру в Бога сапкхья отрицает, в силу недоказуемости его существования и возможности объяснения возникновения мира, не прибегая к понятию Бога.

Одна из главных проблем учения — осмысление причинно- следственной зависимости; разделяющие идеи санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.

Человек в силу своего невежества связывает свою душу, свое «я» с телом; страдания тела он ошибочно воспринимает как свои собственные. Поэтому человек должен стремиться к освобождению через постижение истины.

Ортодоксальные школы

Вайшешика. Материалистическая направленность учения: мир состоит из атомов, которые не сотворены и не могут быть уничтожены. Все вещи мира как обладающие телом, так и нет, имеют общую сущность. Вместе с этим признается наличие вечной нематериальной души.

Веданта. Учение представляет собой осмысление ведической литературы и упанишад. В веданте признается наличие абсолютной духовной сущности. Мир есть иллюзорность, из-за незнания человек представляет его реальным. Цель жизни – обретение знания о том, что мир является иллюзией.

Миманса. Призыв к возвращению к Ведам. Веды не только текст, но и высшая духовная субстанция. С помощью логики и теории познания можно познать суть природы и звконы высшей реальности.

Ньяя. Заимствование метафизики вайшешики. Разработка теории познания, логических категорий. Введение понятия силлогизм.

Санкхья. Древнейшее философское учение. Материальная первопричина мира –пракрити. Пракрити – субстанция, не имеющая формы. Таковую ей придают три качества – ясность (саттва), тамас (тьма) и стремление (раджас). Духовная субстанция – абсолютная душа (пуруша), невидимая, но присутствующая во всем мире. Взаимоотношение пракрити и пуруши (дуализм) – появление основных принципов существования мира.

Йога

Учение обращает внимание на психологические категории и применение их на практике. Йога близка к философии санкхьи

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э.  Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: