Познание в философии

8.1. философия познания

Плотин: метод познания Единого

Плотин был последним великим мыслителем античной эпохи. Его главным интересом была не философия, как таковая, а религия. Плотин считал своей целью через божественное единство определить истинное назначение всего сущего и вернуть его обратно к Богу.

Согласно Плотину, есть два способа познания: ум и чувство. Они позволяют изучать окружающий мир, не ну могут напрямую познать Единое. Оно находится над всем и не имеет определения. Но человек все же может приблизиться к Единому чрез предметный мир. Каждый предмет – часть Единого, он имеет свою душу. Узнать душу предмета возможно не умом или чувством, а только особым видом сосредоточенного наблюдения: созерцанием. Истинное постижение предмета – слияние души с Единым.

Теория познания школы Эпикура

Эпикур назвал свою теорию познания «каноникой». Он развил ее из собственной идеи о критериях – канонах истины. Эпикур не был согласен с мнением Платона и Аристотеля о разуме, как единственном способе познания. Он утверждал, что чувственность – главный способ познания. Узнать истину можно с помощью разума, а он управляется чувствами. Чувственное познание само по себе не допускает ошибок, оно непогрешимо. Человек заблуждается, только если он сам неверно трактует ощущения.

В «канонике» Эпикур описал 3 критерия истины:

  1. Предвосхищение. К нему относятся общие представления о предметах и явлениях, которые человек получает в процессе жизни. Предвосхищение – результат единичного представления, мимолетного воздействия предмета или явления.
  2. Претерпевание. Это оценка каждой вещи с точки зрения субъективной морали. Для каждого человека претерпевание будет уникальным процессом.
  3. Образный бросок мысли. Под образным броском мысли Эпикур понимал интуицию. Только используя интуитивное восприятие, человек познает истину. Чем сильнее он доверяет интуиции, тем ближе он становится к полному знанию.

Мнение Эпикура было новаторским для своего времени. Несмотря на его радикальные, а для многих и оскорбительные, взгляды на философию, у него было много последователей. Ученики школы Эпикура назвались эпикурейцами. Благодаря их стараниям, учение философа сохранялось и оставалось популярным после его смерти.

Гносеологические подходы

Методы и возможности познания окружающего мира рассматриваются в различных гносеологических подходах:

  • сенсуализме,
  • эмпиризме,
  • рационализме.

Сенсуализм можно также охарактеризовать как позицию наивного реализма, поскольку он опирается на чувственные данные, получаемые человеком от органов чувств, и исключает существование каких-либо знаний не представленных изначально в качестве чувственных образов. Сенсуализм существенно ограничивает возможности человеческого познания, ограничивая его непосредственным взаимодействием с объектами окружающего мира.

Рационализм представляет противоположный подход. Отрицая достоверность чувственного познания, указывая на противоречия и непостоянство чувственных данных, его представители указывают что только рациональные размышления, выстроенные в соответствии с законами логики, могут рассматриваться как источники достоверного знания. Вместе с тем, рационализм вынужден прибегать к поиску источника самих знаний, который (за недостоверностью чувственных знаний) приписывают сверхъестественным силам – врожденным знаниям полученных от бога или мировой души и т. д.

Эмпиризм представляет собой более поздний подход, он оформляется уже в Новое время. В его центре находится категория опыта, как особого содержания человеческой психики. Опыт основывается на чувственном познании, но не ограничивается им, человек сопоставляет внешнее, чувственное, с внутренним, рациональным, что позволяет получить ему уникальную структуру знания. Вместе с тем используя строгие методологические процедуры, эксперименты, предполагающие как контроль за условиями их проведения, так и требование воспроизводимости их результатов, опыт приобретает обезличенный, строго научный характер.

Проблемы теории познания

Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.

Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.

Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.

Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»

Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.

Что такое познание в философии

Определение

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Под познанием в философии принято подразумевать приобретение человеком знаний об окружающей действительности. Речь идет о житейской мудрости, об изучении своей сущности и прочего. Все это имеет многообразное содержание и большое значение, так как является источником осмысленного подхода к собственной жизни.

Изучение своего Я и сферы бытия — это система, которая складывалась веками. Ее отличительным признаком является многообразие. Речь идет о многообразии изучаемых абстрактных понятиях, о различных выдвигаемых определениях, терминах и тезисах, каждый из которых имеет свою характеристику. Ее отличие от умозаключений в других науках заключается в ориентире на собственный опыт. Ярким тому примером является категория «счастье». Каждый будет называть под этим словом что-то свое. И это название определяется исходя из собственного опыта.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Направления теории познания

Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.

  • Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
  • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
  • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
  • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.

Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.

Теория познания в Античности

Античная философия оставила глубокий след в мировой науке. Такое понятие как познание не могло остаться незамеченным античными философами. Его понимание варьировалось в зависимости от философских школ.

Так одну из самых развернутых трактовок теории познания дает Демокрит. В основе его теории лежит то, что из тел истекают потоки атомов, попадающие в органы чувств. Однако получаемые таким образом знания не полные. В этой связи философ разделяет знание на два вида:

  • темное знание,
  • светлое знание.

Под темным знанием Демокрит понимает знание о предметах, тем временем светлое знание это то что узнается силой разума и которое доходит до обнаружения атомов и пустоты. Особенностью теории познания Демокрита является то, что он отрицает случайность в смысле беспричинности. При этом его понимание сильно отличается от теорий Гераклита и Анаксагора.

Все многообразие явлений природы Демокрит стремится уложить в представление о дискретном строении материи, в то время как Гераклит и некоторые из его предшественников исходили из непрерывности бытия. Он считал, что вечная и безграничная реальность состоит из атомов и пустоты Атомы – вечные, неделимые и непроницаемые элементы бытия. бесконечные но различающиеся формами и размерами. Сталкиваясь друг с другом они сцепляются и образуют все многообразие вещей окружающего мира. Атомы вихрем несутся во вселенной и образуют все сложное – огонь, воду, воздух и землю. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности необходимо, однозначно, определено механическим движением атомов.

Тем временем Демокрит придерживался того, что «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости». При этом философ придерживался того, что любая необходимость исключает случайность. Случайность существует только по мнению человека.

Одной из особенностей теории познания по Демокриту является исследования взаимосвязи логики и познания. Демокрит был одним из первых философов, который стал систематически исследовать проблемы теории познания и логики. Демокриту также принадлежит трактовка рационального познания.

Платон рассматривает познание как постигаемое и познаваемое. При этом к познаваемому относится познаваемое разумом, а постигаемое только умом

В своем труде «Государство» Платон определяет отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого, а так же обращает внимание на отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину

Гераклит в своей трактовке теории познания особое внимание концентрировал на роли внешних чувств. Он много внимания уделял логике

По его мнению логика и познания неразделимы. Разум позволяет познать больше не впав в заблуждение. У Гераклита на первом месте стоит познание мышлением. на первое место Гераклит поставил познание мышлением. Кроме того философ утверждал, что природа вещей едина.

Большой интерес представляет понимание теории познания Аристотелем. По его мнению первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала

Также философ обращает внимание на роль человека в канве мироздания. Он считает, что человек сочетает в себе два начала: духовное и субстратное

В свою очередь духовное начало представляет собой сочетание пассивного ума и активного ума.

Уровни познания по Аристотелю

Под «диалектикой» Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: