Демократия плюралистическая

Форма  правления демократия: какие бывают, понятие и признаки, на чем основана реализация

Общая характеристика плюрализма в демократии и истоки его зарождения

Современную демократию, в основном представленную на западе, чаще всего называют плюралистической демократией. Такое название она получила потому, что часто определяется как совокупность разных общественных интересов, будь то:

  • экономические,
  • религиозные,
  • культурные,
  • территориальные,
  • групповые.

Данный перечень не является исчерпывающим. Такое разнообразие базируется на формах выражения интересов, которые могут быть представлены в виде различных объединений, ассоциаций, партий или движений и многое другое.

Замечание 1

Как уже было отмечено выше, свое начало плюралистическая демократия берет от либеральной политической системы, действуя в рамках основных ее принципов, в числе которых разделение властей, принцип конституционализма и другое.

Либералы передали как наследие ей такие ценности как права человека, индивидуальная свобода. Однако, стоит заметить, что такое положение является характерным для всех ответвлений идеологии демократии. Тем не менее, прослеживаемая общность, не дает права идентифицировать их как похожие. Их отличие довольно сильно в виду разного построения, а самое главное отличие – материал, на основе которого происходит данное построение.

Рассматриваемая плюралистическая демократия базируется на разного рода идеях, формах, концепциях, занимая тем самым промежуточное положение между индивидуалистической и коллективистской основой формирования отношений в обществе. Стоит заметить, что последнее более характерно принципу народовластия, и не является в достаточной степени приемлемым для идеологии, исповедуемой плюрализмом.

Принципы демократии, основные ценности

Принципы современной демократии обеспечивают основы существования демократического государства. Среди них выделяют:

  • национальный суверенитет;
  • правительство, которое основано на согласии тех, кто им управляет;
  • власть большинства и право меньшинства;
  • гарантия основных прав человека;
  • свободные и справедливые выборы;
  • равенство всех перед законом;
  • справедливое правосудие;
  • конституционное ограничение власти правительства;
  • социальный, экономический и политический плюрализм;
  • принципы толерантности, сотрудничества и компромисса.

Демократический режим имеет основные ценности:

  1. Плюрализм как многообразие жизни государства в разрезе политики, общества, культуры.
  2. Фундаментальные права человека (в т.ч. свобода слова, выражения мысли, самовыражения и реализации).
  3. Участие граждан в политической жизни.
  4. Ответственность и зрелость граждан.
  5. Публичное обсуждение всех важных вопросов политической и социальной жизни.
  6. Гражданское достоинство.
  7. Толерантность отношений в обществе.
  8. Честность и прозрачность выборного процесса, процесса публичного управления государством.

Примечание

Демократическое устройство власти номинально не является гарантом успеха страны, она лишь предлагает возможность эффективного развития. 

Классификация современных концепций демократии

Партисипаторная демократия

Примечание

Сторонники партисипаторной формы убеждены, что осуществление демократии происходит путем участия широких масс населения.

Все граждане способны к принятию осознанного выбора, размежеванию добра и зла. Высокого уровня политической подкованности и осознанности можно достичь путем обучения масс. «Партисипаторы» верят в простого человека, который может выбирать важные политические решения.

Они считают, что в нынешних условиях такая форма не может быть реализована, однако ее нужно внедрять на разных уровнях жизнедеятельности человека. Он должен иметь возможность принимать решения относительно менее значительных вопросов – в разрезе района, общины. Таким образом гражданин сможет осознать свою политическую значимость.

Критики данной формы утверждают, что приход к такому варианту демократии ведет к популистскому авторитаризму

Также они обращают внимание, что незначительное количество людей желают реально принимать участие в политической жизни страны

Элитарная демократия

Примечание

Последователи элитарной демократии убеждены, что участие в управлении государства и решении ее участи могут принимать только политические элиты.

Противоположна партисипаторной. Принимать любые важные решения должны только профессионалы и ответственные, осознанные граждане. Элита – это группа, которая имеет управленческие способности, защищает демократические ценности и способна сдерживать эмоциональную неуравновешенность и радикализм народных масс. Роль народа – периодически выбирать представителей элиты.

Плюралистическая демократия

Данная концепция ищет компромисс между элитарной и партисипаторной формой. Ее разрабатывали: Вебер, Шумпетер, Бентли, Липсет, Дойч. По их мнению, участие масс возможно при глобальных трансформационных процессах общесистемного масштаба.

Однако, народ довольно разнороден и не может представлять монолитность политического действия. В обществе много разнородных групп и интересов. Поэтому невозможно достичь «общей воли». Задача современной демократии путем представительства согласовывать противоречивые интересы.

Примечание

Большинство конфликтов, существующих в современном демократичном обществе, являются результатом расхождений в толковании демократических прав и неодинаковости приоритетов.

Основные идеи плюрализма

Рисунок 1. Плюралистическая демократия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения ученых, плюралистическая демократия основывается на том, что двигателем демократии должен быть не весь народ в целом, даже не отдельно взятая личность, а определенная группа, преследующая главные и нужные цели. Воздействие именно единицы такого рода должно произвести стимулирующее воздействие, порождая объединения граждан, открыто выражающие свои интересы, находящие равновесие и стремящиеся к балансу, находящее свое отражение в политических решениях.

Самым важным аспектом, с точки зрения плюралистов, выступает достижение компромисса и равновесия. Что касается постановки на главную ступень такой единицы как группа, связано с тем, что с точки зрения плюралистической концепции индивид представляет собой безжизненную абстракцию. Объединяясь же в определенные виды сообществ, личность на должном уровне начинает формироваться, определяясь с интересами, ориентирами, ценностями и многими другими аспектами.

Принцип разделения властей

С точки зрения разделения властей, демократию сложно назвать властью стабильного большинства, так как оно весьма изменчиво, складывается из множества компромиссов, монополизировать власть, как и принимать определенного рода решения без поддержки других не имеет возможности. В случае возникновения именно такой обстановки, следует ожидать объединений из представителей недовольных сторон, которые будут в состоянии блокировать решения, не выражающие интересы большинства, не служащие противовесом, обеспечивающим сдерживание монополизации власти.

Замечание 2

В таком случае получается, что демократия ассоциирует себя с формой правления, в рамках которой общественные объединения наделены возможностью отстаивать свои интересы, конкурировать в борьбе за компромиссы, отражающие необходимый баланс.

Демократия как форма правления

Определение

Демократия – это политическая система, при которой существуют равные возможности для осуществления прав и свобод каждого члена общества.

Понятие «демократия» греческого происхождения, где демос означает народ, а кратос – власть. Демократия – это буквально «народовластие». Берет свои истоки со времен древней Греции и Рима. Была предметом анализа многих древнегреческих философов (Аристотель, Эпикур), некоторые из которых выступали против такой системы (Платон).

Возник термин как название формы правления в государстве, где все граждане (в Древней Греции это были только мужчины-собственники) были уравнены в политических правах независимо от имущественного положения. Такая форма демократии была прямой, то есть существовала в рамках непосредственного участия граждан в принятии решений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Афинская демократия отличалась от современной рядом особенностей:

  • малая масштабность (распространялась в рамках отдельного города);
  • гармоничная целостность общественного и личного интереса;
  • единство в принятии решений и осуждение фракционности;
  • растворение личности в обществе (ее свобода была не личностной, но гражданской).

Демократия часто отождествляется со свободой, но это не синонимы. Демократия – это свобода, которая выражена в нормах. Она не является ограниченным сводом правил и механизмов. Это общие принципы и указания относительно того, как нужно решать разные вопросы. Потому, она требует развития культуры института демократии.

Примечание

Демократия неразрывно связана с понятиями гражданского общества и социального государства.

Плюрализм в демократии в реальности

Политическое функционирование стран, представляющих высокий уровень развития, на современном этапе основывается именно на рассматриваемом типе, в результате чего плюралистическая демократия представлена на «каждом шагу». Таким образом, мы получаем, что наиболее сильная группа приватизирует собственность государства, снижает на нее налоги, при этом деньги не получаются слабыми группами, в числе которых пенсионеры, армия, врачи или учителя. Возникающее неравенство порождает еще большую пропасть между народом и элитными слоями населения, в результате чего государство перестает быть социальным.

Замечание 3

Защита собственности превыше защиты прав человека – правило, лежащее во главе угла законов и ценностей западного общества.

Что касается России, то она аналогичным образом ассоциируется себя с демократическим государством, которое строится на принципах плюрализма, с проповедуемой индивидуальной свободой. Говоря о монополизации власти, можно заметить, что рядом групп она практически завершена. В то время как ряд «лучших умов» продолжает питать надежду на равные возможности, которые позволят разрешить социальные конфликты.

Плюралистическая демократия: обзор концепций.

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти.

Гарольд Ласки (1893–1950 гг.) – видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании, сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований.

По учению Ласки, современный тип государства зародился в эпоху Реформации. Затем государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собственников. Ласки называл такое государство монистическим.

Представительные учреждения (парламент и органы местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в единую систему институтов, защищающих обладателей собственности. Утверждение свободы теоретик связывал с установлением нового общественного строя – промышленной демократии. Описывая будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собственность в нем сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся.

На смену централизованной организации власти придет «плюралистическое государство», в котором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов – производственные ассоциации (например, корпорация железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, независимые церкви.

Аргументируя эти положения, Ласки подверг критике предшествующие учения о государственном суверенитете (Ж. Боден, Т. Гоббс), общей воле государства (Ж.-Ж. Руссо) и праве как выражении воли суверена (Дж. Остин).

Названные доктрины с его точки зрения непомерно возвеличивают государство и противоречат федеративной природе общества. В действительности, «любая ассоциация, отдавая приказы своим членам, создает для них право, которое отличается от законов государства скорее уровнем, чем типом. Точно так же трудно провести различие между властью государства и властью иных ассоциаций, помимо различия их уровней».

Иную трактовку идеи политического плюрализма получили в неолиберальных доктринах (самые ранние концепции: институционализм М. Ориу во Франции, теория групп давления А. Бентли в США).

Морис Ориу (1856–1929 гг.), основоположник теории институционализма, был профессором и деканом факультета права Тулузского университета, рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Социальные механизмы, писал он, «представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов».

По определению Ориу, институт – это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь – на идее сострадания. Государство реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.

Существуют два типа институтов:

1) корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь);

2) вещные (правовые нормы).

Дальнейшее развитие теории плюралистической демократии было связано с уточнением места и роли различных социальных формирований в политической системе общества.

Минусы плюралистической демократии

Теория плюралистической демократии нашла признание и применение в большинстве развитых стран, тем не менее, существуют критические направления, подчеркивающие присущие ей недостатки.

К ним следует отнести следующие:

  • далеко не все члены общества представлены в различных группах интересов, поэтому через такие группы лишь незначительная часть общества (реально не более одной трети взрослого населения) может участвовать в принятии и осуществлении политических решений;
  • влияние отдельных групп различно: одни из них обладают мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ и пр.), другие таких рычагов практически лишены (инвалиды, пенсионеры, неквалифицированные наемные работники). Социальное неравенство приводит к тому, что не все группы одинаково способны артикулировать свои интересы.

Несмотря на приведенные возражения, практика политического развития современных стран Запада свидетельствует о том, что к концу XX в. эти страны значительно продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов, сглаживания социальных конфликтов и предоставления большинству граждан реальных возможностей для политического участия и защиты своих интересов.

Акцентируя внимание на сложном групповом составе народа как субъекта власти, модель плюралистической демократии не может отразить все аспекты современных демократий и дополняется рядом других концепций. Теориями, концентрирующими внимании на самом процессе осуществления власти, являются репрезентативная (представительная) и партиципаторная (политического участия) концепции демократии

Черты плюралистической демократии

Основные черты плюралистической демократии:

  • 1) заинтересованная группа (группа специальных интересов) является центральным элементом демократической политической системы;
  • 2) общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;
  • 3) соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;
  • 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (как считается в либеральной концепции демократии), но и на социальную область, где ими являются группы — соперники;
  • 5) «разумный эгоизм» индивидов и особенно групп является генератором политики;
  • 6) государство не «ночной сторож» (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;
  • 7) диффузия, распыление власти между различными политическими институтами;
  • 8) наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя;
  • 9) демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан.

Признаки современных демократических государств

  1. Современная демократия существует в форме представительской. Взаимодействие народа с государственным управлением происходит в форме делегирования полномочий избранным представителям (депутатам, конгрессменам), которые выражают его интересы и принимают решения от его имени.
  2. Демократия распространяется на сложные и неограниченные по размеру национальные или многонациональные государства.
  3. Признание множества интересов и возможность возникновения конфликтов как норм общественной жизни.
  4. Политический плюрализм и соединение права большинства на принятие решения с защитой права меньшинства и отдельного индивида на собственную позицию.
  5. Признание автономности личности и защита ее персональных прав.
  6. Ограничение власти в отношении ее вмешательства в деятельность гражданского общества, религиозных организаций, экономики.
  7. Развитость профсоюзов, общественных организаций и объединений, независимых от государства.
  8. Высокий уровень самоуправления, особенно местного.

Современная демократия отличается рядом принципов:

  • право свободно формировать политические партии и право партий бороться за власть во всей полноте, а не только частично;
  • признание народа высшим легитимным суверенным источником власти;
  • гуманизм – высокий уровень развития прав и свобод человека;
  • действенность обеспечения этих прав и свобод;
  • господство в стране законности и развитость системы законодательства;
  • выборность основных органов государства;
  • равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;
  • подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
  • граждане имеют не только права, но и несут ответственность за свой выбор;
  • многопартийность и существование альтернативности (в политике, культуре).

Недостатки современной демократии

Многие исследователи (Мюллер Я., Бреннан Дж., В. Браун) указывают на кризис или даже неминуемый крах современных демократий. Среди недостатков они указывают:

  1. Непрозрачность рынка. Оценка людей на основании их положения на рынке. Развитие класса прокариата – неуверенных в завтрашнем дне людей.
  2. Имитация выбора гражданами – выбор без выбора (все кандидаты одинаковы), популизм и радикализация массовых движений.
  3. Влиятельные эксперты и интеллектуалы пребывают на службе у либеральной экономической элиты. Ослабление профессиональности экспертизы («кухонная аналитика», «диванные эксперты»).
  4. Разочарованность масс в собственной влиятельности, углубление гражданской и политической пассивности.
  5. Манипуляция общественным мнением путем контроля СМИ со стороны крупных рыночных игроков. Унификация общественной сферы (необъективность СМИ, искусственное создание общественных конфликтов, замалчивание, формирование повестки дня).
  6. Усовершенствование техник пропаганды, отсутствие объективного мнения и блокирование естественной оценки здравомыслящих людей.
  7. Злоупотребление законом, монополия на насилие со стороны правительства в угоду собственным интересам (политическим, материальным), нередко – проявление неравенства.

Примечание

Одной из задач современных СМИ является не объективное освещение событий, но стремление породить неопределенность, страх, создать лишь иллюзию информированности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: