Позитивизм в социологии

Теория позитивизма в социологии

Введение

В эпоху Нового времени, расцвета естественных наук и классической европейской философии, впервые появляется идея создания науки об обществе, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. В 19 веке пришло время социологии, науке, которая занимается самой сложной формой движения материи, а именно социальной, выйти из рамок философии. Это произошло в Западной Европе, где теоретическое понимание процессов окружающей действительности было наиболее развито. Помимо этого условия, переход к рынку и связанные с ним социальные процессы послужили причиной возникновения социологии.

Во-первых, необходимость на качественно новом уровне понять диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которая в то время определялась быстро развивающимся капиталистическим способом производства. Лозунги «свободы», «равенства», «братства», под которыми в начале девятнадцатого века произошла Великая французская революция, стали, так или иначе, политическими, правовыми и моральными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Экономический порядок капитализма неизбежно требовал и пытался освободить свою самую важную производительную силу — рабочих — от традиционного кастового, сословного, религиозного и другого гнета и преследований феодального общества.

Понятно, что эти изменения происходили не сразу и были очень болезненными, определялись специфическими традициями и укладом жизни страны, что приводило к всевозможным социальным конфликтам. Более того, с середины девятнадцатого века сформировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе социология с ее универсальным и методологическим и прикладным характером формировалась и развивалась в этот период в наибольшей степени.

Термин «социология» был введен в 30-х годах XIX века Огюстом Контом, который считается отцом-основателем новой дисциплины. По его мнению, социология должна интегрировать (объединить) все знания об обществе как единый организм и придать им подлинно научную (то есть построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Другими словами, социология возникла со стремлением изучать общество как целостную систему; изучать общество позитивным (научно-инструментальным) способом.
Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, а не через строгий анализ фактов и научные обобщения; и она должна была отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типичными проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Позитивистская социология Конта состоит из двух основных концепций. Одна из них, социальная статика, показывает отношения между социальными институтами. По мнению Конта, в обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы. Но полагая, что общества по своей природе более стабильны, Конт также интересовался социальной динамикой, процессами социальных изменений

Изучение социальной динамики важно, поскольку оно облегчает проведение реформ и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или реорганизации социальных структур.
Все вышеперечисленное требует дальнейших размышлений и исследований, что и является целью данного эссе

Историческая эволюция позитивизма

Позитивистские идеи можно найти даже среди древних философов. Мыслители, такие как Протагор или Секст Эмпирик, уже проявили склонность к мыслям, которые в современном мире будут классифицироваться как позитивистские..

Однако истинные вдохновители позитивизма находятся в восемнадцатом веке. Это связано с тем влиянием, которое идеи французского Просвещения и британского эмпиризма оказали на мыслителей того времени..

Социальный позитивизм

Огюст Конт, отец позитивизма, утверждал, что в интеллектуальном развитии любого человека было три этапа.

По его словам, каждый человек развивает свою мысль в три этапа, так же, как она развивалась в истории человечества..

Эти три этапа были: богословский, метафизический и положительный.

Теологическая стадия состояла в объяснении всех явлений природы как результатов силы бога..

Один из главных критических замечаний Конта на этой стадии заключался в том, что все боги были созданы человеком, и это было очевидно в человеческих чертах богов..

Метафизическая стадия состояла из обезличенного богословия. Это означает, что предполагается, что природные явления происходят от скрытых сил или жизненных сил. Конт критиковал этот этап, потому что он утверждал, что он не искал реальных объяснений.

Наконец, положительный этап состоял в объяснении природных явлений и жизненного пути только путем наблюдения реальных и проверяемых фактов. По словам Конта, задачей науки было наблюдать за природой и описывать ее функционирование.

Для Конта человечество достигнет зрелости, когда научные наблюдения будут приняты как абсолютные истины.

Название самой важной работы Конта «Позитивный курс философии» происходит от того третьего этапа, который был предложен как идеал. И именно из этой работы название философского движения происходит от

Критический позитивизм

Идеи позитивизма Конта были отражены в немецком позитивизме, который развивался до Первой мировой войны. Представителями этой школы были Эрнст Мах и Ричард Авенариус, считающиеся создателями критического позитивизма..

Согласно Маху, теории и теоретические концепции были не «реальностью», а лишь инструментом, позволяющим понять. Для критических позитивистов теория была просто способом понимания реальности, чтобы иметь возможность интерпретировать другой набор наблюдаемых данных.

Согласно им, теории могут быть изменены, в то время как реальность является стабильной территорией. Поэтому позитивизм отказывался определять, является ли теория истинной или ложной. Тем не менее, они считались полезными ресурсами для их процессов наблюдения.

Логический позитивизм

Логический позитивизм развился в Вене и Берлине в начале 20-го века под сильным влиянием идей Конта и Маха. Среди них Филипп Франк, Ганс Хан и Ричард фон Мизес.

Это направление мысли было разработано параллельно в двух городах группами философов и ученых из разных областей, которые имели общий интерес к философии.

Согласно этим группам, функция философии состоит в том, чтобы разъяснять научные концепции, а не пытаться отвечать на оставшиеся без ответа вопросы. Например: жизнь после смерти.

Для них метафизика была плохой попыткой выразить чувства и эмоции

Они утверждали, что эта задача была важной, но принадлежала только искусству, и поэтому их претензии не следует воспринимать как научную истину

Список литературы

  1. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск: Вышэйш. шк.. 1999.
  2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: Владос, 1999.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2001.
  4. Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2001.
  5. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 1999. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики, 2003.
  6. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н., М.: Социальный педагог. Введение в профессию, 2008.
  7. Червякова Г. А., М.: Введение в профессию «Социальная работа», 2013.
  8. Шмелева Н. Б., М.: Введение в профессию «Социальная работа», 2013

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Эволюционистская социология Г. Спенсера
  • Семья как социальный институт и малая социальная группа
  • Формирование среднего класса в современной России
  • Основные принципы советского здравоохранения и многообразие форм их воплощения
  • Основные принципы медицинской этики и деонтологии
  • Гиппократ – выдающийся врач древности
  • Философия как форма духовной культуры общества и как тип мировоззрения
  • Мифология как тип мировоззрения. Мифология в XIX в. и в XX в
  • Религия как тип мировоззрения. Сравнительный анализ католицизма, православия, протестантизма
  • Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века 
  • Общее и особенное в этических принципах буддийской и конфуцианской этики
  • Структура социологического знания

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Принципы позитивизма

Согласно позитивистскому мышлению, знания могут быть получены только через положительные данные. То есть те, которые приходят от наблюдения природных и социальных явлений.

Чтобы руководствоваться этими наблюдениями, позитивисты подняли эти пять принципов:

Логика исследования должна быть одинаковой для всех наук

Неважно, изучают ли они природу или поведение человека.
Задача науки — наблюдать, чтобы объяснить и предсказать явления природы и общества..
Расследование должно наблюдаться человеческими чувствами и должно использовать только логику для интерпретации наблюдаемых фактов..
Наука — это не то же самое, что «здравый смысл», и ученым следует избегать интерпретации собранных ими данных..
Наука должна производить знания и быть максимально объективной и свободной от ценностей. Поэтому политика, мораль или культурные ценности не должны мешать ей.

Основы формирования теории позитивизма в социологии

Первые предпосылки формирования социологии, как науки получили свое отражение в теории позитивизма. Теория позитивизма (от лат. positivus — положительный) является первым направлением, появившимся в социологии XIX в. Его роль заключалась в построении новой системы знаний об обществе, основанных на инструментарии естественных наук. На начальных этапах своего развития позитивизм противопоставлялся чрезмерному теоретизированию и образовался в результате исключения абстрактных рассуждений об обществе и попытки создания «позитивной» социальной теории, соответствующей всем ключевым параметрам естественнонаучной теории.

Замечание 1

Согласно позитивизму, основная задача социологии состоит в исследовании социальных явлений с использованием эмпирических и аналитических методов. Только в этом случае она бы обладала «позитивными» чертами, т.е. способностью эффективно решать проблемы общества.

Основоположники позитивизма (главным образом Огюст Конт) полагали, что знания об обществе должны обладать свойствами строгости и точности, обоснованности и достоверности, реальности и полезности, аналогично знаниям о природе, получаемым из естественных наук. В своем труде «Дух позитивной философии» Конт писал о нескольких определениях термина «позитивное». Оно обозначает действительное в противоположность химерическому, полезное в противоположность бесполезному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Законы функционирования и развития общества согласно позитивизму изучались, как продолжение законов природы согласно степени, признавалась их неизменности во времени. По этой причине ученые считали невозможной попытку вникнуть в суть и причины бытия социальных явлений и процессов.

Философская парадигма к обоснованию законов развития общества как продолжению законов природы открывал возможность сторонникам позитивизма к изучению общества не столько в рамах динамики, сколько в рамках статистики. Таким образом, общество рассматривалось как система, находящаяся в состоянии стабильности и лишь позже в ситуациях изменения.

Замечание 2

Согласно мнению позитивистов, знание, отвечающее требованиям позитивной философии, могло добываться только с использованием методов естественных наук. Ключевыми среди них являлись наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.

Основные положения позитивистской социологии Конта

Конт считал, что посредством науки может познать любой скрытый закон, управляющий любым обществом. Такой подход он называл сначала социальной физикой, а позже дал название – социология, то есть наука об обществе. Конт стремился к выработке рационального подхода к изучению общества, основой которого были бы наблюдение и эксперимент. По Конту такой подход, часто называемый позитивистским, должен обеспечить практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Конт негативно относился к любым проявлениям отрицательного, разрушительного, критического. Он противопоставлял духу отрицания, который принесла Революция, созидательность, дух позитивизма. Категория позитивного стала наиболее общей и главной в его взглядах, в связи с чем, позитивизм и другие слова, производные от «позитив» превратились в основные термины, обозначающие учение Конта.

Конт указал пять значений термина «позитивизм»:

  • реальное, противопоставляемое химеричскому;
  • полезное, противопоставляемое негодному;
  • достоверное, противопоставляемое сомнительному;
  • точное, противопоставляемое смутному;
  • организующее, противопоставляемое разрушительному.

К этим категориям Конт добавил несколько черт позитивного мышления, как тенденции везде и во всем заменять абсолютное на относительное, его непосредственно социальный характер, а также тесную связь со всеобщим здравым смыслом.

В системе взглядов Конта место позитивного мышления может быть понято только в тесной связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он называл главным своим открытий.

В соответствии с этим, индивидуальный человек, человечество и общество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят обозначенные три ступени:

  1. На теологической стадии, называемой также фиктивной, человеческий разум стремится найти начальные или конечные причины всех явлений, стремится постичь абсолютное знание. В свою очередь, теологическое мышление проходит свои три стадии развития: фетишизм, политеизм и монотеизм. Данная стадия была необходима в свое время, так как она обеспечила предварительное становление социальности людей и рост умственных сил. Но стремление теологии проникнуть в предначертания Провидения – безрассудство, схожее с предположением, касающемся того, что низшие животные обладают способностью предвидеть желания человека или иных высших животных.
  2. Метафизическая, или абстрактная стадия человеческого мышления характеризует попытки объяснения внутренней природы явлений, их начала и предназначения, главного способа их образования. Но, в отличие от теологии, метафизика стремится объяснить явление не через сверхъестественные факторы, а через сущности, то есть абстракции. На данной стадии очень велика спекулятивная, умозрительная часть, в связи с упорным стремлением аргументировать, а не наблюдать. Метафизический тип мышления составляет, как и теологический тип, неизбежную стадию, являясь по природе своей критическим, разрушительным. Его черты в существенной степени сохранились и в современном мире.
  3. Позитивистская, или реальная, или научная стадия, в качестве основного своего признака содержит то, что в ней работает закон постоянного подчинения воображаемого наблюдаемому. На данной стадии ум отказывается воспринимать недоступное определение конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простейшему исследования законов, то есть, исследуются постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми явлениями.

Иногда Конт высказывал идеи, не только противоречащие изучению конечных причин, но и исследованию любой причинности, утверждая, что науке необходимо заменить вопрос «почему» на вопрос «как». Однако сам он, в своих сочинениях часто высказывался о возможных причинах того или иного явления.

Позитивное мышление, которое характеризуется всеми названными выше признаками, далеко от эмпиризма и мистицизма. В соответствии с законом трех стадий, все науки и любое общество неизбежно завершит свою эволюцию позитивной стадией. Именно третья стадия характеризуется формированием истинной, то есть позитивной наукой, цель которой – познать не факты, которые для науки составляют только необходимый сырой материал, а законы. Существование неизменных естественных законов – обязательное условие существования науки. Познание законов с целью развития рационального предвидения – ее предназначение.

Наследие позитивизма

Позитивизм, в форме, которая была задумана графом и махом, претерпел изменения и подвергся критике с момента своего появления. Тем не менее, необходимо признать, что это движение внесло большой вклад в историю человечества..

Его основной вклад заключается в развитии науки, благодаря которой он обозначил границу между реальными фактами и простым предположением.

В настоящее время этот предел кажется вполне очевидным, однако во времена Конта религия имела большие полномочия определять, что можно считать «истинным».

Позитивизм был также очень важен для развития общественных наук. На самом деле, граф также считается отцом социологии, первым определив научный метод анализа социальных явлений..

Философы-позитивисты также внесли большой вклад в этику и моральную философию. Для них этический идеал следует понимать как благосостояние для большинства. Поэтому они измерили мораль действий по отношению к соблюдению этого критерия.

Наконец, необходимо признать большой вклад, внесенный в науку членами берлинской и венской групп. Среди них выделяются некоторые из самых выдающихся ученых 20-го века..

Некоторые из них — Бернхард Риман, автор неевклидовой геометрии; Генрих Герц, первый ученый, создавший электромагнитные волны в своей лаборатории, и даже Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности.

ссылки

  1. Кроссман А. (2017). Что такое позитивизм в социологии? Получено с: мысли
  2. Очерки, Великобритания. (2013). Вклад позитивизма в общество. Философский очерк. Получено с: ukessays.com
  3. Методология исследования. (S.F.). Философия исследования позитивизма. Получено с: research-methodology.net
  4. Основы философии. (S.F.). Позитивизм. Получено с :ophybasics.com
  5. Редакция Британской энциклопедии. (2017). Позитивизм. Получено с: britannica.com.

Сущность позитивизма

В основе позитивизма стояла задача с помощью аналитического и эмпирического метода нужно было изучать общественные явления. Только при таком раскладе она могла бы стать «позитивной» и благополучно решать поступающие проблемы, которые и по сей день существуют в обществе, опираясь при этом на различные научные методы.

Ученый Огюст Конт полагал, что достоверные сведения об обществе должны быть не только строгими, но и опираться на достоверные и обоснованные факты. Позитивизм определял тот факт, что общественные знания должны были отвечать научности и реальности, поэтому это знание нужно добывать при помощи методов естественных наук. Исходя из этого были задействованы такие методы, как сравнение, наблюдение, эксперимент, а также исторический и математический методы.

Позитивизм наиболее полно проявлялся во многих направлениях, которые часто называли чертами позитивизма. Этими направлениями стали в основном:

  • натурализм,
  • органицизм,
  • эволюционизм.

Не смотря на все различия все эти направления отличаются принципом редукционизма, смыслом которого было стремление объяснить различные явления жизни общества со стороны одного из факторов, которыми может стать, например, биологический или расовый признак.

Наиболее полноценно идеи позитивизма раскрывались в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением 20 века, которое опиралось прежде всего на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Замечание 1

Неопозитивизм устремлялся к рассмотрению социальных явлений, при этом опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявлялось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм рассматривал субъективные факторы через поведение людей. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений и процессов в количественной характеристике.

Позитивизм Г. Спенсера

Спенсер выступает последователем учения Конта о позитивизме, является основоположником органической социологии. Он проводит аналогию между биологическим организмом и обществом с одной стороны и взаимодействующими элементами с более совершенной системой, с другой.

Теория Спенсера базируется на двух аспектах:

  • общество – это особый, специфический вид социального организма;
  • развитие общества происходит в результате социальной революции.

Органическая теория общества Спенсера рассматривает общество как единую систему взаимодействия биологических (природных) и социальных факторов. Все стороны социальной жизни органично между собой взаимосвязаны и не могут вне данной связи действовать.

Социальная роль субъекта и назначение любого социального института проявляются только при рассмотрении целостного социально-природного организма.

Спенсер считал, что общество подобно живому организму, так как:

  • общество, как и живой организм, в процессе развития и роста увеличивается в массе;
  • в процессе развития происходит усложнение общества и биологического организма;
  • структурные элементы общества и живого организма по мере развития все больше зависят друг от друга;
  • составляющие общество и живые организмы структурные единицы постоянно появляются и исчезают, при этом сам организм продолжает функционировать.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества в результате усложнения и совершенствования социальных институтов, в первую очередь политических. В социальной эволюции Спенсер выделяет следующие этапы:

  • интеграция – переход от простого к сложному;
  • дифференциация – переход от однородного к разнородному;
  • возрастание порядка — переход от неопределенного к определенному.

Социальная эволюция объективно обусловлена человеческим потребностями, что наблюдается во всех сферах социальной жизни.

Социальное равновесие – это результат гармонии интересов, приспособительных действий, компромиссов в действиях социальных институтов и людей. Равновесие выступает фактором стабильности общества.

Заключение

Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять структуру общества, его политико-динамическую структуру, научными методами. На такую картину общества сильно повлиял опыт революции; прагматический проект структуры общества был построен на научном прогрессе. Наука должна была заменить произвол королей и стать основой рационального общественного устройства.

Научное знание, как его представляли себе Конт и его предшественники, ученые-энциклопедисты (Дидро и другие), выступало как единое целое. Законы природы должны были быть распространены на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Социология Конта — это позитивная наука, подобная естественным наукам.

Огюста Конт можно считать основателем социологии, поскольку он не только занимался изучением общества и социальных проблем, но и разработал план систематизации наук и определил место социологии в ней, что послужило основой для последующей академической институционализации социологии как отдельной науки.

В ходе развития социологии четко прослеживаются две идеи, восходящие к работам О. Конта:

  1. применение научных методов к изучению общества;
  2. практическое использование науки для проведения социальных реформ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: