История науки и кумулятивизм

Кумулятивистские и антикумулятивистские концепции научного прогресса

Слайд 4 По мнению С. Тулмина, ни дискретность, ни кумулятивизм

на науку как согласованную “пропозициональную систему” и заменить ее понятием

“концептуальной популяции”. Понятия внутри популяции обладают большей автономностью: они появляются в популяции в различное время и в связи с различными задачами, могут относительно независимо выходить из нее. Внутренняя логика имеет свои особенности на каждом из уровней исследования, эмпирическому уровню присущ кумулятивный характер, поскольку даже отрицательный результат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопление знаний. Теоретический уровень имеет более скачкообразный характер, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование всей системы знания, как правило новая теория не отрицает предшествующую полностью, а включает ее в качестве частного случая.

Стивен Эделстон Тулмин (1922-2009 гг.)

Статус и роль философии в жизни общества

Кумулятивистские и антикумулятивистские концепции научного прогресса

страница 96/183
Дата 24.03.2021
Размер 1,91 Mb.
#108349
Тип Закон

  …           96         …  

Кумулятивизм

Кумулятивистские и антикумулятивистские концепции научного прогресса

В рамках истории науки существует два противоположных подхода к анализу развития науки и механизмов этого развития: кумулятивизм и антикумулятивизм.

Кумулятивизм концепция, согласно которой развитие научного знания происходит путем его постепенного и непрерывного накопления. Данная концепция исходит из идеализированной предпосылки, согласно которой в науке в отличие от других форм культуры знание с течением времени не теряется и не подвергается радикальному отрицанию, а аккумулируется, обеспечивая непрерывный рост существующего фонда совокупной научной информации; при этом научное сообщество действует всегда рационально и критично. Такое понимание динамики науки абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки.

Кумулятивизм был широко распространен в позитивистской философии и истории науки второй половины 19 – начала 20 вв. Его видными представителями выступали британский философ-позитивист Герберт Спенсер, австрийский ученый Эрнст Мах, французские ученые Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем. Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

В рамках постпозитивистской философии науки середины – второй половины 20 в. наиболее ярким его представителем кумулятивизма является концепция критического рационализма Карла Поппера. Последний изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями, в результате чего пришел к выводу, что в процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе её развития. Научный прогресс осуществляется по следующей схеме:

Т1 Р Т2, где Т1 – изначальная теория, Р – новая проблема, с которой сталкиваются ученые, Т2 – новая теория, которая возникает в результате тщательного анализа возникшей проблемы и критического пересмотра прежней теории. При этом между Т1 и Т2 сохраняется преемственность.

Каталог: images -> stories -> Philosophystories -> Сборник материалов V научно-практической конференции Екатеринбург 2012 issn 2303-9892stories -> Морозова С,А. О некоторых особенностях формирования профессиональной компетентности музыканта в среднем профессиональном образованииstories -> Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Психиатрия»Philosophy -> Учебно-методический комплекс для студентов специальностейPhilosophy -> Методические указания по курсу «Великая Отечесвтенная война советского народа в контексте Второй мировой войны»

Поделитесь с Вашими друзьями:

  …           96         …  

Слайд 3 Подлинности процесса развития научного знания и его прогрессу

одного этапа эволюции к другому всегда связан с пересмотром фундаментальных

идей и методов. История науки изображена представителями антикуммулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Этот период связан с расширением поля философской проблематики в постпозитивисткой философии науки и представлен критическим рационализмом К.Поппера, концепцией Куна, Лакатоса, Фейерабена, Полани, Холтона и др.

Антикуммулятивизм полагает, что история науки не представляет собой процесс накопления знаний, в ходе которого происходит кумулирование знаний в виде новых научных истин.

Слайд 9 Модель развития науки: Перестройка оснований научной дисциплины в

которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира.

Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.). В системе новых фактов могут быть не только аномалии, не получающие своего теоретического объяснения, но и факты, приводящие к парадоксам при попытках их теоретической ассимиляции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: