Особенности межличностных отношений
Реализация межличностных отношений осуществляется посредством трех форм взаимодействия:
-
обмен информацией через устную речь (вербальное соприкосновение);
-
использование невербальных сигналов, например, жестов и т. д.;
-
обмен эмоциями через средства экспрессии, например, плач, смех и т. д. (аффективное соприкосновение).
Нужно отметить, что формирование межличностных отношений начинается сразу после рождения, хотя младенец еще формально не является личностью. Для взаимодействия с родителями он использует плач, смех, с помощью которых сообщает о своих желаниях и чувствах. Со временем общение становится все более осознанным, однако все же межличностные связи можно будет считать настоящими, только когда завершится первичная социализация ребенка.
Характерные особенности межличностных отношений:
-
Присутствует сильная зависимость от эмоциональных оценок (осознанных и бессознательных), причем даже в случае деловых и формальных отношений.
-
Каждый субъект данного взаимодействия является уникальным индивидом, который занимает определенное место в обществе и обладает конкретными свойствами характера.
-
Развиваются постепенно во время общения и других видов коммуникации, а не спонтанно.
-
Данный вид взаимодействия является непостоянным и может меняться в худшую либо лучшую сторону, иногда кардинально.
Роль эмоциональной составляющей в человеческих взаимоотношениях
При построении любых межличностных взаимоотношений основой служит эмпатия.
Эмпатия – это отклик одного человека на эмоциональное состояние другого.
Человек имеет различные виды эмоциональных состояний: простейшие биологические эмоции (к примеру, испуг), эмоции настроения (весёлый, усталый и т. д.), аффекты (ярость), чувства, стрессовые реакции. Конечно, на любом виде этих эмоциональных состояний и по-разному будут выстраиваться контакты.
Нужно понимать, что не на всех эмоциональных состояниях возможно выстроить адекватный контакт. К примеру, аффективные эмоции точно не располагают к адекватности.
Способность к эмпатии помогает предположить и распознать чувства вашего партнёра. Эмпатия бывает когнитивной (она проявляется в понимании состояния своего собеседника, но без изменения своего собственного эмоционального состояния), эмоциональной (не только понимание, но и сочувствие, сопереживание партнёру) и высшей (когда вы не только осознаёте, принимаете и сочувствуете, но и действуете в соответствии с эмоциональным состоянием партнёра).
Иногда может казаться, что эмоции мешают построению некоторых отношений. Но это не так. Ведь любая эмоция выполняет какую-либо функцию: отражательно-оценочную, защитную, активизирующую, компенсирующую. Если вы осознаёте, что какая-то эмоция приносит дискомфорт вашим отношениям, то её надо осознать и найти, какую потребность вы или ваш партнёр пытается удовлетворить, выражая эту эмоцию.
Проблема отношений с одноклассницамиПравить
Иногда бывает, что куда бы ты не пошел, куда бы не сунул свой любопытный нос, везде тебя поджидает неудача. Здесь дело, скорее всего не в тебе, а в твоих одноклассниках.
Тебе нравились из класса многие девочки, но подходя к каждой из них, ты получал ответ «ну, не знаю», «нет». Ты расстраивался, уходил, продолжал поиски своей любви, но никак и никто не соглашался. Все поиски были тщетными. У тебя снизилась самооценка, сократился круг общения почти до нуля и ты замкнулся в себе, хотя, ты почти не отличаешься от своих одноклассников, только более стеснительный, чем они.
У каждого в группе есть свое Я. Есть Я которое бы ты хотел видеть сам, которое бы хотели видеть в тебе твои одноклассники и Я, которым ты обладаешь сейчас. Изначально, с рождения у всех Я почти одинаковое, не пошатнувшееся под ударами судьбы. Входя в каждый коллектив твое Я начинает изменяться под влиянием твоего окружения.
В классе, в котором ты жертва все хотят видеть тебя «третим лишним». Коллектив давит своими мнениями на тебя и ты прогинаешься и в конце концов твое Я сломлено и ты становишься жертвой. Изменить их ты не можешь, но ты мог бы их подтолкнуть изменяться, что к сожалению невозможно, поскольку при попытке что нибудь изменить, ты получишь опять удар от общества, которое не хочет двигаться вперед, а желает оставаться каким есть.
В данном случае с тобой девочки одноклассницы не хотят иметь дела, потому что они боятся лишь за свою нишу в коллективе. Начиная общаться с тобой, они-бы тоже подверглись нападкам со стороны одноклассников и стали бы изгоями.
Решение: не искать свою любовь в коллективе, где ты жертва; искать ее в той компании, которая никак не связана с твоим классом (или другим коллективом, где ты изгой).
Травля изгоя[править]
Обычно когда начинается травля выделяются два-три или один человек, которого будут гнабить. Как правило, зачинщиками травли становятся те, к мнению которых прислушиваются или под которыми прогинаются, боясь стать изгоями тоже. Их не бывает много. Это 2-3 человека.
Во время травли в классе над ребенком издеваются, пинают, бьют, обливают и оскобляют. Всем все равно на мнение изгоя. Здесь действует стадный инстинкт — он бьет и мы за одно. И никто не задумывается о том, как плохо жертве, что он тоже человек, с чувствами и душой. Часто, даже без драк и оскорблений, травля может уже начинаться с того, что ребенка не пускают играть в игры, когда играют все. Или не принимать в команду, либо брать всегда последним, что разнозначно.
Если общество выбрало жертву, то оно не сменит ее, пока не появится кто-то более с выделенными чертами характера, которые данная компания не любит. При исчезновении же второй мишени-изгоя, первый опять с той же силой ощущает нападки своих одноклассников.
Исправить такую ситуацию сложно. Говорить с родителями или с детьми-обидчиками бесполезно — они скажут одно: «Он сам виноват, потому что…». И придумают оправдание, либо скажут то, что им не нравится в изгое, ранив снова же самого ребенка.
Решение: в такой ситуации человеку лучше просто покинуть данное общество, сменив круг общение.
Секреты отношений с девушкамиправить
Ты познакомился с девушкой, влюбился, однако начал ей надоедать неизвестно по какой причине. Вскоре вы расстались.
Ты познакомился с другой девушкой, и хочешь ее удержать навсегда. Тут тебе и пригодится следующие правила:
Общие понятия межличностных отношений
Экспансивная основа представленных взаимоотношений охватывает все существующие типы эмоциональных проблесков. Связь или контакт между людьми создается далеко не только на базе заурядных экспансивных проявлений. Кроме того, активность трактует и иную серию взаимоотношений, которая опосредована ею. Весьма сложно проводить анализ межличностных отношений в социальной психологии, потому как нужно одновременно проанализировать 2 степени отношений в группе: как межличностные, так и опосредованные коллективной работой. Проще говоря, вдобавок еще нужно рассмотреть общественные отношения тех же личностей, которые имеют прямые взаимоотношения. По этой причине вопрос о методических средствах подобного рода анализа становится очень острым и актуальным.
Стоит упомянуть, что изначально социальная психология чаще изучала только межличностную структуру, поэтому по данному направлению написано большое количество работ, которые ныне помогают многим людям. Одним из результатов этих работ предстает метод социометрии, описанный североамериканским психиатром Джекобом Леви Мореном. Способ, созданный в рамках представленной теоретической схемы, оказался очень популярным.
Исходя из этого, можно смело утверждать, что межличностный контакт рассматривается как действующий компонент психологической обстановки группы. Однако для полноценной проверки межличностных и внутригрупповых отношений, чтобы улучшить и усовершенствовать их в дальнейшем, используется вышеупомянутая система социометрии.
10 самых частых ошибок, совершаемых людьми в процессе межличностного общения
«Я стесняюсь сказать, что мне нужно. Мне стыдно сказать, что мне не нравится»
Следует осознать, что любые виды и уровни межличностных отношений не будут развиваться, если в них будут присутствовать недопонимания и недомолвки. Отношения не могут построиться на неоправданных ожиданиях одного или сразу нескольких людей. Поэтому нужно выражать свои чувства.
Люди не всегда могут заметить, что, к примеру, какими-то своими действиями приносят вам дискомфорт или что вам нужна помощь. Лишь только вы можете помочь другому разобраться в своих эмоциях.
Я думаю, что многие на своих личных примерах вспомнят, что такое затяжное замалчивание дискомфорта и недомолвок в итоге приводит к взрывным конфликтам.
Забываем благодарить своего собеседника/партнёра
Не забывайте благодарить окружающих вас людей за помощь, за поддержку, за маленькие уступки и большие радости. Благодарите за встречи, благодарите за то, что кто-то помог вам прибраться, благодарите за время, которое провели с вами.
Существует несколько способов выразить свою благодарность: словами, подарками, невербально (к примеру, объятия), оказанием помощи, уделить человеку внимание и время.
Неуместные вопросы, бестактность
Если вы точно не уверены, какие чувства у человека может вызывать тот или иной вопрос – не задавайте его. Обычно к таким вопросам относят: вопросы о зарплате, личные вопросы («Ой, ну когда вы уже поженитесь?»), вопросы про здоровье, вопросы про стоимость вещей собеседника.
Быть упрямым. Считать, что только ваше мнение правильно
Если вы не слышите мнение других людей, то такое поведение совершенно не располагает к плодотворному сотрудничеству в любых отношениях. Слышать мнение другого – это не значит отказаться от своего мнения.
Если вы хотите предложить свой вариант решения, лучше выслушайте вашего собеседника до конца, а потом расскажите своё мнение, начав словами: «По-моему опыту…»
Показываем собеседнику не те чувства, что испытываем на самом деле
Если вы улыбаетесь человеку, когда на самом деле вам грустно, пытаетесь казаться очень спокойными, хотя на самом деле раздражены, то ваш партнёр чувствует неискренность. Но так как до конца не уверен в ней, он просто запутывается в контакте с вами. Как и в первой ошибке такое неверное демонстрирование чувств рано или поздно приводит к конфликту.
Обесценивание важных для человека вещей, интересов, ценностей, важных для него людей
Другой человек не может иметь только схожие с вашими взгляды, и, конечно же, он имеет на это полное право. Если в каких-то мнениях вы расходитесь, примите это, не навязывайте ему своё, не давайте саркастических комментариев.
Обвинения и оскорбления
Такое поведение точно не приведёт к доверительным отношениям. Вы только испортите своё настроение и настроение собеседника. Даже эмоционально напряженные разговоры следует вести дипломатично.
Перебивать собеседника
В крайне редких случаях это может быть допустимо, к примеру, когда вам срочно, быстро нужно донести какую-то очень важную мысль. Но постоянно и просто так этого делать не стоит, следует стараться дослушать мысли собеседника, иначе он почувствует свои мнение неважными для вас.
Действовать только так, чтобы заполучить одобрение окружающих
Не следует забывать о своих чувствах и потребностях и стараться всегда угодить другим. Ваши партнёры по общению будут чувствовать какую-то неискренность, часто не понимать как им себя вести. Такое поведение также приводит к постепенно накапливаемой и скрываемой агрессии, которая рано или поздно приводит к яркому конфликту.
Общение
Межличностные отношения базируются на общении.
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
-
перцептивная сторона общения;
-
коммуникативная сторона общения;
-
интерактивная сторона общения.
Выделятся ряд основных функций общения.
-
Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
-
Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
-
Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.
-
Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
-
Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
-
Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
-
Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
-
Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
-
Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
Изгой в школе[править]
Это одна из стандартных ситуаций, которая случается по всюду. В школах, люди строят отношения, не только учитывая умственные и иные характеристики, но и учитывая успеваемость друг друга. К примеру, в младших классах все твои друзья считают, что учиться на отлично — это хорошо. Но чем старше ты становишься, тем больше начинаешь замечать, что к отличникам начинают относится более негативно, и с меньшим уважением. Причина в том, что в начальной школе вы еще дети и вы привыкли следовать мнению взрослых. И не только следовать, но и повторять их реакции. Когда учитель хвалит ребенка в начальной школе, то радуется не только ребенок, но и остальные одноклассники за него. Но с переходом в старшие классы дети взрослеют и начинают мыслить автономно, не завися от чьего-то мнения. Поэтому в старших классах и процветает ненависть к выскочкам и отличникам.
Также, важны и привлекательность и умение достойно себя вести. Не замечали ли вы что в вашей школе в вашем классе все друг друга могут оскорблять, унижать, как бы шутя, над друг другом, но все еще оставайсь на своей нише? Не становясь изгоями. Шутки один из методов общения в обществе. С помощью них можно гладко контактировать, выезжать из конфликтов, и даже находить себе друзей. Но, есть нюанс. Даже если ты хорошо умеешь шутить, ты должен правильно реагировать на то, как поведут твои одноклассники услышав твою шутку
Это тоже важно; нельзя засмеяться когда никому твоя шутка не была интересна. Потому, что если ты так сделаешь, то это может стать зацепкой чтобы сделать тебя изгоем у одноклассников
Повел неправильно раз, второй и твой авторитет начал неумолимо падать. Следуйте реакции и принципам жизни коллектива — не смейтесь над тем, над чем не принято в данном обществе. Слейтесь с обществом воедино. Прочувствуйте и досконально изучите его, чтобы всегда знать как действовать.
Не навязывайтесь к компании в которую вас не принимают, Вас только будут еще сильнее отвергать и еще жестче обращаться с Вами. Оставьте их в покое, уйдите от них, чтобы они о Вас забыли (маловероятно, при повторной встрече над Вами не захотят опять поиздеваться, но вероятность все же будет меньше, если контактирование с этим коллективом будет сведено к нулю).
Типы межличностных отношений
В основе типов межличностных отношений лежат психологические особенности конкретной личности, вступающей в контакт. Существует 8 ярко выраженных психологических предрасположенностей личности, на основе которых выстраиваются и определенные модели межличностного взаимодействия.
Дружелюбный тип межличностного взаимодействия
Такая личность зависит от одобрения социумом, стремится удовлетворить свою потребность «всегда быть хорошим», в конфликтной ситуации всегда стремится найти компромисс. Демонстрирует внимательность к эмоциональному состоянию других людей.
Зависимый тип межличностного взаимодействия
Человеку зависимого типа характерна неуверенность в себе и своих силах, размытость собственной точки зрения и поиск авторитетного мнения для её подтверждения, неспособность к адекватному реагированию на конфликтные и стрессовые ситуации, беспомощность.
Подчиняемый тип межличностного взаимодействия
Подчиняемый тип чем-то пересекается с зависимым типом, но степень градации собственной неуверенности подчиняемой личности значительно выше. Здесь речь уже идёт не просто о неспособности к самоподдержке, а к самоунижению. Подчиняемая личность не может существовать без авторитета, она беспрекословно выполняет чужие обязанности, а своих целей будто бы и не имеет вовсе. Такой тип очень легко даже не нарочно ввести в неловкие эмоциональные переживания.
Альтруистический тип межличностного взаимодействия
Основа альтруистического типа – это жертвенность. У альтруистов есть и свои потребности, и свои интересы, но они намеренно приносят их в жертву ради удовлетворения потребностей других людей. От общения с такими людьми складывается ощущение, что они навязывают свою помощь, даже когда запроса о ней не поступало.
Эгоистичный тип межличностного взаимодействия
Такие люди часто прибегают к нечестному соперничеству, достигают своих целей, игнорируя цели других, в общении вызывают неприятные ощущения у собеседника своей чрезмерной самовлюбленностью. Не стесняются всеми возможными способами переложить ответственности и свои задачи на других людей.
Агрессивный тип межличностного взаимодействия
Такой тип личностей склонен к обесцениванию чужих эмоций. Они с насмешкой относятся к трудностям других, склонны к постоянному обвинению, редко берут ответственность за ошибки на себя, не идут на компромиссы. Они утверждают, что в своих действиях прямолинейны и честны, хотя на самом деле их слова и поступки чаще всего бестактны. Чрезмерно раздражительны, чрезмерно настойчивы.
Авторитарный тип межличностного взаимодействия
Вне зависимости от социальной обстановки и формата взаимодействия стремятся быть авторитетом. Их потребность во власти доходит до граней деспотичности. Чужое мнение для них не имеет места быть, требует безукоризненного уважения собственной личности, даже без видимых на это причин. Не просят, не спрашивают, а указывают.
Подозрительный тип межличностного взаимодействия
Люди, прибегающие к такому типу, считают, что буквально каждый человек в этом мире враждебно настроен. Они критикуют всех окружающих, все явления и события, часто сообщают о том, что постоянно разочаровываются в партнёрах, друзьях, семье. Не способны на установление доверительного контакта, часто жалуются.
Конечно, читатель подумает, что среди этих восьми типов нет тех, кто способен вступать в продуктивные межличностные отношения. И он будет прав. Это действительно так, такие личности доставляют дискомфорт себе и окружающим, они не обладают определенными коммуникативными компетенциями.
Но, скорее всего, каждый нашёл среди них описание какого-то своего знакомого или члена семьи. Может быть, кто-то заметил, что и сам чаще всего прибегает к какому-то определенному типу. Могут ли такие люди научиться продуктивному взаимодействию? Ответ: «да, могут». А как, мы рассмотрим далее.
Естественно, невозможно всегда быть подозрительным в контакте или авторитарным. Нельзя быть «всегда хорошим». Модель продуктивного межличностного взаимодействия подразумевает под собой равновесие между собственной уверенностью и принятием другого, между собственными целями, которые все-таки должны стоять в приоритете, и не нарушением границ других.
Этапы развития отношений
Взаимоотношения личного характера проходят через несколько этапов развития и формирования:
Знакомство.
С этого начинаются любые отношения (начало коммуникации). К данному виду взаимодействия относятся люди, с которыми вы не только вступали в диалог, но и просто знакомы визуально.
Данный тип общения и межличностных отношений базируется на общих интересах, симпатии, взаимной привязанности, а также желании поддерживать отношения и проводить время вместе.
Товарищеские отношения.
В этом случае всех участников объединяет общий вид деятельности. У них одна цель, на достижение которой и направлено их общение.
Дружеские отношения.
Дружеский тип межличностных отношений основан на взаимопомощи, эмоциональной привязанности и поддержке. Однако, для того чтобы дойти до этого этапа, необходимо обладать определенными личностными качествами и приложить немало усилий.
Любовь (в том числе платоническая) – тип межличностных отношений, который представляет собой наивысшую форму взаимодействия между людьми и предполагает ответственность за партнера, самоотверженность, благородство.
Чтобы создать благоприятный фон для гармоничного развития взаимоотношений в данном случае, придется долго и упорно трудиться, как и в случае с дружбой. Влюбленность является сильным мотиватором и двигательной силой, однако испытать ее дано не каждому. Причина может быть не только в индивидуальных качествах человека, но и в отсутствии достойного избранника.
Нужно понимать, что независимо от того, в какой тип межличностных отношений (семья, дружба, любовь, деловое партнерство) человек вступает, он в любом случае несет определенную ответственность. Именно от него зависит 50 % успеха в построении взаимоотношений и итоговый результат общения с партнером, особенно если речь идет о дружеских или любовных взаимосвязях.
Психология межличностных отношений
Определение 1
Межличностные отношения – это совокупность связей, которые складываются между людьми, в форме суждений, обращений друг к другу, в форме чувств.
Межличностными отношениями являются понимание людьми друг друга и восприятие, привлекательность, взаимодействие и в частности ролевое поведение.
Для межличностных отношений характерны когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Что касается когнитивного компонента, то к нему относятся все познавательные психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, представление, воображение. С помощью когнитивного компонента познаются индивидуально-психологические особенности партнера по совместной деятельности, а также взаимопонимание.
К основным характеристикам взаимопонимания относится адекватность и идентификация. Под адекватностью понимается точность психического отражения личности, а идентификация – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого.
Вторым компонентом межличностных отношений является эмоциональный компонент, включающий переживания положительные или отрицательные, которые могут возникнуть в процессе межличностного общения. К ним относятся симпатии и антипатии, удовлетворенность собой или партнером, удовлетворенность работой, эмпатия как эмоциональный отклик в виде сопереживания, сочувствия, соучастия относительно другого человека.
Следующим является поведенческий компонент, включающий мимику, жестикуляцию, пантомиму, речь и действия, выражающие то или иное отношение человека к другим людям. В регулировании взаимоотношений поведенческий компонент играет ведущую роль.
Замечание 1
Насколько межличностные отношения эффективны, можно судить по состоянию удовлетворенности или неудовлетворенности группы или отдельных её членов.
К видам межличностных отношений относятся: производственные отношения между сотрудниками при решении целого ряда задач – производственных, хозяйственных, учебных, бытовых.В производственных отношениях правила поведения сотрудников по отношению друг к другу закреплены. Производственные отношения разделяются на вертикальные, возникающие между руководителями и подчиненными, горизонтальные, возникающие между сотрудниками с одинаковым статусом, отношения по диагонали – это отношения между руководителями какого-либо одного производственного подразделения и рядовыми сотрудниками другого подразделения.
Кроме производственных, взаимоотношения могут быть бытовыми, формальными, неформальными. Понятно, что бытовые взаимоотношения складываются не на трудовой деятельности, формальные закрепляются в официальных документах, а в основе неформальных взаимоотношений лежат симпатии или антипатии, авторитет и др.
Личные особенности человека – пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, оказывают свое влияние на характер межличностных отношений.