Религиозные тексты как источник права реферат

2.5 религиозные нормы

Выдержка из текста

Введение

Актуальность темы исследования. Демократизация общества, происходит в нашей стране с начала 90-х годов ХХ в., Обусловила рост духовной свободы человека, следствием естественное повышение уровня религиозности населения, увеличение количества действующих в стране религиозных организаций, усиления влияния религиозных структур на государственно-правовые процессы. С учетом этого, одной из задач юридической науки является рассмотрение соотношения права и религии в новых общественных реалиях выступает необходимым условием формирования взвешенной правовой политики в этой сфере, совершенствования законодательства и введение оптимальной модели отношений государства и церкви.

Актуальность проблемы исследования усиливается тем, что в условиях методологической плюрализация современной юриспруденции, преодоление идеологического монизма и привлечения опыта зарубежных правоведов стоит задача пересмотреть основные вопросы места права в системе социального регулирования. Особенно это касается соотношения права и религии, поскольку последний советской наукой, которая базировалась на марксистской философии и социологии религии, отводилась преимущественно консервативная, негативная роль в комплексе нормативной регламентации социума

Такая позиция не может считаться удовлетворительной и дополнительно обосновывает важность переосмысления указанной проблематике

Следует также отметить, что несмотря на определенный «ренессанс» религиозной тематики, который наблюдается в современной юридической литературе, в научных трудах почти нет попыток теоретической разработки соотношения права и религии. Существующие же исследования в этой области довольно часто характеризуются фрагментарностью. На монографическом уровне они преимущественно или обращены к проблемам свободы совести и правового статуса религиозных организаций, или же рассматривают влияние на право положений отдельного вероучения. Почти без внимания ученых-юристов остаются формы влияния религии на правообразования, недостаточно полно изучено природу религиозного права, а религиозный фактор в научных поисках компаративистов освещается в основном в пределах традиционных или религиозных правовых систем. К этому надо добавить, что религиозную окраску некоторых работ, а иногда — спорность их отправных положений (например, тезисы о правильности или ошибочности догматов той или иной конфессии в контексте государственно-правового развития и т.п.) тоже не способствует решению вопросов взаимодействия права и религии именно в юридической плоскости.

Таким образом, в настоящее время существует потребность концептуального, основанного на современной методологии исследования соотношения права и религии в процессе формирования права и функционирования правовой системы, что будет способствовать решению ряда проблем общей теории государства и права, а также улучшению качества и эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы работы базируется на научных трудах по философии права и религии, общей теории государства и права, конституционного права, религиоведения, психологии и социологии религии.

Разработка авторского видения проблем правопонимания, взаимодействия и взаимовлияния правого и религиозного регуляторов, модели отношений государства и церкви основывается на тщательное изучение трудов современных российских ученых, в частности, С.С. Алексеева, К. Бабаева, М.И. Байтина, В.А. Бачинина, Н.В. Варламов, М.Ю. Варьяса, А.М. Величко, В.А. Четвернин, О.В. Зайчука, Ю.А. Зюбанов, А.И. Ковлера, О.Е. Лейста, А.А. Лукашова, С.И. Максимова, А.В. Мартишина, М.М. Марченко, В.В. Момотова, В.С. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, Н.М. Онищенко, Ю. Оборотова, В.В. Бархатного, О.В. Петришина, А.В. Полякова, М. А. Придворова, П. Рабиновича, Р.А. Ромашова, Л.С. Сюкияйнена, А.А. Тер-Акопова, Л.Б. Тиунов, В.А. Туманова, И.И. Царькова, М.В. Цвика, И.Л. Честнова, В.Е. Чиркин; а также современных зарубежных специалистов — Ж.-Л. Бержель, Т. Бендитта, Г.Дж. Бермана, А. Гьоффе, Р. Давида, М. Элона, Ю. Кардави, И. Касдан, Дж. Кина, Д. Ллойда, Ф. Люшера, П. Рикера, К. Скиннера, С. Феррари, Р. Ципелиуса.

Цель и задачи исследования. С учетом современного состояния научной разработки проблемы, целью работы является анализ, на основании современного правопонимания, проблемы регигиозных текстов как источника права и функционирования правовой системы и определение на этой основе

Религиозные тексты как источник права

Религиозные источники — это группы религиозных норм, включенных в религиозные книги, а также акты, принятые органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах религия играла важную роль в жизни общества. Она оказывала значительное влияние на государственную политику, в том числе и на разработку законов. Религиозные организации оказывают большое влияние на людей, поэтому государство, не желая им противостоять, часто дает власть религиозным нормам, которые таким образом приобретают религиозный характер.

Религиозные тексты как источник права являются наиболее характерными чертами мусульманского и еврейского права.

Религиозные тексты включают в себя Библию, которая является собранием священных книг христианства. Библия разделена на две основные части: Ветхий Завет, содержащий книги, написанные до прихода Христа, и Новый Завет, содержащий книги, написанные после прихода Христа. Ветхий и Новый Завет состоят из книг, разделенных на Главы, а затем на стихи.

Одним из наиболее важных источников еврейского права является Талмуд, собрание древних писаний, датируемых IV веком до Рождества Христова и V веком после Рождества Христова, содержащие не только тексты священных писаний, но и тексты их раввинских выступлений.

В наше время собрания религиозных текстов являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в Индии (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Но даже в этих странах все чаще используются в качестве источников права различные нормативные акты.

Религиозные нормы в современном светском государстве не оказывают большого влияния на формирование права, хотя авторитет религиозных норм может сыграть положительную роль в правоприменении. Однако иногда они способствуют росту социальной напряженности, когда большая часть граждан страны является светским населением. Такая ситуация имеет место в Израиле, где к вопросам брака и развода, рассматриваемым религиозными судами, применяется религиозное право. В других семейных вопросах оно применяется, только если все стороны достигли соглашения. Религиозные люди полагают, что сферу применения религиозных норм следует расширить. Светские люди, которые составляют более чем три четверти населения, полагают, что вполне достаточно и существующей. Такое положение дел нарушает права человека в той степени, в какой нет гражданского брака и гражданского развода.

Религиозные тексты как источник права имеют ограниченное применение в мировой практике и обладают юридической силой в арабских и некоторых других странах, входящих в систему мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, которые не содержат в себе ясно выраженных правил поведения, указаний на права и обязанности сторог.

Коран – главная священная книга мусульман. Он представляет собой фундаментальный богословский труд, выступающий моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, отправным пунктом их возникновения и развития.

Сунна представляет собой сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных рядом богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый их которых является преданием о поступках и изречениях Мухаммеда.

Другим источником права выступает иджма – согласованное заключение древних правоведов и знатоков ислама об обязанностях правоверных. Иджма служит средством преодоления пробелов в мусульманском праве в случаях, когда Коран и Сунна не дают ответ на возникающие проблемы.

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд – собрание древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержащий не только тексты писаний, но и тексты их раввинских толкований.

Литература

1. Барак А. Судейское усмотрение. – М., 1999.

2. Зивс С.Л. Источники права. – М., 1981.

3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

4. Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. – М., 1988.

5. Марченко М. Н. Источники права. – М., 2005.

6. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения.//Изв. вузов. Правоведение. – 2000. – № 5.

7. Нешатаева Т. Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права. //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. – № 3.

8. Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. – М., 1987.

9. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – Н.Новгород, 2002.

Современные и исторические примеры религиозного права

Уникальной спецификой религиозного права является то, что в роли «объективного права» выступают нормы, которые признаны социумом «сверхъестественными» и зафиксированы в священных писаниях. Яркими примерами данной системы считаются законы позднего Средневековья, которые впоследствии стали основанием для судов высших инквизиции.

Многие древние правовые концепции, например, известная во всем мире «Авеста», предписывающая обществу судопроизводство на базе легендарных норм и постулатов Ахура Мазды, которые детализировано показали и закрепили религиозные нормы. Примеры часто достаточно выразительны: даже собака может фигурировать как субъект права.

На сегодняшний день можно отчетливо наблюдать активное распространение религиозного права, которое зачастую реализуется в судах шариата и тех государств, где религиозные обычаи и традиции являются весомым аргументом для правовых норм, например в Ираке.

Религиозное право и мораль

Религиозное право и современная мораль находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Этот факт признается большинством специалистов, которые уже давно не разъединяют моральные принципы и правовую систему и право, а также не выводят за пределы правительственного поля религиозные нормы.

Очевидно, что сама этика достаточно чувствительна к установившемся в обществе духовным традициям. Представление о плохом и хорошем не может появиться на пустом месте, так как оно обусловлено человеческой практикой, закрепленной определенной религией, но постепенно обуславливается духовными нормами. Если эти критерии являются преимущественными в правовой концепции, то есть все основания говорить о действии «религиозного права». Исторически роль указанной системы воистину огромна. В современном обществе ситуация менее однозначная, ведь в реальности существует только несколько анклавов.

В большинстве случаев уникальной характеристикой религиозного права считается то, что оно функционирует только внутри сообщества единоверцев. Иноверцы не могут быть субъектами правовой системы в религии, следовательно, они подлежат изгнанию, а иногда и физическому уничтожению, если их культы и деятельность не воспринимаются официальным правительственным органом.

Иные источники права

Рассмотренные

ранее источники права являются наиболее распространёнными в современном

мире, но не единственными. Кратко охарактеризуем некоторые иные

(дополнительные) источники права: правовую доктрину, религиозные тексты,

общие принципы права.

 Правовая

доктрина

Правовая доктрина

учение, научная теория, система взглядов и принципов ученых-юристов.

Правовая

доктрина -является особой формой права, существовавшей в древности, но

сохранившейся и сейчас.

Правовая

доктрина становится источником права, когда научные мнения

учёных-юристов воспринимаются непосредственно в качестве норм права.

Например, в Кодексе Юстиниана (относящемся кVIв.

н.э.) были кодифицированы научные труды римских юристов Ульпиана Гая,

Павла, а также самого императора Юстиниана.

В современных

правовых системах роль правовой доктрины в основном является

вспомогательной и сводится к толкованию права, участию науки в

формировании модели правового регулирования. Но и сейчас правовая

доктрина иногда используется в качестве источника права. Например, в

англоязычных странах Судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на

труды английских учёных.

Религиозные тексты

Особую роль в

качестве источника права религиозные тексты играли в древности.

В настоящее

время большинство государств являются светскими и не используют

религиозные тексты (священные книги) в качестве источников права. Роль

священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых

современных странах ислама, например, в Афганистане.

Религиозные

тексты ислама (Шариат) представляют собой своеобразный «кодекс »

воззрений мусульманина, подробно регламентирующий, как он (мусульманин)

должен жить и во что верить. На основании тех постулатов, которые

изложены в священных книгах Шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран), судьи

отправляют правосудие.      

В последнее

время многие страны ислама отходят от религиозных источников права (как,

например, Турция) и более широко используют иные (светские) источники

права.

Понятие и общая характеристика источников религиозного права

Как известно, на протяжении исторического развития человечества и в настоящее время во многих странах существует значительная роль религии в упорядочении человеческой жизни и регулировании общественных отношений. Совокупность правовых систем таких государств образуют самостоятельные религиозные правовые семьи.

При этом следует обратить внимание на то, что одним из признаков любой религиозной правовой семьи выступает наличие особых источников, в качестве которых выступает религиозные памятники. Определение рассматриваемой категории источников, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:. Определение 1

Определение 1

Источник религиозного права – это священные книги соответствующих религий, положения которых имеют обязательнее значение в рамках той или иной системы религиозного права (христианского, индусского, мусульманского, и т.д.).

Важным признаком, отличающим источники религиозного права от аналогичных источников светского права, выступает то, что конкретный источник (и их совокупность), действуют строго в пределах религиозной общины верующих, то есть обладают не территориальным, а персонифицированным характером юрисдикции.

В этой связи, например, источники мусульманского права не абсолютно совпадают с источниками права мусульманских стран (Саудовской Аравии, ОАЭ, Катар, и т.д.), следовательно, и некорректно проводить их смешение.

Кроме того, продолжая общую характеристику источников мусульманского права следует обратить внимание на то, что в числе таковых выступают не только священные писания, но и юридическая доктрина (прежде всего в странах мусульманского мира). Подобное значение правовой доктрины в религиозных правовых семьях объясняется тем, что, как правило, единственным полновластным нормотворцем признается божество, регулятивные указания которого сосредоточены в дошедших до нас священных писаниях

Однако одним из свойств, регулируемых общеобязательными нормами общественных отношений, выступает их изменяемость – происходит постоянная смена институтов, сфер общественной жизни, отмирание одних, формирование других, и т.д. Притом, что соответствующие процессы объективно не могли быть предсказаны в древних религиозных текстах.

Особенности религиозного права

К семье религиозного права относятся действующие правовые системы таких мусульманских государств, как Ирак, Иран, Судак и Пакистан, а также индусская система общин Сингапура, Индии, Бирмы и Малайзии.

Среди центральных признаков указанной правовой семьи можно выделить такие:

  • главный творец правовых норм — Бог, а не государство или общество, поэтому юридические приказы даны раз и навсегда, в них необходимо верить и строго соблюдать;
  • основными агрегатами права выступают религиозно-нравственные ценности и нормы, которые содержатся в Коране или Судже и распространяются на мусульман и индусов;
  • достаточно тесное переплетение установленных в определенной стране юридических положений с философскими, религиозными и моральными постулатами, которые формируют в целом единые для всех граждан правила поведения;
  • особое место в данной концепции правовых норм занимают научные работы ученых-юристов, грамотно конкретизирующие и толкующие первоисточники, а также лежащие в их основе важные решения;
  • недопустимость деления права на публичное и частное;
  • нормативно-правовое законодательство имеет второстепенное значение.

Мусульманское право, как комплексная система законов, выражающихся в религиозной форме, демонстрирует в первую очередь волю религиозной знати, в определенной степени поддерживаемую мусульманским теократическим государством. В своей основе указанные постулаты впервые сформировались в Арабском халифате в VII–X столетиях и базируется на главной мусульманской религии – исламе.

Хотя ислам считается достаточно молодой из трех мировых религий, он получил крайне широкое распространение в обществе. По разным подсчетам экспертов, в мире на сегодняшний день проживает от 850 до 900 миллионов человек, которые исповедуют эту религию. Они составляют значительную долю населения в пятидесяти одной стране.

Мусульманское право основывается на непререкаемых нормах и правилах, придающих концепции некую незыблемость. По своей структуре правовые постулаты, сформулированные мусульманскими юристами, всегда основаны только на внешних фактах.

Замечание 1

Одной из главных особенностей религиозного права выступает основание всех действующих норм на постулатах, которые признаются сверхчеловеческим установлением, зафиксированным в священных книгах в виде основных источников религиозных принципов.

Метод и принципы религиозного права

Определение 2

Метод религиозного права – совокупность методов и универсальных приемов грамотного регулирования гражданских отношений в религиозной среде, оперирующих установленными правовыми нормами в процессе укрепления духовного порядка.

Общественная религиозная последовательность предполагает закрепление системы общественных взаимоотношений в религии, которая возможно сформировать посредством социальных постулатов и корпоративных нормам, нацеленных на обеспечение устойчивости и эффективности религиозной деятельности для удовлетворения интересов граждан.

Религиозный правопорядок является хорошим результатом обязательного соблюдения в обществе принципов законности, выступающей в роли главного метода деятельности правительственных органов.

В настоящее время политологи выделяют такие ключевые принципы религиозного права:

  • человеколюбие – преобладание в функционировании правовой концепции естественных и важных прав человека;
  • верховенство права – применение правовых норм как основного критерия в оценке действующих законодательных актов и распорядительной деятельности органов самоуправления, на предмет их полноценного соответствия постулатам права, закрепляющими за собой меру свободы, справедливости и равенства;
  • легальность – требование полного и четкого осуществления всех предписаний закона субъектами правовой системы, обязательное наказание за нарушение закона;
  • демократизм – участие социума в организации и активной деятельности органов правительственной власти и структур местного самоуправления.

Для ведения религиозного права характерно доминирование начал диспозитивного способа и частного права над нормами публичного законодательства и соответствующего императивного принципа, в их идеальном сочетании и взаимном дополнении, которое в будущем помогает сформировать и укрепить общественный религиозный порядок.

Список литературы

//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-i-religioznyie-normyi/

Список использованных источниколв и литературы

//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-i-religioznyie-normyi/

1.Ерышев А.А., Лукашевич Н.П. Социо¬логия религии / А.А. Ерышев, Н.П. Лукашевич. — К., 1999.

2.Конспектированный курс церковного права (проф. А. Павлова).

— Москва, 1897.

3.Павлов А.С. Курс церковного права / А.С. Павлов. — Б.м., 1902.

4.Петрова Г. Понятие за църковното пра¬во / Г. Петрова // Правна мисъл. — Г. 36. — Кн. 4. — София, 1995.

5.Суворов Н.С. Учебник церковного пра¬ва / Н.С. Суворов. — Ярославль, 1898.

6.Теория государства и права (под ред. Ва-сильева А.М.).

— М.: Юридическая литература, 1983.

7.Теория государства и права (под ред. Де-нисова А.И.).

— М.: Юридическая литература, 1980.

8.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю.А. Тихомиров. — Москва: НО¬РМА, 1996.

9.Цыпин В.А. Церковное право. — Моск¬ва, 1996.

10.Эйбель И.В. Что есть епископ? / И.В. Эйбель. — Вена, 1782.

11.Энциклопедический юридический сло¬варь. — М.: Инфра-М, 1998.

12.Абуалломуддин. Тафсири осонбаен. Поран аз — Зориет (тадж.).

— Ч. 27. — Гос. Издат им Рахима Джалила. Худжана. — 2002. — С. 130-131.

13.Арсанукаева М.С. Арабский халифат. Шариат (мусульманское право).

Лекции по учебной дисци¬плине «История государства и права зарубежных стран». — М., 2002. — 38 с.

14.Аль-Газали, Абу Хамид. Весы деяний. — М. : Издательский дом «Ансар», 2004. — С. 60.

15.Барханнудин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права : в 2 ч. — Т. 34. — М. : Вол- терс-Клувер, 2008. — 627 с.

16.Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 1967. — С. 399.

17.Дози Р. Очерк истории ислама / пер. с франц. В.И. Каменского. — СПб., 1904. — 138 с.

18.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М. : Политиздат, 1990. — 187 с.

19.Ислам. Историографические очерки / под общей ред. С.М. Прозорова. — М. : Наука, 1991. — 208 с.

20.Ислам: религия, общество, государство. — М., 1984. — 220 с.

21.Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. — М. : Наука, 1978. — 230 с.

22.Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. — М. : Знание, 1982. — 143 с.

23.Малюковский М.В. Журнал «Аль-Манар» как источник для научения мусульманской информа¬ции в Египте // Краткие сообщения Института востоковедения. — Вып. XIX. — М., 1956. — С. 96.

24.Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. — М., 1979. — С. 20.

25.Сюкияйнен Л.Р. Умеренность как стратегия современного ислама / / Независимая газета. — 2006. — 1 марта. 01.03. 2006.

26.Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы : матер. конф. — Душан¬бе, 2002. — С. 31.

27.Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты).

— М. : Институт государства и права АН СССР, 1984. — С. 25.

28.Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы : матер. конф. — Душан¬бе, 2002. — С. 32-33.

29.Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Шариат: правовая регламентация брачно-семейных и наследствен¬ных отношений. — Душанбе : Дониш, 2001. — 105 с.

30.Тахиров Ф.Т. Становление Советского права в Таджикистане. — Душанбе : Дониш, 1987. — С. 49.

31.Хайруллоев Ф.С. Принцип справедливости в мусульманском праве : автореф. дис. …, канд. юрид. наук. — М. 2007. — 24 с.

32.«Тпе Ушііт \¥огШ», Нагіїогсі. — 1978. — № 4. — С. 11.

33.Кошева С.В. Мусульманское право о природе власти : автореф. дис канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2001. — 23 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: