Теория междометий[]
Теория междометий идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» – междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Руссо.
Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Кроме того, данная теория предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и гнев.
Обзор различных теорий
Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Эволюционисты на протяжении многих лет пытаются ответить на эти вопросы, но пока так и не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули бесчисленное множество теорий; некоторые их этих теорий мы рассмотрим в этой статье.
Одни эволюционисты утверждают, что язык возник из звуков и жестов приматов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию. Иные же полагают, что люди на определенном этапе эволюции неким образом «открыли» для себя общение посредством речи. Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Единственная логичная модель возникновения языка—креационная модель, согласно которой язык был сотворен Богом.
Человеческий язык: возник ли он эволюционным путем из простых звуков, издаваемых животными, или был дан человеку Богом? Ученые, лингвисты и философы ломают головы над вопросом происхождения языка с тех самых пор, как Дарвин выдвинул свою теорию эволюции. Но ни одна из множества предлагаемых ими теорий появления языка не в состоянии удовлетворительно объяснить такое уникальное явление, как человеческий язык.
В 1866 году—спустя семь лет после выхода в свет труда Дарвина «О происхождении видов»—Парижское лингвистическое общество запретило полемику о происхождении речи. «Парижские лингвисты, несомненно… сознавали, что домыслы, не подкрепленные убедительными доказательствами, лишь создадут почву для неразрешимых споров и разногласий, которых они по понятным причинам стремились избежать». Интерес к проблеме зарождения языка еще долго вызывал их явное неодобрение—исследования эволюции языка возродились во Франции лишь в 1965 году.
Почему же эта тема считалась настолько опасной, что размышления о ней целых 99 лет были вне закона? По словам Д. Премака (D. Premack), автора многочисленных книг об эволюции и происхождении языка, «человеческий язык—непреодолимое препятствие для теории эволюции». Эволюционистам никак не удается найти приемлемое объяснение необычайного разнообразия языков и их сложности. Все согласны с тем, что язык—главный признак, отличающий людей от других биологических видов. Наши дети овладевают навыками устной речи, едва достигнув четырехлетнего возраста; если ребенок в четыре года не умеет говорить, то это—следствие врожденной или приобретенной патологии. В целом же дар речи присущ всем людям—и никому из других живых существ, населяющих Землю. Почему только человечество обладает способностью к речевой коммуникации и как мы обрели эту способность?
2 Теория мимесиса
Теория мимесиса гласит, что язык возник как результат подражания звукам, которые слышались в окружающей среде. Люди начали создавать звуки, которые имитировали звучание природы, животных и разных физических явлений.
Известная как «теория отражения», она основана на предположении, что язык отражает ментальные процессы, которые происходят в нашем уме. Язык создаётся на основе нашего восприятия и опыта мира вокруг нас, а также на основе нашей врождённой способности к мимикрии и имитации.

Теория также связана с концепцией «зеркальных нейронов», которые активируются в нашем мозге при наблюдении за действиями других людей. По мнению некоторых исследователей, это подтверждает теорию мимесиса, поскольку наша способность к мимикрии может быть связана с нашей нейрологической системой.
Некоторые считают эту теорию важной для понимания происхождения и развития языка, в то время как другие называют её спекулятивной и недостаточно обоснованной научно
Тем не менее она продолжает привлекать внимание исследователей и является одной из важных теорий в области лингвистики и психологии
Теория возникновения языка из звуков, издаваемых животными
Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков, постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
На первый взгляд эта теория представляется логичной. Действительно, почему бы крикам и хрюканью приматов не стать словами и не приобрести определенные значения? Однако ученые убеждены, что звуки животных не имеют ничего общего с языком и не используются для передачи идей или понятий, они служат исключительно для выражения эмоций — точно так же, как у людей этой цели служат плач, смех, крики и так далее.
Почти все животные способны передавать эмоции с помощью набора различных звуков — лая, рычания, шипения, щебетания, кудахтанья и т.п.,—но этими шумами они выражают свои чувства, а не мысли. Зоологи полагают, что животные не контролируют звуковое выражение своих эмоций. Например, когда собака напугана, она рычит на объект, который пугает ее, и не может остановиться.
Аналогичным образом людям бывает сложно перестать смеяться или плакать, когда их переполняют эмоции, в то время как общение посредством слов подконтрольно нам. Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.
Теория Божественного происхождения языка[]
Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.
Согласно индийским ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога.Бог, входя в живое создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода — на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.
Во второй главе Библии (Ветхий завет) говорится:
«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».Согласно Корану Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами»
Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков:На всей земле был один язык и одно наречие… И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем лее, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Латинский и немецкий языки: с 5-го века

На протяжении всей истории языки проникают друг в друга, поскольку слова распространяются с завоеваниями, империями, торговлей, религией, технологией и (в современном мире) с глобальными развлечениями.
Это разделение четко отражает влияние Римской империи даже после распада. Италия, Испания и Франция после падения Рима сохранили влияние латыни, а германские области даже в момент расцвета никогда полностью не контролировались империей.
Англия вообще была в безопасности от вторжения и влияния римлян, на них больше воздействовали германские племена англов и саксов. Из-за этого язык там сформировался под англосаксонским влиянием. Однако современный вариант английского языка наполовину подвержен романскому и германскому влиянию. Это произошло из-за нормандского завоевания. За несколько столетий правления нормандских правителей английский был подвержен вхождению французских слов и возвращению латыни.
Теория создания языка силой человеческого разума
Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер (Dwight Bolinger), ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит: «Стоит задаться вопросом, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo сделал это . Неужели потому, что сначала должен был появиться определенный уровень интеллекта? Но как такое могло произойти, если интеллект всецело зависит от языка? Язык никак не мог быть предпосылкой для возникновения языка».
Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема.
Кроме всего прочего, ученые не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Напротив, зачастую данные науки говорят об обратном. Зоологам удавалось обучить обезьян шимпанзе общаться на языке жестов, и те оказались способны понимать и даже употреблять простейшие синтаксические структуры. Разумеется, они никогда бы не изобрели язык и не могли общаться с другими шимпанзе посредством синтаксиса, однако их уровень интеллекта оказался достаточным для того, чтобы понимать язык, если они обучены этому. Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.
Лингвистические группы 3000 лет до н.э.

В современном мире наиболее распространенной языковой семьей (группой) является индоевропейская, на ней говорит половина населения мира. В эту группу входит множество языков, от хинди до норвежского и английского.
Считается, что группа произошла от языка кочевников по равнинам Восточной Европы и Западной Азии еще около 3000 лет до нашей эры.
Примерно с 2000 годов до н.э. люди, говорящие на индоевропейских языках, начали распространяться по всей Европе, достигнув Атлантического побережья и северных берегов Средиземного моря. Они также проникли далеко в Азию, оккупируя Иранское плато и большую часть Индии.
Еще одна лингвистическая группа, которая играет большую роль в ранней истории Западной Азии — семитская. Предположительно, она происходит от одного племени, кочующего по Южной Аравии.
Примерно в 3000 году до н.э. на большом участке пустынной территории от Южной Аравии до Сирии стали говорит на семитских языках. Некоторые семитские народы были очень важны для развития цивилизации, например, вавилоняне, ассирийцы, евреи, финикийцы.

Любопытно, что происхождение разговорного языка связывают с двадцать шестой династией в Египте, а первый письменный эксперимент приписывают фараону Псамметиху I.
Биолог из университета Окленда в Новой Зеландии Квентин Д. Аткинсон считает, что язык возник только один раз, и местом его зарождения была Юго-Западная Африка. В отличие от других исследований о происхождении языка, Аткинсон сосредоточился не на словах, а на фонемах. Это основные отличительные единицы звука, с помощью которых представлены слова.
Аткинсон исследовал более 500 языков по всему миру и применил математические методы к лингвистике. Он выяснил, что чем дальше люди путешествовал из Африки, тем меньше фонем оставалось в употреблении.
Выводы Аткинсона ставят под сомнения предыдущие выводы ученых. В таком случае язык мог зародиться намного раньше, ведь африканские популяции начали свое расселение в Азию и Европу примерно 60 тысяч лет назад.
Лингвистическая революция

Бесконечно продолжающаяся борьба между языками похожа на процесс эволюции. Слово, как и ген, будет путешествовать по миру в соответствии с его полезностью. Хотя часто общественность противится вхождению новых слов в свой язык, этот процесс необратим и гармоничен.
Главное достижение для языка — стать лингва франка, мировым языком. С конца 20-го века этот статус можно смело отдать английскому, ведь он является международным. В аэропортах, на вокзалах, на этикетках, по телевидению — практически в любой точке мира можно найти английский язык. При этом стоит отметить, что на китайском языке говорит намного больше людей, но он настолько сложен для изучения, что вряд ли будет конкурентом английскому.
Ученые считают, что господство английского временно, на смену ему придут другие лингва франка. Конечно, это не быстрый процесс, ведь история показывает, как непостоянно любое влияние в мире.
Подводя итоги, можно сказать, что на данный момент нет точного объяснения происхождения и развития человеческой речи. Но совершенно точно можно сказать, что язык — уникальная особенность человечества, которая определяется способностью мозга!
ТЕГИ история
традиции и культура
языки
языковые заметки
Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий
Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о
происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки
голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными,
и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По
Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих.
Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, и по мысли Руссо,
испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался
сухим рассудочным и методическим.
Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке
и стала называться теорией междометий.
Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920)
считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека.
Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный
человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.
По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены
неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук
и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан
с возникновением членораздельной речи.
Препятствия для возникновения языка эволюционным путем
Если теория эволюции верна, то люди обязаны были преодолеть немало препятствий, прежде чем смогли бы общаться языковыми средствами. Первое среди этих препятствий известно как устойчивость референтных систем и заключается в том, что за звуками, издаваемыми животными, закреплены конкретные значения.
Например, собака рычит непосредственно на объект, в котором видит опасность, но не сообщает рычанием о возникшей опасности кому-то другому. Если бы собака зарычала, чтобы оповестить другую об опасности, то ее рычание не было бы воспринято как предупреждение. Таким образом, для появления языка люди были обязаны найти способ общаться об объекте, а не с объектом.
У животных общение ограничивается проявлением эмоций. Людям же для того, чтобы выражать с помощью языка свои мысли, требовался синтаксис. Синтаксис — это определенный способ соединения слов в предложения для передачи смысла сообщения. В различных языках этой цели служат порядок слов, суффиксация, метаязык (такие части речи, как относительные местоимения, местоимения, наречия, предлоги, союзы, а также окончания и т. д.). Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям, речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.
Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки — латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский—гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние.
Языки никогда не становились сложнее, чем были, напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.
Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка, эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой. Так, Жан-Жак Руссо, французский философ конца XVIII века, считал первопричиной языка человеческие чувства и страсти, поэтому, согласно Руссо, наша речь начиналась с поэзии.
Несмотря на славу Руссо, с ним мало кто согласился, и появилось множество новых версий возникновения языка. Эволюционисты полагают, что язык либо произошел из звуков, с помощью которых общаются животные, либо сначала возник язык знаков, а затем к знакам постепенно добавлялись звуки, и в конце концов появилась устная речь.
Некоторые эволюционисты утверждают, что человеческий разум и способность к звукоподражанию позволили людям «изобрести» язык. Другие же придерживаются того мнения, что язык возник у людей «чудесным образом» или что люди на определенной стадии эволюции открыли в себе способность к общению посредством речи.
Согласно теории эволюции, люди начали отделяться от обезьян примерно 2-4 миллиона лет назад, когда стали использовать предметы в качестве орудий труда. Эволюционисты полагают, что миграция людей из Африки началась 100 000 лет назад, и к 10 000 г. до Р. Х. люди расселились по всему миру.
Исходя из этого, они утверждают, что язык либо уже сформировался 100 000 лет назад (или, по крайней мере, находился на одной из заключительных стадий развития) и затем из этого языка в отдельных группах людей, расселявшихся по Земле, произошли тысячи языков, многие из которых существуют и поныне, либо же он возник одновременно в разных уголках земного шара уже после того, как люди расселились по всей планете к 10 000 г. до Р. Х.
Сторонники различный теорий происхождения языка не могут прийти к согласию относительно того, когда люди начали общаться с помощью слов, а поскольку невозможно ни установить, ни воссоздать ни один из праязыков, якобы возникших эволюционным путем, приверженцам теории эволюции остается довольствоваться лишь догадками о том, как мог появиться язык.
Лингвистическая карта мира

Если исследовать лингвистическую карту мира, то можно заметить, что большинство больших языковых семей занимают одну отдельную самодостаточную территорию. Исключениями являются финно-угорская и индоевропейская группы языков.
Относительно индоевропейской группы можно сказать, что она распространилась по всему миру, включая Северную и Южную Америку, и Австралию с Новой Зеландией. Это произошло в результате европейского колониализма в 15 веке. Но на территории Европы произошло смешение финно-угорской и индоевропейской группы как лоскутное одеяло.
Это связано с тем, что Финляндия вместе с Эстонией на противоположном берегу Балтийского моря образуют изолированный очаг финно-угорской группы. Но ранее финно-угры существовали на Великом плато Европы, пока индоевропейские семьи не стали воевать и претендовать на эти территории. В итоге произошло смешение двух языковых групп, которые на данный момент уже являются практически единым целым.
Понятие «язык»
Определение 1
Язык – это средство выражения мысли человека, средство общения людей.
Основываясь на этом определении, можно выделить две функции языка – коммуникативную и мыслеформирующую. Этими функциями определяется сущность и основное назначение языка.
Общение существует не только между людьми. Также общение отмечено между животными, а в современном мире – общение человека и машины.
Общение животных связано в первую очередь с инстинктами и протекает только если необходимо предать определенные сигналы – об опасности, готовности воспроизводить потомство, защищать территорию и пр.
Человеческое общение стоит на ступень выше. Языковым общением подразумевается не только инстинктивная передача информации, выраженная преимущественно невербальным путем – мимикой и жестами, но и обмен мыслями. Такой обмен может быть выражен передачей звуков устно, также без этого – письменно или посредством языка глухонемых. Также нужно отметить языки, алфавиты которых приспособлены для передачи информации определенными средствами – азбукой Морзе, морским флажковым.
Язык является системой, в которой осуществляется объединение смыслов и звуков (жестов, знаков, движений). Он определяется и при отрыве от речи и поддается изучению. Например, мертвые языки, такие как латинский и древнееврейский – люди могут ими овладеть, несмотря на то, что в мире отсутствуют человеческие общности, использующие данные языки для общения. Также сюда можно отнести искусственно созданные языки – универсаль, эсперанто и пр.
Маслов Ю.С. разделял языковую систему на две части:
- инвентарь, то есть система единиц языка;
- грамматика – система правил взаимодействия языковых единиц между собой.
Замечание 1
Такая система является базисной для речевой деятельности, выражаемой через акты говорения и понимания, из которых формируются тексты. Система циклична и тексты могут изменить инвентарь и грамматику языка, то есть в языке могут появляться или исчезать слова, изменяться грамматические конструкции и пр.
Ссылки:
-
: Corballis, MC, FromHandtoMouth: TheOriginsofLanguage, PrincetonUniversityPress, Princeton, NJ, p. 23, 2002.
: Evolang-2000 Conference, Paris, France, 2000,1 May 2004.
: Harrub, B., Thompson, B. andMiller, D., Theoriginoflanguageandcommunication, JournalofCreation 17(3): 93-101, 2003, 26 October 2004.
: Clark, VP, Eschholz, PA andRosa, AF (Eds.), Language: IntroductoryReading, St. Martin ‘Press, NewYork, p. 28, 1981.
: Salus, PM (Ed.), On Language: PlatotoVonHumboldt, Salus, Holt, RinehartandWinstonInc., NewYork, p. 144, 1969.
: Spielvogel, JJ, WesternCivilization, vol. I: To 1 715, Wadsworth / ThomsonLearning, Belmont, CA, pp. 2-3, 2003.
: Grimm, JKL, OntheOriginofLanguage, translatedbyWiley, RA,Brill, Leiden, Netherlands, p. 3, 1984.
: Lieberman, P., EveSpoke: HumanLanguageandHumanEvolution, WW Norton&,Company, NewYorkCity, pp. 133-134, 1998.
: Trask, RL, KeyConceptsinLanguageandLinguistic, Routledge, NewYork, p. 218, 1999.
: Garfield, E., Whenapesspeak, linguists listen-part 1: theapelanguagestudies, EssaysofanInformationScientist 8 (31): 3-11, 1985.
: Blackmore, SJ, TheMemeMachine, OxfordUniversityPress, Oxford, 1999, 1 October 2004.
: Corbalis, ref. l, p. 63.
: Rizzolatti, G, Fogassi, L. andGallese, V, Neurophysiologicalmechanismsunderlyingtheunderstandingandimitationofaction, NatureReviewsNeuroscience 2: 661-670, 2001.
: Pepperberg, IM andBright, RJ, Talkingbirds: birdscanlearntotalk … andtounderstand, Birds USA, 1990. AnnualMeeting.
: Trask, ref. 9, pp. 218-219.
: Oiler, JW Jr, Languagesandgenes: cantheybebuiltupthroughrandomchangeandnaturalselection? PsychologyandTheology 30(1): 26-40, 2002, p. 6.
: Englefield, FRH, Language: ItsOriginandItsRelationtoThought, Wells, GA andOppenheimer, DR (Eds.), Scribner, NewYork, p. 19, 1977.
: Corbalis, ref. l, pp. 52-54.
: Corbalis, ref. 1, pp. 41-42.
Показать больше
Теория звукоподражания[]
Теория звукоподражания идет от истоков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычныйчеловек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать
Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звука-подражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
3 Теория ментальной грамматики
Теория ментальной грамматики (Mental Grammar Theory) является одной из ключевых теорий в лингвистике, разработанной американским лингвистом Ноамом Хомски. Она предполагает, что языковые знания и навыки человека формируются не на основе опыта, а являются врождёнными.
Теория находится на пересечении лингвистики и когнитивной психологии. Она имеет широкое применение в исследованиях языка и понимания процесса его приобретения. Некоторые критики утверждают, что врождённая способность к языку не является единственным фактором, который определяет языковые знания и навыки, и что опыт также играет важную роль в формировании языка. Однако, теория ментальной грамматики продолжает оставаться одной из наиболее влиятельных в лингвистике.
Что такое язык?

Для того чтобы понять, как эволюционировал и вообще появился язык, нужно объяснить, что это такое. Каким образом язык отличается от способа общения наших предков и ближайших эволюционных родственников?
У животных общение заключается только в ключевых потребностях. У человека произвольные звуки и знаки складываются в определенные слова, которые можно выучить, изобрести и бесконечно комбинировать в рамках грамматических структур.
Язык открывает для человека огромные возможности — можно не только устанавливать контакт с другими людьми, но и вдохновлять, вызывать разные эмоции, манипулировать, обманывать, радовать и так далее. Слово — одно из самых мощных инструментов в современном мире.
С самого юного возраста малыши получают способность понимать родной язык и могут запоминать слова без сознательных усилий. Эти качества делают язык необычайной коммуникативной системой, которая встречается исключительно у людей.
Существует три элемента языка, которые присутствуют у людей и отсутствуют у их предшественников и животных.
- Точный контроль над вокальными трактами. У людей в мозге есть прямые связи между нейронами, управляющими голосовым аппаратом и моторной корой (область, отвечающая за произвольные движения).
- Тенденция общения ради общения. Людям свойственно делится мыслями с другими, а не только выражать свои физиологические потребности. Большинство исследователей называют это теорией разума, пониманием того, что у других есть мысли.
- Иерархический синтаксис. Фразы и предложения имеют вложенную структуру, которая обеспечивается последовательностью слов. Теория о том, что иерархический синтаксис является ключом к языку, была предложена Ноамом Хомским более 60 лет назад.
Звукоподражательная теория
Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце !?
начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал
так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный,
«корневой», из которого образовывались все последующие производные
язык. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в
корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки»
развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем
и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки
отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее
«естественно звукоподражательным» и всё более символическим.
Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством. Правда,
он считал, что один и тот же звук может быть связан сразу с несколькими
качествами. Так, звук l, по Лейбницу, может выражать нечто мягкое (leben
жить , lieben любить,liegen лежать), и нечто совсем другое. Например,
в словах lion (лев) lynx (рысь), loup(волк) звук l отнюдь не означает
нечто нежное. Здесь, может быть, обнаруживается связь с каким-либо другим
качеством, а именно со скоростью, с бегом (Lauf).
Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип,
на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц
отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком
звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой
теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное)
явление.
Теория социального договора[]
С середины XVIII в. появилась «теория социального договора». Эта теория опиралась на некоторые мнения античности (мысли Демокрита в передаче Диодора Сицилийского, некоторые места из диалога Платона «Кратил»)1 и во многом отвечала рационализму самого XVIII в.
Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств (passions), и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».
В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.






























