Тагир
На основе идей античной философии, сложилась средневековая философия и стала одним из истоков развития европейской общественной мысли.
Философы классифицируют четыре периода в античной философии, которые охватывали период от 7 до 5 веков назад – классический период (V — IV века) и эллинистическо-римский (III в. до н. э.- II в. Римско-эллинистический (I в. до н. э. – I в. н. э.) и римский (II в. до н. э. – I в.н. э.), натурфилософский (классический) этап (VII-V веков до н.э.).
Классическая греко-римская философия создавалась на основе древнегреческих городов-полисов: Афины, Спарта, Макиен, Аргос и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Примером может послужить термин «натурфилософы» (в переводе — философы природы) — они рассматривали проблемы мироздания в единении с природой, богов и человека; при этом природа космоса определяла природу человека. Основополагающий вопрос доклассической философии — вопрос о первооснове мира.
С точки зрения ранних мыслителей, космическая гармония была одним из основных вопросов.
По мнению поздних мыслителей, в созерцательном подходе используются логические аргументы, и возникает система категорий.
К натурфилософам относят:
| Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
| Ранние натурфилософы | |||
| Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.), основоположник школы, которая впоследствии | Природа является частью Бога | Вода |
| Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Есть множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон – абстрактная материя, которая находится в постоянном движении. | |
| Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Сформировал теорию о небе и звездах (античной астрономии) | Воздух | |
| «Эфесской» называют школу в Эфесе, которая была основана в 3 веке до нашей эры. | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Неизменной остается и эта истина: «В одну реку нельзя войти дважды». | Огонь — это знак всеобщей, разумной и одушевлённой стихии |
| Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Чему же учит нас чувство? Оно не дает нам истинного знания, а приводит лишь к мнениям. | «Единое» — это то, что является вечным, совершенным бытием, в котором и пребывает Бог. |
| Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | В подлинной истине «алетейю» можно узнать лишь разумом. | «Вечное» — это не что иное, как отсутствие начала и конца. | |
| Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Не существует движения, потому что движущийся предмет состоит из множества неподвижных точек (Ахиллес и черепаха) |
||
| Поздние натурфилософы | |||
| Пифагор и его последователи – пифагорейцы. | Пифагор (2-я пол. VI-начало V вв. до н.э.) | Не стоит забывать о том что гармония, порядок и мера – это основа основ в жизни каждого человека. | Знак мирового порядка — число, которое является символом гармонии и мира. |
| Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Сущность движущих сил мира – борьба между Любовью и Враждой. | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
| Неформальное, стихийное материалистическое направление. | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус, Ум (интеллект) – упорядочивает хаотичную смесь семян, благодаря чему появляются вещи. | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
| Науку о природе атома и ее законов, а также об атомах в целом, можно назвать атомистическим материализмом. |
Левкипп, Демокрит из Абдер (460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Как правило, все тела образуются в результате разнообразных соединений атомов. В атомах есть множество бесчисленных, постоянно движущихся элементов. |
Философские учение элеатов
В основу идей философской школы элеатов легли мысли Ксенофана о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Также, как и милетцы, Ксенофан признавал мир материальным, но в отличие от них считал его неизменным. Движение он признавал только, как возникновение или упадок. По словам Аристотеля:
Атеистические взгляды Ксенофана подтверждаются сохранившимися отрывками его трудов, в которых боги представлены, как продукты человеческой фантазии. Материализм прослеживается во многих идеях и мыслях Ксенофана. Его знаменитый тезис тому подтверждение:
И происхождение человека, согласно философу, тоже находится в плоскости материального воззрения:
Парменид свои мысли излагал в стихах и по сути создал понятие «бытие» в своей философской поэме «О природе» и охарактеризовал его как недвижимое, независящее от времени и пространства, не появляющееся и не исчезающее. «Бытие есть, небытия нет» — утверждал он. Вечно существующее, всплывающее в сознании при виде того или иного предмета, либо явления и т.д.
Парменид проводит четкое разделение понятий подлинной истины (алетейа) и мнением (докса). Согласно философу истина является продуктом рационального освоения действительности, а мнение создается с помощью чувственного познания.
Так мыслитель характеризует преимущества рационального познания перед чувственным. Взгляды Парменида в основном совпадали с идеями Ксенона, важным и главным являлось учение о бытии. В отличие от своего предшественника Ксенофана, Парменид и его последователи полностью отверграют движение и развитие в картине мира. Парменид практически полностью сформировал учение школы элеатов, соединив материализм с учением о неподвижности и неизменности бытия.
Далее развивал это учение Зенон Элейский, любимый ученик Парменида. Аристотель характеризовал его, как изобретателя диалектики. Также, как и его учитель Зенон считает истинным рациональное познание, а в чувственном видит неразрешимые противоречия. Выяснению этих противоречий философ и посвятил большую часть своих трудов, которые были представлены в виде диалогов. В них Зенон сначала формулировал верное утверждение, которое затем путем логических умозаключений полностью опровергал. Мыслитель известен своими апориями (апория – верная по логическим законам ситуация, которая не может существовать в реальности). Зенон в своих апориях (стрела, черепаха и Ахиллес) пытался опровергнуть учение своего учителя Парменида, утверждая, что бытие может пребывать в движении и те характеристики бытия, которыми наделил его Парменид не верны.
Концепция Парменида
Что касается философского учения Парменида, то его хорошо отражает тезис: «Бытие есть – небытия нет». Сам Парменид говорил о тождественности того, что реально существует и того, что только лишь мыслится. Есть мнение, что своей философией Парменид хотел опровергнуть философские тезисы Гераклита Эфесского о противоречивости мира и его
сущности. Парменид утверждал, что противоречие невозможно. И опровергал всякие гипотезы о множественности или скоротечности бытия. Парменид, как и большинство философов Древней Греции полагал и провозглашал факт рациональности дающей истинное знание, а фактор чувственности отвергал, как критерий получения истинного знания.
Концепция бытия Парменида
Парменид строит глубокий философский конструкт, основная идея которого – бытие. Парменид способом логики, дедуктивным методом откидывает неверные положения встречающиеся ему на пути к истине. Сначала он говорит, что есть либо бытие либо небытие, позже уже утверждает, что есть только бытие, а небытия нет. Но тем не менее, еще позднее говорит, что бытие – свет в системе небытия.
Парменид создал фундамент древнегреческой онтологии в общем. Мысль, согласно Пармениду, есть путь мысли к самой себе. В этой связи Парменид отождествляет понятие мысли с ее сущностной значимостью. То есть, мысль есть то, о чем она.
Некоторые современники и критики, изучающие философские учения Парменида, полагают, что его учение о бытии, как и большинство составляющих в его философии противоречат некоторым элементам его же учения. Мало того, Парменида некоторые относят к материалистам, говоря о том, что мышление в философии Парменида определяется не только, как некий критерий существования всего, но и как тождество сторон, то есть мышление и существование.
Так же, бытие философ определяет, как неподвижное, определенное в пространстве и телесное, следовательно, – материальное (как можно было бы подумать). Все же, Парменид ставит на первое место мышление, его понятийно-бытийный аспект. И в этой связи Парменид – больше идеалист, нежели материалист. По поводу последнего утверждения философское сообщество ведет споры.
Космологическое и физическое учение Парменида сродни аналогичным учениям представителей милетской школы: Анаксимандра и Анаксимена. Земля – центр всего, о ней напрямую не говорится, а лишь вскользь упоминается, в середине расположено частично огненное кольцо, сверху кольцо из чистого огня и снизу кольцо тьмы. Все остальные аспекты космологического и природного учений – суть являют лишь в большей степени чисто гипотетическую составляющую из догадок и предположений философа.
Но тем не менее, необходимо сказать, что Парменид первым предложил гипотезу о том, что Луна лишь отражает свет Солнца и самостоятельно не способна излучать его. Так же, Парменид утверждал, что наше внутреннее состояние в какой-то степени зависит от физического, т.е. нашего здоровья и от состояния в котором находятся наши внутренние органы. Парменид считал что, что вещество и пространство неотделимы друг от друга.
Парменида иногда называют отцом греческой метафизики.
Парменид старался четко разграничивать «Путь Истины» (Путь знания) и «Путь мнения».
Эллинистическо-римский этап (IV в. до н.э. – III век н.э.)
Именно в этот период греки получили свое название от эллинского государства – Эллады (вместе с философией римского общества), но также и включают сюда и философию римского общества. В это время в античной философии произошло отказ от создания фундаментальных философских систем (философских школ) и переход к проблемам этики, смыслов и ценностей человеческой жизни.
| Школа | Главные представители | Основные идеи |
| Киники (циники) | Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). | Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь в счастье и достижение внутренней свободы.Одним из идеалов жизни является аскетизм, пренебрежительное отношение к общественному мнению и условностям. |
| Эпикурейцы | Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы; Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.); Гораций. | Основой для человеческого счастья является стремление к наслаждению, безмятежному и душевному спокойствию (атраксии).Стремление наслаждаться – не субъективная воля человека, это свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой и богами, а также от страха перед смертью. |
| Стоики | Ранние стоики:Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.Поздние стоики:Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);Сенека;Марк Аврелий. | Счастливая жизнь — вот что является главной целью в жизни каждого человека.Негатив направлен на разрушение человека, а позитив направлен на сохранение человечества.Надо жить в гармонии со своей совестью и не нарушать закон природы.Стремление защитить другого — это желание не причинить ему вред. |
| Скептики | Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). | Из-за своей ограниченности человек не в состоянии понять истину.Для того чтобы познать истину не нужно быть ни философом ни ученым. Достаточно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. |
| Эклектизм | Филон (150-79 гг. до н.э.);Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.); Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). | Идея соединения прогрессивных философских мыслей и идей греческих классиков. Если рассматривать данную проблему с позиции науки, то ценность разума и морали заключается в том чтобы они являлись основой для формирования личности человека. |
Завершающий этап (III-VI вв. н.э.)
Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. Этот этап был кризисом в римском обществе, который отразился и в общественной мысли. По мере того как интерес к рациональному мышлению угасал – росла популярность различных мистических учений и влияния христианства.
Неоплатонизм является одним из самых влиятельных учений в истории человечества. Его представитель – Плотин (205-272 гг. н.э.) являлся одним из самых известных представителей этого течения.
Неоплатонисты занимались толкованием учения Платона и критиковали его.
Основные идеи
Основные идеи неоплатонизма:
- Все низшее — из Высшего. Это высшее – Бог, или некий философский первоисточник. Но высшее возможно постичь только мистическим экстазом.
- Основной принцип, который лежит в основе познания — это Божественный принцип, который представляет собой подлинность бытия.
- «Благо» — это свобода духа и тела от физического и плотского, аскетизм.
Античная философия завершается деятельностью последнего яркого философа Платона (IV в. до н.э.), который был последователем течения неоплатонизма, возникшего в противовес христианской религии. Это учение возвращает мифологическое мировоззрение и языческие представления, противостоящие новому вероучению. Однако уже в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам заниматься публичной деятельностью и иметь школы под страхом ссылки и конфискации имущества. Лишь во времена Ренессанса, когда на смену средневековой эпохе пришла эпоха Возрождения, появились новые волны интереса к неоплатонизму, античным течениям философии и другим античным течениям мысли.
















