Список использованной литературы
- Бондаренко Н.Л. Гражданское право. – СПБ.: — Феникс, 2016 г. – С 36.
- Захарцев С. И. Правосознание: понятие и уровни. — М.: Инфра-М, 2015 г. — С 48-53.
- Юкша Я. А. Гражданское право: Учеб. пособие. — 4-е изд. — М.: Инфра-М, 2017. — С 398.
- Родионова О.М. Механизм гражданско – правового регулирования. – М: Инфром – М, 2016 г. – С 3.
- Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования. — М.: Статут, 2016 Г. – С 45.
- Шершневич Г.Ф. Курс гражданского права. – СПБ.: Правовед, 2015 г. – С 17.
- Романова Е.Н., Шаповал О.В. Гражданское право. Общая часть: Учебник. — М.: РИОР: Инфра-М, 2017. — С 234.
- Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2013 г. – С 528.
- Васильев В.Г. Отрасль гражданского права: признаки и понятия. – М: Инфром, 2015 г. – С 15 – 20.
- Плахтий Е. В. Влияние правового нигилизма на уровень правовой культуры в России. Вестник Московского университета МВД России. 2014г.
- Рассолов М.М.., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2014 г. — С 443.
- Нерсесянц В.И. Проблемы общей теории государства и права. – М.: Юрайт, 2012 г. – С 752.
- Мейер Д.И . Русское гражданское право. – СПБ.: Статус, 2016 г. – С 345.
- Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт; 2016 г. — С 634.
- Иоффе О.С . Теория государства и права. – М.: Инфра — М, 2015 г. – С 345.
- Мозолин В. А. Нигилизм. Пути преодоления. – М.: Юрайт, 2017 г. – С 99.
- Бакаева И.В. Итоги и тенденции развития гражданского права. – СПБ.: Феникс, 2014 г. — №12. С 47.
- Лейст О.Э. Сущность права. – М: Зерцало, 2011 г. – С 352.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2015 г. № 11 ФКЗ).Собрание законодательства РФ от 26.01.2009 г., № 4.
- Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт – 2010 г. – С 351.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 –ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.). Собрание законодательства РФ от 17.06.1996 г., № 25.
- Васильев А. А. Самобытность правовой культуры России. – М.: — Юрайт, 2017г. С. 32-42.
- Дмитриева Ю.А. Теория государства и права. – СПБ.: Право, 2015 г. – С 722.
- Вабищевич С.С. Система предмета современного гражданского права. – Российский юридический журнал, 2015 г. — № 6. С 134.
- Енгибарен Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2016г.- С 243.
- Анисимов В.П. Гражданское право на современном этапе. – М.: Современное право, 2014 г. С 28 – 30.
- Сегменты и инструменты международного финансового рынка: понятие и взаимосвязь
- Спрос и предложение денег (Понятие и структура денежной масс)
- Понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционных проектах
- Теория менеджмента. Менеджмент человеческих ресурсов .
- Технико-экономическая характеристика предприятия
- Понятие налогов и их признаки
- Анализ функций менеджмента и их реализации в практике управления туристической организацией
- Теория происхождения государства (Обзорная характеристика теорий происхождения государства)
- Теоретические основы формирования и использования прибыли предприятия
- Процесс мотивации и его характеристики
- Понятие и классификация законов
- Изучение категории числа в английском языке
2.2 Причины возникновения правового нигилизма
Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами.
Исследователи правового нигилизма среди причин возникновения выделяют:
- возникновение и развитие нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления и многовекового крепостничества;
- административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;
- намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;
- кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования;
- деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом .
Как только люди получили реальную возможность на использование своих прав и свобод, сразу дал о себе представление низкий уровень правовой культуры общества.
Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм .
Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.
В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц .
Формы делятся на три класса и имеют, свои подтипы, которые представлены на рисунке № 4 .
Рисунок 4. Формы правовой культуры
Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма .
Уровни существования правового нигилизма представлены на рисунке № 5.
Рисунок № 5. Уровни существования нигилизма
Поскольку формы проявления правового нигилизма разнообразны, то разнообразны и пути его преодоления .
В юридической литературе указываются различные пути искоренения правового нигилизма (рисунок № 5), при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны, как государства, так и общества в целом .
Рисунок № 5. Пути преодоления правового нигилизма
Вывод: Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает различные должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности.
Они призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.
1.2 Устройство правовой культуры
В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека .
Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах.
Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.
Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов .
В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека.
В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний .
О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры, но только на индивидуальном уровне.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом; а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.
Основополагающей культурной ценностью является само право. Закон как инструмент организации общественных отношений — пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации .
Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право, как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка .
Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности, которые отражены на рисунке № 2.
Рисунок № 2. Классификация правовой культуры
Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но, так или иначе, все членения будут укладываться в четыре состояния культуры:
- идеологе-психическое;
- нормативное, фиксируемое совокупностью норм права;
- поведенческое, указывающее на характер правовых действий;
- объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности .
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны.
Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения, или поступка — другие .
История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии, изображенные на рисунке № 3, в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры .
Рисунок № 3. Основные направления повышения правовой культуры
Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере .
Вывод: Подводя итог можно сказать о том, что как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы.
Основополагающие факторы правового фетишизма
Противоположностью правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм или юридический романтизм.
Правовой фетишизм (правовой идеализм) – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы .
Все элементы правовой системы общества могут выступать в качестве своеобразного феномена – фетиша, с помощью которого можно достичь желаемой цели и решить любую задачу.
Учитывая деструктивный характер и более широкий подход к рассматриваемому феномену, его называют «юридический фетишизм», а не «правовой фетишизм» .
Данная позиция получила в российском обществе большое распространение и на уровне высших эшелонов власти, и в массовом сознании: достаточно принять хороший закон и положение дел само собой улучшится.
Однако, как известно, право не всесильно и правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для реализации и подготовленной почвы для их действия, они изображены на рисунке № 6 .
Рисунок № 6. Пути преодоления правового фетишизма
Юридический фетишизм – это разновидность юридической антикультуры, которая выражается в преувеличении, абсолютизации и идеализации ее носителями юридических ценностей и антиценностей в решении тех или иных задач в процессе правомерной и/или противоправной деятельности (поведения) .
На рисунке № 7 представлены признаки юридического фетишизма.
Рисунок № 7. Основные признаки правого фетишизма
Юридическим фетишизмом «заражены» граждане и должностные лица, политики и депутаты, государственные и общественные деятели.
Самое же тревожное в этом плане заключается в том, что фетишизм «расцветает» в современной юридической науке .
2.1 Понятие и виды правового нигилизма
Нигилизм, как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и России.
Сегодня нельзя сказать о том, что существующая проблема правового нигилизма исследована полностью. Актуальность данного вопроса существовала всегда, а сейчас достигла своего предела.
Нигилизм процветает, как никогда. Законы игнорируют, нарушают, не исполняют.
Подробная характеристика правового нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», который вышел в 1909 г., и получил широкий общественный резонанс .
Один из авторов сборника, С.Л.Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то можно назвать его морализмом. В целом нигилизм, воспринимается как явление деструктивное и социально вредное.
Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом .
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах.
При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм .
На сегодняшний день выражение нигилизма проявляется в самых, что ни наесть различных ипостасях:
- неприятие определенными слоями общества реформ, нового уклада жизни и новых ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований;
- несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам;
- отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров;
- противодействие официальным лозунгам и установкам;
- «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».
Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологииотличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом .
Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права – таков морально-психологический генезис данного феномена.Наконец, отношение к праву может быть просто безразличным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.
Играет свою негативную роль и простое незнание права, народ, не знающий своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется неустойчивыми зачатками права .
Правовой нигилизм в нашем государстве и стране, обосновался достаточно прочно.
Заключение
Анализируя сложившуюся ситуацию в настоящее время, которая сложилась в стране можно сделать вывод о низком состоянии правовой культуры и росте нигилизма.
На протяжении долгого времени данной проблеме не уделялось должного внимания, сейчас же положение несколько улучшилось, но до стабильности еще далеко, т.к развитие достойного уровня долгий и проблематичный процесс.
Вопрос о «правовой культуре», сейчас особенно остро стоит перед государством, т.к с каждым днем наблюдается рост нигилизма и необходимость быстро принимать меры по его истреблению.
Ранее поставленные задачи в курсовой работе решены:
- произведен теоретический анализ отечественных, а также зарубежных источников литературы и законодательства;
- изучен процесс формирования правовой культуры в государстве;
- рассмотрен и проанализирован опыт формирования правовой культуры в обществе.
Цель по раскрытию основных понятий правовой культуры и освещению теоретических, а так же практических аспектов – достигнута.
По выявленным проблемам в ходе работы предложены следующие рекомендации:
- Устранить в законодательстве пробелы и ошибки по регулированию правовой культуры и ее провозглашению, а так же на государственном уровне решить вопрос об оказании правовой помощи неимущим гражданам, с помощью введения отдельного федерального закона «О правовой помощи неимущим гражданам и лицам с ограниченными средствами», а так же создать единый публичный фонд под управлением Президента РФ, который возьмет на себя основные расходы;
- Обеспечить гражданам достойную юридическую помощь, путем предоставления высококвалифицированных специалистов;
- Улучшить процесс осведомления граждан о возможных изменениях и новшествах, вносимых в российское законодательство, с помощью средств массовых информаций и путем внедрения новых передач правового характера.