Правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой конформизм в среде молодежи

Деформации правосознания и их причины. реферат. основы права. 2014-02-26

Особенности правового нигилизма в современных реалиях информационного общества

Теперь, перейдём к рассмотрению, непосредственно, особенностей правового нигилизма, возникающих в обозначенных выше реалиях информационного общества. Для начала, кратко вспомним фундаментальное понятие правового нигилизма.

Правовой нигилизм выступает, как элемент общественного или индивидуального сознания, а также как модель поведения индивида или общества в целом.

В научной литературе выделяют такие формы и виды правового нигилизма :

  • активный;
  • пассивный;
  • бытовой, связанный с незнанием закона;
  • философский, связанный с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права.

Признаки правового нигилизма

Для более точного определения сущности правового нигилизма назовём характерные его признаки:

  1. Всеобщее распространение и повсеместность этого деструктивного явления;
  2. Невозможность контролировать его динамику;
  3. Разнообразие форм его проявления в государстве;
  4. Взаимопроникновение и смешение явления нигилизма с другими проявлениями неверия в добро и нравственность;
  5. Соединение нигилизма с разными формами протеста;
  6. Распространение нигилизма в интернет-пространстве, средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм связан с категориями, обусловленными с социальными началами. К ним относятся: личность, социальная группа, мировоззрение, культура, менталитет, право, неправо. Он также связан с категориями, обусловленными непосредственно правом, такими как: правовое регулирование общественных отношений, законность и правопорядок, правовое сознание, правовое поведение, правонарушение, юридическая ответственность .

Правовой инфантилизм

Подобно этому феномену, молодёжь в интернет-пространстве также поверхностно соприкасается с правовыми явлениями, где знания норм права опираются на правовой контент средств медиа и интернет ресурсов, которые зачастую публикуют компиляции с неофициальных источников, транслируют фейковые правовые факты и события. В процессе такой интернет-социализации, сегодня всё чаще диагностируется правовой инфантилизм, при котором, в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ действующего законодательства, человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности. Происходит искажение правовой реальности в сознании. А в условиях существующей в мире информационной войны, искажение правовой информации в интернет-пространстве, зачастую является намеренным, направленным на расшатывание конституционных основ того или иного государства. Такие акты вносят деструкцию в правоотношения всех его субъектов, порождают недоверие к праву.

Следует отметить, что правовой нигилизм не всегда выражается в пренебрежении знанием законов. Иногда он предстаёт в виде привычки безусловно соглашаться с теми условиями, которые предлагаются субъекту правоотношения в цифровом виде. Так, специально проведённое исследование по данному вопросу показало, что большинство людей осуществляют сделки в интернете вслепую, не осознавая всех рисков. 65% респондентов не знают, как защитить свои права .

Ещё одной формой выражения правового нигилизма в цифровом формате, является беспрецедентный рост киберпреступности и количества правонарушений в интернете

Сотрудники правоохранительных органов обращают внимание на то, что кибермошенничество осуществляется даже из мест лишения свободы. Мошенники используют чужие электронные подписи для совершения противозаконных деяний в цифровом формате

На ничего не подозревающих граждан оформляют кредиты, регистрируют компании, производят покупки с их электронных карт и пр. .

В чем опасность правового инфантилизма?

В большинстве случаев правовой инфантилизм является причиной ошибок и неточностей в работе, поскольку незнание действующего законодательства зачастую приводит к нарушению определенных правил выполнения собственных обязанностей. В связи с этим актуальным остаётся вопрос о необходимости усиления ответственности каждого лица, которое своим отсутствием необходимых правовых знаний может нанести человеку непоправимый вред. Пробелы в правых познаниях следователя, судьи, прокурора — всё это может стать причиной непоправимой ошибки, чьей-то испорченной судьбы.

Кроме того, усугубление правового инфантилизма может приводит к всеобщему неуважению к закону, к снижению авторитета органов исполнительной власти, что в свою очередь сформирует достаточно серьезную проблему для всего социума. В связи с этим крайне актуальным вопросом становится необходимость создания специальных комиссий, которые будут заниматься регулярными проверками надлежащего уровня правового познания у ответственных лиц.

Особенности формирования массового сознания людей в эпоху интернет-технологий

Новейшие интернет-технологии, внедрение цифровой экономики и цифрового образования существенно меняют процессы формирования массового сознания людей. Развитие интерфейсов и технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении, трансформируют классические подходы в образовании, а соответственно создают новую воспитательную интернет-среду. Интернет-среда, сегодня стала новым уровнем социального сетевого и востребованного (о чём свидетельствует постоянный рост количества пользователей) взаимодействия практически всех людей на планете. Отсюда появление таких инновационных феноменов, как интернет-социализация, киберсоциализация человека .

Бурный рост цифравизации общественных отношений в мире, порождает, сегодня, целый спектр проблем связанных с пониманием правовых явлений в различных сферах человеческой деятельности. В связи с укоренением в сознании многих людей правового нигилизма, с особой силой актуализируются потребность в исследовании особенностей и причин распространения этого деструктивного феномена. Это позволит впоследствии обозначить наиболее эффективные способы формирования правовой культуры населения.

В настоящее время проблема правового нигилизма в цифровом обществе практически не исследована. Наши знания в этом вопросе, как правило, опираются на фундаментальные достижения науки до времён «информационной революции». Но сегодня, уже другая реальность. Внедрение в повседневную жизнь искусственного интеллекта, и трансформация массового сознания людей, заставляет по-новому взглянуть на «исходный код» правового нигилизма.

Что такое правовой инфантилизм?

Правовой инфантилизм — это несформированность, пробельность правового сознания, которая проявляется в связи с недостаточным количеством правовых знаний, а также отсутствием заинтересованности в правовом развитии. Наиболее распространенной причиной подобных пробелов является отсутствие желания у конкретного индивида заниматься изучением юридических норм и особенностей, а также соблюдать их и осуществлять собственную деятельность в соответствии с конкретными предписаниями.

При этом данный индивид продолжает оставаться участником множества правовых отношений, просто не проявляет достаточной заинтересованности в изучении юридических тонкостей подобной деятельности. К тому же, у него нет желания заниматься изучением собственных прав, свобод, как и нет стремления заниматься их реализацией в контексте актуального законодательства. Как результат, в его понимании право является некоторым аморфным образованием, у которого отсутствуют ясные очертания и цели.

Стоит понимать, что наличие правового инфантилизма является значительной проблемой, которая препятствует ведению человеком познавательной, оценочной и регулятивной деятельности. При этом у него отсутствуют какие-либо четкие установки о ведении правомерных действий.

Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической.

В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (» в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будуг идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одним’, корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).

Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком.

показать содержание

Способы преодоления правового инфантилизма

Достаточно большая категория населения уверена, что нет никакой необходимости отслеживать все принимаемые изменения в нормативно-правовых актах

Разумеется, это является существенной ошибкой, поскольку подобные акты регулируют нашу жизнь, поэтому крайне важно знать обо всех этих тонкостях

Преодоление данной проблемы начинается с осознания проблемы. На этом этапе человек начинает проявлять больший интерес в данном направлении, начиная от поиска причин подобных пробелов в юридических знаниях, и впоследствии происходит закрепление всех норм и принципов правового сознания.

Не менее важным направлением является и государственное участие в борьбе с правым инфантилизмом

Для этого необходимо усиление работы по правовому информированию граждан о важности знания и реализации своих прав, исполнения обязанностей. Необходимо правильно и регулярно доносить до общества преимущества познания права, а так же напоминать об ответственности за негативные последствия незнания основ права у ответственных лиц

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Примеры проявления правового инфантилизма

Правовой инфантилизм может проявляться с различной степенью: от наличия огромного количества пробелов в знаниях, до наличия определенных неточностей или не совсем корректного восприятия определенного уровня функционирования правовых норм. Существует две основные степени правового инфантилизма:

  • Правовая неграмотность, то есть полное отсутствие знаний в области права (например, личность не знает, что ему положен налоговый вычет при покупке жилья);
  • Практический инфантилизм, то есть отсутствие какого-либо правового мышления (личность знает, что ему положен налоговый вычет при покупке жилья, но не понимает, как им воспользоваться).

При этом правовой инфантилизм может быть классифицирован по различным формам проявления. Первая из них называется правовой безответственностью. Она формируется как результат полного несоответствия между правовыми ценностями одного индивида, а также основным принципам существующего и действующего права.

Следующая форма правового инфантилизма называется правовой пассивностью. Ее особенность заключается в правовой безынициативности, а в некоторых ситуациях – в виде полного безразличия к нарушениям закона.

Это приводит к тому, что значительная категория граждан попросту избегает использования собственных прав. К примеру, не реализуют своих прав на избирательную деятельность (не участвуют в выборах), или не реализуют право на судебную защиту (например, при покупке некачественного товара). В качестве примера так же можно привести ситуацию, когда человеку известно о совершении правонарушений в отношении других людей, но никаких действий для предотвращения правонарушения им не принимается. Именно все эти особенности характеризуют правовое безразличие.

Тенденции социальных отношений в мире

Анализируя тенденции социальных отношений в мире можно утверждать, что сегодня появляется двухразрядовое общество:

  1. Общность людей, которые принимают происходящие перемены, небывалые открытия в области IT, нано и биотехнологий. Те, кто не сопротивляются этим переменам. Таких, западные идеологи и лоббисты новых цифровых перемен называют – победители.
  2. Общность людей, которые не принимают происходящие перемены. Такие в конечном итоге станут изгоями в новом мировом порядке. Те же, вышеупомянутые идеологи, эту общность населения земли называют – неудачники .

Исходя из мирового разделения людей по таким категориям, цифровая экономика и новые стандарты информационного общества, которые внедряются глобалистами-технологами транснациональных корпораций и которые сегодня стали знаменем в том числе российской элиты, могут стать не совместимы с суверенитетом и сохранением национального государства, как такового.

Развитие экономики и управления в новых цифровых условиях не предполагают привычных принципов вертикального государственного управления. В этой связи есть опасность демонтажа государства и суверенитета. Власть, в условиях создания такого общества может в итоге перейти к горизонтальным не государственным объединениям. В свою очередь, ослабление централизации управления и национального законодательства, приоритет международных правовых установлений и решений надгосударственных структур, которые не всегда учитывают особенности национального менталитета граждан, могут стать характерной чертой ослабления веры в право и суверенный закон, причиной повышения правового нигилизма и нестабильности мировой правовой системы.

Характерные черты информационной промышленной революции

Характер мировых изменений настолько фундаментален, что мировая история подобного ещё не видела. До ныне, история ещё не знала времени, как великих возможностей, так и потенциальных опасностей. Развитие, внедрение новейших технологий связаны с неопределённостью и означают, что мы пока не имеем представления, как в дальнейшем они будут развиваться. Это видно из характерных черт новой информационной, промышленной революции, происходящей на наших глазах в информационном обществе:

  1. Имплантируемые технологи.
  2. Новый интерфейс.
  3. Умные города.
  4. Большие данные.
  5. Искусственный интеллект.
  6. Робототехника.
  7. Биткойн.
  8. 3D-печать.
  9. Спроектированные существа – люди с изменённым геномом.
  10. Нейротехнологии и т.д.

Сегодня всеобщее распределение рынка труда меняется в соответствии с следующими процессами. Если раньше мир делился на две категории, это развитые страны и развивающиеся, так называемые – золотой миллиард и остальной мир, который должен был его обслуживать. То сегодня можно уже выделить 4 сообщества.

В рамках развитых стран и развивающихся появляются по дополнительному кластеру общностей. Внутри развитого блока появляется так называемый инновационный кластер (сообщество №1), примером которого, как раз является «Силиконовая долина» (примерно 500 тыс. человек). Сообщество №2, это, собственно, золотой миллиард. Затем сообщество №3, это развивающиеся страны, в рамках которых всё более организуется широкое сообщество. И зоны нестабильности (сообщество №4), в которых живут сверхбедные люди. Здесь происходят постоянные гражданские конфликты, войны, эпидемии, массовые миграции населения. И именно здесь происходит самая масштабная утечка мозгов, иммиграция научного и творческого потенциала.

Особенности правового нигилизма в России

Ученые, исследующие феномен правового нигилизма в России, всегда отмечали, что негативное отношение к праву русские впитали на генетическом уровне. Этому способствовали сложная и трудная история становления нашей государственности, которая не раз переживала эпоху коренных переломов.

В Древней и Киевской Руси крестьяне, жившие согласно традициям и обычаям, с каждым принимаемым законодательным актом, получали все большее закабаление, которое окончательно оформилось в Соборном Уложении 1649 г., в результате принятия которого крестьяне стали собственностью землевладельцев. Законодательство Петра I ввело огромное количество налогов и податей, которые легли на плечи основной массы населения. Кроме этого, законами же и искоренялось все русское и насаждалось все чуждое, западное.

В этом смысле с каждым новым источником права жизнь простых людей становилась все тяжелее и тяжелее, поэтому обычай для крестьянина был мерой добра, а закон – мерой зла.

И такие понятия, как добро, справедливость, честность в правосознании русских людей никогда не ассоциировались с правом. Люди жили по обычаям и нравственным (моральным) нормам человеческого общежития, и именно они считались справедливыми, поэтому имеющими приоритет по отношению к нормам права, которых, собственно, большинство населения и не знало.

В общинной жизни русских людей преобладал дух «коллективизма», который Н.А. Бердяев охарактеризовал как «коммунальность» и «соборность». Под первым термином понималась внешняя, совместная деятельность, под вторым – внутреннее чувство, объединяющее людей общей целью и общим делом.

Об отношении русских людей к праву говорят и поговорки: «С Дона выдачи нет» (казаки не выдавали беглых крепостных крестьян), «нам Москва не указ» (т.е. у нас свои правила). Также отметим, что преследуемые государством лица (т.е. фактически преступники) на Руси (и в России) всегда вызывали больше сочувствия, что вообще было не свойственно менталитету людей на Западе, ведь западное правосознание основано на законопослушности.

Неуважение к праву было свойственно и для представителей высших сословий. Например, писатель граф Лев Толстой считал, что все законы напрасны и не нужны, а жить надо только по совести.

Советский период развития нашей страны характеризуется более уважительным отношением людей к праву, что проявилось, в том числе, в низком уровне преступности по сравнению со странами Запада. Такое повышение уровня доверия к праву произошло благодаря и той социальной политике, которое проводило советское государство, предоставляя гражданам безвозмездно жилье, обеспечивая достойный уровень зарплат, пенсий, пособий, а также бесплатное питание, путевки в санатории и т.п.

В 1990-х годах после очередного слома государственности, когда в стране начал твориться беспредел, с бандитскими кровавыми разборками на улицах, «гены» бесправия взяли свое, уровень правового нигилизма населения опять стал очень высок. Кроме этого, под красивые лозунги «перестройки», гласности, демократии, основная масса населения опять оказалась обманута и разграблена.

Следует отметить, что несмотря на десятилетия, прошедшие с момента развала СССР, до настоящего времени подавляющее число россиян чувствуют себя незащищенными от возможного произвола властей, убеждены в невозможности влиять на политические процессы в стране и уверены, что чиновники не подчиняются законам.

Таким образом, правовой нигилизм, к сожалению, присущ большинству наших граждан. Ситуация будет меняться, когда не только простые люди, но и власть имущие осознают, что право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей, которое должно использоваться во благо, а не во зло.

Итоговые положения

Представленный в нашем исследовании некоторый обзор особенностей проявления правового нигилизма в условиях интернет-социализации человека в информационном пространстве, а также представленные характерные особенности информационного общества, позволяет нам выделить ряд итоговых положений. Их понимание позволит выработать механизм профилактики и борьбы с деструктивными проявлениями правового нигилизма граждан.

  1. Глобальные процессы трансформации информационного общества происходят стремительно. Цифравизация промышленности, экономики и управления происходит в интересах наднациональных, надгосударственных структур. Национализация и государственный контроль цифровых изменений в рамках суверенного государства затруднительны.
  2. Правовой нигилизм как феномен претерпевает определённые метаморфозы исходя из новых реалий трансформации информационного общества. Сегодня, поколение человечества рубежа XX—XXI вв., называют поколение “Homo Cyberus”. Для него привычно и естественно тесное общение с компьютерами и мобильной связью. Оно отличается по мировоззрению в социальном, психологическом и духовно-нравственном плане.
  3. Характерные проявления правового нигилизма в условиях интернет-социализации человека в информационном пространстве напрямую связаны с развитием и внедрением новейших нейротехнологий.
  4. С учётом новых реалий развития современных IT-технологий, необходимо провести фундаментальные, углублённые научные исследования, направленные на выработку практических механизмов противодействия негативным явлениям нейротехнологий на правосознание человека.

LEGAL NIHILISM IN THE INFORMATION SOCIETY

The article substantiates the need to study the phenomenon of legal nihilism, taking into account the new realities of the development of the information society. The author identifies the characteristic features of the information society and, on their basis, makes a forecast regarding the weakening of public administration functions in the context of global digitalization taking place in the world. Based on the study of the peculiarities of the manifestation of legal nihilism in the context of the Internet socialization of a person in the information space, the author formulates a number of provisions, the understanding of which will allow in practice to develop a mechanism to prevent and combat destructive manifestations of legal nihilism of citizens.

Key words: legal nihilism, Internet environment, Internet socialization, information space, industrial revolution, information society.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: