Что такое музыкальный жанр

Композитор камерной музыки сообщение

Содержание

Слайд 1

Выполнила:
ученица 7 «Б» класса
МБОУ БСОШ
Фалина Татьяна

Слайд 2

Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос)

Слайд 3

Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано
Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);
Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);
Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);
Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);
Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);
Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);
Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)

Слайд 4
По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей

Слайд 5
Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнногооркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментовКамерая музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество музыкантов. По сути, сама по себе «камерная музыка» — уже и есть стиль.

Слайд 6
Камерная музыка восходит к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «Камерная музыка» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церковной сонаты).

Слайд 7
В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и слушателей.Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.

Слайд 8
Основные исполнители камерной музыки:
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – 1873-1943гг. Новгородская губерния

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (Beethoven) – 1770-1827гг. Бонн

ИОГАННЕС БРАМС (Brahms) – 1833-1897гг. Гамбург

ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet) – 1838-1875гг. Париж

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach) – 1685-1750гг. Эйзенах

Слайд 9

Огромный вклад в Камерную музыку внесли русские композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инструменпальные ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П

Бородина
Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К

Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал основным. родом творчества. Исключительно многообразно камерное инструментальное. наследие советских. композиторов; его главные линии — лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая.

Слайд 10

Посмотреть все слайды

Жанры оркестровой и симфонической музыки

Симфоническая музыка – это музыка, написанная для исполнения симфоническим оркестром. Одним из важнейших жанров такой музыки является симфония (на латинском – созвучие), но существует также много других. Некоторые из них, как и симфония, имеют несколько частей, другие могут быть одночастными.

Концерт

Концерт (на латинском concerto – соревнуюсь) стал популярным симфоническим жанром с начала XVIII века. Это произведение для одного или нескольких исполнителей-солистов с оркестром. Как и симфония, концерт построен по принципу сонатно-симфонического цикла, но в нем три, а не четыре части. Крайние части быстрые, а средняя – медленная. Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского – один из самых известных в этом жанре. Главная партия третьей части основана на теме украинской веснянки.

Симфоническая сюита

Симфоническая сюита, как и симфония, состоящая из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим замыслом или признаком. В отличие от симфонии, части сюиты меньше связаны между собой, их количество, а также последовательность может быть произвольной. Один из примеров этого жанра – две симфонические сюиты, созданные Е. Григом на основе его музыки к драме Г. Ибсена „Пер Гюнт”. К первой из них вошли четыре части: „Утро”, „Смерть Озе”, „Танец Анитри”, „В пещере горного короля”.

Оркестровая серенада

Оркестровая серенада – это также многочастное произведение. Серенады возникли на юге Европы, где их исполняли ночью или вечером на улице возле дома любимого сольные исполнители или небольшие оркестры. Примером серенады, написанной для струнного оркестра, есть Серенада №13 Соль мажор В.А. Моцарта, которая имеет еще название „Маленькая ночная серенада”. Это произведение имеет четыре части, но изначально их было пять. Возможно, это связано с тем, что, по легенде, композитор написал ее как подарок жене на пятую годовщину супружеской жизни. Чаще всего выполняется первая часть – Увертюра.

Симфоническая фантазия

Одним из ведущих симфонических жанров являются также симфоническая фантазия. Это одночастиное произведение произвольной формы с элементами фантастики и яркими контрастами. Пример такого произведения – „Ночь на Лысой горе” М.П. Мусоргского, в котором изображены жуткие эпизоды шабаша ведьм и сатаны.

Симфоническая картина

Симфоническая картина отличается от симфонической фантазии меньшими размерами и большей изобразительностью. Эти произведения обычно программные, как, например, „Кикимора” А.Кол. Лядова.

Кроме того, существуют одночастные симфонические увертюры, симфонические поэмы, симфонические баллады. Известная симфоническая сказка „Петя и волк” Прокофьева также принадлежит к жанрам симфонической музыки.

Вокальные жанры

Вы наверняка догадались – здесь все ровно наоборот. К вокальным относятся композиции, в центре внимания которых находится голос солиста или хора. 

Например:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • ария;
  • кантата;
  • опера;
  • серенада
  • вокализ.

“Какой вокальный жанр проще всего будет освоить начинающему солисту — зависит от интересов и аттракторов (естественных вокальных привычек). Кому-то легче дается народный, кому-то рок, кому-то поп. В целом, в любом музыкальном направлении есть несложные вокальные композиции.”

Елизавета Мусаелян, преподаватель по вокалу, музыкальной грамоте и фортепиано Indie Rock School

Понятие музыкальной формы

До 19 века характер композиции неразделимо связывался с ее структурой. Понятие «жанр» не отделялось от определения «музыкальная форма». Это строение произведения, его проект и четкая конструкция с определенным расположением взаимосвязанных частей. Вот несколько примеров.

Период – составной элемент, выражающий одну законченную мысль. 

Самые простые формы: одночастные и двухчастные. Двухчастные являются повторением нескольких периодов. Одночастные – миниатюры, состоящие из одного периода.

  • Куплетная.
    Это повторение одной и той же музыки, но с разным текстом. Часто используется в песнях. 
  • Запевно-припевная.
    Состоит из циклично повторяющихся частей: запева и припева. Запев складывается из разного текста, с использованием одной и той же или разной мелодии. Припев, как правило – одинаковые слова с повторяющейся музыкой.
  • Вариационная.
    Здесь многократно повторяется основной мотив. Каждый раз он немного меняется, обогащая и развивая главную мысль.
  • Рондо.
    В этой разновидности чередуются разные эпизоды, а между ними повторяется главная тема (рефрен). И так по кругу.
  • Фуга.
    Полифония, где одновременно звучат несколько мелодий. Главная тема исполняется в разных голосах.

Камерная музыка — сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.

Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.

При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.

То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение  «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.

Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.

В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.

Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.

Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Средства музыкальной выразительности

Жанр связан методами и приемами, которые использовал композитор, когда садился писать свое творение. Для этого в распоряжении автора целый набор средств выразительности. Давайте разберем некоторые из них:

  1. Мелодия – неповторимая музыкальная линия.
    Бывает горизонтальной, восходящей или нисходящей. Может двигаться волной или скачками. Мелодия делает произведение уникальным. Именно ее мы проигрываем в голове, когда вспоминаем любимую песню.
  2. Лад – общее настроение.
    Бывает мажор и минор. По-простому – радостный или грустный.
  3. Ритм – последовательность резких и плавных звуков, а также пауз между ними.
    Его легко разглядеть в танце – хороший танцор пляшет как раз в соответствии с ритмом.
  4. Темп – скорость исполнения.
    Он может быть медленным, умеренным или быстрым. Адажио, аллегро, анданте, престо, модерато – все эти итальянские слова говорят о скорости музыкального темпа.
  5. Тембр – цвет тона, индивидуальная окраска музыки.
    Тембр бывает звонким, глухим, мягким, жестким, холодным, глубоким, металлическим, теплым, живым. Тут все как с человеческим голосом.
  6. Регистр – часть диапазона.
    Бывает верхним, нижним и средним. В высоком регистре звучание легкое, звонкое, в нижнем – гулкое, «грудное». Средний регистр знаком всем по обычной разговорной речи.
  7. Метр – смена сильных и слабых долей мелодии.
    Выглядит как рисунок или схема конкретной музыки. Например, как в вальсе, знаменитое «раз-два-три, раз-два-три».
  8. Динамика – сила звучания.
    Она бывает тихой, громкой и даже очень громкой.

С помощью средств выразительности автор воплощает свой замысел и передает мысль слушателям. Многие произведения составляются из контрастов – противоположных по окраске приемов. Их выбор как раз ограничивается жанром. Давайте посмотрим, какими они бывают. Будет интересно, обещаем.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение. Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию. В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира. Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается. Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Разнообразие жанров современной музыки

Большинство новых произведений последних лет делятся на три большие категории. В каждой их них  присутствуют свои фишки, направления и стили.

Поп-музыка

Мы уверены, что вы с ней знакомы. Это популярная музыка, которая играет из большинства радиоприемников, звучит в фильмах, торговых центрах и кафе. Она легко запоминается и всегда «на слуху». Это песни, которые слушает большинство. Но это не означает, что все эти люди одинаковые и предпочитают одно и то же. Поп-музыка – это целая куча разнообразных жанров, а иногда их сложная смесь. Например, такие разновидности, как кантри, соул и подобные им.

Разберем простые примеры Pop-music:

  • Диско. Треки, предназначенные для танцев. Под эти dance-мелодии действительно легко плясать: ритм задают ударные и бас, а струнные и духовые инструменты звучат на втором плане.
  • Техно. Холодные, футуристические мелодии. Металлическое звучание, механические ритмы и вокал без явного проявления эмоций – и под все это тоже можно и нужно танцевать.
  • Хаус. Электронная музыка, созданная на синтезаторе. Для хауса характерно цикличное повторение музыкальных фраз, специальная обработка и большое количество необычных эффектов.
  • Транс. По задумке создателей он обладает гипнотическим эффектом. Характеризуется повторяющимися мелодиями, фразами и плавно меняющимся басом. Несмотря на то что этот стиль погружает в транс, он также относятся к категории dance. Ну то есть, танцуем под гипнозом.
  • Фанк. Дерзкая музыка с этническим оттенком и африканским происхождением. Для нее характерны пульсирующие танцевальные ритмы и кричащий вокал. 

Рэп

Танцевальное направление с афроамериканскими и латиноамериканскими корнями. Отличительная особенность – отсутствие вокала. Его заменяет речитатив. Текст песен не поют, а зачитывают, как стихи. Это, кстати, не так просто, как кажется. Солиста активно поддерживают сложный бас, ударные и иногда – скрип виниловых пластинок.

Rap получил развитие и зазвучал на радиостанциях в 80-х годах. Тогда же у него появились поклонники во всем мире.

Разновидности:

  • клауд;
  • дрилл;
  • хардкор;
  • трэп;
  • ганста;
  • джаз-рэп;
  • кранк и др.

Некоторые упоминают rap как синоним hip-hop. Это не совсем верно. Давайте разбираться. На самом деле последний – более широкое понятие. Рэп является разговорно-вокальным способом исполнения, а хип-хоп объединяет целую субкультуру и стиль, использующий элементы речитатива.

Рок

Это выходец из американского блюза (blues). Он окончательно оформился к концу 50-х годов 20 века. В США первый Rock’n’Roll ассоциируется с именем Элвиса Пресли, во Франции – с Клодом Франсуа и Ришаром Антони. Одновременно с французскими музыкантами в Европе зажигала легендарная британская четверка The Beatles.

Самый главный темп здесь задает электрогитара, бас-гитара и ударные инструменты. Чаще всего музыканты исполняют треки собственного сочинения. Название Rock в переводе с английского языка звучит как «качать». Он «раскачивает», несет особую философию, драйв и свободу. Это музыка протеста, ритмы творческих личностей и настоящих бунтарей. 

Основные жанры:

  • панк;
  • поп;
  • хард;
  • блэк-метал;
  • хэви-метал;
  • треш;
  • фолк;
  • рага;
  • глэм;
  • альтернативный;
  • рок-н-ролл; 
  • инди.

“Бывает так, что голос тяготеет к определенному жанру, но сейчас многие каноны уходят в прошлое. Среди релизов последних лет очень много всего кросс-жанрового, так что любому вокалисту можно подобрать репертуар. И кстати, можно ведь попробовать писать и исполнять собственные песни.”

Мария Ярова, музыкант, композитор, преподаватель по вокалу Indie Rock School

Жанры русских народных песен

Пение в России являлось ритуалом, который сопровождал все праздники, важные события и простые ежедневные хлопоты. Тексты не записывали на бумагу. Их заучивали и передавали, как должное, детям от родителей. Запоминались они легко, ведь эти мотивы звучали ежедневно. В них отражалась вся жизнь и быт. Отсюда и разделение русских народных песен по жанрам:

  1. Частушки.
    Короткие ритмичные песенки с юморком. Зачастую нецензурные и весьма колкие. Частушки исполнялись на ярмарках, праздниках и гуляниях. В роли певцов выступали профессионалы-скоморохи и просто любители из толпы гуляк. Удачные тексты передавали из уст в уста, но часто талантливые исполнители импровизировали прямо на месте. Это один из видов веселого и популярного народного творчества.
  2. Обрядово-календарные.
    Они были способом обращения к силам природы. Считалось, что пение способно вызвать дождь или обеспечить урожай. Представляете, иногда действительно помогало! Может, подсказать эту идею нашим метеорологам, как информацию для размышления?
  3. Игровые.
    Использовались для хороводов, игр и веселых танцев во время праздничных гуляний. Именно под это музыкальное сопровождение доярка Маша ненавязчиво заводила отношения с трактористом Петей, а балагур Вася задорно прыгал через костер.
  4. Колыбельные.
    Спокойные и трогательные детские напевы, которые знала каждая мама. Они часто придумывались на ходу, поэтому слова не заучивались.
  5. Лирические.
    Как думаете, о чем? Конечно, о любви. А еще о разлуке, тихой грусти, светлой радости. О подвигах советских солдат, детях и обо всем, что бередит душу и сердце. Это самые любимые женские мотивы тогда и сейчас.
  6. Трудовые.
    Очень полезная разновидность музыки. Крестьянский, а позже советский, труд был тяжелым и занимал большую часть дня. С песней время пролетало быстро, да и работалось веселее.
  7. Семейно-обрядовые.
    Они посвящались важным событиям и жизненным изменениям: рождению ребенка, крестинам, похоронам, именинам. Существовала отдельная большая категория – свадебные композиции. На свадьбе считалось важным не только погулять, но и «напеть» молодоженам счастливое совместное будущее и «семерых по лавкам».

Камерная музыка — основные понятия, Музыкальный класс

Современная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.

В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.

Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы, при довольно разных инструментальных составах. К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.

Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей. В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.

Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.

Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.

У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер.

По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах.

Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих гениев музыкального искусства.

Концерт камерной музыки — Москва

Жанры театральной музыки

Театральная музыка сопровождает спектакли и постановки. Ее задача – оформить, правильно донести сюжет до зрителей, добавить эмоций и развить историю, происходящую на сцене театра. Она создает нужную атмосферу, без которой события постановки будут не такими яркими. Жанры театральной музыки очень разнообразны. Советуем познакомиться с каждым их них – какой-то обязательно придется по душе.

Примеры:

  • опера – драма с серьезным сюжетом, действием на сцене и музыкальным сопровождением;
  • оперетта – в отличие от оперы имеет более легкий, развлекательный характер и часто сочетается с танцами;
  • балет – в нем тесно переплетается музыка и хореографические танцевальные элементы;
  • мюзикл – здесь сочетание диалогов, пения, инструментального сопровождения и танцев;
  • рок-опера – новый тип оперы, с использованием световых эффектов, интересных хореографических номеров и яркой, энергичной музыки.

Жанры духовной музыки

Композиции религиозного характера, которые звучат во время службы в церкви, да и просто в быту – все это духовная музыка. Она подчеркивает сакральность ритуальных обрядов, передает слушателям определенный настрой, позволяет сосредоточиться на молитве. Главный посыл – обращение Священному Писанию и сюжетам из Библии. 

К основным православным жанрам относятся литургия, тропарь, акафист, кондак, икос, псалмы. Для русской церкви характерно вокальное исполнение – сольное или многоголосный хор.  Религиозные мотивы у католиков звучит под аккомпанемент органа. Разновидности: мотет, месса, хорал, псалом, секвенция, церковный концерт.

Жанры классической музыки

Классическая (академическая) музыка оформилась и обрела популярность два столетия назад, во время эпохи европейского классицизма. Зарождение классики произошло еще раньше – в эпоху Средневековья. Изначально первые композиторы черпали вдохновение из древней литературы античного периода. Постепенно классика продолжала свое развитие, появлялись новые разновидности и стили.

Многие слушатели сейчас предпочитают современные направления, но и академические творения до сих пор не ушли в прошлое. Да, танцевать под них сложно. Зато можно настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и даже почитать книгу. А можно просто слушать и получать удовольствие.

Примеры:

  • симфония – предназначена для исполнения оркестром;
  • оратория – большое музыкальное творение с драматическим сюжетом для солистов или хорового исполнения;
  • кантата – отличается от оратории меньшим размером;
  • сюита – состоит из нескольких частей, объединенных одной темой;
  • увертюра – инструментальная пьеса, играющая роль вступления перед основным музыкальным действием;
  • ноктюрн – пьеса, изначально предназначенная, для исполнения ночью под открытым небом.

К классике также относятся вариации, элегии, этюды, прелюдии, фуги, кантаты и инструментальные концерты.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса)

Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф

Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: