Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Что такое энгармонические равные тональности?

Виды минора

Есть 3 разновидности минора, которые преобразуют его, наполняя более яркими, но характерными звуками:

  • естественный;
  • гармонический;
  • мелодичный.

Естественный вид минора самый простой, он предстает перед нами в классическом варианте без каких-либо изменений:

  • основной тонический уровень — А;
  • вторая ступень — Si;
  • следующий в строке — До;
  • четвертый в списке — Король;
  • второстепенная доминанта — Ми;
  • шестой чистый — Закон;
  • чистый седьмой — Соль;
  • а еще тоник — А.

Звук прозрачный, упрощенный и менее характерный.

Гармоническая форма минорной тональности очень яркая и наиболее предпочтительная на практике.

  • первое тонизирующее средство — ЛА;
  • второй по-прежнему C;
  • третий, образующий второстепенную треть — До;
  • субдоминанта — Царь;
  • самоуверенная доминанта — Ми;
  • шестой, все еще спокойный, — это Фа;
  • уже усиленный и нервный — соль-диез;
  • разрешено в тонике — А.

Особенность конструкции — поднять VII степень, которая все еще пытается разрешиться в тонике. Его рвение часто бывает трагедией. Этот прием часто используется как окончание музыкальной фразы и произведения в целом.

Мелодичный вид минорной тональности наиболее сложен, так как имеет наибольшее количество изменений.

  • основной владелец — Ла;
  • вторая конюшня — C;
  • характерный ключ — Вверх;
  • четвертый субдоминанта — Ре;
  • утверждено в правах — Ми;
  • дополненная шестая — фа-диез;
  • за ним седьмой крылатый — соль-диез;
  • верх шкалы — А.

Поднимаясь вверх, VI и VII ступени наверху цепочки плавно и долго переходят, благодаря чему вид получил свое название. Стоит отметить, что в нисходящей версии мелодической формы нет, то есть в обратном порядке минор будет звучать как натуральный:

  • к более высокому;
  • спокойный седьмой — Соль (бекар);
  • за ней умиротворенный шестой — Фа (бекар);
  • все также стабильно — Mi;
  • субдоминанта — Царь;
  • малая треть — C;
  • тянется к тонику — С;
  • точка в радиусе действия — А.

Бекарс (знак отмены подъема и падения) устраняет острые углы, которые были необходимы для увеличения VI и VII ступеней. Поскольку они не изменяются в своей естественной форме, бекар возвращает их к их классической форме.

В большинстве также присутствуют все типы, но изменения в структуре разные.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНЫ
ИХ ЗНАКИ
БОЛЬШЕ
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
СКОЛЬКО ПЕРСОНАЖЕЙ
КАКИЕ ЗНАКИ
ТОНА БЕЗ ЗНАКОВ (1 // 1)
До мажор
незначительный
нет знака
нет знака
ТОНЫ С DIEZ (7 // 7)
Соль мажор
ми минор
1 диез
ж
Ре мажор
да второстепенный
2 острых
делать
Важно
фа-диез минор
3 диез
идет к солнцу
Ми мажор
до-диез минор
4 острых предмета
это только король
Да майор
соль-диез минор
5 диез
просто иди туда
Фа-диез мажор
ре-диез минор
6 диез
fa do sol re la mi
До-диез мажор
незначительный острый
7 диез
fa do sol re la mi si
ТОНА С КОЛЕСАМИ (7 // 7)
Фа мажор
ре минор
1 квартира
да
Си-бемоль мажор
соль минор
2 тарелки
да меня
Ми-бемоль мажор
до минор
3 тарелки
да я там
Бемоль мажор
фа минор
4 тарелки
да король
Ре-бемоль мажор
си-бемоль минор
5 квартир
да, ми ла ре соль
Соль-бемоль мажор
ми-бемоль минор
6 квартир
да, ми ла ре соль делать
До-бемоль мажор
в бемоль минор
7 квартир
да ми ла ре соль делать назад

Вы можете скачать тот же номерной знак в более удобном виде, например, шпаргалку в формате pdf для печати — СКАЧАТЬ

на этом пока все. В следующих частях вы узнаете, что такое одноименные ключи, как быстро и навсегда запомнить знаки в ключах и каков метод как можно скорее идентифицировать знаки, если вы их забыли.

Что ж, а теперь приглашаем вас на просмотр анимационного фильма, написанного под удивительную музыку Моцарта. Однажды Моцарт выглянул в окно и увидел идущий по улице военный полк. Настоящий военный полк в блестящей форме, с турецкими флейтами и барабанами. Красота и величие этого спектакля настолько потрясли Моцарта, что в тот же день он написал свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты № 11) — всемирно известную оперу.

Энгармонизм тональностей

Клавиши могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но они также могут быть ангармонически одинаковыми. Посмотрим, что это значит.

Ангармонический звук — это один и тот же звук с разными названиями и написанием нот. Например, нота ми-бемоль звучит как нота-ре-диез. Эти записи написаны на разных линейках, с разными случайностями. Но на самом деле за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные ключи — это ключи, которые звучат одинаково, но написаны в разных нотах в примечаниях и имеют разные знаки происшествия. Например, тональность ми-бемоль минор энгармонически равна тональности ре-диез минор. Тональность ля мажор-диез ангармонически равна тональности си-бемоль мажор.

Разница между dur и moll

Всем известно ярко выраженное отличие двух основных режимов друг от друга:

  • майор — веселый и светлый (в переводе с латинского — «большой»);
  • минор — грустный и мрачный (в переводе с латинского «маленький»).

Но если вы посмотрите на это профессионально, разница в звуке имеет основу, которая может оправдать этот модальный контраст.

По курсу музыкальной грамматики следует, что гамма состоит из 7 нот (октава первая, а только следующая октава), иными словами каждая нота — это шаг. В результате таких же шагов будет семь. Хотя они принадлежат к одному семейству (например, тональность до мажор или до минор), они выполняют разные функции.

Поэтому члены семьи делятся на стабильную и нестабильную фазы. Первые играют основную роль в тональности, вторые могут «ходить» и непостоянны. Они расползаются (рассасываются) в устойчивые или претерпевают модуляцию (переходят в другую тональность).

В минорной тональности стабильная III ступень всегда будет опускаться на полутон (от ми до ми-бемоль). Именно этот (плоский) знак альтерации образует минорное трезвучие.

Триада — это трехступенчатое соглашение.

Увеличение экспрессивности музыки

Энгармонически равные тональности играют важную роль в увеличении эмоциональной экспрессивности музыки. Эти тональности позволяют совершать неожиданные гармонические обороты, которые могут эмоционально зарядить слушателя и создать более яркие впечатления.

Например, в музыке с классической гармонической системой, сопоставимые по высоте звуки носят разные названия, в зависимости от контекста. Это означает, что тональности, которые используют эти звуки, не равны между собой. В то же время, например, в энгармонически равной тональности, звуки с разными названиями имеют одинаковую высоту. Это создает возможность для более свободного и неожиданного использования звуков в гармоническом процессе музыки.

В результате, музыка, которая использует энгармонически равные тональности, имеет более глубокое и проникновенное звучание, способное вызвать более яркие эмоциональные реакции у слушателя.

Энгармонически равные тональности в джазе

Таким образом, энгармонически равные тональности играют важную роль в современной музыке, внося свой вклад в увеличение экспрессивности и эмоциональной проникновенности музыкальных произведений.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.

Правописание хроматических гамм

Мажорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются III и VI ступени.Мажорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.Минорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются I и V ступени.Минорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вверх:

ДО -ДО-диез- РЕ- РЕ-диез — МИ-ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез- ЛЯ- СИ-бемоль-СИ-бекар- ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вниз:

ДО-СИ- СИ-бемоль -ЛЯ- ЛЯ-бемоль -СОЛЬ -ФА-диез -ФА-бекар- МИ- МИ-бемоль-РЕ- РЕ-бемоль -ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вверх:

ЛЯ- СИ-бемоль -СИ-бекар- ДО- ДО-диез -РЕ- РЕ-диез -МИ- ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез -ЛЯ

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вниз:

ЛЯ -СОЛЬ-диез- СОЛЬ-бекар- ФА-диез- ФА-бекар- МИ- РЕ-диез- РЕ-бекар- ДО-диез-ДО-бекар- СИ- СИ-бемоль- ЛЯ

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

Консонирующие интервалы

Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы:
Чистая прима Большая терция
Чистая октава Малая терция
Чистая квинта Большая секста
Чистая кварта Малая секста

Диссонирующие интервалы:

Большая и малая секунды
Большая и малая септимы
Тритоны
Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите узнать, как определить параллельный ключ, давайте эмпирически выясним ответ на этот вопрос. А потом мы сформулируем с вами правило.

Представьте: DO MAJEURE и A MINOR — параллельные ключи. А теперь скажите мне: на каком уровне ПРЕЖДЕ ЧЕМ «вход в параллельный мир»? Или, другими словами, какая степень C MAJOR является корнем параллельного минора?

Теперь займемся «вверх ногами». Как выйти из мрачного LA MINOR в солнечную и радостную параллель DO MAJEURE? Где на этот раз «портал» для перехода в параллельный мир? Другими словами, какая степень минорной тональности является корнем большой параллели?

Ответ прост. В первом случае: тоника параллельного минора — шестая ступень. Во втором случае: тонику большой параллели можно считать третьей степенью. Кстати, совсем не обязательно долго добираться до шестого класса мажора (т.е считая шесть ступеней от первого), достаточно спуститься на три ступени вниз от тонизирующего, и мы перейдем к этой шестой ступени в так же.

Теперь сформулируем ПРАВИЛО (но еще не окончательное). Следовательно, чтобы найти корень параллельного минорного тона, достаточно спуститься на три ступени вниз от первого исходного мажорного тональности. С другой стороны, чтобы найти корень большой параллели, вам нужно подняться на три ступени вверх.

Проверьте это правило на других примерах. Не забывайте, что у них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступенькам, мы должны произносить эти знаки, то есть учитывать их.

Например, мы находим параллельный минор для тональности G MAJOR. Этот ключ содержит диез (фа-диез), что означает, что параллельно будет диез. Спускаемся на три ступеньки от СОЛИ: СОЛЬ, ФАДЬЕЗ, МИ. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! MI — это как раз то, что нам нужно; это шестой шаг и это выход на малую параллель! Это означает, что ключ, параллельный GAL MAJOR, будет E MINOR.

Другой пример. Находим параллельный ключ для FA-MINOR. Этот ключ имеет четыре квартиры (да, E, A и D-бемоль). Поднимаемся на три ступеньки, чтобы открыть дверь на большую параллель. Гуляем: FA, SALT, LA-BEMOLE. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! A-BEMOLES — вот желаемый звук, вот заветный ключ! LA BEMOLE MAJEURE — это ключ, параллельный F MINOR.

Виды минора

Минор бывает трёх видов — натуральный, гармонический и мелодический. Основной вид — это натуральный, а остальные виды имеют изменения некоторых ступеней. Подробно о натуральном миноре читайте здесь.

Натуральный минор

Натуральный минор строится по формуле: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон ( 1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1 ). Возьмём, например, ми минор:

В музыкальном произведении, написанном в натуральном миноре, выставляются ключевые знаки соответствующие тональности. В тексте никаких дополнительных знаков альтерации вы не встретите.

Натуральный минор звучит мягко и спокойно, без острых тяготений в тонику:

Гармонический минор

В гармоническом миноре повышается VII ступень. Из-за этого изменяется структура минора и его звучание. В гармоническом миноре от повышения VII ступени образуется ув.2. Гармонический минор строится по формуле: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон ( 1, 1/2, 1, 1, 1/2, 11/2 , 1/2).

Гармонический минор легко определить на слух по «восточному» колориту, который создаёт ув.2:

ВАЖНО! В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени образуется ув.2 и её обращение ум.7 — характерные интервалы

Мелодический минор

В мелодическом миноре изменяются две ступени — повышаются VI и VII ступени в восходящем движении. В нисходящем движении эти повышения отменяются и минор звучит как натуральный.

Повышение VI и VII ступени придаёт мелодическому минору мажорное звучание в верхнем восходящем тетрахорде.

ВАЖНО! Из-за повышения VI и VII ступеней верхний тетрахорд в восходящем движении звучит как мажорный. Его структура — тон, тон, полутон (1, 1, 1/2)

Виды мажора

Мажор, как и минор, бывает трёх видов — натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный мажор

В натуральном мажоре нет никаких изменений. Натуральный мажор звучит бодро и приподнято. Он строится по формуле: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Вот, например, натуральный Соль мажор:

Гармонический мажор

Гармонический мажор имеет VI пониженную ступень. В результате чего в гармоническом мажоре образуется ув.2. Его структура: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон:

Гармонический мажор тоже приобретает «восточный» оттенок из-за понижения VI ступени и образования ув.2. Этим они похожи с гармоническим минором.

ВАЖНО! Строение верхнего тетрахорда в гармоническом мажоре и гармоническом миноре — одинаковое: полутон, полтора тона, полутон ( 1/2, 11/2 , 1/2 ). В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени образуется ув.2 и ее обращение ум.7 — характерные интервалы

Мелодический мажор

В мелодическом мажоре понижаются VII и VI ступени в нисходящем движении. В восходящем движении гамма звучит как натуральная. Мелодический мажор в нисходящем движении приобретает минорный оттенок звучания :

ВАЖНО! Мелодический тетрахорд мажора (верхний нисходящий) совпадает с нисходящим тетрахордом

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот. Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

В чем суть?

Клавиши похожи тем, что имеют одинаковые метки изменения, но они параллельны, потому что режимы противоположны. Например, до мажор параллельно ля минор, так как нет знаков ни в первой, ни во второй тональности. Если вы посмотрите на клавиатуру пианино, они полностью пройдут над белыми клавишами.

Тональность ре мажор будет параллельна си минору, так как в скрипичном ключе первая и вторая клавиши имеют диез F и C.

Ре мажор:

  • I — II (тон);
  • II — III фа-диез (тон);
  • III фа-диез — IV (полутон);
  • IV — V (тон);
  • V — VI (тон);
  • VI — VII до-диез (тон);
  • VII до-диез — I (полутон).

h-moll (минор пишется строчными латинскими буквами):

  • I — II до диез (тон);
  • II до-диез — III (полутон, III ступень);
  • III — IV (тон);
  • IV — V фа диез (тон);
  • V F-диез — VI (полутон);
  • VI — VII (тон);
  • VII — I (тон).

Второстепенные ключи такие же, как и основные.

Стоит отметить, что параллель оттенку может быть только одна. До мажор параллельно только ля минор и так далее.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение в круге только по квинтам и ни разу не упоминали кварты. Так при чём же тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «кварто-квинтовый круг»?

Дело в том, что кварта является обращением интервала квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.

Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:

Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же:

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, квинтовым кругом можно пользоваться как удобной шпаргалкой для выучивания всех тональностей и их знаков.

Во-вторых, по квинтовому кругу можно легко определить разницу в знаках между двумя тональностями. Для этого достаточно просто посчитать сектора от исходной тональности до той, с которой мы сравниваем.

Например, между Соль мажором и Ми-мажором разница в три сектора, и, значит, в три знака. Между До мажором и Ля-бемоль мажором разница в 4 бемоля.

Разницу в знаках нагляднее всего показывает квинтовый круг, поделённый на сектора. Для того чтобы изображение круга было компактным, тональности в нём можно записывать с помощью буквенного обозначения:

Наконец, в-третьих, по квинтовому кругу мгновенно можно установить «ближайших родственников» той или иной тональности, то есть определить тональности первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходная тональность (параллельная) и в соседних с каждой стороны.

Например, для Соль мажора такими родственными тональностями будут считаться ми минор (в том же секторе), а также До мажор и ля минор (соседний сектор слева), Ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

К более подробному изучению родственных тональностей мы ещё вернёмся в будущем, тогда и узнаем все способы и секреты их розыска.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Для чего нужны тональности

Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.

В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.

Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.

Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.

Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.

История создания энгармонически равных тональностей

Энгармонически равные тональности были созданы в 16-17 веках в Италии, когда композиторы стали искать новые способы выражения своих музыкальных идей. Они заметили, что многие звуки на тогдашних музыкальных инструментах не считались «чистыми» и не вписывались в обычные тональности.

Тогда было решено создать новый систему из 12 звуков, включающую некоторые «восьмисменные» звуки, которые были слишком близки к другим звукам и не имели своего собственного обозначения в тональности.

Создание теории энгармонических равных звуков стало прорывом в музыкальной теории того времени, позволив композиторам использовать новые композиционные приемы и тонкие гармонические сдвиги, чтобы создавать более сложную, экспрессивную музыку.

Сегодня энгармонические равные тональности используются в различных музыкальных жанрах, включая джаз, импровизационную музыку и современную классическую музыку. Они предлагают больше возможностей для создания гармонии и тонкой музыкальной экспрессии.

Квинтовый круг тональностей

Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.

Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.

То есть формируется 4 группы оттенков:

  1. большой острый;
  2. капитальная квартира;
  3. острый минор;
  4. второстепенная квартира.

Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:

  • сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
  • плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.

Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.

Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).

Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:

Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).

И, если вы читаете задом наперед:

Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).

легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.

Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.

Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:

До мажор — Ля минор = 0 символов

До-диез мажор — диез минор = 7 диез

До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль

Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы

Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые   интервалы    в   ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки  тонического   трезвучия):

ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, ключи с одинаковым количеством случайностей называются параллелями. Оказывается, все эти тона имеют одинаковые звуки.

Но есть и отличия в параллельных ключах. Как вы помните, название ключа определяет корень и масштаб. Эти два компонента отличаются параллельными ключами. До мажор отличается от ля минор тоникой (звук до) и гаммой (мажорный цвет). Остальные параллельные ключи отличаются друг от друга одинаково.

В итоге: у параллельных клавиш одинаковые звуки, одинаковые знаки аварии (острые или плоские), но у них разные тоники и режимы.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельный ключ можно двумя способами. Давайте рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что до мажор и ля минор параллельны. Мы будем полагаться на них для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, какая высота является нотой A до мажор. Считаем:

Нота A — это 6-я ступень в тональности до мажор. Из этого можно сделать вывод: чтобы найти второстепенную параллель, вы должны найти шаг VI в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота 6-й степени будет основной нотой параллельного минора.

Чтобы найти основную параллель, проделаем ту же процедуру: посчитаем отрывки ля минор:

В тональности ля минор нота C находится на третьем уровне. Вывод напрашивается сам собой: чтобы найти большую параллель, нужно найти III степень в ключе, для которого мы ищем параллель. Нота третьей степени будет корнем большой параллели.

Чтобы быстрее найти шаг VI, воспользуйтесь небольшим трюком: считайте шаги не вверх, а вниз:

при подсчете ступенек очень важно учитывать признаки выветривания. Например, нам нужно определить параллельную мажорную тональность для ре минор

Есть переделка тональности ре минор — си-бемоль. Мы ищем 6-й шаг: это нота C, но давайте не забудем рассмотреть бемоль, и теперь наша нота C меняется на B-бемоль. Наша параллельная тональность си-бемоль мажор.

Второй метод определения параллельного ключа также прост и подойдет тем, кто знаком с диапазонами.

Чтобы начать использовать этот метод, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных клавиш. Давайте посчитаем, как обычно, на примере клавиш A и C. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется минорной третью.

Чтобы найти параллельный мажор, отмерьте минорную треть от корня минорной тональности, в которой мы находимся. Итак, в ля минор от ноты А мы измеряем минорную треть вверх и получаем ноту С, которая станет корнем параллельной мажорной ноты:

Мы делаем то же самое, ища небольшую параллель: мы измеряем небольшую треть и получаем то, что ищем:

Ладовое разрешение интервалов

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.

При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.

Знаки альтерации внутри ключей

Каждая гамма имеет определенное расстояние между звуками. Чтобы соблюдать строение, используются определенные знаки, которые понижают или повышаются звук на полтона.

На подробной схеме круга видно, что по часовой стрелке каждая следующая тональность имеет в составе диезы, количество которых увеличивается на 1 в каждой последующей тональности. А в обратном движении такой принцип соответствует количеству бемолей в гамме тональности.

Значит, что выучив круг, точно будет очевидно, сколько знаков альтерации в какой — либо тональности.

Конечно, во всех правилах есть исключения. В этом правиле — это нота ми и си. Они не имеют ни диезов, ни бемолей, то есть бывают неполными. Это означает, что вместо таковых будут играться фа или до фактически, но на нотном стане знаки будут присутствовать для определения ключа.

Модуляции в родственные тональности

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую.

Модуляция в гармонии совершается двумя способами:

  1. с помощью отклонения, после которого следует каденция в новой тональности (аккорд субдоминантовой функции, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника). Отклонение обычно совершается с помощью аккорда доминантовой функции. (так называемый предкадансовый способ).
  2. с помощью общего аккорда между начальной и конечной тональностями, (он обычно бывает в конечной тональности либо трезвучием, либо секстаккордом II,  IV или  VI ступеней) после которого следует каденция в конечной тональности. (кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника — все в конечной тональности). (так называемый кадансовый способ).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: