Егэ. познание

Познание⭐️: что это такое в обществознании, смысл понятия, теория, используемые методы

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Этапы познания

Кроме того, изучением познания занимаются философия, история науки, социология знания, когнитивная психология и т. д. Все смежные дисциплины, кроме философии, изучают только некоторые стороны познания.

Этапы и уровни познания:

Первый этап

Процесс познания субъект проходит в 3 этапа. Первый этап предполагает чувственное познание, выражающееся в живом созерцании окружающей реальности. Источники знаний: представления, чувства, ощущения, восприятие, пополняющие чувственный опыт человека. С их помощью он связан с внешним миром.

Центральную роль на этом этапе познания играют органы чувств. Чувственное познание может приобретать различные формы, главными из которых являются представления, восприятия и ощущения. Чувственный результат познания преподносится человеку формой, наполненной содержанием.

Ощущение — это чувственное отражение некоторых конкретных свойств и характеристик предметов. Например, ощущение человеком температуры, цветовых оттенков, звука.

Восприятие — то, как на чувственном уровне отражается в реальном времени предмет или явление в целом.

Все чувственные образы выражаются с помощью представления человека. Наша память сохраняет предмет или явления, воспринятые нами ранее, на основании чего формируется образ. В качестве примера можно привести представление об ударе молнии, пасмурной погоде или метели, урагане и т. д.

Существует такое понятие, как образное мышление, которое применяет представления для формирования более сложных его форм (комбинированных или ассоциативных). Иногда познание выходит за границы чувственных представлений, используя разнообразные формы мышления.

Самым примитивным суждением (например, тюльпан красный) мы демонстрируем лишь связь своих ощущений и восприятий. Основа взаимосвязи в этом случае — понятие о конкретном растении и его цвете. Если человек не обладает простейшими понятиями, он не способен к выражению собственного чувственного опыта.

В связи с этим чувственного созерцания в чистом виде нет. Оно пронизано мышлением человека. Но и «чистого» мышления не существует, так как это имеет взаимосвязь с чувственностью, проявляющейся в наглядных образах и определенных знаках.

Чувственное созерцание реальной действительности обеспечивает человеку взаимосвязь с миром вещей, их свойствами и отношениями (непосредственное созерцание). Необходимо помнить, что оно не может существовать без предыдущего опыта и практики, которые вырабатываются языком.

Второй этап

Предполагает логическое рациональное познание, когда человеческое сознание отражает объективный окружающий мир.

Ведущую роль играет абстрактное мышление, реализуемое с использованием основных методов научного познания:

  • анализа;

  • синтеза;

  • сравнения;

  • обобщения;

  • абстрагирования;

  • дедукции;

  • индукции.

Основными формами и итогами логического познания считаются понятия, суждения, умозаключения.

Понятия характеризуют главные или общие свойства предметов и явлений и выражаются при помощи словесных форм. Например, такие понятия, как «индивид», «животное», «автомобиль», «дом».

Суждения выступают связующим звеном между понятиями, формирующим новые знания. В качестве примера можно привести описание техники: технические приборы являются искусственно созданными в процессе человеческой деятельности материальными средствами. А сознание – это свойство высокоорганизованной материи.

Умозаключения связывают все суждения между собой, формируя новые знания. К примеру, если субъект наделен сознанием, он человек.

Третий этап

Данная ступень познания (практическая) подразумевает применение полученных знаний на практике с целью осуществления какой-либо деятельности. Все знания проверяются и уточняются. Человек может их корректировать на практике.

Материальные и духовные результаты деятельности человека тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Например, люди не могут построить объект без предварительного анализа и создания его в своем сознании.

Практика является единым целым духовной и материальной деятельности людей. Для процесса познания она имеет огромное значение. Практика — это:

  • основа (база) наших знаний о мире и его устройстве;

  • непосредственная цель познания, открывающая его новые этапы;

  • критерий для оценки полученных в процессе познания результатов, а также проверки их истинности или ложности.

Прогресс человеческого общества невозможен без стремления к получению знаний, без потребности в информации, которая становится все обширнее благодаря развитию науки. Человек, живший в Средневековье, имел интеллектуальный багаж в 30 раз меньше, чем современные люди.

Что такое познание

Люди получают информацию с помощью органов чувств. После мозг систематизирует сведения и сохраняет в человеческом сознании. Благодаря этому человечество существенно облегчает свое пребывание на планете.

Теория познания предполагает несколько этапов. Познание имеет основную цель — достижение объективной истины. Люди получают нужные знания путем усвоения приобретенных сведений об окружающем мире. Таким образом гораздо проще удается понимать основной смысл всех явлений. Благодаря приобретенным знаниям люди впоследствии преобразовывают действительность, чтобы удовлетворить свои потребности.

Таким образом, деятельность человека, направленная на познание мира, является единым целым с практическим использованием полученных знаний. Приобретение знаний и их реальное применение связаны между собой и друг без друга лишены смысла.

Есть лишь минимальное отличие познания от знания — непосредственного процесса и результата или фиксации итога для последующего практического использования.

Субъект деятельности, направленной на сбор знаний, – индивид (или группа индивидов), который занимается познанием окружающего.

Объект — изучаемые субъектами предметы или явления внешнего мира.

При более широком рассмотрении приобретения и накопления знаний объектом можно считать всю окружающую нас действительность.

Рациональное познание

Рациональное познание, в отличие от чувственного — это процесс опосредованного познания мира посредством логического мышления, включающего в себя обобщенное, абстрактное отражение реальности и  информации о ней посредством следующих методов:  синтез, дедукцию, индукцию и другие методы.

Формами чувственного познания являются: 

Понятие — это мысль, которая отражает обобщенные свойства объектов объективной реальности. Понятия отражаются в терминах, которыми люди оперируют. Понятия бывают единичные (Луна, Земля, дорога), и общие, включающие в себя другие понятия, более узкие по смыслу (Евразия, социальная группа, стратификация и пр.)

Суждение — это оценочная мысль об объекте или явлении окружающего мира. Простейшая оценка: истинно некоторое утверждение, или ложно. 

Умозаключение — это цепь суждений, в результате которых происходит формирование принципиально нового суждения. Например, ученый изучил все достижения науки в  какой-то области, и сделал вывод, что все они ученые до него были не правы, потому то и потому то.

Наука опирается именно на рациональное познание мира.

Важно понимать, что оба эти вида познания представляют собой в философии ступени единого процесса познания, они тесно взаимосвязаны между собой

Поделиться в соц. сетях

Чувственное познание

Для подготовки к ЕГЭ важно понимать, что чувственное познание — это вид познавательной деятельности, который опирается при получении информации от окружающего мира на органы чувств человека. У человека есть несколько таких чувств: 

У человека есть несколько таких чувств: 

Тактильное восприятие (осязание) — это непосредственные ощущения, возникающие от соприкосновения тела человека с другими предметами. Например, ты можешь прикоснуться к траве рукой, и ты почувствуешь, какая она — мокрая от росы, или теплая от солнца? 

Визуальное восприятие. Обычный человек получает 99 % информации об окружающем мире с помощью зрения. Наши глаза — уникальный оптический инструмент, который способен воспринимать цвета, интенсивность и передавать в мозг очень точную информацию об увиденном. На основании зрения возникают образы в сознании — отпечатки реальных объектов в нашем разуме.

Слух — это восприятие звуковых колебаний. Благодаря им ты отличаешь гавканье собаки от слов, которые произносят другие люди. 

Обоняние. У каждого человека есть нос, благодаря которому мы можем улавливать запахи и на их же основе формировать образы объектов. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.

Вкус. У каждого человека есть язык, который позволяет чувствовать все оттенки вкуса, существующие в этом мире.

На основании этих 5 чувств, существует три основных формы чувственного восприятия, которые очень любит спрашивать любой экзамен по обществознанию: 

Ощущение — это процесс непосредственного воздействия окружающих объектов и мира на органы чувств человека. Когда ты непосредственно, что-то наблюдаешь или чувствуешь

Причем не важно как: зрением ли, обонянием, осязанием или слухом

Восприятие — это целостное отражение объекта в твоем сознании на основании ощущений. Например, маленький ребенок увидел впервые кошку. Он ее трогает, играет, слушает, как она мяукает. На основании этого возникает целостный образ кошки: такого теплого существа с коготками, с которым можно поиграть. 

Итак, восприятие почти всегда создает целостный образ, оно избирательно, и осмысленно

Представление — это формирование наглядного образа объекта, с которым человек ранее вступил в контакт. Оно напрямую связано с сформированным образом объекта. Например, маленький ребенок просыпается утром и вспоминает кота, какой он пушистый, мягкий и теплый. И он хочет снова с ним поиграть.

Важно понимать, что чувственное познание напрямую связано с таким видом познания как искусство

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпиризм:

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

Виды и формы знаний

Знания являются результатом познания реальной действительности и содержанием сознания человека. Люди получают знания в результате интенсивного отражения, идеального воспроизведения закономерных взаимосвязей объективного характера, а также взаимоотношений реального окружающего мира.

Знания бывают:

  1. Житейскими, носящими эмпирический характер. Они основаны на канонах здравого смысла, а также на обыденном сознании. На базе житейских знаний формируются принципы повседневного поведения людей, строятся их взаимоотношения друг с другом и с окружающей природой. Данный вид состоит из констатации фактов и их описания.

  2. Научными, предполагающими понимание прошлого, настоящего и будущего реальной действительности, а также правдивое обобщение всех полученных фактов. Научные методы познания являются основополагающими в процессе предвидения разнообразных событий и явлений. Все реальные факты и явления преподносятся в виде отвлеченных понятий, терминов, законов, категорий и принципов, в большинстве случаев преобразованных в абстрактные формы: графики, формулы, схемы и т. д.

  3. Практическими, подразумевающими овладение предметами и вещами, а также преобразование реального мира.

  4. Художественными, построенными на образах, а не на понятиях. Эти знания целостно отображают мир и человека в нем.

  5. Рациональными, непосредственно связанными с рациональным мышлением. Этот вид знаний отражает и воспроизводит реальную действительность, руководствуясь логическими понятиями и категориями.

  6. Иррациональными, предметами которых могут являться эмоции, переживания, страхи, интуиция, воля, страсти. Эти знания не имеют непосредственной связи с рациональным мышлением, в некотором смысле противостоят ему. К иррациональным знаниям также относят аномальные парадоксальные явления, которые не может разумно объяснить наука и логика.

  7. Личностными, зависящими от умений, опыта и способностей конкретного субъекта, а также от особенностей его интеллектуальной деятельности.

В зависимости от отношения к научному знанию выделяют основные формы научного познания:

  1. Донаучные знания, являющиеся прототипами или предпосылками научного знания. К ним можно отнести части наук до 16 века.

  2. Ненаучные знания, которые не описываются законами и не формализованы. Эти знания часто носят разрозненный несистематический характер.

  3. Паранаучные знания, несовместимые с научными, хотя внешне на них похожие.

  4. Лженаучные, которые осознанно эксплуатируют различного рода домыслы и предрассудки.

  5. Антинаучные, являющиеся утопичными. Эти знания целенаправленно извращают и искажают реальные представления о действительности.

Рациональное познание

Рациональное познание возникает в более позднем возрасте по сравнению с чувственном, а именно после полного овладения речью, когда у ребенка начинают формироваться первые понятия. Речь в значительной степени опосредует все психические процессы, не только мышление, но также память и восприятие, в результате чего картина мира становится не чувственно-образной, а абстрактно-понятийной. Понятийный аппарат позволяет вычленять в изучаемых объектах существенные признаки и свойства независимые от чувственных данных, выстраивать более сложные связи и отношения.

Замечание 2

Элементарными формами рационального познания выступают понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет обобщенный образ объекта, в котором отражены его существенные свойства, суждение – утверждение о наличии или отсутствии у объекта определённых качеств, а умозаключение – вывод из посылок-суждений.

Рациональное познание базируется на чувственном и невозможно без наличия у субъекта чувственного опыта, однако выходит далеко за его пределы и способно заменять собой данные чувственного восприятия, при моделировании объектов, которые недоступны для непосредственного наблюдения человеком, например, радиоволн, или элементарных частиц.

Особенности рационального познания

С древних времен люди стремились понять окружающую их реальность и познать законы своего существования. Первобытные люди объясняли устройство мира существованием высших сил, способных влиять на предметы и природные явления. С развитием общества возникло и понятие научного знания. Мы хотим узнать, что понимается под логическим познанием, какие существуют формы познания.

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Познание в обществознании — это процесс изучения мира с целью выявления закономерностей его развития, систематизации закономерностей своего развития и развития мира.

Это использование органов чувств для постижения окружающего мира: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Наиболее важными формами сенсорного восприятия являются:

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.

Без органов чувств человек не способен распознавать окружающий мир и устанавливать взаимосвязи между его элементами. Потеря одного или нескольких органов чувств усложняет процесс, но не останавливает его. Когда это происходит, органы чувств компенсируются — например, улучшается слух слепого человека.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Примеры использования, в чем специфика

Рациональное познание всегда опирается на чувственное. Для него характерна обобщенность и абстрактность. 

  • Понятие: студент.
  • Суждение: все студенты сдают экзамены.
  • Для умозаключения мы берем два или больше суждений. Например: «все студенты сдают экзамены» и «Михайлов — студент». На основе вышесказанного делаем вывод, что Михайлов сдает экзамены. 

Второй пример.

  • Понятие: собака.
  • Суждение: все собаки умеют лаять.
  • Чтобы сделать умозаключение, добавим еще одно суждение: «Жучка — собака». Можно сделать вывод, что Жучка умеет лаять.

Специфика этого способа познания в том, что с его помощью человек проникает в сущность предметов, изучает их не только с внешней, видимой, но и внутренней, не физической стороны, открывает законы, формулирует теории и определяет сценарии развития событий.

Понятие и уровни познания

Проблема познания является одной из извечных философских проблем, поскольку непосредственно связана со способностью человека понять самого себя через опосредование окружающего мира (действительности). При этом отношение «субъект-бытие», преобразуется в отношение «образ-объект», которое может раскрываться одновременно с трех альтернативных позиций – субъективного и объективного идеализма, а также материализма.

Субъективный идеализм нивелирует возможности познание. Согласно его положениям, образ представляет собой не более чем анализ собственных чувственных данных субъекта. При этом объект может как существовать где-то вне субъекта и оставаться для него принципиально непознаваемым (вещь в себе), так и не существовать вовсе, являясь лишь идеальным образом самого субъекта. Все это приводит к тому, что анализируя образы, возникающие при соприкосновению человек в лучшем случае познает самого себя, свой внутренний мир, либо и вовсе находится в плену иллюзий и никакое объективное изучение действительности, даже если таковая присутствует, невозможно.

Согласно объективному идеализму образу возникающие в сознании человека есть отражение неких идеальных структур, которые детерминируют объекты материального мира и могут анализироваться лишь рациональными средствами. Объективный идеализм дает основания для гносеологического позитивизма, однако оставляет множество неразрешенных вопросов, т.к. полностью отрицая ценность чувственного познания, он не только лишает рациональное познание какой-либо базы, предпосылок для развертывания его анализа, но также не оставляет достаточно четких критериев отделения объективных знаний, от метафизических построений, выстроенных на логической основе.

Материалистическая позиция базируется на предположении, что образы представляют собой психические отражения реально существующих объектов материальной реальности. Соответственно опираясь на образы человек способен постигать действительность, исследовать существенные свойства и стороны объектов, их взаимосвязи, а также проверять полученные знания посредством практики, т.е. через взаимодействие с объектами выстроенное на основе полученных знаний.

Современные представления о познании, доминирующие в научной среде опираются именно на материалистическую модель. При этом сам процесс познания имеет сложную структуру и осуществляет на двух взаимосвязанных уровнях:

  • чувственном,
  • рациональном.

↑ Понятие «познание».

Познание — 

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. 

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология – (от греч. знание, учение)  -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: