Вторичная группировка
На практике иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые могут быть несопоставимы из-за неодинаковых границ интервалов или различного количества выделяемых групп. Для приведения таких группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки.
Во вторичной группировке применяются два способа образования новых групп:
- Первый способ состоит в укреплении первоначальных интервалов. Это наиболее простой и распространенный способ вторичной группировки.
- Второй способ называется методом долевой перегруппировки и состоит в том, что за каждой группой закрепляется определенная доля единиц совокупности.
Пример 1
Имеется группировка сотрудников двух управлений одного из банков по размеру месячной заработной платы.
№ группы |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Численность сотрудни ков, чел. |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Численность сотрудников, чел. |
|
1 |
до 10 |
5 |
до 15 |
2 |
2 |
10-30 |
20 |
15-20 |
5 |
3 |
30-50 |
60 |
20-30 |
10 |
4 |
50-100 |
180 |
30-40 |
35 |
5 |
100-150 |
40 |
40-50 |
100 |
6 |
150 и более |
15 |
50-100 |
120 |
7 |
100-200 |
78 |
||
Итого |
320 |
350 |
Данные группировки сотрудников являются несопоставимыми, так как в приведенных группировках различные интервалы группировки и неодинаковое количество образованных групп.
Произведем вторичную группировку способом укрупнения интервалов:
№ группы |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Численность сотрудников |
Численность сотрудников |
||||
Чел. |
В % к итогу |
Чел. |
В % к итогу |
||
1 |
до 30 |
25 |
7,81 |
17 |
4,85 |
2 |
30-50 |
60 |
18,75 |
135 |
38,57 |
3 |
50-100 |
180 |
56,25 |
120 |
34,29 |
4 |
100-150 |
55 |
17,19 |
78 |
22,29 |
Итого |
320 |
100,00 |
350 |
100,00 |
При вторичной группировки способом долевой перегруппировки устанавливаем новые интервалы распределения работников по размеру месячной заработной платы, при этом за каждым интервалом закрепляем определенную долю единиц совокупности:
№ группы |
Размер заработной платы, тыс. руб. |
Валютное управление |
Кредитное управление |
||
Численность сотрудников |
Численность сотрудников |
||||
Чел. |
В % к итогу |
Чел. |
В % к итогу |
||
1 |
до 20 |
15 |
4,69 |
7 |
2,00 |
2 |
20-40 |
40 |
12,5 |
45 |
12,86 |
3 |
40-50 |
30 |
9,37 |
100 |
28,57 |
4 |
50-100 |
180 |
56,25 |
120 |
34,29 |
5 |
100-150 |
40 |
12,50 |
39 |
11,14 |
6 |
150 и более |
15 |
4,69 |
39 |
11,14 |
Итого |
320 |
100,00 |
350 |
100,00 |
Источник конспекта: http://www.grandars.ru/student/statistika/gruppirovka-statisticheskih-dannyh.html
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=rfszym6dAgY
Понятие и виды группировки
Чаще всего простые итоговые сводки не удовлетворяют исследователя, так как они дают слишком общие представления об изучаемом явлении. Поэтому статистический материал подвергается группировке.
Группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.
Третий этап статистического исследования состоит в том, что с помощью обобщающих обобщающих статистических показателей: относительных и средних величин, показателей вариации и динамики, экономических индексов, а также с помощью табличного и графического методов осуществляется анализ полученных данных.
Группировка статистических данных
Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.
Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности труда используется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих.
Как будет показано в статьях данного сайта, наибольшее распространение в экономическом анализе имеет группировка по факторам, связанным:
- с трудовыми ресурсами, т.е. с живым трудом;
- со средствами труда, т.е. с основными производственными фондами;
- с предметами труда, т.е. с материальными ресурсами.
Эти три группы факторов оказывают влияние на объем продукции, выпускаемой данной организацией.
Виды группировок
Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.
В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа — группировки могут производится по одному или нескольким признакам:
- Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
- Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.
В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические группировки:
- Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы. (группировка предприятий по формам собственности)
- Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку. (группировка населения по уровню дохода). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.
- Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли)
В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок:структурные и аналитические.
Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.
Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель.
6.1. Основные виды группировок
– во-первых, выделить качественно однородные группы
Например, разбить студентов ВУЗа на лиц М и Ж пола и есть ещё ныне модный пункт «не определился» (для кого это важно). Такую группировку называют типологической
Или, как вы любите говорить, «типа логической» Кстати, студенты уже по факту разделены на факультеты – и это тоже пример типологической группировки, но уже по другому признаку. Итак:
типологическая группировка – это разделение неоднородной статистической совокупности на качественно однородные группы.
Само собой, полученные группы исследуются по отдельности и сравниваются – как между собой, так и с общими показателями. При этом проводится структурная группировка – это разделение качественно однородной совокупности по какому-либо вариационному признаку. По росту, весу, уровню IQ, скорости движения, периоду полураспада и так далее. Признаков – тьма.
Да будет свет! – в качестве простейшего условного примера рассмотрим среднюю успеваемость студентов ВУЗа: (общая средняя). Однако это не слишком информативный показатель.
Гораздо интереснее провести типологическую группировку, например, разделить всех студентов на «физиков» и «лириков», и подсчитать групповые средние: . Ну вот, теперь прекрасно видно, кому в универе жить хорошо Или рассчитать групповые средние по факультетам: . И выяснить, почему это на 2-м факультете такая низкая успеваемость по сравнению со средней успеваемостью по ВУЗу.
Довольно часто грань между типологической и структурной группировкой стирается. Приведу избитый, но показательный пример с банками. Все банки можно разделить на мелкие, средние и крупные (типологическая группировка). Но с другой стороны, эти категории основаны на количественном показателе, мелкие – меньше одного литра, средние – от одного до трёх, и крупные – больше трёх литров. То есть, это одновременно и структурная группировка. Эксперты центробанки гарантируют
Помимо перечисленных, существуют и другие виды группировок, в частности, аналитическая группировка и комбинационная группировка. Но о них позже, после практической разминки.
Ранее мы уже неоднократно проводили группировку данных, давайте вспомним пару примеров:
Пример 4
По результатам выборочного исследования рабочих цеха были установлены их квалификационные разряды: 4, 5, 6, 4, 4, 2, 3, 5, 4, 4, 5, 2, 3, 3, 4, 5, 5, 2, 3, 6, 5, 4, 6, 4, 3.…
В этой задаче дана однородная совокупность – рабочие цеха, и нами была проведена их структурная группировка по разряду, в результате чего нарисовался дискретный вариационный ряд:
где – разряды, а – количество рабочих того или иного разряда
Пример 6
По результатам исследования цены некоторого товара в различных торговых точках города, получены следующие данные (в некоторых денежных единицах):…
В этом примере мы тоже провели структурную группировку (товаров по их цене) и получили интервальный вариационный ряд:
где – количество товаров из того или иного ценового интервала.
И сейчас мы продолжим группировать данные. В предположении того, что студент сможет разделить собак и котов (типологическая группировка), ему обычно предлагают провести структурную и / или аналитическую группировку. Разберём их по порядку.
Принципы построения группировок
1. Выбор группировочного признака
В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.
2. Определение числа групп:
Если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака
Если в основании группировки лежит количественный признак, то число групп определяют по формуле Стерджесса:
- — число групп
- — число единиц совокупности
Получаем следующее соотношение:
15-24 | 25-44 | 45-89 | 90-179 | 180-359 | 360-719 | |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Выбор интервала группировки:
Интервалы группировок могут быть равными и неравными.
Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.
Величина равных интервалов определяется по формуле:
- — величина интервала
- — максимальное значение признака в совокупности
- — минимальное значение признака в совокупности
- — число групп
Правила округления интервалов:
- Если интервал имеет один знак ДО запятой, то полученное значение округляется до десятых (0,88 = 0,9; 8,715 = 8,7)
- Если величина интервала имеет два знака ДО запятой, то полученное значение округляется до целых (11,11 = 11; 29,98 = 30)
- Если интервал трех, четырех и более значимое число, то интервал принимают кратным 50 или 100
Интервалы бывают открытые и закрытые. Закрытым считается интервал, в котором есть и нижняя и верхняя границы, в противном случае интервал считается открытым. При решении задач неизвестную границу открытого интервала определяют по величине смежного с ним интервала.
Классификация
От группировок следует отличать классификацию. Классификация является основой группировок.
Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется качественный признак.
Пример. Распределение предприятий по региона по величине розничного товарооборота в текущем году.
Если заранее не задано число групп , то для определения количества групп можно использовать формулу Стерджесса:
где — чило единиц совокупности.
Величину интервала определяют по следующей формуле:
Результаты представим в табличной форме.