Психологические особенности взаимодействия субъектов в группе
Следует отметить, что существует сразу несколько подходов к рассмотрению психологических характеристик взаимодействия всех субъектов определенной группы. Одна такая модель была предложена М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом.
Первым этапом развития группы является «притирка». На этом этапе члены группы смотрят друг на друга. Степень личной заинтересованности в работе в этой группе определяется. Все качества личности и различные переживания человека всегда маскируются или скрываются. Практически нет искреннего и заинтересованного общения, обсуждения деятельности, целей и способов работы. Члены группы не заинтересованы в своих коллегах, практически не слушают и не прислушиваются друг к другу. Творческая и вдохновляющая командная работа практически отсутствует.
Второй этап, который выделяют авторы — это «ближний бой». Данный период связан с борьбой и различными переворотами. Это этап, в процессе которого обычно оценивается вклад лидера, когда формируются кланы и группы, а разногласия выражаются более открыто. Положительные и отрицательные стороны всех участников группы становятся все более выраженными. Иногда происходит борьба за лидерство.
Третьим этапом является «экспериментирование». На этом этапе члены группы реализуют свой потенциал, свои возможности, которые обычно увеличивается. А проблема, которая связана с эффективным применением способностей и ресурсов той или иной группы становится все более актуальной. Существует интерес к тому, как можно работать эффективнее и лучше. Здесь все методы деятельности обычно тщательно пересматриваются. У участников группы возникает желание поэкспериментировать.
Интересно, что четвертый этап связан именно с таким фактором, как «эффективность». Здесь любая группа начинает приобретать опыт довольно успешного и правильного решения имеющихся проблем и применения возможных ресурсов. Возникающие проблемы исследуются реалистично и решаются с помощью творческого подхода.
Итак, самым последним, пятым этапом является «зрелость». На этом этапе группа функционирует как коллектив, объединенный вокруг хорошо реализованных всеми реальными общими целями, которые сводятся к индивидуальным целям. Между членами группы существуют тесные связи. Отношения неформальные и психологически комфортные. Любая группа показывает очень хорошие результаты и формирует высокие стандарты и правила для каких-то своих достижений.
Рассмотрим модель динамики, которую предложил психолог И.П. Волков. По его мнению, вся структура эмоциональной динамики должна быть представлена таким образом:
- создание самого первого впечатления у участников той или иной группы;
- сближение в качестве создания и установления той или иной оценки и самооценки, создание рефлексивных взаимоотношений, создание определенного отношения к совместным действиям;
- совместные действия в качестве распределения и принятия каких-то определенных межличностных ролей и формирование статуса в обществе в ходе общения;
- «сцепление» в качестве усиления чувства принадлежности к определенной общности, чувство «мы», создание и установление психологически допустимых и подходящих норм и правил общения, а также добавление и использование различных инструментов взаимного влияния.
Этапы развития группы:
- период ознакомления (обычно это короткий период, даже для международного состава группы);
- этап обсуждения (довольно продолжительный, в течение которого участники конкретной группы хорошо и часто общаются, узнают позиции и мнения друг друга по каким-то важным вопросам);
- фазовая ролевая ориентация (завершается складывание группы в целостную систему с определенными социально-психологическими характеристиками).
Что еще мешает рабочей группе быть эффективной?
Одним из самых больших препятствий на пути к эффективности группы является банальная нехватка общения внутри и, в частности, отсутствие четких и понятных критериев обратной связи в качестве «клапана сброса давления». Все остальные препятствия так или иначе выстраиваются вокруг взаимодействия.
Рабочая группа создается для достижения целей на рабочем месте, которые связаны с конкретным проектом или текущими делами. Если цели не представлены достаточно четко или индивидуальные обязанности по их достижению неясны, команда не будет работать эффективно. Сотрудники просто не понимают, что они должны делать.
Менеджеры создают команды из квалифицированных сотрудников, чтобы те выполняли заранее определенные задачи, но роль менеджера на этом не заканчивается. Руководство предполагает участие, и, если менеджер не может найти время на взаимодействие с сотрудниками, способность создать атмосферу эффективной командной работы оказывается под угрозой. Каждой команде нужен лидер.
Обратная сторона медали — чрезмерное участие лидера группы. Авторитарное лидерство часто подавляет стремление к инновациям, свободу выражения и творчества, что может подстрекать сотрудников к «восстанию», то есть к саботажу работы и утечке кадров. Все это не может не сказаться на экономических показателях бизнеса.
Если в группу входят люди, которые по тем или иным причинам отказываются работать над общими целями, сформировать позитивную динамику будет сложно. Каждый человек в команде имеет свою роль, но если сотрудники чувствуют, что могут брать на себя другие роли и неконструктивно вмешиваться в работу коллег, она оказывается под угрозой. Члены команды должны держать эго под контролем и вместе работать над поставленными задачами.
Здесь не обязательно подразумевается что-то остро негативное: деструктивной может быть и вполне комфортная обстановка, поскольку для позитивной групповой динамики важен баланс корпоративной культуры. Если отношения внутри группы чрезмерно дружественные, а иерархические роли размыты, сотрудники боятся критиковать «друзей» или высказывать отличные от их мнения. Если же культура не поощряет свободное выражение идей и осуждает «инакомыслящих», то члены группы могут отказаться от активного участия из-за страха неприятия.
Важно помнить, что бизнес, способный наладить эффективную командную работу, обречен столкнуться с препятствиями не только на пути к глобальном росту, но и в повседневной работе. Сплоченная команда улучшает общение в компании, расширяет возможности сотрудничества и усиливает чувство ответственности на рабочем месте, поэтому, когда препятствия мешают сотрудникам эффективно сотрудничать, руководство должно выявлять и устранять проблемы, чтобы помочь бизнесу добиться успеха
Стадии знакомства и распределения ролей
На первом этапе групповой динамики происходит знакомство участников. Они оценивают друг друга визуально, а затем, при более близком контакте (диалог) они дают эмоциональную оценку окружающим и ситуации, в которой они оказались. Участник также ставит перед собой несколько вопросов: комфортно ли ему здесь, как поведут себя окружающие и отреагируют на его поведение и присутствие, как лучше показать себя и кому можно доверять в группе.
Вторая стадия – распределение внутригрупповых ролей. В группе могут проявляться лидеры, которые воздействуют на участников группы эмоционально. Лидеры также мотивируют группу, активизируют ее деятельность, помогают мини-группам осознать свою ответственность и внести свой вклад в реализацию главной идеи. Но при этом, если лидеры преследуют исключительно свои интересы и мотивы, то они могут дезорганизовать работу в группе – уводить разговор в сторону, высказывать возражения на любые идеи, которые противоречат их интересам и потребностям. Признаком данной стадии является то, что люди начинают лучше узнавать друг друга, разбиваются на маленькие группы, но их общение может не совпадать с целями деятельности. По сути, они ведут диалоги о личной жизни, о самих себе, и не заботятся о том, чтобы обсудить действительно актуальные и важные проблемы. Но они активны, задают много вопросов, уточнений, могут возражать друг другу, несколько ярких и активных участников на следующих стадиях могут стать лидерами.
Групповая динамика и её влияние на личные отношения в коллективе
Любая группа, малая или большая, состоит из индивидов, в малых группах индивидов меньше количественно, в больших группах больше. Все индивиды внутри группы взаимодействуют между собой, тем самым определенным образом влияют друг на друга.
Внутри любой группы, как утверждают психологи, есть лидеры и есть, те, кто либо не имеет собственного мнения, либо почти никогда его не высказывает (таких людей можно назвать пассивной частью группы). Любой лидер влияет на личные отношения внутри своей группы, обычно лидеры пытаются управлять всеми процессами, которые происходят внутри малой группы. Такое управление может быть как прямым, так и косвенным.
Прямое влияние на личные отношения происходит, когда лидер группы открыто, не стесняясь, высказывает свое мнение или в приказной форме дает распоряжение.
Косвенное влияние на личные отношения осуществляется, когда лидер группы пытается управлять личными отношениями внутри группы не прямым способом, а через определенные действия, которые не говорят напрямую о том, что они исходят от конкретного человека.
Примером косвенного влияния может быть ситуация, в которой лидер дает распоряжение своему «приближенному», чтобы тот совершил действие против другого индивида группы, например, оскорбил его прилюдно, после чего происходят конкретные действия, как со стороны индивида, так и со стороны «приближенного».
Психологи, как раз и занимаются изучением тех моментов, когда внутри группы начинаются личные взаимоотношения, проявления неприязни, выделение лидера, образование мини – групп и т. д.
Характеристики группы
Определение 1
Группой называют социально устойчивое образование, состоящее из людей, которые имеют общие ценности и интересы, а также соблюдают конкретные нормы поведения, присущие именно этой социальной общности.
Чаще всего группы организуются по нескольким ключевым причинам:
- Удовлетворение потребностей участников группы, которые схожи по своей природе и направленности;
- Решение определенных задач, которые ставят перед собой участники организации для улучшения жизни и собственного состояния;
- Усиление власти и влияние определенного круга единомышленников – людям со схожими интересами и мировоззрением гораздо проще объединиться и оказывать влияние на остальных членов общества, что делает их лидерами и выводит в руководящие круги.
По мере того, как группы расширяются и проходят через несколько стадий своего развития, они начинают обладать определенными характеристиками, которые присущи только им (структура группы, статус и роли, которые примеряют на себя участники, нормы поведения и степень сплоченности индивидов, коммуникации и взаимоотношения, перерастающие во взаимозависимости). Если грамотно использовать концепцию сплоченности группы, то можно или содействовать ее дальнейшему развитию, или наоборот препятствовать ему, что приведет к разрушению группы.
Если группа существует в рамках какой-либо организации, то ее членам присуще следующее поведение:
Они начинают соотносить себя и идентифицировать собственные действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают уже не от собственного имени, а от имени группы;
Члены группы выполняют определенные роли, которые могут быть заранее им предписаны или закрепляться за ними в процессе осуществления групповой деятельности
Важно, чтобы эти роли признавались и другими членами группы, иначе человек может своими действиями противоречить идеям и философии организации, что впоследствии ведет к его выгону;
Члены группы в рамках организации имеют определенную мотивацию к тому, чтобы объединяться с остальными участниками на основе общности интересов, мнений, симпатий, желания достичь поставленной цели в рамках коллективной работы и принятия общего решения
Все это определяет групповую динамику организации – то есть, развитие на каждом этапе, ключевые характеристики, противоречия, с которыми сталкиваются участники групп. Групповая динамика организации может вывести ее на качественно новый уровень, улучшить показатели, сделать организацию конкурентоспособной
Но важно учитывать все условия для того, чтобы групповая динамика действительно демонстрировала эффективные результаты
Школа «групповой динамики»
Термин «групповая динамика» и школа, которая была основана для исследования данного феномена, связана с именем К. Левина. Главным положением в рамках этого понятия стало то, что индивид всегда находится во взаимодействии с окружением, где большое значение приобретает структура, в которое реализуются действия и проявляется поведение индивида. Это могут быть мотивационные устремления человека к реализации самого себя и своих идей, и учет возможности (или невозможности) этих действий в связи с особенностями окружающей действительности.
В целом, термин «групповая динамика» можно употреблять в нескольких значениях, каждое из которых будет верным и уместным при исследовании различных сторон жизни социальных групп:
- Групповая динамика – это одно из направлений исследований малых групп в социальной психологии (именно с этой точки зрения групповая динамика рассматривалась К. Левиным);
- Групповая динамика – это определенные методики, которыми могут пользоваться исследователи для более углубленного анализа социальных процессов и малых групп. Таким образом, групповая динамика представлена в виде лабораторного эксперимента, который специально предназначен для исследования групповых процессов;
- Групповая динамика – динамические процессы, которые одновременно происходят в условиях группы в какую-либо единицу времени. Эти процессы отражают развитие группы на разных этапах, а также возможные регрессивные или стагнационные проявления в случае, если на группу оказывается негативное воздействие как изнутри, так и со стороны окружающей среды.
Групповая динамика, как мы уже определили, это процесс. Соответственно, в любом процессе существуют свои особые этапы, которые способны отражать особенности развития малых групп. К процессам отнесем следующие: во-первых, это образование самих малых групп, которые в дальнейшем будут развиваться, и на примере которых мы сможем проследить особенности групповой динамики. Во-вторых, руководство и лидерство. В любой группе существуют свои руководители, которые выбираются высшими органами, и лидеры, которые проявляют себя, но при этом не считаются официальным руководством. Благодаря этим структурами происходит контроль за процессами и действиями в рамках малой группы, определяются цели, каждый член мотивируется для создания максимально комфортных и благоприятных условий по достижению цели.
Следующий процесс групповой динамики – нормообразование. Любая группа обладает своими нормами и правилами поведения, которые обязательны для всех. Также этот процесс предполагает выработку групповых мнений, ценностей, которые будут иметь значение для каждого члена малой группы
Здесь большую роль играет также и тот факт, что подчинение этим нормам и ценностям очень важно в связи с тем, что так легче организовывать контроль за обширными социальными группами. Общность предполагает такие результаты, как сплочение групп, но может привести и к разобщенности, последующему конфликту
Это значит, что необходимо как можно больше прорабатывать вопросы, касающиеся сплочения коллектива, учета мнений большинства, способности прийти к взвешенному и единому решению, которое будет удовлетворять потребности каждого участника коллектива.
Замечание 2
Таким образом, групповая динамика предполагает рассмотрение взаимоотношений в рамках группы, создание устойчивых взаимодействий, работу над общим мнением и соблюдением правил и норм, ориентацию на единую цель, которая будет удовлетворять потребности не только руководителей группы, но также и ее участников.
Понятие групп и их классификация в менеджменте
Термин «группа» имеет однозначное и довольно простое толкование во всех науках. Как правило, под ней принято понимать ограниченную общность людей, которые объединены каким-либо из следующих признаков:
- демографические или экономические характеристики;
- род деятельности;
- преследуемые цели и пр.
Группа – это всегда совокупность каких-либо элементов. В менеджменте под такими элементами понимаются люди, которые связаны общими интересами, целями и вкусами. Группы могут существовать в любом коллективе и, так или иначе, присутствуют в каждой организации. Собственно, из групп и формируются организации, поэтому они столь важны. Участники групп постоянно взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на другое и испытывает на себе его влияние.
В настоящее время группы поддаются множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Виды групп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от размера выделяют большие и малые группы. Малые группы немногочисленны по своему составу и включают в себя людей, непосредственно объединенных совместной деятельностью и находящихся в личном общении. Большие группы образуют социальные общности, состоящие из большого числа людей, объединенных на основе нескольких признаков или социальных связей. При этом наличие обязательных личных контактов не предполагается.
В зависимости от сферы деятельности группы могут быть управленческими и производственными. Первые состоят из работников, выполняющих функции управления, а вторые – сформированы из работников, непосредственно занятых в производственной деятельности и/или совместно выполняющих какое-либо производственное задание.
По периодичности функционирования выделяют постоянные и временные группы. Первые существуют длительный период времени, а вторые формируются для решения разовых, краткосрочных задач.
Наконец, в зависимости от общественного статуса группы могут иметь формальный и неформальный характер.
Формальные группы создаются для решения конкретных задач и отличаются определенной, нормативно закрепленной организационной структурой. Права и обязанности ее членов закреплены юридически, а руководство осуществляется избранным либо назначенным человеком.
Неформальные группы возникают спонтанно за счет межличностных отношений и не имеют юридически фиксированного статуса. Их характерными чертами считаются наличие неформальных лидеров, сопротивление переменам и социальный контроль. Как правило, неформальные группы в наивысшей степени способствуют реализации социальных потребностей людей (потребности в защите, общении, принадлежности, взаимопомощи).
Функционирование и развитие групп определяется их динамикой. Рассмотрим ее более подробно.
Понятие «социальная группа»
Социальная группа выступает в качестве объекта многих социологических исследований. Доказано, что человек может осуществлять свою активную деятельность только во взаимодействии с другими людьми, отсюда и произрастает значимость исследований социальных групп, их видов и структурного состава.
Социальная группа – это любая совокупность людей, которая рассматривается с точки зрениях их межличностных связей и, как следствие, с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность человека связана с его жизнью и работой внутри социальных групп, которые отличаются друг от друга (семья, образовательная группа, группа сверстников и друзей, трудовой коллектив).
В социальной группе основная черта – наличие общей цели для всех участников, которая мотивирует их к осуществлению различных видов деятельности. Именно наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность оказывается возможной лишь с учетом всех особенных черт каждого индивида.
К основным признакам социальной группы можно отнести следующие:
- Наличие интегральных психологических характеристик, которые объединяют индивидов в рамках сообщества (социальной группы). Сюда следует отнести общественное мнение, психологический климат в условиях группы, групповые нормы и интересы, которые формируются с возникновением группы и ее последующим развитием;
- Существование ключевых параметров группы, которые характеризуют ее как единое целое образование. Это может быть композиция социальной группы, ее особенная структура, групповые санкции и нормы, которые регулируют поведение участников социальной группы. структура рассматривается с точки зрения того, какие функции выполняют участники в зависимости от уровня знаний, опыта и компетенций. К групповым процессам следует отнести динамические показатели группы, которые отражают все процессы и изменения, происходящие внутри нее и оказывающие влияние на дальнейшее развитие социальной группы.
Замечание 1
Следует учесть также тот факт, что в социальной группе каждый индивид должен осознавать необходимость согласования действий с другими членами группы. Этот признак является основным, так как именно благодаря согласию обеспечивается общность и единство интересов, целей и, соответственно, действий, которые направлены на достижение поставленных целей.
Что такое групповая динамика?
Когда люди работают в группе, они берут на себя разные роли и поведение. Идея групповой динамики относится к тому, как эти роли и поведение взаимодействуют и влияют на группу. Эта концепция впервые была предложена в 1940-х годах социальным психологом Куртом Левиным. В идеальной групповой динамике члены работают сплоченно как команда, чтобы принимать решения и достигать конкретных целей.
Группа против команды
Хотя на первый взгляд они могут показаться похожими, профессионалы определяют группы и команды на рабочем месте следующим образом:
-
Группа: Группа — это собрание независимых людей с отдельными приоритетами, объединенных общими интересами или опытом.
-
Команда: Команда — это собрание взаимозависимых людей, объединенных общей целью. Как и у членов групп, у членов команд также есть что-то общее, например, интересы или опыт.
Факторы, влияющие на групповую динамику
Замечание 1
Для того, чтобы осуществлять эффективное руководство группой, а также контроль за всеми ее участниками, необходимо понимать, по какой причине и под воздействием каких факторов проявляется и осуществляется групповая динамика малых групп. Факторы – это переменные, которые оказывают влияние на групповой процесс и определяют вектор его развития.
На группу оказывают влияние факторы, которые относятся к двум уровням: индивидуальный и групповой. К индивидуальному уровню следует отнести следующие факторы:
- Возраст всех членов группы, которые принимают участие в принятии решений;
- Пол членов группы;
- Уровень образования;
- Индивидуальные и психологические особенности членов группы;
- Социально-экономическое положение и статус в обществе.
Что касается группового уровня, то сюда следует отнести такие факторы, как размер группы, ее состав. Вернемся к индивидуальным факторам. Возраст человека играет важную роль в его групповой интеграции, что было доказано многими исследователями данной области. Достигая определенного возраста, человек может более эффективно включаться в группу, развивать свои познавательные способности и чаще контактировать с другими людьми. Профессионализм также открывает перед ним возможности принимать участие в общественной жизни и играть роль в решении актуальных вопросов.
На поведение большое влияние оказывает пол. Проведя несколько экспериментов, социальные психологи доказали. Что в разнополых коллективах женщины ведут себя более подавленно, если сравнивать их с поведением мужчин. По сути, женщины привыкла подчиняться, а стереотипы доказывают, что они всегда находятся на несколько ступеней ниже, чем мужчины. Это касается интеллектуального уровня, физической силы и в целом компетенций. Также женщины в большей степени склонны к конформизму, они соглашаются с мнением большинства, даже если оно не совпадает с их личными представлениями по конкретному вопросу.
Образование и его уровень – важный фактор, который оказывает влияние на межличностное взаимодействие в рамках группы. Интеллектуальный уровень индивида всегда оказывает влияние на его состояние, поскольку, при принятии решений человек чувствует себя более уверенно, если его уровень компетенций совпадает с требованиями по сложившейся ситуации. Чем выше интеллектуальный уровень, тем более активен человек в групповой процессе, он обретает доверие со стороны других индивидов, может также стать лидером от членов группы. Интеллектуальный уровень оказывает влияние на конформность, так как образованный человек реже, чем человек без образования, подвергнется влиянию мнений извне.
На групповую динамику влияют также некоторые индивидуально-психологические характеристики человека. Во-первых, это ориентация конкретно на межличностное общение, которая может быть одобряющей, избегающей, нейтральной или же располагающей. Во-вторых, это отзывчивость человека, который готов помочь своему коллеге по группе в сложной жизненной ситуации, а также в принятии наиболее значимого решения. В-третьих, это желание доминировать, которое обусловлено самооценкой человека, его восприятием самого себя, самоуверенность. Также к индивидуально-психологическим особенностям и факторами групповой динамики мы отнесем зависимость от чужого мнения, эмоциональную уравновешенность, вдумчивость, ответственность за собственные слова и действия. Очень важную роль играет уровень самосознания, поскольку чем выше этот уровень, тем в большей степени раскрывается человека и дает более полное представление о самом себе. Таким образом, мы перечислили факторы, которые оказывают влияние на становление и группы и развитие в ней групповой динамики. В основном, эти факторы относятся к индивидуальному состоянию человека, поэтому в каждом коллективе должна быть ориентация, прежде всего, на личность, гуманистическая направленность деятельности.