Информатизация — понятие, цели, задачи

1.1. информатизация общества

Информационное общество.

  • Информационное общество – это общество, в котором:
  • важнейший вид деятельности — производство и потребление информации;
  • наиболее значимый ресурс — информация;
  • базовые технологии техника — новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника;
  • среда обитания человека – информационная среда (наряду с социальной и экологической).
  • Характерные признаки информационного общества:
  • Изменение структуры знаний (традиционные знания с 70% до 40%, прагматические с 15% до 10%, знания, направленные на развитие творческих способностей с 3% до 25%);
  • Инновационное развитие экономики — экономики знаний;
  • Опережающее развитие образования для создания человеческого капитала экономики знаний и т.д.

Информатизация (как переходный этап к информационному обществу) базируется на развитии научного направления информатики.

  • Уровни развития информатики:
  • Физический – программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
  • Логический – информационные технологии;
  • Прикладной – пользовательские информационные системы (ИС).
  • Этапы перехода к информационному обществу:
  • Компьютеризация и начало воспитания новой информационной культуры.
  • Развитие информационной инфраструктуры региона и начало формирования глобальной информационной сети.
  • Формирование системы развития и удовлетворения основных информационных потребностей населения.

Понятие информационного ресурса

Любой вид деятельности человека обеспечивается ресурсами следующих 4-ех
видов: финансовыми, материальными, кадровыми и информационными.

Информационный ресурс – факты, документы, данные и знания, сконцентрированные для отражения изменений, реально происходящих в мире, с целью применения:

  • при подготовке кадров (ИР для образования);
  • в научных исследованиях;
  • в материальном производстве.

Энтропия – мера количества информации, вырабатываемой источником, пропускаемой каналом или попадающей к получателю.

Негэнтропия – мера порядка, упорядоченности, внутренней структуры связанной информации.

Новое научное направление – инфодинамика, которая связывает воедино массу, энергию и негэнтропию.

  • Виды знаний
  • декларативные (факторальные)
  • понятийные (системные)
  • процедурные (алгоритмические)

Похожие термины:

  • комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

  • глобальный социальный процесс, характеризующийся тем, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, пе

  • использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью учащихся и предоставления необходимой

  • предельная нагрузка на пользователя ПК в зависимости от возраста, позволяющая не нанести вреда его здоровью .

  • предполагает решение ряда комплексных проблем. Основные из них: производство комплектов учебной вычислительной техники, отвечающих техническим, психолого-педагогическим и эргономическим требо

  • средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализ

  • организованный и инициированный администрацией школы (методистом-организатором информатизации образования) процесс, осуществляемый в условиях информационно-коммуникационной среды школы, напр

  • научное направление и практическая деятельность, ориентированные на разработку содержания и методики подготовки педагогических кадров, работающих в условиях информатизации общества массовой г

  • средства новых информационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптималь

  • система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на

  • учреждение в системе Минобразования. С 1994 г. разрабатывает новую методику электронного обучения «Электронный факультете. Эта форма основана на применении новых информационно-образовательных тех

  • головной институт в системе Минообразования по данному направлению. До 1993 г. Российский центр информатизации образования Министерства образования РФ. Филиалы: Дальневосточный (Хабаровск), Уральс

  • образован в 1996 г. Основные направления деятельности: научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества; технологии

  • документ, определяющий ближайшие и отдаленные цели информатизации, достижение которых должно обеспечить повышение качества образования и подготовку высококвалифицированных кадров для народно

  • неотъемлемая часть Национальной программы информатизации, включающая характеристику современного состояния информатизации, ее стратегические цели и основные принципы, ожидаемые последствия р

  • определяет стратегию решения проблемы обеспечения информационных потребностей и информационной поддержки социально-экономической, экологической, научно-технической, оборонной, национально-ку

  • электронныевычислительные машины, программное, математическое, лингвистическое и другое обеспечение, информационные системы или их отдельные элементы, информационные сети и сети связи, которые

Понятие технологии

Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение) в самом широком смысле – наука о законах производства материальных благ, включающая в себя следующие три основные части:

идеологию;
орудия труда;
кадры.

Отсюда и три составляющие технологии – информационная, инструментальная и социальная, соответственно.

Технология в узком смысле (для конкретного производства) – это совокупность действий для приемов и методов, определяющих последовательность реализации производственного процесса.

Технология характеризуется целью, предметом (предметной областью применения) и средствами.

Важным понятием в свете информатизации общества является информационная технология.

Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств формы, содержания и осуществляемых в интрересах пользователя.

IT делятся на базовые, конкретные и специализированные.

  1. Задачи IT:
  2. Теоретический уровень (создание комплекса взаимосвязанных моделей, моделирование информационных процессов)
  3. Исследовательский уровень (разработка методов для автоматизации конструирования конкретных информационных технологий)
  4. Прикладной уровень (инструментальная и предметная страты)

Система — научная категория, обозначающая множество элементов, связанных между собой различными отношениями и образующих определённую структуру, целостность и единство.

Техническая система — искусственная система, создаваемая с целью реализации определённого перечня функций и оптимальной структуры.

Информационные системы — техническая система, при построении которой использованы IT (технологии построения ИС) и которая, в свою очередь, создаётся с целью обеспечения эффективности ИТ в данной предметной области (ИТ в экономике, производстве, образовании и т.п.)

  • Конкретная ИТ — результат компиляции и синтеза:
  • базовых технологических операций;
  • специализированных («отраслевых») технологий;
  • средств реализации.

Базовые информационные процессы: извечение, транспортирование, обработка, храниение и представление (использование) информации.

  1. Базовые информационные технологии:
  2. Мультимедиа-технологии
  3. Геоинформационные технологии
  4. Технологии защиты информации
  5. CASE-технологии (Computer Aided Software Engineering — Коппьютерное Автоматизированное Проектирование Программного Обеспечения)
  6. Телекоммуникационные технологии
  7. Технологии искусственного интеллекта.
  • Специализированные IT:
  • В образовании
  • В дизайне
  • Для организационного управления (корпоративные ИТ)
  • В экономике и т. д.
  • Средства реализации:
  • Методические
  • Информационные
  • Математические
  • Агоритмические
  • Технические и программные.
  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
  2. Что следует понимать под «информатизацией»?
  3. Основные признаки (симптомы) перехода в век информатизации.
  4. Что следует понимать под «информационным обществом»?
  5. Основные признаки информационного общества.
  6. Уровни развития научного направления «Информатика».
  7. Понятие и аспекты информации.
  8. Способы получения информации.
  9. Понятие априорной и апостериорной информации.
  10. Понятие информационного ресурса.
  11. Виды знаний.
  12. Понятие технологии.
  13. Методология разработки технологии.
  14. Понятие информационной технологии.
  15. Задачи информационных технологий.
  16. Понятие системы, жизненный цикл системы.
  17. Понятие технической системы и информационной системы.
  18. Понятие конкретной ИТ.
  19. Базовые информационные процессы и базовые ИТ.
  20. Средства реализации ИТ.

Понятие информации

Термин «информация» произошел от лат. «informatio» – разъяснение, изложение, осведомленность.

«Информация – результат отражения, образ реального мира его части (предметной области или объекта), который в дальнейшем может существовать самостоятельно, независимо от самого материального объекта.

  • Информация – это:
  • обозначение содержания, полученного из внешнего мира (Н. Винер);
  • сообщения, передаваемые получателю для уменьшения неопределенности (К. Шеннон);
  • передача разнообразия (У. Эшби);
  • вероятность выбора (А. Ягл);
  • отрицание энтропии (Л. Бриллюен) и т.д.
  1. Аспекты понятия «информация»:
  2. ИНФОРМАЦИЯ = ЗНАНИЕ;
  3. ИНФОРМАЦИЯ – результат отражения процессов, происходящих только в биосфере и социальных системах;
  4. АТРИБУТИВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ.
  • Способы получения информации:
  • наблюдение;
  • натурный или вычислительный эксперимент;
  • на основе логического вывода.

Различают априорную и апостериорную информацию.

  • Аспекты информации в процессах передачи:
  • прагматический;
  • семантический;
  • синтаксический.
  • Виды информации
  • Научная (по областям: политическая, экономическая, биологическая и т.д.; по назначению: массовая и специальная)
  • Техническая
  • Научно-техническая
  • Документальная
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: