Информационное общество.
- Информационное общество – это общество, в котором:
- важнейший вид деятельности — производство и потребление информации;
- наиболее значимый ресурс — информация;
- базовые технологии техника — новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника;
- среда обитания человека – информационная среда (наряду с социальной и экологической).
- Характерные признаки информационного общества:
- Изменение структуры знаний (традиционные знания с 70% до 40%, прагматические с 15% до 10%, знания, направленные на развитие творческих способностей с 3% до 25%);
- Инновационное развитие экономики — экономики знаний;
- Опережающее развитие образования для создания человеческого капитала экономики знаний и т.д.
Информатизация (как переходный этап к информационному обществу) базируется на развитии научного направления информатики.
- Уровни развития информатики:
- Физический – программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
- Логический – информационные технологии;
- Прикладной – пользовательские информационные системы (ИС).
- Этапы перехода к информационному обществу:
- Компьютеризация и начало воспитания новой информационной культуры.
- Развитие информационной инфраструктуры региона и начало формирования глобальной информационной сети.
- Формирование системы развития и удовлетворения основных информационных потребностей населения.
Понятие информационного ресурса
Любой вид деятельности человека обеспечивается ресурсами следующих 4-ех
видов: финансовыми, материальными, кадровыми и информационными.
Информационный ресурс – факты, документы, данные и знания, сконцентрированные для отражения изменений, реально происходящих в мире, с целью применения:
- при подготовке кадров (ИР для образования);
- в научных исследованиях;
- в материальном производстве.
Энтропия – мера количества информации, вырабатываемой источником, пропускаемой каналом или попадающей к получателю.
Негэнтропия – мера порядка, упорядоченности, внутренней структуры связанной информации.
Новое научное направление – инфодинамика, которая связывает воедино массу, энергию и негэнтропию.
- Виды знаний
- декларативные (факторальные)
- понятийные (системные)
- процедурные (алгоритмические)
Похожие термины:
-
комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
-
глобальный социальный процесс, характеризующийся тем, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, пе
-
использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью учащихся и предоставления необходимой
-
предельная нагрузка на пользователя ПК в зависимости от возраста, позволяющая не нанести вреда его здоровью .
-
предполагает решение ряда комплексных проблем. Основные из них: производство комплектов учебной вычислительной техники, отвечающих техническим, психолого-педагогическим и эргономическим требо
-
средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализ
-
организованный и инициированный администрацией школы (методистом-организатором информатизации образования) процесс, осуществляемый в условиях информационно-коммуникационной среды школы, напр
-
научное направление и практическая деятельность, ориентированные на разработку содержания и методики подготовки педагогических кадров, работающих в условиях информатизации общества массовой г
-
средства новых информационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптималь
-
система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на
-
учреждение в системе Минобразования. С 1994 г. разрабатывает новую методику электронного обучения «Электронный факультете. Эта форма основана на применении новых информационно-образовательных тех
-
головной институт в системе Минообразования по данному направлению. До 1993 г. Российский центр информатизации образования Министерства образования РФ. Филиалы: Дальневосточный (Хабаровск), Уральс
-
образован в 1996 г. Основные направления деятельности: научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества; технологии
-
документ, определяющий ближайшие и отдаленные цели информатизации, достижение которых должно обеспечить повышение качества образования и подготовку высококвалифицированных кадров для народно
-
неотъемлемая часть Национальной программы информатизации, включающая характеристику современного состояния информатизации, ее стратегические цели и основные принципы, ожидаемые последствия р
-
определяет стратегию решения проблемы обеспечения информационных потребностей и информационной поддержки социально-экономической, экологической, научно-технической, оборонной, национально-ку
-
электронныевычислительные машины, программное, математическое, лингвистическое и другое обеспечение, информационные системы или их отдельные элементы, информационные сети и сети связи, которые
Понятие технологии
Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение) в самом широком смысле – наука о законах производства материальных благ, включающая в себя следующие три основные части:
идеологию;
орудия труда;
кадры.
Отсюда и три составляющие технологии – информационная, инструментальная и социальная, соответственно.
Технология в узком смысле (для конкретного производства) – это совокупность действий для приемов и методов, определяющих последовательность реализации производственного процесса.
Технология характеризуется целью, предметом (предметной областью применения) и средствами.
Важным понятием в свете информатизации общества является информационная технология.
Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств формы, содержания и осуществляемых в интрересах пользователя.
IT делятся на базовые, конкретные и специализированные.
- Задачи IT:
- Теоретический уровень (создание комплекса взаимосвязанных моделей, моделирование информационных процессов)
- Исследовательский уровень (разработка методов для автоматизации конструирования конкретных информационных технологий)
- Прикладной уровень (инструментальная и предметная страты)
Система — научная категория, обозначающая множество элементов, связанных между собой различными отношениями и образующих определённую структуру, целостность и единство.
Техническая система — искусственная система, создаваемая с целью реализации определённого перечня функций и оптимальной структуры.
Информационные системы — техническая система, при построении которой использованы IT (технологии построения ИС) и которая, в свою очередь, создаётся с целью обеспечения эффективности ИТ в данной предметной области (ИТ в экономике, производстве, образовании и т.п.)
- Конкретная ИТ — результат компиляции и синтеза:
- базовых технологических операций;
- специализированных («отраслевых») технологий;
- средств реализации.
Базовые информационные процессы: извечение, транспортирование, обработка, храниение и представление (использование) информации.
- Базовые информационные технологии:
- Мультимедиа-технологии
- Геоинформационные технологии
- Технологии защиты информации
- CASE-технологии (Computer Aided Software Engineering — Коппьютерное Автоматизированное Проектирование Программного Обеспечения)
- Телекоммуникационные технологии
- Технологии искусственного интеллекта.
- Специализированные IT:
- В образовании
- В дизайне
- Для организационного управления (корпоративные ИТ)
- В экономике и т. д.
- Средства реализации:
- Методические
- Информационные
- Математические
- Агоритмические
- Технические и программные.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Что следует понимать под «информатизацией»?
- Основные признаки (симптомы) перехода в век информатизации.
- Что следует понимать под «информационным обществом»?
- Основные признаки информационного общества.
- Уровни развития научного направления «Информатика».
- Понятие и аспекты информации.
- Способы получения информации.
- Понятие априорной и апостериорной информации.
- Понятие информационного ресурса.
- Виды знаний.
- Понятие технологии.
- Методология разработки технологии.
- Понятие информационной технологии.
- Задачи информационных технологий.
- Понятие системы, жизненный цикл системы.
- Понятие технической системы и информационной системы.
- Понятие конкретной ИТ.
- Базовые информационные процессы и базовые ИТ.
- Средства реализации ИТ.
Понятие информации
Термин «информация» произошел от лат. «informatio» – разъяснение, изложение, осведомленность.
«Информация – результат отражения, образ реального мира его части (предметной области или объекта), который в дальнейшем может существовать самостоятельно, независимо от самого материального объекта.
- Информация – это:
- обозначение содержания, полученного из внешнего мира (Н. Винер);
- сообщения, передаваемые получателю для уменьшения неопределенности (К. Шеннон);
- передача разнообразия (У. Эшби);
- вероятность выбора (А. Ягл);
- отрицание энтропии (Л. Бриллюен) и т.д.
- Аспекты понятия «информация»:
- ИНФОРМАЦИЯ = ЗНАНИЕ;
- ИНФОРМАЦИЯ – результат отражения процессов, происходящих только в биосфере и социальных системах;
- АТРИБУТИВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ.
- Способы получения информации:
- наблюдение;
- натурный или вычислительный эксперимент;
- на основе логического вывода.
Различают априорную и апостериорную информацию.
- Аспекты информации в процессах передачи:
- прагматический;
- семантический;
- синтаксический.
- Виды информации
- Научная (по областям: политическая, экономическая, биологическая и т.д.; по назначению: массовая и специальная)
- Техническая
- Научно-техническая
- Документальная