Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли

История этики

Краткая история этики

Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Предмет этики

Этика относится к сфере философского знания и исследует мораль во всех ипостасях. Автором термина «этика» является Аристотель. Он говорил, что этика изучает благо, добродетель, которая дает возможность достичь этого блага. Первоначально этика и мораль обозначали один и тот же термин.

По мере обособления этики за данным термином закрепился определенный смысл:

  • этика является соответствующей ветвью знаний;
  • мораль и нравственность употребляются как синонимы и становятся предметом исследования этики.

В связи с этим этику описывают как науку о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, ее специфических функциях, нормах и ценностях. Основоположником философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются Сократ и Конфуций.

Современная этика имеет некоторую нигилистическую окраску, но и расширяет многие этические понятия. Понятие «добро» переходит не только на отношения с природой, но и становится частью научной сферы. При этом формируется биоцентрическая этика и биоэтика. В связи со становлением феминизма этику стали трактовать с гендерных позиций. В связи с этим в современной этике гуманность и человечность группируются по признакам женственности и мужественности.

Несмотря на тот факт, что этику часто рассматривают в качестве нравственной философии, которая содержит описание путей достойного поведения, она также становится системой знаний о природе и происхождении морали.

Этика Нового времени

В эпоху нового времени начинается переориентация личности с религиозных на земные, человеческие ценности. В качестве новой задачи стояла проблема обоснования полноценности личности, суверенность ее морального облика, а также проблема общеобязательности норм. Особенностью нового времени является провозглашение разума как основного источника моральных идей. Разум путем просвещения может обуздать человеческий эгоизм, согласовать индивидуальные и общественные потребности и тем самым прийти к всеобщему благу.

Кроме того, именно в новое время окончательно утверждается за этикой звание науки. Бэкон считал, что основной предмет этики предстает в виде выявления истинного и полезного, одна часть этики связана с тем, чтобы выработать и дать представление об идеале, а вторая часть направлена на воспитание души и управление собой. Декарт признавал, что этика венчает философию.

По-новому на мораль взглянул И. Кант. Он считал, что не стоит искать оснований этики ни в природе, ни в боге. Ее основания – в самой этике. Мораль – это автономная воля человека, однако нравственные требования к человеку обладают всеобщим характером, воля каждого человека должна согласовываться с категорическим императивом. Поведение человека морально тогда, когда соответствует нравственному закону и долгу внутри человека. Этика Канта – это не учение о том, как должно поступать, а о том, что значит быть моральным существом.

К современному этапу этика прошла значительную эволюцию, она испытала на себе сильное и религиозное влияние, и рационалистическое в течение 20 века. Однако пока существует общество, проблема этики будет оставаться актуальной. Сейчас происходит выделение т.н. прикладной этики, которая занимается моральными коллизиями в конкретной общественной практике. Можно выделить такие отдельные направления, как этика бизнеса, биоэтика, экологическая этика, этика науки и т.д.

Античная этика

В античной этики можно выделить воззрения софистов, Платона, Сократа, эпикурейцев и стоиков.

Главным отличием античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока можно назвать значительное и более динамичное разложение общества, становление классов, появление частной собственности, формирование политических и демократических институтов управления. Инновационные формы общественной жизни вытеснили родоплеменные отношения, устаревшие традиции и обычаи. При этом возникла необходимость формирования новых ориентиров и идеалов, а также механизмов регулирования отношений между людьми.

В античном мировоззрении можно выделить:

  • преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей;
  • идея гармонии духовного и телесного начала. Важную роль в этом играют нравственные ценности;
  • высокую рациональность. Для соединения с высшим Благом античному человеку не нужно преодолевать материю или формировать совершенное общество;
  • преобладание научного знания. Эмпирические знания затрагивали природу, общество, человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Первые попытки философского обобщения моральных процессов можно обнаружить в ранних литературных памятниках культуры Европы за авторством Гомера, Гесиода.

Следующим этапом в развитии этики можно назвать нравственную рефлексию первых греческих философов, а именно Анаксимандра, Эмпедокла, Парменида. Данные мыслители в своих учениях поднимались на инновационный уровень этической абстракции.

Абстракция – это процесс умственной деятельности человека, который дает возможность выделить и превратить в автономно существующий объект, который обладает оригинальными свойствами и состояниями.

Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представляется мудростью софистов. Учение софистов отражает сомнения в самом предмете этики, а именно нравственности. Они применили весьма богатый эмпирический материал и отметили существенное различие законов, обычаев и нравов внутри Греции и в других странах.

Древние воззрения

Данная наука возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы были разработаны на Древнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае.

Главным отличием древнеиндийского мировоззрения можно назвать его религиозно-мифологическую направленность. В Древней Индии VI в до н.э. было сформировано этическое учение — брахманизм, основополагающей идеей которого стало учение о Брахме как божественной первооснове сущего и человеческого бытия. При этом Брахма рассматривается как активное творческое начало, духовная ситуация, из которой возникает все и все в нее превращается.

Брахманизм наряду с религиозной добродетелью культивировал целый ряд нравственным норм, а именно:

  • доброжелательность и гостеприимство;
  • правдивость и благочестие;
  • щедрость и справедливость.

Этика Нового времени и этика 19 — 20 веков

Наконец, этика 19 – 20 веков содержит тенденции, которые оппозиционны классической этике. Основой всех воззрений этого периода можно назвать материал избирательной критики и односторонней интерпретации немецкой философской классики и других философских ученых.

Таким образом, этика имеет богатую историю, насыщенную событиями и персоналиями, которые в свою очередь внесли неоспоримый вклад в становление представлений о жизнедеятельности человека и глобальном существовании социального пространства.

Этика— наука, которая изучает поведение чел-ка, развивающееся на основах моральных мотивов, а также выявляет факторы, позволяющие уверенно сказать о том, что моральные мотивы есть в поведении не одного чел-ка, а у многих людей, что свидетельствует о том, что в об-ве существует и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения(наука о морали).

2. Предмет этики.

Предмет этики со временем изменялся, это были качественные ступени познания морали и нравственности, их теоретич. осмысления. В современном понимании этика как наука необходима, чтобы прояснить основания морального выбора и продемонстрировать личности способности и рассуждения о жизни, которые уже известны в истории человечства.

Предметом этики явл. поле морального выбора чел-ка и изучение тех средств, с помощью которого он осуществляется(предмет этики-изучение поступков людей с целью выявления закономерности их поведения, которые становятся основой той или иной целенаправленной деятельности)

а) общение и поведение чел-ка в их наиболее совершенных формах

б) мораль и реальные нравы об-ва

в) представление о добре и зле

г) вопросы смысла жизни и тайны смерти

д) взаимосвязь удовольствия и страдания

е) проблема ценностных ориентаций в поведении чел-ка

ж) роль и значение совести в моральной жизни чел-ка

Этика эпохи Возрождения

В дальнейшем наступила эпоха Возрождения и свойственный ей гуманизм. При этом основная опора происходила на модификации теорий Аристотеля, создавалась пантеистическая картина мира.

Определение 3

Пантеизм – это религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.

Гуманизм средневекового сознания был сфокусирован на потустороннем бытии человека, а мыслители Возрождения направляют свое внимание на земной аспект человеческой жизни. Натуралистический подход Возрождения, несомненно, стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений

В разряд актуальных этических категорий выходят такие концепты, как «самосохранение». Центральной этической проблемой стал статус человека, мыслители говорили как о его физической красоте, так и о духовном начале.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Понятие и предмет этики

Этика — учение о добре и зле

Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Развитие этики в период античности

Этика представляет собой науку, которая с точки зрения философии изучает мораль и нравственность. Такой подход к определению предмета этики связан с деятельностью софистов, которые первые в европейском культурном регионе показали, что нормы, созданные человеком, существенно отличаются от тех, что господствуют в природе. Они обнаружили, что нормы, нравы, обычаи, традиции людей разнообразны и изменяются со временем, в то время как поведение в природе неизменно. Софисты подняли проблему сопоставления различных нравов и законов, утверждая, что установление тех или иных моральных норм – произвольность, а наличие тех или иных моральных качеств у конкретного индивида объясняли его выгодой. Собственно, соответственно своей теории софисты выступали платными учителями, которые обучали тому, как достичь успеха в делах, победить в судебном споре и т.д.

Впервые добро с понятием истины связал Сократ. Он считал, что знание есть добродетель человека. Платон продолжил его идею и показал, что для легитимности нравов и институтов полиса необходимо познать идею блага, что могут сделать только философы-мудрецы, а значит и бразды управления обществом могут быть только у них.

Аристотель не считал, что мораль (добродетель) связана с науками. Он утверждал, что этика направлена не на знание, а на поступки людей, с понятием блага не самим по себе, а с реализованным благом, тем самым он переводил проблему в области практического применения. В основе этики лежат не принципы, а конкретный опыт человеческого общежития, в этике невозможно достичь той степени точности, которая возможна в других науках. Аристотель относил этику к числу политических наук, а саму нравственность связывал с проявлением добродетели в обычной полисной жизни.

Однако послеаристотелевская философия отделила этику от политических наук, придав ей самостоятельное значение. Нравственность человека никак не связывалась с общественной жизнью и степенью ее совершенства. Мост между жизнью и этикой стала прокладывать философия. Этический идеал Эпикура представлял собой отсутствие тревог, душевных страданий, телесных мучений, этого можно было достичь через правильное понимание удовольствия, разумное просвещение, а также ликвидацию страхов. Все это можно достичь при помощи философии, которая открывает доступ к счастью как старикам, так и молодым.

Этический идеал стоиков воплощался в образе философа, который мыслился как синоним мудрости и добродетели. Философы древности, такие как Сократ, Диоген, Антисфен, являются реальным воплощением добродетели, их этика не просто в красивых фразах или четких логичных формулах, а в самом их образе жизни, честности, не стяжательстве, доброте, открытости людям. Их философия в виде утешений, примеров, увещеваний обращена к человеку. Философ-мудрец выше страданий, выше судьбы, властителей и толпы. Он живет в согласии с собой и природой.

Античная этика

Первых античных философов волновали такие нравственные проблемы как:

  • поиск счастья и смысла жизни;
  • соотношение долга и совести;
  • суть добра и зла.

В своем развитии этика прошла несколько этапов.

Родоначальником этического учения считают Аристотеля, который дал ему название, а также написал большое количество важнейших трактатов на эту тему:

  • Никомахова этика;
  • Большая этика;
  • Эвдемова этика.

Для Аристотеля этика является «наукой о добродетели». Задачей этики является определение сути добродетели и ее воспитание внутри человеческой души. В данной связи традиционная этика Аристотеля имела практическую направленность и воспитательную составляющую.

Этика была особенно важна для античной философии.

Например, стоики разделяли философию на три раздела:

  • метафизику;
  • логику;
  • этику.

Этику считали рациональным мышлением о человеческих ценностях. В связи с этим нравственные ценности и стали основными категориями этики.

Определение 2

Категории этики – это ключевые понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме, и позволяют дифференцировать многие понятия.

Внутри античной этики также выделяли несколько этапов развития: предэтику, античное просвещение и высокую классику.

Предэтика представляла собой зачаточный период развития данной области знания, во время которого появилась проблема «падения нравов» и «нравственной деградации». В это время ставились вопросы о жизни и судьбе человека. К этому периоду относят труды таких философов, как Анаксимандра, Гераклита, Пифагора.

Этическое просвещение, во время которого трудились софисты и Сократ, отличалось верой в силу образования и исключительную роль знаний в жизни общества. Несмотря на расхождения во мнениях, софисты и Сократ поставили нравственные проблемы как задачи, которые станут перспективными в контексте развития этики.

Софисты акцентировали свое внимание на задачах нравственного воспитания и утверждали об их зависимости от культуры. Сократ осуществлял поиск абсолютного знания, и пытался определить наиболее общие понятия в жизни человека: красоту, любовь, истину

Можно сказать, что софисты положили начало возникновению этического мышления.

Определение 3

Этическое мышление – это мышление о нравственном благе (добре) и зле и об осуществлении этих этических начал в поведении человека. Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный Путь Поведения и каковы условия, содействующие вступлению на него — таковы некоторые темы данного типа мышления.

Перед софистами встала проблема сопоставления многообразия обычаев и нравов различных народов. Сократ утверждал, что их регулирует разум, он является высшей ценностью для всех.

— место научно-рационалистическогого подхода начинают занимать нерационалистические, в частности, религиозно-ортодоксальные этические концепции (например, этика русской религиозной философии);

— этические искания
приобретают плюралистический характер,
отражая «разброс» интересов: от социальной
озабоченности (этика марксизма) до индивидуалистических
поисков, свойственных западному типу
культуры (этика «философии жизни»);

— принципиальный
отказ от создания законченных этических
систем (как было, например, в немецкой
классической этике), на смену которым
приходят эскизно выраженные мысли;

— место традиционной
проблематики классической этики занимают
новые парадоксальные проблемы и решения,
вплоть до отказа от самой этики;

Постклассическая
этика XIX в. включает следующие направления:
этика русской религиозной философии
(Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский);

этика марксизма
(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов); этика
«философии жизни».

Этические воззрения русской религиозной
философии. Опираются на два положения.

  1. Критика западного общества с его
    свободной конкуренцией и всеобщим отчуждением. Н.Ф.Федоров говорит о появлении небратских,
    «сиротских» отношений между людьми, забывшими
    своих «отцов», утратившими связь в прошлым. В.С. Соловьев осуждает рационализм
    и «отвлеченный морализм» Канта. Ф.М. Достоевский обвиняет католическую
    церковь в том, что она соблазнилась светской
    властью, получила «царства земные», но
    отринула Бога.
  2. Поиск «всеединства» и «соборности» – своеобразного русского варианта
    гражданственности. Н.Ф. Федоров создает систему «супраморализма, или всеобщего синтеза», где
    технический прогресс подчинен высшей
    цели – достижению человечеством бессмертия. В.С. Соловьев утверждает, что социум
    должен перейти от «природных» религий
    (античность, буддизм) и эпохи «богочеловека», начавшейся с возникновением
    христианства, к эпохе «богочеловечества», объединяющей
    все религии и народы. Л.Н. Толстой предлагает руководствоваться
    в жизни принципом непротивления злу насилием. Н.А. Бердяев провозглашает «новую этику творчества», где люди объединяются благодаря
    личностной самореализации.

Таким образом, русская религиозно-философская
этика конца XIX – начала ХХ в. вдохновлена
идеей морально суверенной личности, но
без отказа от идеи изначальной коллективности человеческого
существования. Обе идеи приобретают
в ней религиозно-мистические формы: основания
морали усматриваются в божественном
абсолюте, коллективность интерпретируется
как религиозно-духовная всечеловеческая
соборность.

Средневековая этика

Этика средневековья носит название религиозной. Переход от античной эпохи к данному времени был ознаменован переворотом, суть которого заключалась в усилении роли религии в ходе формирования этического мировоззрения.

Средневековая этика имела следующие отличительные особенности:

  • нравственность связывалась не только с разумом, но и с верой, поэтому она длительное время приобретала иррациональный характер. Любой вариант отношений веры и разума отводил последнему второстепенную роль;
  • средневековые люди принудительно отказывались от нравственной автономии, они стали полагаться на божественную благодать;
  • стал господствовать средневековый аскетизм и риторическое отношение к жизни;
  • к светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: