Краткая история этики
Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?
В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.
В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.
Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.
Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.
Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.
Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.
Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.
Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.
Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.
В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.
Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.
Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.
Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.
Предмет этики
Этика относится к сфере философского знания и исследует мораль во всех ипостасях. Автором термина «этика» является Аристотель. Он говорил, что этика изучает благо, добродетель, которая дает возможность достичь этого блага. Первоначально этика и мораль обозначали один и тот же термин.
По мере обособления этики за данным термином закрепился определенный смысл:
- этика является соответствующей ветвью знаний;
- мораль и нравственность употребляются как синонимы и становятся предметом исследования этики.
В связи с этим этику описывают как науку о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, ее специфических функциях, нормах и ценностях. Основоположником философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются Сократ и Конфуций.
Современная этика имеет некоторую нигилистическую окраску, но и расширяет многие этические понятия. Понятие «добро» переходит не только на отношения с природой, но и становится частью научной сферы. При этом формируется биоцентрическая этика и биоэтика. В связи со становлением феминизма этику стали трактовать с гендерных позиций. В связи с этим в современной этике гуманность и человечность группируются по признакам женственности и мужественности.
Несмотря на тот факт, что этику часто рассматривают в качестве нравственной философии, которая содержит описание путей достойного поведения, она также становится системой знаний о природе и происхождении морали.
Этика Нового времени
В эпоху нового времени начинается переориентация личности с религиозных на земные, человеческие ценности. В качестве новой задачи стояла проблема обоснования полноценности личности, суверенность ее морального облика, а также проблема общеобязательности норм. Особенностью нового времени является провозглашение разума как основного источника моральных идей. Разум путем просвещения может обуздать человеческий эгоизм, согласовать индивидуальные и общественные потребности и тем самым прийти к всеобщему благу.
Кроме того, именно в новое время окончательно утверждается за этикой звание науки. Бэкон считал, что основной предмет этики предстает в виде выявления истинного и полезного, одна часть этики связана с тем, чтобы выработать и дать представление об идеале, а вторая часть направлена на воспитание души и управление собой. Декарт признавал, что этика венчает философию.
По-новому на мораль взглянул И. Кант. Он считал, что не стоит искать оснований этики ни в природе, ни в боге. Ее основания – в самой этике. Мораль – это автономная воля человека, однако нравственные требования к человеку обладают всеобщим характером, воля каждого человека должна согласовываться с категорическим императивом. Поведение человека морально тогда, когда соответствует нравственному закону и долгу внутри человека. Этика Канта – это не учение о том, как должно поступать, а о том, что значит быть моральным существом.
К современному этапу этика прошла значительную эволюцию, она испытала на себе сильное и религиозное влияние, и рационалистическое в течение 20 века. Однако пока существует общество, проблема этики будет оставаться актуальной. Сейчас происходит выделение т.н. прикладной этики, которая занимается моральными коллизиями в конкретной общественной практике. Можно выделить такие отдельные направления, как этика бизнеса, биоэтика, экологическая этика, этика науки и т.д.
Античная этика
В античной этики можно выделить воззрения софистов, Платона, Сократа, эпикурейцев и стоиков.
Главным отличием античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока можно назвать значительное и более динамичное разложение общества, становление классов, появление частной собственности, формирование политических и демократических институтов управления. Инновационные формы общественной жизни вытеснили родоплеменные отношения, устаревшие традиции и обычаи. При этом возникла необходимость формирования новых ориентиров и идеалов, а также механизмов регулирования отношений между людьми.
В античном мировоззрении можно выделить:
- преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей;
- идея гармонии духовного и телесного начала. Важную роль в этом играют нравственные ценности;
- высокую рациональность. Для соединения с высшим Благом античному человеку не нужно преодолевать материю или формировать совершенное общество;
- преобладание научного знания. Эмпирические знания затрагивали природу, общество, человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Первые попытки философского обобщения моральных процессов можно обнаружить в ранних литературных памятниках культуры Европы за авторством Гомера, Гесиода.
Следующим этапом в развитии этики можно назвать нравственную рефлексию первых греческих философов, а именно Анаксимандра, Эмпедокла, Парменида. Данные мыслители в своих учениях поднимались на инновационный уровень этической абстракции.
Абстракция – это процесс умственной деятельности человека, который дает возможность выделить и превратить в автономно существующий объект, который обладает оригинальными свойствами и состояниями.
Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представляется мудростью софистов. Учение софистов отражает сомнения в самом предмете этики, а именно нравственности. Они применили весьма богатый эмпирический материал и отметили существенное различие законов, обычаев и нравов внутри Греции и в других странах.
Древние воззрения
Данная наука возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы были разработаны на Древнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае.
Главным отличием древнеиндийского мировоззрения можно назвать его религиозно-мифологическую направленность. В Древней Индии VI в до н.э. было сформировано этическое учение — брахманизм, основополагающей идеей которого стало учение о Брахме как божественной первооснове сущего и человеческого бытия. При этом Брахма рассматривается как активное творческое начало, духовная ситуация, из которой возникает все и все в нее превращается.
Брахманизм наряду с религиозной добродетелью культивировал целый ряд нравственным норм, а именно:
- доброжелательность и гостеприимство;
- правдивость и благочестие;
- щедрость и справедливость.
Этика Нового времени и этика 19 — 20 веков
Наконец, этика 19 – 20 веков содержит тенденции, которые оппозиционны классической этике. Основой всех воззрений этого периода можно назвать материал избирательной критики и односторонней интерпретации немецкой философской классики и других философских ученых.
Таким образом, этика имеет богатую историю, насыщенную событиями и персоналиями, которые в свою очередь внесли неоспоримый вклад в становление представлений о жизнедеятельности человека и глобальном существовании социального пространства.
Этика— наука, которая изучает поведение чел-ка, развивающееся на основах моральных мотивов, а также выявляет факторы, позволяющие уверенно сказать о том, что моральные мотивы есть в поведении не одного чел-ка, а у многих людей, что свидетельствует о том, что в об-ве существует и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения(наука о морали).
2. Предмет этики.
Предмет этики со временем изменялся, это были качественные ступени познания морали и нравственности, их теоретич. осмысления. В современном понимании этика как наука необходима, чтобы прояснить основания морального выбора и продемонстрировать личности способности и рассуждения о жизни, которые уже известны в истории человечства.
Предметом этики явл. поле морального выбора чел-ка и изучение тех средств, с помощью которого он осуществляется(предмет этики-изучение поступков людей с целью выявления закономерности их поведения, которые становятся основой той или иной целенаправленной деятельности)
а) общение и поведение чел-ка в их наиболее совершенных формах
б) мораль и реальные нравы об-ва
в) представление о добре и зле
г) вопросы смысла жизни и тайны смерти
д) взаимосвязь удовольствия и страдания
е) проблема ценностных ориентаций в поведении чел-ка
ж) роль и значение совести в моральной жизни чел-ка
Этика эпохи Возрождения
В дальнейшем наступила эпоха Возрождения и свойственный ей гуманизм. При этом основная опора происходила на модификации теорий Аристотеля, создавалась пантеистическая картина мира.
Определение 3
Пантеизм – это религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.
Гуманизм средневекового сознания был сфокусирован на потустороннем бытии человека, а мыслители Возрождения направляют свое внимание на земной аспект человеческой жизни. Натуралистический подход Возрождения, несомненно, стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений
В разряд актуальных этических категорий выходят такие концепты, как «самосохранение». Центральной этической проблемой стал статус человека, мыслители говорили как о его физической красоте, так и о духовном начале.
Глобальная истерия
В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.
Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.
Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?
- Демократизация образования,
- обесценивание условий занятости, охраны труда,
- порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
- отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.
Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.
Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.
И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.
В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.
Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.
А теперь обо всем по порядку.
Понятие и предмет этики
Этика — учение о добре и зле
Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).
Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:
- добра и зла,
- дружбы,
- сочувствия,
- самопрожертвования,
- смысла жизни.
Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.
Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют
Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:
Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.
В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:
- Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
- Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
- Проблема свободы воли;
- Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.
Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Развитие этики в период античности
Этика представляет собой науку, которая с точки зрения философии изучает мораль и нравственность. Такой подход к определению предмета этики связан с деятельностью софистов, которые первые в европейском культурном регионе показали, что нормы, созданные человеком, существенно отличаются от тех, что господствуют в природе. Они обнаружили, что нормы, нравы, обычаи, традиции людей разнообразны и изменяются со временем, в то время как поведение в природе неизменно. Софисты подняли проблему сопоставления различных нравов и законов, утверждая, что установление тех или иных моральных норм – произвольность, а наличие тех или иных моральных качеств у конкретного индивида объясняли его выгодой. Собственно, соответственно своей теории софисты выступали платными учителями, которые обучали тому, как достичь успеха в делах, победить в судебном споре и т.д.
Впервые добро с понятием истины связал Сократ. Он считал, что знание есть добродетель человека. Платон продолжил его идею и показал, что для легитимности нравов и институтов полиса необходимо познать идею блага, что могут сделать только философы-мудрецы, а значит и бразды управления обществом могут быть только у них.
Аристотель не считал, что мораль (добродетель) связана с науками. Он утверждал, что этика направлена не на знание, а на поступки людей, с понятием блага не самим по себе, а с реализованным благом, тем самым он переводил проблему в области практического применения. В основе этики лежат не принципы, а конкретный опыт человеческого общежития, в этике невозможно достичь той степени точности, которая возможна в других науках. Аристотель относил этику к числу политических наук, а саму нравственность связывал с проявлением добродетели в обычной полисной жизни.
Однако послеаристотелевская философия отделила этику от политических наук, придав ей самостоятельное значение. Нравственность человека никак не связывалась с общественной жизнью и степенью ее совершенства. Мост между жизнью и этикой стала прокладывать философия. Этический идеал Эпикура представлял собой отсутствие тревог, душевных страданий, телесных мучений, этого можно было достичь через правильное понимание удовольствия, разумное просвещение, а также ликвидацию страхов. Все это можно достичь при помощи философии, которая открывает доступ к счастью как старикам, так и молодым.
Этический идеал стоиков воплощался в образе философа, который мыслился как синоним мудрости и добродетели. Философы древности, такие как Сократ, Диоген, Антисфен, являются реальным воплощением добродетели, их этика не просто в красивых фразах или четких логичных формулах, а в самом их образе жизни, честности, не стяжательстве, доброте, открытости людям. Их философия в виде утешений, примеров, увещеваний обращена к человеку. Философ-мудрец выше страданий, выше судьбы, властителей и толпы. Он живет в согласии с собой и природой.
Античная этика
Первых античных философов волновали такие нравственные проблемы как:
- поиск счастья и смысла жизни;
- соотношение долга и совести;
- суть добра и зла.
В своем развитии этика прошла несколько этапов.
Родоначальником этического учения считают Аристотеля, который дал ему название, а также написал большое количество важнейших трактатов на эту тему:
- Никомахова этика;
- Большая этика;
- Эвдемова этика.
Для Аристотеля этика является «наукой о добродетели». Задачей этики является определение сути добродетели и ее воспитание внутри человеческой души. В данной связи традиционная этика Аристотеля имела практическую направленность и воспитательную составляющую.
Этика была особенно важна для античной философии.
Например, стоики разделяли философию на три раздела:
- метафизику;
- логику;
- этику.
Этику считали рациональным мышлением о человеческих ценностях. В связи с этим нравственные ценности и стали основными категориями этики.
Определение 2
Категории этики – это ключевые понятия этической науки, которые отражают сущность морали в наиболее полном объеме, и позволяют дифференцировать многие понятия.
Внутри античной этики также выделяли несколько этапов развития: предэтику, античное просвещение и высокую классику.
Предэтика представляла собой зачаточный период развития данной области знания, во время которого появилась проблема «падения нравов» и «нравственной деградации». В это время ставились вопросы о жизни и судьбе человека. К этому периоду относят труды таких философов, как Анаксимандра, Гераклита, Пифагора.
Этическое просвещение, во время которого трудились софисты и Сократ, отличалось верой в силу образования и исключительную роль знаний в жизни общества. Несмотря на расхождения во мнениях, софисты и Сократ поставили нравственные проблемы как задачи, которые станут перспективными в контексте развития этики.
Софисты акцентировали свое внимание на задачах нравственного воспитания и утверждали об их зависимости от культуры. Сократ осуществлял поиск абсолютного знания, и пытался определить наиболее общие понятия в жизни человека: красоту, любовь, истину
Можно сказать, что софисты положили начало возникновению этического мышления.
Определение 3
Этическое мышление – это мышление о нравственном благе (добре) и зле и об осуществлении этих этических начал в поведении человека. Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный Путь Поведения и каковы условия, содействующие вступлению на него — таковы некоторые темы данного типа мышления.
Перед софистами встала проблема сопоставления многообразия обычаев и нравов различных народов. Сократ утверждал, что их регулирует разум, он является высшей ценностью для всех.
— место научно-рационалистическогого подхода начинают занимать нерационалистические, в частности, религиозно-ортодоксальные этические концепции (например, этика русской религиозной философии);
— этические искания
приобретают плюралистический характер,
отражая «разброс» интересов: от социальной
озабоченности (этика марксизма) до индивидуалистических
поисков, свойственных западному типу
культуры (этика «философии жизни»);
— принципиальный
отказ от создания законченных этических
систем (как было, например, в немецкой
классической этике), на смену которым
приходят эскизно выраженные мысли;
— место традиционной
проблематики классической этики занимают
новые парадоксальные проблемы и решения,
вплоть до отказа от самой этики;
Постклассическая
этика XIX в. включает следующие направления:
этика русской религиозной философии
(Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский);
этика марксизма
(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов); этика
«философии жизни».
Этические воззрения русской религиозной
философии. Опираются на два положения.
- Критика западного общества с его
свободной конкуренцией и всеобщим отчуждением. Н.Ф.Федоров говорит о появлении небратских,
«сиротских» отношений между людьми, забывшими
своих «отцов», утратившими связь в прошлым. В.С. Соловьев осуждает рационализм
и «отвлеченный морализм» Канта. Ф.М. Достоевский обвиняет католическую
церковь в том, что она соблазнилась светской
властью, получила «царства земные», но
отринула Бога. - Поиск «всеединства» и «соборности» – своеобразного русского варианта
гражданственности. Н.Ф. Федоров создает систему «супраморализма, или всеобщего синтеза», где
технический прогресс подчинен высшей
цели – достижению человечеством бессмертия. В.С. Соловьев утверждает, что социум
должен перейти от «природных» религий
(античность, буддизм) и эпохи «богочеловека», начавшейся с возникновением
христианства, к эпохе «богочеловечества», объединяющей
все религии и народы. Л.Н. Толстой предлагает руководствоваться
в жизни принципом непротивления злу насилием. Н.А. Бердяев провозглашает «новую этику творчества», где люди объединяются благодаря
личностной самореализации.
Таким образом, русская религиозно-философская
этика конца XIX – начала ХХ в. вдохновлена
идеей морально суверенной личности, но
без отказа от идеи изначальной коллективности человеческого
существования. Обе идеи приобретают
в ней религиозно-мистические формы: основания
морали усматриваются в божественном
абсолюте, коллективность интерпретируется
как религиозно-духовная всечеловеческая
соборность.
Средневековая этика
Этика средневековья носит название религиозной. Переход от античной эпохи к данному времени был ознаменован переворотом, суть которого заключалась в усилении роли религии в ходе формирования этического мировоззрения.
Средневековая этика имела следующие отличительные особенности:
- нравственность связывалась не только с разумом, но и с верой, поэтому она длительное время приобретала иррациональный характер. Любой вариант отношений веры и разума отводил последнему второстепенную роль;
- средневековые люди принудительно отказывались от нравственной автономии, они стали полагаться на божественную благодать;
- стал господствовать средневековый аскетизм и риторическое отношение к жизни;
- к светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви.