Скульптура
Новое мировоззрение вызвало революцию в скульптуре. Средневековье не считало произведения ваятелей отдельным видом творчества и воспринимало единым целым с архитектурой. Скульпторы отходят от принятых канонов и становятся самостоятельными авторами.
Донателло
В ряду гениев особое место занимает Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный, как Донателло. Впервые мастер из Флоренции создаёт обнажённую скульптуру. Он обращается к библейским персонажам, придавая им черты греческих богов.
По заказу Медичи Донателло работает над образом Давида. Голая фигура свободного, расслабленного героя смущает Козимо.
Выполненная в стиле реализма смелая скульптура устанавливается на заднем дворе палаццо, подальше от современников. Для соблюдения баланса Донателло делает копии античных скульптур, которые меценат размещает во внутреннем портике дворца.
Работая над статуей христианской святой Марии Магдалины, скульптор идёт на смелый шаг. Он представляет мироносицу измождённой покаяниями старухой, прикрытой длинными волосами и дырявым рубищем.
Скульптор совмещает в творчестве классический и реалистический стили. По заказу городского совета он изготавливает статуи пророков с невыразительными лицами и фигурами, закрытыми плотными одеждами. Но в соборе Орсанмикеле (Orsanmichele, Or San Michele) устанавливает скульптуру святого Георгия.
Отступив от традиционного изображения с драконом и копьём, Донателло представляет совсем другой образ. Прекрасный и спокойный герой наслаждается собственной победой.
Основные черты
Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.
Какие основные признаки эпохи Возрождения?
Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви
Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
Возникает идея богоподобия человека.
Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.
Исторические предпосылки развития культуры Возрождения
Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.
В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?
Ренессанс начался с Италии — самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.
Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей
Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.
Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение охватывает 1530-е —1620-е годы. Искусство этого времени настолько разнообразно, что сводить его к одному знаменателю можно лишь с долей условности. В Южной Европе торжествовала Контрреформация, которая смотрела с опаской на свободомыслие и воскрешение античных идеалов как краеугольные камни идеологии Ренессанса. Мировоззренческие противоречия и ощущение кризиса вылились в маньеризм — «нервное» искусство изломанных линий и надуманных цветов. В Парму маньеризм добрался после смерти художника Корреджо в 1534 году. Художественные традиции Венеции имели собственную логику развития; до 1580-х годов там работали Палладио и Тициан, творчество которых имело мало общего с кризисными явлениями искусства Флоренции и Рима.
Музыка и зрелищные искусства
Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:
В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.
Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).
В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).
Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.
В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:
В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.
Как и прочие жанры искусства, в музыке имело место влияние маньеризма. К таковым относят поздние мадригалы Карло Джезуальдо (1560-1613) из-за их избыточной эмоциональности. При этом его вклад в развитие музыки был высоко оценен следующими поколениями композиторов, в частности, Стравинским в его «Диалогах» .
Вот такой путь прошло искусство Ренессанса. Заинтересовавшимся рекомендуем дополнительную литературу, книгу «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок» . А сейчас самое время пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.
Возрождение античного наследия
После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.
Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.
В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516).
Формируется система взглядов на средневековье: период варварства и невежества − причина уничтожения цивилизации классической древности. Мыслители признают высшим мерилом всего сущего не Создателя, а человека. Интерес к забытой античной культуре назвали Возрождением.
Эпоха Возрождения кратко
Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.
Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.
Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.
Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».
Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.
В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.
Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.
Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.
Периодизация эпохи Возрождения
Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:
- Раннее Возрождение – 15 век.
- Высокое Возрождение – начало 16 века.
- Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.
Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.
И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.
По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.
Истоки возрождения
Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.
Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.
Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.
Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.
Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.
Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.
Среди определений Возрождения нет общепризнанного.
Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки
Дворцы и архитектура
Благодаря дворцам, построенным по заказу глав прославленных семейств итальянского Ренессанса, Тоскана приобрела строгий «флорентийский стиль». Появление двух палаццо – Палаццо Медичи (Palazzo Medici Riccardi) и Строцци (Palazzo Strozzi) – связано с многолетней борьбой между богатейшими кланами банкиров .
Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.
По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.
После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.
Собор святого Петра
В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.
Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.
Вам пригодится инструкция: как подняться на купол собора святого Петра
Купол Флорентийского кафедрального собора
После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.
Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.
Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.
Высокое и Позднее Возрождение
Третий этап, Высокое Возрождение, достаточно короткий, с 1500 по 1527 год, то есть до разграбления Рима войсками Карла V. В первой четверти XVI века культурный центр Италии переместился из Флоренции в Рим. На этот период пришлось творчество множества мастеров, в том числе, троих великих:
- Леонардо да Винчи;
- Рафаэль Санти;
- Микеланджело Буонарроти.
Высокое Возрождение совпало с началом Реформации в католической церкви и с успехами испанцев и португальцев в Великих географических открытиях, с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана. Позднее Возрождение продолжалось с 1527 года до конца XVI или начала XVII века, в зависимости от конкретного европейского государства.
Некоторые достижения Возрождения можно кратко представить в таблице, которая поможет при подготовке доклада по истории для 7 класса.
Направление |
Представители |
Общественные науки |
Никколо Макиавелли и Томас Мор |
Медицина |
Парацельс и Везалий |
Астрономия |
Николай Коперник, открывший гелиоцентрическую систему мира |
Философия |
Эразм Роттердамский и начало критического исследования текстов Священного Писания |
Литература |
Франсуа Рабле |
Драматургия |
Уильям Шекспир |
Архитектура |
Андреа Палладио, родоначальник перво фазы классицизма — палладианство |
В период Позднего Возрождения появилось новое направление в живописи — маньеризм. Следующим этапом в европейской культуре стало барокко в XVII веке.
Рис. 3. Культура Возрождения в Европе.
Что мы узнали?
Культура эпохи Возрождения, которое охватывает XIV–XVI века, базировалась на интересе к античному наследию, гуманизме и антропоцентризме. Известными представителями этого периода стали Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Франсуа Рабле, Николай Коперник и другие.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Особенности
Основные особенности культуры Возрождения:
- Антропоцентризм — человек рассматривался как центр Вселенной и венец творения. Особое значение придавалось изучению анатомии человека и изображению идеального человеческого тела.
- Гуманизм — подразумевал уважение к человеческой личности и веру в ее способность к самосовершенствованию.
- Научный подход — культура Возрождения отличалась научным подходом к изучению мира и человека. Это было время значительного развития науки и техники, которое привело к появлению таких изобретений, как книгопечатание, компас, телескоп и др.
- Гармоничность — в искусстве было характерно стремление к гармонии и балансу в форме и содержании.
- Оптимизм — искусство Возрождения часто носило жизнерадостный характер, было наполнено верой в возможность достижения гармонии между человеком и миром.
- Более светский характер культуры — отношение к религии стало более личностным и критическим, чем в предыдущие эпохи. Хотя церковь оставалась важным институтом, многие ее догмы подвергались пересмотру.
- Особое отношение к античности — деятели Возрождения уважали идеалы, искусство и философию Древней Греции и Рима, считая их наивысшими достижениями человеческой культуры. Они стремились восстановить идеалы античности, утверждая, что эта эпоха была золотым веком человечества, и что ее достижения не могут быть превзойдены.
Пример 1
Одним из примеров является классический образ человеческого тела, который был утрачен в период средневековья, но был восстановлен в искусстве Возрождения. Кроме того, многие известные античные тексты переводились на латынь и распространялись среди ученых, философов и художников.
Основные принципы ренессансной живописи:
Линейная перспектива — использование перспективных методов для создания иллюзии глубины и пространства на плоскости картины.
Светотень — использование светотеневых эффектов для создания объемных форм и реалистичности изображений.
Композиция — использование гармоничных и сбалансированных композиций, основанных на математических и геометрических пропорциях.
Цвет — использование ярких и насыщенных цветов, сочетание разных оттенков для создания определенного настроения и усиления эффекта.
Реалистичность — стремление к реалистичному изображению мира, основанному на наблюдении природы и изучении анатомии.
Символика — использование символов и аллегорий для передачи определенных идей и концепций.
Индивидуализм — уделялось большое внимание изображению индивидуальности и характера персонажей, что отражало антропоцентрический подход эпохи.
Культурное наследие — использование античных мотивов и тем для создания новых, современных произведений и подчеркивание значимости культурного наследия.
Характеристика периодов Возрождения
В науке принята следующая периодизация эпохи Возрождения:
- Проторенессанс (2-я половина $XIII$ века — $XIV$ век);
- Раннее Возрождение (начало $XV$ — конец $XV$ века);
- Высокое Возрождение (конец $XV$ — первые 20 лет $XVI$ века);
- Позднее Возрождение (середина $XVI$ — 90-е годы $XVI$ века).
Проторенессанс явился предтечей Возрождения, тесно связанным с культурой средневековья, византийскими, романскими и готическими традициями.
Замечание 2
Искусство Проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре, где известны такие имена, как Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано. В живописи центральной фигурой стал знаменитый Джотто, считавшийся реформатором живописи, который наметил новое направление развития живописи, заключавшееся в переходе от плоскостного изображения к объемному, наполнении религиозных форм светским содержанием и нарастании реалистичности.
В Италии период Раннего Возрождения приходится на период с 1420 по 1500 г годы. Если в начале этого периода искусство еще не вполне освобождается от влияния средневековых традиций, хотя элементы классической древности в нем уже заметны. Позже под влиянием все более изменяющихся условий жизни, художники начинают активно использовать образцы античного искусства.
В других странах традиции готического стиля держались значительно дольше. В других странах Европы Возрождение наступает только в конце $XV$ столетия, и его ранний период длится до середины следующего века.
Третий период Возрождения, который принято называть Высоким Возрождением, является временем расцвета этого стиля. В Италии этот период приходится на 1500-1527 гг. в это время в Риме создаются монументальные здания, прекрасные скульптурные произведения, пишутся картины, вошедшие в мировую сокровищницу искусства. Итальянские скульпторы и живописцы основательно изучают античность, однако подражание древним не заглушает в них самостоятельности.
На этот период приходится творчество трех великих итальянских мастеров, знаменующих апофеоз Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти.
Позднее Возрождение представляет собой кризис эпохи Ренессанса и приходится на вторую половину $XVI$ в. Разнообразие проявлений искусства и культуры этого времени не позволяет однозначно характеризовать их. Контрреформация, которая утвердилась в Южной Европе, не принимала идеалов античности, составлявших основу Ренессанса.
Замечание 3
Общее ощущение кризиса привело к появлению маньеризма – искусства изломанных линий и надуманных цветов. Но в это время работали и Тициан, Палладио, Корреджо, чье творчество трудно связать с кризисными явлениями этого периода.
Литература Возрождения
Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.
Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.
Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).
Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.
Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.
В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.
Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей. Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635)
Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).
Самые интересные факты о литературе читайте здесь.
Определение «возрождение»
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.
Возрожде́ние или Ренесса́нс (фр.«снова» или «заново») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению.
Приходится — в Италии — на начало XIV (повсеместно в Европе — с XV–XVI вв.). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.
Возрождение делят на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём.
Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках.
В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.