Теория л.с. выгодского

Теория л.с. выгодского

Предмет и фон. Восприятие пространства и времени

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. , целостное отображение предмета. Это единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Восприятие включает ощущение и основывается на нём. В процесс восприятия включаются память и мышление. В-е называют перцептивной системой человека. В процесс в-я всегда включены двигательные компоненты.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Предметность не является врождённым свойством восприятия.

Фигурой принято называть замкнутую, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а всё, что окружает фигуру, представляет собой фон. Предмет или объект восприятия то, над чем сосредоточено в данный момент восприятие., фон- задний план

Предмет или объект восприятия то, над чем сосредоточено в данный момент восприятие., фон- задний план.

Предмет и фон явление динамическое, то что было фоном может стать предметом и наоборот.

Все предметы находятся в пространстве и существуют во времени.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение.

Чем больше изображение на сетчатке, тем больше нам кажется предмет.

Воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

Воспринимаемый размер = зрительный угол × расстояние.

Контрастность предметов (особенность).

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Понятие сознания и самосознания

Сознание – это высшая форма интеграции всех видов психической деятельности человека, связанная со знаково-символической, речевой деятельностью и возникающая в процессе общественного развития человечества. Стадия сознания имеется только у человека. Критерии наличия сознания: время, место, идентификация.

Пример: после аварии спрашиваю «кто ты?», «где ты?» и т.д., для проверки сознания человека.

  1. Понятие темперамента. Гуморальные теории темперамента. Конституционные теории темперамента. Теория темперамента школы Теплова-Небылицына.

Темперамент биологически обусловлен, определяет свойства нервной системы, говорит о психо-динамических свойствах человека.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью.

Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси «соков» в организме человека. Основными «соками», от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал: желчь; кровь; черная желчь; холодная скользкая жидкость (лимфа).

люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

Лептосоматик (лептос — хрупкий, тонкий, сома — тело)

Пикник (толстый).

Атлетик (борьба).

Диспластик (дис — плохо, пластик — сформированный).

С которыми он соотносит след типы характера: шизотимик, иксотимик, циклотимик. Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик — эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

В школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына было выделено 12 таких свойств (четыре свойства возбуждения и торможения — сила, подвижность, динамичность и лабильность; и уравновешенность по этим свойствам).

В соответствии с этим В.Д. Небылицын предложил различать парциальные свойства нервной системы, соотносимые с особенностями протекания условных рефлексов, и общие свойства, которые представляют собой сверханализаторные характеристики работы мозга и служат нейрофизиологической основой целостных особенностей индивидуального поведения. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Динамичность – лёгкость и быстрота образования тормозных и положительных условных рефлексов.

31.Понятие личности. Концепции личности в трудах зарубежных и отечественных авторов.

Индивид – это человек в его биологических свойствах.

Структура:индивидуальный уровень, темперамент, характер, личность.

Личность – это конкретный человек взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связяхи отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Биологизаторская к-я — все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. (Павлов) Закон рекапитуляции- в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида.

Социологизаторская к-я – психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развитие его духовной жизни, культуры. (Штерн) По его мнению, рекапитуляция охватывает эволюцию психики животных и историю духовного развития общества.

«Коллекционерский» — личность как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. (Петровский)

Личность – биосоциальная иерархическая структура : направленность, опыт, индивидуальные особенности различных форм отражения и объединённые свойства темперамента.(Павлов)

Личность — психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К этому понятию не относится физическая конституция: нервная система, темперамент, био потребности. (Леонтьев)

Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.(Ананьев)

Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Понятие личности сформировалось в рамках биологических и социальных наук. Личность-это социальное качество индивида.(Ломов)

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией

Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР)

В своих работах Выготский применял понятие об уровнях развития:

  • Зона актуального развития  —  имеющийся у ребенка уровень овладения навыками и знаниями. В зоне актуального развития он может без посторонней помощи решать интеллектуальные задачи. Зная зону актуального развития, можно определить, какие структуры в психике ребенка уже сформировались, какие циклы развития уже пройдены. 
  • Зона ближайшего (потенциального) развития  —  уровень, на котором ребенок способен справляться с заданиями только при поддержке взрослого или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития считается более высоким уровнем, поскольку на нем ребенок (если ему помогает взрослый человек) справляется с более сложными заданиями, тем самым приобретает новый опыт. 

Разница между уровнем актуального и ближайшего развития заключается в том, что первый дает понимание, насколько трудные задачи может решить ребенок. Второй (уровень ближайшего развития) показывает, каких результатов ребенок может добиться при поддержке взрослого или более знающего сверстника. Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно понять, какие функции психики находятся на стадии созревания. 

Основываясь на понятиях зоны актуального и ближайшего развития, Выготский пришел к выводам о том, что:

  • обучение является базой для формирования зоны ближайшего развития, которая затем переходит в область актуального развития;
  • обучение активизирует развитие, при этом включаются в работу не только созревшие функции, но и те, которые только созревают. 

Обучение должно опережать развитие, поэтому педагогика должна быть направлена на зону ближайшего развития ученика. Задачи, которые сегодня ребенок способен решать при поддержке взрослого, он сможет завтра делать сам. Это значит, что воспитание и обучение играют основную роль в развитии ребенка. 

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Основные положения теории Выготского

Выготский Л. С. являлся автором литературоведческих публикаций, трудов по педологии и когнитивному развитию ребёнка. В начале 20 века он разработал со своими последователями культурно-историческую теорию развития психики. Одна из первых его публикаций, статья «Проблема культурного развития ребенка», была опубликована в 1928 году в журнале «Педология».

Выготский следовал концепции общественно-исторической природы психики. Он перешел к трактовке социальной среды не в качестве «фактора», а в качестве «источника» личностного развития. В детском развитии он отмечал наличие двух переплетенных линии, первая из которых следует через естественное созревание, а вторая характеризуется овладением культурными способами поведения и мышления.

В качестве вспомогательных средств организации поведения и мышления, созданных человечеством в ходе своего исторического развития, выступали системы знаков-символов. Примерами выступают:

  • Язык,
  • Письмо,
  • Система вычисления и др.

В теории Выготский вывел, что ребенок овладевает связью между знаком и значением. Он начинает использовать речь в применении орудий. Этот период знаменует проявление новых психологических систем (функций), которые лежат в основании высших психических процессов. Процессы принципиально отличают человеческое поведение от поведения животного.

Такой показатель, как опосредованность развития психики через «психологические орудия» характеризуется также тем, что операция употребления знака, которая стоит на старте развития каждой высшей психической функции, первое в любом случае обладает формой внешней деятельности. Таким образом, происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую.

Рассматриваемое превращение проходит несколько этапов, первый из которых связан с тем, что взрослый человек с помощью определенного средства начинает управлять детским поведением. Он осуществляет направление реализации какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.

На втором этапе дети уже сами становятся субъектом и, используя определенное психологическое орудие, начинают направлять поведение другого (рассматривают его в качестве объекта). На следующем этапе они начинают применять в отношении самих себя (как объекту) способы управления поведением, которые другие использовали в отношении них.

Таким образом, писал Выготский, каждая психическая функция появляется два раза. Первый раз она представляет собой коллективную и социальную деятельность, а затем выступает в качестве внутреннего способа мышления ребенка. Между данными «выходами» находится интериоризация («вращивание», функция внутрь).

Патология мышления

Есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма.

Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию… и его энергия ослабеет».

Расстройство формы ассоциативного процесса: нарушения темпа мышления, нарушение подвижности мышления , нарушение целенаправленности мышления, нарушение грамматического строя речи.

Расстройство содержания мышления: навязчивые идеи, свехценные идеи, бред.

Соотношение между обучением и развитием

Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.

До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.

  • Обучение и развитие  —  независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание. 
  • Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.

Обучение  —  надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития. 

Развитие и обучение  —  тождественные процессы. Параллельно с созреванием личность развивается, накапливает собственный опыт. Маленький ребенок полностью зависим от среды, в которой находится. Если рядом находятся взрослые или более опытные сверстники, то он может обучиться всему, что необходимо во взрослой жизни. Э. Торндайк и У. Джеймс рассматривали обучение, развитие, как параллельно протекающие процессы. Ребенок рассматривался ими, как объект, обучения. Ребенок выступал в роли пассивного существа, не включенного в процесс овладения новыми знаниями и навыками. 

Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.

В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития. 

Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.

Теория деятельности

Выгодский, Леонтьев и др.

Действие – сознательное проявление действие человека.

Основная суть деятельности человека определяет его сознание.

Основные действия: акт сознания, акт поведения, принцип активности, социальный характер действия человека.

Способы выполнения действия – операция.

Общая психологическая характеристика деятельности:

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

Цель – осознаннее образ предвосхищенного результата на достижение которого направлено действие человека.

Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуры.

Игра – особый вид деятельности результатом которого не становится производство какого-либо материала или идеального продукта.

Развитие и формирование личности

Концепция Эриксона – эпигенетический принцип – 8 жизненных психологических кризисов:

1. Кризис доверия- недоверия (1г.)

2. Автономия -сомнениям и стыду (2-3)

3. Появление инициативности — чувство вины (3-6)

4. Трудолюбие — комплекс неполноценности (7-12)

5. Личностное самоопределение – индивидуальная серость и конформизм.(12-18)

6. Интимность и общительность – личностная психологическая изолированность.(около 20)

7. Забота о воспитании нового поколения – погружение в себя (30-60)

8. Удовлетворённость прожитой жизнью- отчаяние. (старше 60)

Социализация – это активное воспроизводство индивидом социального опыта.

Индивидуализация — это разное восприятие ситуаций и вынос соц. опыта.

Инкультурация – это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действия, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

33. Общая характеристика способностей. Виды, природы и формирование

Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Понятие способность не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у человека. Способности разделяют на: природные и специфические.

Природные являются общими для человека и животных, эти способности связаны с врождёнными задатками.

Специфические СП. Делятся на: общие и специальные высшие интеллектуальными.

К общим СП. принято относить те, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. (мыслительные с., точность ручных движений, память, речь)

Развитие психики и личности в теории Выготского

Культурно-историческая теория выдвигает принцип «внешнее через внутреннее», тем самым расширяя понимание ведущего значения субъекта в разных типах активности (в первую очередь, в процессе обучения и самообучения).

Обучение в концепции Выготского трактуется в качестве коллективной деятельности, а развитие внутренних индивидуальных свойств детской личности обладает ближайшим источником его сотрудничества (в широком понимании) с окружающими людьми. Гениальная догадка автора теории, которая касалась значения зоны ближайшего развития в жизни детей, дала возможность закончить спор о приоритете обучения или развития. Так, считается, что только то обучение можно назвать хорошим, которое будет упреждать развитие.

Если взять за основу системное и смысловое строение сознания, то диалогичность представляет собой основную характеристику сознания. Даже при превращении во внутренние психические процессы, высшие психические функции способны сохранять собственную природу. Как писал Выготский, «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно мнению автора, слово нужно относить к сознанию в качестве малого мира к большому, живой клетки к организму, атому к космосу. При этом осмысленное слово представляет собой микрокосм сознания человека.

Выготский рассматривает личность как социальное понятие. В его рамках представлены следующие направления:

  • Надприродное,
  • Историческое,
  • Человеческое.

Оно не включает все признаки индивидуальности, но может поставить знак равенства между личностью детей и их культурным развитием. Личность нельзя считать врожденной. Она возникает в результате воздействия культуры и развития. В этом смысле в качестве коррелята личности автор теории рассматривал отношение примитивных и высших реакций.

Человек, проходя свое развитие, начинает осваивать собственное поведение. Тем не менее, необходимая предпосылка данного процесса представлена формированием личности. Это связано с тем, что развитие соответствующей функции в любом случае является производным от развития личности в целом.

В своем развитии личность должна по мнению Выготского проходить несколько изменений, которые обладают стадиальной природой. Более или менее стабильные процессы развития по причине накопления новых потенций и разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой могут сменяться критичными этапами в жизни личности. В их процессе происходит бурное формирование психологических новообразований.

Кризисы личностного развития характеризуются единством двух сторон, включая негативную (деструктивную) и позитивную (конструктивную). Они имеют значение ступеней в поступательном движении по дороге последующего развития ребенка. Видимое неблагополучие в его поведении в критическом возрасте не является закономерностью. Скорее, это свидетельство неблагополучного течения кризиса, для которого характерно отсутствие изменений в негибких педагогических системах. Данная система не успевает за быстрым изменением детской личности.

Понятие характера. Классификация а.Е. Личко

Характер- это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в способах действия и формах поведения.

Черты характера – это психические свойства чеовека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

Гипертимный тип- подвижность, активность, склонность к озорству. Хорошие настроение, неконфликтные, самоуверенные.

Циклоидный тип- повышенная раздражительность, склонность к апатии, необщительны, тяжело переживают неприятности.

Лабильный тип – крайняя изменчивость настроения, хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих.

Астеноневротический тип – мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность.

Сензитивный тип — повышенная чувствительность ко всему, застенчивые, робкие, общению со сверстниками предпочитают взрослых и детей, повышенное усердие и разборчивость в выборе друзей.

Психастенический тип – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, самоуверенность сочетается с неуверенностью.

Эпилептоидный тип – часто плачут, жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип – эгоцентризм, жажда внимания, неспособность стать настоящим лидером.

Неустойчивый тип — это слабовольный, плывущий по течению человек. Любят бездельничать и праздность, отсутсвуют серьёзные интересы. Не думают о будущем.

Конформный тип – бездумное подчинение авторитетам. Склонны к морализаторству и консерватизму.

Фагм

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.

“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.

“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

(Ретикулярная формация — это формация, идущая от спинного мозга к таламусу в ростральном (к коре) направлении. Кроме участия в обработке сенсорной информации, ретикулярная формация оказывает активизирующее воздействие на кору головного мозга, контролируя таким образом деятельность спинного мозга.)

15. Воображение

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную деятельность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.

Воображение может различаться по степени произвольности и преднамеренности. Сновидения считаются непроизвольным в. Произвольные: воссоздающие мечту, воображение и творчество.

Пространственное в.- способность воссоздать образ в 3мерном пространстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: