Реализация принципов обучения

Система принципов обучения

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Дошкольное образование является первой и очень важной ступенькой на длинном образовательном пути каждого человека. В возрасте от 0 до 6 лет, считающемся дошкольным, у детей происходит интенсивное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер

Начинают развиваться речь и основные психологические процессы. Повышенная активность процесса формирования личности на этом этапе позволяет и обязывает взрослых как можно более продуктивно решать задачи обучения, воспитания и развития ребёнка.

Главной особенностью обучения дошкольников является особый вид познавательной деятельности. Познание мира у детей 0-6 лет должно строиться на основе практических и умственных действий, подкрепленных подсказками со стороны педагога.

Именно в дошкольных образовательных учреждениях дети получают первоначальные научные знания, в дальнейшем углубляемые в школе. Научный принцип позволяет дать детям первое понимание картины окружающего мира, а принцип доступности обеспечивает донесение знаний до детей на понятном для них языке. Дети должны понимать, о чем с ними говорят, и должны сами интересоваться «уроками», где смогут узнать что-то новое. Принцип доступности обеспечивает связь получаемых знаний с уже полученными в сознании ребёнка.

Замечание 2

Важно помнить о том, что «доступное обучение» не значит «лёгкое». Дети должны заниматься умственным трудом и преодолевать необходимые для получения знаний трудности

Принцип наглядности предполагает обращение к конкретным образам при обучении дошкольников. Реальные предметы и визуальные образы, обогащающие чувственный опыт ребёнка, способствуют правильному развитию у него мыслительной деятельности. Полезно использование иллюстраций, схем, макетов, чучел и т.д.

Очень важен принцип активности и сознательности, ведь если ребёнок слабо участвует в образовательном процессе или не заинтересован в том, что делает, то знания им получены не будут. Необходимо увлечь ребёнка обучением, давая ему как можно больше задач для самостоятельного выполнения.

Необходимо придерживаться принципа систематичности, давая ребёнку знания последовательно: от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, придерживаться принципов развивающего обучения и не отрывать учёбу от реальной жизни. Стоит отметить, что общие закономерности образовательного процесса дошкольников и детей младшего школьного возраста практически идентичны

Методические принципы обучения иностранным языкам

К основным методическим принципам обучения иностранным языкам относятся:

Принцип коммуникативности обязывает преподавателя обеспечить на своих занятиях естественные для общения условия. Поскольку главной целью изучения иностранного языка является познание языка как средства общения, которое легко можно применить на практике, данный принцип является ключевым. Согласном данному принципу на занятиях иностранного языка рекомендовано конструирование ситуаций реального общения, а также частое использование индивидуальной и коллективной творческой деятельности – всё это способствует развитию у обучающихся практических навыков.
Принцип учета родного языка предлагает при изучении нового языка опираться на опыт обучающегося в его родном языке. Например, изучая сходные в двух языках явления ученик может провести аналогии и лучше понять новую тему.
Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности означает, что учебный процесс должен гармонично формировать умения и навыки в основных видах речевой деятельности у всех обучающихся

Важно не забывать о том, что конечной целью данного образовательного процесса является получение учеником достаточных практических знаний.
Принцип комплексности и дифференцированности реализуется в изучении всех явлений языка в связи друг другом, но при этом чётком понимании особенностей и специфики каждого отдельного явления и факта

Также важно помнить про доминирующую роль упражнений во время изучения иностранного языка. Любой новый материал должен завершаться выполнением упражнения, которое закрепило бы свежеполученные знания

Принцип целостности

Суть:

Все компоненты педагогического процесса находятся в единстве и взаимосвязи.

Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.

Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:

Индивидуализация и дифференциация обучения

Это два способа, активно используются в обучении.

Определение

Индивидуализация — это когда при работе с классом в целом по единой методике индивидуальный подход осуществляется, если учитель, работая с классами по единой программе, дает индивидуализированные задания, учитывающие особенности каждого ученика.

Дифференцированный подход предполагает разделение учеников на однородные группы, по способностям к обучению, возможностям, интересам и т.д, педагоги работают с ними по разным программам.

Оба этих подхода имеют свои плюсы и минус. Сейчас на лидирующих позициях в российском образовании находится модель инклюзивного (включённого) образования, при которой учитель работает по принципу «с равными и с разными» учениками. Приверженность данному подходу была закреплена также и благодаря негативному опыту классов коррекционной школы. Это направление было открыто для детей с отклонениями в развитии, которые были бы способны вернуться в обычный класс. Однако оказалось, что общество не готово к соревнованию и ведет к еще более низкому уровню познавательных способностей.

Дидактические принципы, которые были перечислены выше – это общепризнанные, они лежат в основе преподавания всех учебных дисциплин и составляют базисную основу традиционной системы обучения. Некоторые авторы выделяют и другие принципы, которые выходят за рамки дидактической традиции. В некоторых методиках предлагаются и рассматриваются принципы, отражающиеся особенности и специфику преподавания той или другой учебной дисциплины. По этой причине, например, в методике преподавания истории и литературоведения заложен принцип историзма, в методики географии — принцип краеведения, в методике русского языка — принципы развития чувства языка и т.п.

Основополагающие идеи и принципы являются взаимосвязанными в процессе обучения, они взаимно влияют друг на друга. Ни в коем случае нельзя недооценивать и не нужно переоценивать тот или иной принцип; это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор формы, методов и средств обучения, помогая эффективно решать задачи современной системы образования.

Принцип культуросообразности

Суть:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях национальных культур.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа

Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Основные виды

В глобальном понимании принципы обучения бывают:

  • дидактические;
  • методические.

Дидактические принципы

Из-за универсальности их можно применять ко всем учебным предметам. Дидактические принципы связаны со следующими понятиями:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Научность

Подразумевается важность достоверности получаемой информации. Источники, которые используются во время обучения, требуют официального научного подтверждения

Также необходимо использовать научные методы познания.

Последовательность. Организация учебного процесса подразумевает восхождение от самого простого к наиболее сложному. Начав со сложных постулатов, будет очень непросто чего-то достигнуть.

Системность. Этот принцип логично вытекает их предыдущего. Помимо пошагового построения программы обучения, важно соблюдать систему получения знаний. Структурировать правила, разделить на пункты и подпункты, на наиболее важное и дополнительную информацию.

Преемственность. По мере развития науки и технологий в мире необходимо ежедневно получать и обрабатывать новую информацию в своей профессиональной сфере. Принцип преемственности подразумевает под собой процесс принятия и усвоения учеником знаний своего учителя. Таким образом идет постоянное развитие в различных областях знаний.

Связь теории с практикой. Достоверные научные знания всегда можно применить на практике и получить ожидаемый результат. Если при смешивании нескольких веществ на уроке химии у вас выходит не то, что вы хотели, скорее всего надо еще раз пересмотреть теорию.

Сознательность. Функция сознательного подхода заключается в понимании, для чего вы получаете те или иные знания. Это умение делать выводы и применять их для большего совершенствования в своей сфере.

Активность. Обучение — это всегда инициатива ученика. Невозможно научить чему бы то ни было человека, который этого не хочет. Поэтому важно поддерживать собственную активность в период обучения, самостоятельно проявлять инициативу в получении новой информации, находить источники и не прерывать этот процесс.

Доступность. Характеристика этого принципа перекликается с принципом последовательности. Здесь важно доступно распределить программу для обучающего, чтобы он смог понять и усвоить информацию. Нужно подстраиваться не только под уровень знаний учащегося, но и под его возрастную категорию, особенности здоровья и т.д. Также под этим принципом подразумевается открытость в получении образования, доступность материалов для обучения.

Индивидуальный подход к учащимся. У каждого ученика есть свои особенности: черты характера, уровень имеющихся знаний, жизненный опыт, возраст, общественное положение и т.д. Преподавателю важно выявить эти особенности и найти индивидуальный подход для более продуктивного процесса обучения.

Прочность. Принцип прочности основан на постоянном повторении пройденного материала для закрепления в памяти. Он отлично работает в связке со систематизацией процесса обучения, так как подразумевает логику в получении знаний и освобождение ученика от лишней информации. Также прочность — это определенные нормы и методы контроля знаний, которые имеют подтвержденный эффект от их применения.

Наглядность. Знания усваиваются намного лучше, если мы можем наглядно увидеть их применения на картинках, видео или во время практической деятельности. Наглядность применяется также и для поддержания концентрации внимания ученика и для упрощения получаемой информации. Поэтому содержание учебника зачастую включает в себя не только сплошной текст, но и картинки, схемы и таблицы. 

Методические принципы

Применяются к одному конкретному предмету. Их особенность заключается в уникальности преподавания отдельных предметов, поэтому невозможно выделить основные принципы. Например, при обучении иностранному языку обычно применяют следующие: коммуникативность, учет родного языка, нахождение взаимосвязей во всех видах языковой деятельности и принцип комплексности. К каждому предмету применяется особая методика преподавания. 

Принципы обучения

Принципы обучения представляют собой исходные дидактические положения, отражающие протекание законов и закономерностей процесса обучения и формируют его направление на развитие личности. Через принципы обучения раскрывается теория построения учебного процесса и управление им. Данные принципы являются основой позиций и установок, с которыми педагоги организуют процесс обучения и оптимизируют его.

Знание и понимание принципов обучения позволяет организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, четко определить цели и наполнить содержание учебного материала, выбрать правильные формы и методы обучения. Они позволяют соблюдать поэтапность в обучении, осуществлять взаимодействие и сотрудничество между участниками процесса. Часто принципы являются общими для организации учебного процесса в любых образовательных учреждениях.

Закономерности обучения формируют его принципы. Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения. Основными принципами являются:

  • самостоятельность и активность в обучении;
  • наглядность;
  • систематичность, последовательность и комплексность;
  • высокий уровень трудности;
  • прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
  • сочетание группового и индивидуального подхода в обучении.

Рис. 1

Сознательность, активность и самостоятельность заставляют учеников нести ответственность за цели и задачи обучения. Эти личностные качества стимулируют познавательную активность, способствуют проявлению инициативы и творчества в процессе изучения наук и применения знаний практике.

Наглядность в обучении должна иметь содержание, быть понятной и доступной для определенной возрастной категории учеников, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески, учитывать правила обучающих методик.

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении предполагает наличие устойчивой системы знаний той или иной дисциплины. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения.

Обучение, ориентированное на высокий уровень трудностей, должно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, соответствие изучаемого материала и темпа изложения возможностям учеников. Этому принципу отвечает поэтапное изучение учебного материала, по принципу от простого к сложному, опираясь на начальный уровень подготовленности обучаемого.

Прочность овладения знаниями и навыками возможна только при разъяснении обучаемым значения учебного материала для их реальной жизни, установок на запоминание материала. Закрепить знания можно посредством систематического повторения ранее изученного материала и применения его в практической деятельности обучаемых

Важно стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способам такой работы

Сочетание группового и индивидуального подхода в обучении очень важно. Это обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат

Групповое обучение, отражает общность интересов учеников и создает прекрасные условия для диалога, параллельно создает условия для взаимопомощи и повышает чувство ответственности, а также формирует социальную и личностную. Групповая форма обучения является приоритетной для образовательных учреждений.
В процессе развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые. Можно говорить, что принципы обучения являются исторически преходящими.

Все принципы обучения взаимосвязаны и проникают друг в друга. Они представляют собой систему, состоящую из содержательных и организационно-методических принципов. Такое деление достаточно условно. Значение каждого принципа не ограничивается рамками своей группы. Выделение принципов помогает ответить на вопросы дидактики: чему и как учить? На основе дидактических принципов формулируются правила обучения, подчиняющиеся принципу, конкретизирующие его, определяющие характер методических приемов и приводящих к реализации определенного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила лишь его отдельные стороны.

Принципы обучения, отражая определенную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективный базис. Наметившиеся в современное время гуманистические тенденции в образовании придают гуманистическую направленность и принципам обучения.

Методические принципы обучения литературе

Методика обучения литературе – это в первую очередь методика обучения литературе как искусству.

Замечание 3

Основная функция искусства — эстетическое воздействие на личность. Помимо этого, искусство обладает познавательной функцией, но даже познание в искусстве имеет эстетическую природу.

Литературная методика ориентирована на практику, но не подчинена ей

Важное место в методике отведено осмыслению опыта учителей-словесников. Но при обращении к личному опыту, важно не преуменьшить его значение: часто целые концепции появляются из чьего-то личного педагогического опыта

Ключевой задачей уроков литературы в школе является нравственно-эстетическое и эмоциональное воздействие на обучающихся. В связи с этим в особенности методики преподавания литературы входят соответствующие приёмы и действия учителя, направленные на улучшение понимания учащимися глубинного смысла произведений.

В процессе изучения литературы необходимо включить в программу чтение, анализ и интерпретацию произведений, а также сделать отдельный акцент на чтении – выразительном, домашнем и т.д

Не менее важно сочетать индивидуальную и коллективную работу на уроке, стимулировать воображение и самостоятельное мышление обучающихся

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации управляет коммуникативной стороной обучения, определяет характер отношений в коллективе, предусматривает сотрудничество и сотворчество между педагогами и учащимися, создает атмосферу доверия и благожелательности, товарищеские отношения, поддерживает здоровую конкуренцию между учениками. Одновременно с этим принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения поддерживает организационную составляющую учебного процесса. Эти две формы обучения обладают своим потенциалом развития и достаточными ограничениями. Полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения исключают разнообразие общения и возможность учиться формам эффективного взаимодействия. Сочетание этих форм обучения способствует выработке групповой дифференцированной работы, основанной на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.

Второй уровень функционирования системы включает два парных принципа, которые характеризуют внутренние условия эффективного овладения знаниями:

  • принцип сознательности и активности обучаемых,
  • принцип наглядности, доступности и прочности.

Объединение трех принципов наглядности, доступности и прочности в один не случайно, в таком сочетании этот принцип регулирует:

  • сбалансированное сочетание популярности и понятности с познавательными трудностями, которые не выходят за пределы «зоны ближайшего развития» и определяют степень трудности в обучении;
  • организацию вариативного повторения в различных ситуациях;
  • переход познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому с параллельным изменением наглядности от чувственно-конкретной к абстрактной и символической.

Первоначальное познание естественной наглядности, выраженной в натуральных предметах и объектах реального мира, служит основой для последующего познания изобразительной наглядности, выраженной в рисунках, фотографиях и т.д., переходящей к освоению абстрактно-символической наглядности, то есть схем, таблиц, графиков и символов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении формируется неотрывно от принципа наглядности, служит его логическим продолжением. Данный принцип выражает смысл деятельностного подхода в обучении. Он заключается в овладение знаниями и развитием через собственную активную деятельность учащихся, порождающую сознательность и понимание целей деятельности. В процессе обучения должны стимулироваться все уровни активности учащихся, для того чтобы творческая активность ребенка не угасала к окончанию обучения под давлением увеличивающегося объема информации.

Третий уровень системы принципов обучения включает принципы, раскрывающие содержание учебной деятельности, предмет и характер деятельности. К этим принципам относятся:

  • принцип научности и взаимосвязи теории и практики,
  • принцип систематичности и системности.

Принцип научности структурирует содержание образования в его трансформации от описания к объяснению, от объяснения к прогнозу, от фиксации фактов к обобщению, от симбиоза логического анализа и конкретно-исторического подхода к переработке познанного и овладению методами научного исследования. Данная структура позволяет постигать теоретические закономерности познания мира от теории к практике и от практики к теории. Такое движение основывается на разнообразных формах работы: знакомства с фактами и событиями, выполнение практических работ, упражнений и экскурсий. Наука представляет собой систему знаний и требует систематической работы, которая включает в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности. В связи с этим план учебной деятельности должен опираться на принцип системности. Принцип системности состоит из логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому следующему этапу базироваться на предшествующем и продолжать его. Существуют определенные приемы, которые позволяют повысить уровень системности знаний, основываясь на:

  • выделения главного;
  • структуризации и синхронизации;
  • компактной целостной подачи учебного материала.

Четвертый, уровень системы представлен ведущими принципами, о которых говорилось выше, на их достижение направлена вся система принципов. Описанная последовательность принципов в их системности показывает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, вместе с тем регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его реализации.

Важные принципы обучения одаренных детей

За высокие показатели и достижения в учебе детей условно называют одаренными. Их действия и результаты отличаются достижениями в интеллектуальной и творческой деятельности, в проявлении лидерских способностей, особых склонностей к определенным научным сферам. Существуют дополнительные принципы обучения одаренных детей:

Применение обучения, развивающего и воспитывающего характер

Помимо усвоения требуемого объема знаний, ученик должен развиваться самостоятельно, формировать собственное представление о морали.

У одаренных детей особенности темперамента и характера проявляются ярче

Именно в таких случаях важно поддержать, учесть и посодействовать развитию накопленного потенциала

Учёт возрастных особенностей

Во время развития ребенка трудовая, учебная и творческая деятельности должны соотноситься с возрастными особенностями и физическими возможностями ученика. Непосильный объем знаний может повлечь за собой потерю интереса и мотивации к учебному процессу.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

На практике все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Ценность одного не должна превалировать над ценностью другого. Из-за этого эффективность всего процесса будет снижаться. Только комплексность и системность в использовании всех без исключения дидактических принципов обучения даст возможность правильно применять средства, методы и формы в успешном обучении детей.

Личностно-ориентированное образование

В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:

  • с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
  • с учетом образовательных потребностей;
  • с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
  • с направленностью на разный уровень программного материала;
  • исходя из того, что каждый ребенок – это уникальная индивидуальность.

Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.

Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.

Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).

Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: