Задачи и формы межкультурной коммуникации
В процессе межкультурной коммуникации каждый индивид может одновременно решать две важнейшие задачи. Он стремится сохранять свою культурную идентичность и желает включиться в чужую культуру. Комбинация вероятных альтернатив решения данных задач предопределила четыре основные формы межкультурной коммуникации:
- Прямая,
- Косвенная,
- Опосредованная,
- Непосредственная.
В первом случае информация адресуется непосредственно отправителем получателю. Это может происходить как устно, так и в письменном виде. Косвенная коммуникация преимущественно носит односторонний характер. Здесь в качестве информационных источников выступают произведения литературы и искусства, сообщения, радиопередачи и телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах.
Непосредственная и опосредованная коммуникация отличается наличием/отсутствием промежуточного звена, которое выступает как посредник между партнерами.
В современном обществе растет интерес к языкам и культуре народов. По этой причине межнациональное общение стало занимать одну из важных позиций в социальной жизни. Ученые признали, что предпосылка общения представлена общностью сознаний коммуникантов, при этом неполная общность способна становиться причиной непонимания. Неполная общность сознания — это следствие (например, принадлежность коммуникантов к различным национальным культурам).
Если учесть, что межкультурное общение в известной мере патологично и отклоняется от нормы, то оно определяется в качестве случая функционирования в аномальных условиях. Это происходит в том случае, когда нет оптимальной общности сознания коммуникантов. Общепризнанным является то, что представители каждой конкретной культуры как носители собственной национальной культуры наделены качествами сознания. Их формирование происходило в ходе освоения соответствующей национальной культуры.
Существует неразрывная и тесная связь между языком и культурой. Здесь предполагается, что речь идет о культуре народности, которой принадлежит определенный язык. Всем процессом исторического развития язык направляется в сферу внутренней культуры.
Способность языка к переключению с внутренней культуры на внешнюю (и наоборот) в соответствии с коммуникативными потребностями обеспечивается гибкостью культурной ориентации, присущей для языковых единиц. Слова разным образом ориентированы на мир культур.
Сущность и специфика понятия «взаимодействие культур»
Сегодня современное общество в наибольшей степени заинтересовано в социальной роли культуры. Культура сегодня представляет собой не только опыт духовной жизни людей, но и так же является понятием реальности, именно она является основой человеческого бытия, культура имеет способность сохранить важные достижения человека
Культура имеет большую важность для современного общества. Сегодня культура играет важную социальную роль
Все изменения в обществе имеют культурную основу. Именно культура считается движущей силой развития человека. Вся наша действительность имеет культурное составляющее. Культура так же управляет человеческим взаимодействием, люди должны выполнять культурные требования общества. Следует отметить что на нашей планете проживает около 2-4 тысяч народов и народностей, и все они имеют свою собственную индивидуальную культуру.
Под взаимодействием культур понимают разновидность отношений между двумя и более культурами и то, какие изменения эти культуры претерпевают в ходе взаимодействия. Главным в этом взаимодействии считается:
- изменение состояний взаимодействующих культур
- качества культур
- области деятельности культур
- ценности культур
- новые формы культурной активности
- духовные ориентиры
- образ жизни людей
Все эти изменения происходят не сразу, поэтому взаимодействие культур является масштабным явлением, результаты которого можно оценить только спустя несколько десятилетий. Однако следует отменить, что такие явления как торговля между народами разных культур, обмен информацией, периодические контакты не подразумевают понятия «взаимодействие культур», но они оказывают некоторое значение для культурного контакта.
Существуют разные уровни, на которых развивается культурное взаимодействие:
- этнический уровень (отношения между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными общностями)
- национальны уровень (отношения регулируются государством и политикой)
- цивилизационный уровень (отношения спонтанные, но именно они приносят наибольшее количество изменений в духовную, творческую и научную жизнь культуры)
Сегодня контакты между странами и народами происходит на всех уровнях взаимодействия.
В многонациональном государстве на развитие культуры оказывают внимания как многочисленные, так и малочисленные нации, многочисленные нации вносят больший вклад в развитие культуры, малочисленные меньше, но их вклад нельзя недооценивать. Тем не менее ученые все-таки выделяют в культурно-национальных общностях культуру донора и культуру реципиента. Следует так же отметить, что со временем роли могут меняться.
Структура взаимодействия культур имеет важное значение. Под структурой понимают содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые осуществляется взаимодействие
Формой взаимодействия можно считать обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами; межгосударственные отношения, политипические, правовые связи. Так же следует отметить, что взаимодействие культур может носить как добровольный, так и принудительны характер.
Теория конфликта
Теория конфликта в межкультурной коммуникации играет не маловажную роль. Конфликт в данном случае считается вполне нормальным явлением. Эта конфликтная ситуация в свою очередь подвергается регулированию нормами определённой культуры. Каждая культурная общность в свою очередь имеет определенные конфликтные модели и имеет также определённые способы, которые способны разрешать эти конфликтные модели. Следует отметить, что имеются различие между разрешением конфликтов у коллективистских культур и индивидуалистических культур. В культура где господствует коллективизм, особое значение придается причинам конфликта, сильная реакция дается при нарушении правил коллектива, но завершение конфликтов достаточно часто происходит на интуитивном уровне. Индивидуалистические культуры предпочитаю разрешать конфликты прямым способом.
Таким образом все вышеперечисленные культурные теории представляют собой стороны такого сложного явления как межкультурная коммуникация. Следует отметить, что межкультурная коммуникация явление разностороннее, поэтому единый подход в этом направлении еще не выработался. Межкультурная коммуникация считается эффективной в том случае, если принятое сообщение является адекватным по отношению к отправленному. Если между участниками коммуникации нет понимания, то такой процесс можно расценивать как бессмысленный.
Цивилизационный уровень
Цивилизационный уровень отношений предполагает объединение нескольких соседствующих народов, которые имеют общую историю, религию, культурные особенности и региональные хозяйственные отношения. Те контакты, которые происходят внутри цивилизации оказываются на много сильнее чем внешние взаимодействия. Контакты, которые происходят на этом уровне развиваются в двух направлениях. С одной стороны, при контакте обе культуры совершают обоюдный обмен своими культурными, научными и художественными достижениями, с другой же конфликты (неотъемлемая часть любого культурного взаимодействия) имеют особенно ожесточённый характер, они могут приводить к полному уничтожению одного из народов.
Конструктивная теория
Каждый человек обладает своей собственной когнитивной системой, она помогает ему правильным образом понимать слова и действия других членов коммуникации. Однако культура влияет на индивидуальное развитие каждого человека, таким образом члены разных культур имеют разные мировоззрения. Своя собственная культура оказывает влияние на систему восприятия каждого человека. Члены разных кулуарных общностей имеют не одинаковое преставление об окружающей реальности. Каждый человек обладает своим собственным когнитивным сознанием, именно оно определяет поведение индивида в определённых ситуациях.
Риторическая теория
Согласно риторической теории в межкультурной коммуникации важным является индивидуальные характеристики и специфика контекста. Эта теория позволяет проводить анализ не только индивидуальных характеристик, но и так же анализировать особенности определённых групп. В эту теорию так же включен анализ подсознательной адаптации сообщений в отношении определенных коммуникационных ситуаций. Реципиент интерпретирует смысл передаваемой информации основываясь на контексте, который закладывает отправитель информации, так же информация становится понятна из конкретной ситуации.
Этнический уровень
Как следует из названия этого уровня в данном случае взаимодействие происходит на уровне этносов.
Замечание 2
Под этносом понимают межпоколенную группу людей, объединенную длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
Советский и российский этнограф и этнолог С.А. Арутюнов выделил четыре разновидности контактов присущих культурам этносов:
- прибавление
- усложнение
- убавление
- объединение (эрозия)
Под прибавлением понимают элементарные преобразования в культурной среде некого этноса, этнос вступая во взаимосвязь с другой культурой переносит в свою культуру достижения другой культурной общности.
Под усложнением понимают изменения в культуре этноса, которые носят качественным характер, то есть в данном случае новые знания не просто присоединяются к уже сложившимся понятиям культуры, знания принимающие культуры изменяются под воздействием второй более продвинутой культуры, в результате происходит прогрессивное развитие культуры первого принимающего этноса.
Во время убавления происходит потеря этнической культуры некоторых знаний и правил под влиянием другой более развитой культуры.
Под объединением или как еще называют этот процесс эрозией, понимают процесс, в ходе которого культура видоизменяется под влиянием неких внешних обстоятельств, а также за счет собственной неразвитости.
Взаимодействие разных этнических культур происходит в виде следующих двух процессов. Вовремя первого процесса происходит за счет объединения этносов и их культур, этот процесс представлен в виде ассимиляции и интеграции. Под ассимиляцией понимают растворение одной этнической культуры в другой более развитой этнической культуре. Интеграция подразумевает отношения внутри одного государства отличающихся этнических культур, как итог эти этнические культуры приобретают схожие черты.
Для второго процесса характерным является разделение этнических культур. Этот процесс в свою очередь представлен в следующих видах:
- транскультурация
- геноцид
- сегрегация
Под транскультурацией понимают ситуацию, когда некая часть этноса начинает обитать на другой территории, она оказывается изолированной от основной части этноса и в результате постепенно превращается в самостоятельный этнос.
Геноцид подразумевает попытку одной культуры уничтожить другой этнос.
Сегрегация означает полную изоляцию двух этносов друг от друга, для того чтобы они не смогли оказывать друг на друга никакого воздействия.
Эти явления в большей степени характерны для этноцентризма («предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей). Другие культуры рассматриваются только через призму своей собственной культуры.
Теория социальных категорий и обстоятельств
Теория социальных категорий и обстоятельств межкультурной коммуникации сосредоточена на определённых стереотипах, схемах коммуникативного процесса, иными словами – на механизмах восприятия, которые лежат в основе взаимопонимания между людьми и социальным сознанием. Большую роль в данном вопросе играет самооценка человека, она складывается под влиянием социальных групп к которым принадлежит человек. Когда индивид вступает в коммуникация с представителями другой культурной общности происходит так называемая «коммуникативная аккомодация», то есть человек настраивается на общение с другой личностью. Все это проявляется в оправленных стереотипах, которые складываются в нашем сознании относительно оперённых культур.
Теория адаптации
Теория адаптации – одна из главных теорий межкультурной коммуникации. Автором этой теории является М. Ким. Согласно этой теории адаптация представляет собой комплексный процесс. Находясь в состоянии адаптации человек постепенно начинает привыкать к новым условиям, в которых он находится. Этот процесс, как и любой другой наделен динамической составляющей. Динамика этого процесса носит название динамика стрессово-адаптационного роста. Этот динамический процесс можно выразить в тезисе «два шага вперед, один шаг назад». Периодически человеку приходится отдалятся от своей основной цели – полной адаптации. Эти шаги назад затягивают процесс адаптации. Отступления связаны с кризисами в межкультурных отношениях. Для того чтобы адаптационный процесс имел успех, необходимо соблюдать ряд определенных условий:
- Во-первых, необходимо наладить общение с новым окружением, для этого необходимо урегулировать частоту контактов и иметь во время коммуникации позитивный настрой.
- Во-вторых, необходимо знать иностранный язык, без знания языка достаточно сложно достигнуть положительных результатов коммуникации.
- В-третьих, большое значение имеет мотивация для общения.
- В-четвертых, человеку, который хочет максимально быстро и позитивно адаптироваться следует принимать участие в различных мероприятиях.
- В-пятых, следует изучать данные средств массовой информации.
Микроуровень межкультурной коммуникации
Существует несколько форм межкультурной коммуникации на микроуровне:
- контркультурная коммуникация
- коммуникация среди социальных классов и групп
- демографическая коммуникация
- региональная коммуникация
- коммуникация в деловой культуре
- межэтническая коммуникация
Контркультурная коммуникация может происходить между элементами материнской культуры и элементами, которые входят в ее состав, но не принимают ее главные ценности и идеи. Таким образом эти конфликтующие элементы отказываются от правил и порядков материнской культуры, они в свою очередь предлагают свои правила, ценности и идеи и начинают противопоставлять их идеям, которые господствуют в доминирующей культуре.
В основе коммуникации социальных слоев лежат различия между этими слоями и классами. В мире нет и можно сказать что никогда не существовало общества, в котором бы отсутствовали социальные слои и классы, общество никогда не было однородным по своей структуре. Люди отличаются друг от друга происхождением, образованием, профессией, социальным статусом. Следует отметить, что во все времена и практически во всех обществах существовала правящая элита, богатый класс, который является меньшинством, и подчиняющийся бедный класс, который представлен большинством. Практически всегда взгляды и обычаи этих слоев существенно разнились. Несмотря на то, что люди из этих социальных слоев принадлежат к одной культурной общности, они являются участниками различных субкультур, эти отличия конечно же сказываются и на процессе коммуникации между ними.
На коммуникационный процесс оказывает влияние не мало факторов, в частности принадлежность к разным демографическим группам, например, религиозных, половозрастных групп. Так же процесс коммуникации между городским жителем и деревенским будет отличаться, так как жизнь в городе отличается от жизни в сельской местности: отличается стиль, темп, уровень образования и другие показатели.
В понятие коммуникации на микроуровне так же входит коммуникация представителей разных региональных областей. Поведение представителей разных регионов в одной и той же ситуации может отличаться. В качестве примера можно привести отношения между жителями Новой Англии, когда жители северных регионов считали чересчур вежливый стиль общения южан не искренним, в то время как жители южных областей считали северный стиль общения грубым.
На микроуровне так же находится коммуникация деловой сферы. Каждая компания имеет свой набор правил корпоративной культуры, обычаев, устава. Далеко не все правила в разных компаниях совпадают, поэтому в процессе коммуникации у участников могут возникать недопонимание и недоразумение.
Межэтническую коммуникация рассматривают как вариант межкультурной коммуникации на микроуровне в том случае, если разные народы входят в состав одной страны. Если они не входят в состав одного государства это уже представляет собой межкультурную коммуникацию на макроуровне.
Специфической чертой всех уровней и видов коммуникации является, тот факт, что члены коммуникационного процесса не осознают культурную не идентичность. Большинство людей считают, что образ жизни, правила и устои, которым они следуют, являются единственными, это явление носит название наивный реализм. В этой ситуации людям кажется, что все остальные люди придуриваются таких же правил и имеют такие же ценности. Принимая участие в коммуникации с представителями других культур, человек понимает, что его правила и принципы, не работают, перед человеком возникает вопрос, почему коммуникационный акт претерпел неудачу.
В тот момент, когда представители разных культур вступают друг с другом во взаимосвязь, происходит столкновение культурно-специфических мировоззрений. У людей в сознании всплывает концепт «чужое», именно он по мнению ученых является ключевым в понятии межкультурной коммуникации. Под «чужим» человек понимает нечто незнакомое, необычное, не имеющее ничего общего с представлениями этого человека. Для того чтобы коммуникация была более благоприятной и результативной, следует выделить эти чуждые компоненты.