Развитие теории и практики менеджмента

История развития менеджмента как науки (история возникновения менеджмента) [реферат №3806]

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт — постижение науки и искусства менеджмента.

Цель:

  • узнать что такое вообще менеджмент
  • откуда он берет свое начало имеет крайнюю актуальность
  • что включает в себя данное понятие
  • рассмотрены этапы развития и становления менеджмента как науки;
  • выявлены наиболее важные исторические периоды в развитии менеджмента.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

2.1 Зарождение науки и научных школ

Управление имеет древнюю историю, но теория менеджмента начала развиваться только в начале XX века. Возникновение управленческой науки считается заслугой Фредерика Тейлора (1856-1915 гг.). Основатель школы научного менеджмента, Тейлор вместе с другими исследователями положил начало изучению средств и способов руководства.

Рисунок 2 Ф.У.Тейлор

Революционные мысли об управлении, мотивации возникали и раньше, но не были востребованы. Например, весьма успешным оказался проект Роберта Оуэна (начало XIX века). Его фабрика в Шотландии приносила большую прибыль благодаря созданию условий труда, побуждающих людей к эффективной работе. Трудящиеся и их семьи обеспечивались жильем, работали в лучших условиях, поощрялись премиями. Но бизнесмены того времени не были готовы последовать за Оуэном. В 1885 г. параллельно со школой Тейлора возникла эмпирическая школа, представители которой (Друкер, Форд, Саймонс) придерживались мнения, что управление представляет собой искусство. А успешное руководство может быть основано только на практическом опыте и интуиции, но не является наукой. В 1885 г. параллельно со школой Тейлора возникла эмпирическая школа, представители которой (Друкер, Форд, Саймонс) придерживались мнения, что управление представляет собой искусство. А успешное руководство может быть основано только на практическом опыте и интуиции, но не является наукой. Именно в США на заре XX века сложились благоприятные условия, в которых началась эволюция научных школ менеджмента. В демократической стране сформировался огромный рынок рабочей силы. Доступность образования помогла многим умным людям проявить свои качества. Развитие транспорта, экономики способствовало укреплению монополий с многоуровневой структурой.

1.Основные этапы истории менеджмента

Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

1.Промышленный переворот (с 20 – 30-х по 80 – 90-е гг. XIX в.):

  • техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
  • инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
  • формирование общенационального рынка;
  • возникновение предприятий – действенной формы социальной организации работников;
  • конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

  • внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
  • малонасыщенный рынок;
  • конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
  • четкая дифференциация отраслей;
  • хорошие перспективы экономического роста для компаний;
  • слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30 – 50-е гг. XX в.):

  • насыщение спроса на товары и услуги;
  • переход от стандартной продукции к дифференцированной;
  • смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 – 90-е гг. XX в.):

  • новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
  • новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
  • растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
  • смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

  • переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
  • глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
  • изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
  • ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода (рис.1)

Рисунок 1

Список литературы

  1. Семенова И. И История менеджмента: учебное пособие для вузов — М.: Юнти- Дана, 2000. — 222с.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. — М.: Дело, 2000 — 704 с.
  3. Менеджмент/Под ред. Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. — М., 1998.
  4. https://articlekz.com/article/11112
  5.  https://fb.ru/article/187816/nauchnyie-shkolyi-menedjmenta-predstaviteli-shkolyi-nauchnogo-menedjmenta
  6. В.М История развития концепций менеджмента — М.: Знание, 2001
  7. https://studwood.ru/2071703/menedzhment/zaklyuchenie
  • Спекуляция и её роль в экономике
  • Основные принципы делового этикета
  • Концепции и функции менеджмента
  • Мотивация – от теории к практике
  • Гибкая методология разработки программного обеспечения.
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Система юридического образования в России
  • Роль и значение права в современной России.
  • Особенности делового этикета в западноевропейских странах. Швеция.
  • Особенности делового этикета стран Азии
  • Уловки в споре
  • Общественные блага и принципы их классификации

Школы в истории менеджмента

За время становления и развития теории менеджмента сформировалось множество научных школ. Перечислим некоторые наиболее значимые.

Школакола научного управления. Она связана с именами Ф.У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет и Г. Гантта. Главной мыслью этой школы стало предположение, что управление может производиться на научной основе, исходя из технического, экономического и социального эксперимента, а также анализа фактов и явлений управленческого процесса, их обобщения и системной интерпретации.

Административная (классическая) школа управления, возникшая из трудов Анри Файоля. В отличие от школы научного управления представители классической школы рассматривали организацию в целом и занялись разработкой подходов к совершенствованию управления с позиций организационной целостности. В центре внимания исследователей находился именно процесс управления как функция администрирования, предназначенная для оказания административному персоналу помощи в вопросах достижения целей организации. В любом предприятии выделялось два базиса: материальный (труд, средства и предметы труда) и социальный (отношения между людьми в рамках трудового процесса). Выделяется шесть основных групп операций, входящих в управленческую деятельность:

  1. техническая и технологическая (изготовление, производство, переработка),
  2. коммерческая (закупка, обмен, продажа),
  3. финансовая (привлечение и размещение капиталов, управление ими),
  4. охранная (охрана как собственности, так и физических лиц),
  5. учетная (инвентаризация, составление балансовых ведомостей, ведение статистики),
  6. административная (прогнозирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Школа человеческих отношений. Эта школа возникла в 1920-1930-е годы. Ее сторонники ставили во главу угла человека, его роль в организации. Основные труды в рамках этой концепции принадлежат Э. Мэйо, М. Фоллету, Ф. Роэзлизбергеру. Было доказано, что на рост производительности труда существенно виляют социальные и психологические факторы (намного сильнее, чем физические условия труда – при условии, что организация труда эффективна и рациональна).

Школа науки управления. Эта школа сложилась в 1950-е, и остается актуальной до сих пор. Для нее характерно изучение производства как социальной системы с использованием процессного, системного и ситуационного подходов. Специалисты в рамках изучения проблемы должны разработать модель ситуации и использовать конкретные количественные значения переменных.

IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

III период развития менеджмента — период систематизации (1856-1960).

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посветили самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества.

Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

Этапы развития теории и практики менеджмента

В развитии теории и практики менеджмента можно выделить множество подходов и школ. Тем не менее, можно выделить определенные крупные этапы.

Первые работы, демонстрирующие научный подход к обобщению накопленного управленческого опыта и закладывающие основы менеджмента как науки, появились в конце XIX – начале XX века. Исторически первым стал классический этап менеджмента, в рамках которого можно выделить три компонента:

  1. Научный менеджмент (представители Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилберт и др.). В центре внимания исследователей находилась научно обоснованная организация производственных процессов, максимальная рационализация и стандартизация.
  2. Административный менеджмент (представители А. Файоль, М.П. Фоллет и др.). Акцент смещается на изучение организации в общем, а также функциям планирования, организации, координации и контроля.
  3. Концепция бюрократических организаций (ярчайший представитель – М. Вебер), предполагающая четкое разграничение сфер ответственности и должностных обязанностей рабочих, разделение управления и собственности, ведение отчетности в формализованном виде.

В 1930-х развивается школа «человеческих отношений», логическим продолжением которой стала школа поведенческих наук. На этом этапе в центр внимания были помещены поведение и потребности работников, психология отношений, групповые интересы и социальные взаимодействия. Эмпирической базой послужили эксперименты Э. Мэйо, проведенные в 1927-1933 гг. на предприятиях «Вестерн Электрик» в городке Хоторн (так называемые Хоторнские эксперименты).

Среди важных принципов управления, сформулированных на этом этапе, можно указать следующие:

  • у каждого индивидуума есть уникальные цели, мотивы, потребности,
  • для формирования положительной мотивации с рабочими нужно обращаться как с личностями, а не как с «роботами»,
  • на производительность труда влияют семейные или личные обстоятельства рабочих,
  • решающим фактором является эффективная информация и процессы обмена ей.

В рамках этого этапа была разработана знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу.

Во второй половине XX века начинается новый этап развития теории и практики менеджмента, связанный с появлением количественной школы науки управления. Ее особенностью стало широкое применение математических моделей для решения управленческих проблем. Основные подходы, применяемые на этом этапе:

  • процессный (управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций – планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, связанных принятием решений и коммуникациями),
  • системный (процессы и явления рассматриваются как целостные структуры, системные объекты),
  • ситуационный (это не просто способ мышления, но и набор конкретных действий; его сущность сводится к тому, что различные ситуации для достижения максимального эффекта требуют применения разных инструментов управления и разных методов).

Необходимо отметить, что развитие менеджмента происходило не единообразно по всей планете. На каждом из этапов проявлялись национальные особенности, что привело к формированию японской, европейской и американской моделей, имеющих значительные различия.

Источники:

  1. https://studfile.net/preview/5369976/page:3/
  • Латинский шрифт. Основные шрифты древнего книжного письма
  • Теория и практика антимонопольного регулирования
  • Картели и их роль в современной экономике
  • Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России
  • Области применения компьютерной графики (по дисциплине Компьютерные технологии)
  • Семейное право: общая характеристика (по дисциплине Правоведение)
  • Искусство Китая и Японии
  • Искусство эпохи классицизма
  • Агитационное искусство 1920-х годов. История изобразительного искусства
  • Особенности верстки с учетом брошюровки и скрепления блоков
  • Этика делового общения (Понятие этики делового общения)
  • Формы организации бизнеса

Этапы в истории менеджмента

Определение 1

Этапы и школы в истории менеджмента – это выделяемые на том или ином основании вехи в развитии менеджмента как науки и практической деятельности.

Существуют разные подходы к выделению этапов в истории менеджмента. Распространенная среди исследователей позиция – выделение семи этапов, соответствующих вехам развития человеческой цивилизации:

первый этап может быть охарактеризован как религиозно-коммерческий. В это время сформировались исторические предпосылки для последующего становления менеджмента. Для того, чтобы менеджмент возник как отдельный вид деятельности, должно было произойти отделение управления от непосредственного производства, что требовало кооперации труда. Пока первобытный человек в одиночестве откапывал корешки, никто не управлял этим процессом, менеджеры не требовались. Даже когда примитивная кооперация в виде соединения усилий отдельных людей стала возникать, говорить о полноценном управлении было рано. Но уже в таких древнейших государствах, как Египет и Шумер, стали появляться признаки менеджмента, когда высшая каста священников трансформировалась в религиозных функционеров, активно занимавшихся управлением имуществом, сбором налогов и другими коммерческими процессами,

второй этап ассоциируют с именем вавилонского правителя Хаммурапи. Именно он впервые в истории систематизировал законы управления государством, что позволило регулировать многообразие имеющихся общественных отношений и руководить администраторами по всей империей. Хаммурапи принадлежал и оригинальный лидерский стиль. Итак, нововведениями этого этапа стали светская манера управления и формальная система регулирования отношений,

третий этап связан с другим царем – Навуходоносором, который ввел системы производственного контроля в строительстве (потребовалось для реализации масштабных проектов Вавилонской башни и висячих садов), на текстильных фабриках и зернохранилищах,

четвертый этап – в Средние века менеджмент базировался на доминировании профессиональных гильдий,

пятый этап – его начало было обусловлено промышленным переворотом, произошедшим в Англии и Шотландии. Смысл этого события состоял в ускорении развития производительных сил, смене мануфактуры более производительным машинным производством. С этого момента начинается ранний этап становления менеджмента как науки. После Великой индустриальной революции стала складываться система акционерного капитала. Вместо одного руководителя-собственника появились сотни и тысячи акционеров – долевых владельцев общего капитала. Организовать управление их силами было сложно, руководить текущими процессами стали наемные менеджеры,

шестой этап начался по мере роста объема производства, расширения финансовых операций, ускорения оборота капитала и других эффектов научно-технической революции. Управление перестало быть сферой приложения исключительно здравого смысла, оно начало требовать наличия специальных профессиональных знаний, умений и навыков. В результате на рубеже XIX-XX веков стал складываться научный менеджмент,

седьмой этап – текущий – характеризуется переходом общества на постиндустриальный этап развития. Ключевую роль играет уже не капитал, а знания, информация (поэтому общество называется информационным)

Все более пристальное внимание уделяется развитию человеческого капитала

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста

Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: