Целебные силы природы
Лечебные силы природы оказывают значительное влияние на тех, кто занимается физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечная радиация, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и т. д.) Вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояние здоровья и работоспособность человека.
В процессе физического воспитания природные силы природы используются в двух направлениях:
- как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют действие физических упражнений на организм участников. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активации биологических процессов, вызванных физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. Д.;
- как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания организма (солнце, воздушные ванны и водные процедуры).
К гигиеническим факторам, укрепляющим здоровье и усиливающим действие физических упражнений на организм человека, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест работы, воздуха и т. д.), соблюдение общего режима дня, режима физических нагрузок, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект от упражнений.
Специфические средства физического воспитания
Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.
Специфические средства бывают:
Метод регламентированного упражнения – ученикам внушают, что правильное выполнение всех нормативов урока приведет к интенсивному росту мышц и повысит общую выносливость
Здесь важно правильное дозирование нагрузки, чтобы мышцы работали согласно установленному распорядку. Излишняя перегрузка, особенно на ранних стадиях занятий по наращиванию мышц, очень губительна
Здесь делают упор на психику учеников – им нужно осознать, что строгая регламентация количества упражнений нужна прежде всего для них самих.
Игровой метод – лучший способ усовершенствовать физическую форму учеников. Можно просто дать мальчишкам мяч, предложить им свободные занятия спортом на открытой местности. Обычно ребята выбирают футбол. Очень быстро организовываются ворота, определяются правила игры, выбирается судья (иногда судьями становятся игроки двух команд). Воспитателю важно мотивировать на игру учеников, чтобы у них проснулся командно-соревновательный дух. Для этого рекомендуется пообещать вознаграждение за достижение определенной цели. Например, высшую оценку за урок получат те ученики, которые забьют максимальное количество голов команде соперника. Если умело использовать игровой метод, то можно попутно воспитать в детях чувство коллективизма, сознательности, взаимовыручки.
Соревновательный метод – нужно делать акцент на важность определенных спортивных достижений. Например, рассказать историю, как ученик, показавший лучший результат на стометровке, получил шанс на участие в отборе в олимпийскую сборную России. Нужно рассказать детям, что лучшие спортсмены смогут много зарабатывать и сделать карьеру. А самое главное – за них будет испытывать гордость родная школа, ученики, их родители
Такое напутствие обеспечит повышенное внимание к урокам физкультуры. Дети станут с радостью выполнять нормативы, если поймут, что от этого зависит их будущее
Но нужно сказать детям правду, что только единицы спортсменов становятся чемпионами и зарабатывают деньги спортом. Для остальных спортивные мероприятия просто станут хорошей базовой подготовкой.
Словесные и сенсорные методы – о силе слова сказано многое. Если правильно мотивировать учеников на занятия дидактическими беседами, то дети будут с утроенной силой относиться в урокам физического воспитания в школе. Для дошкольников можно преподнести спортивные снаряды как тренажеры для подготовки к полетам на космических кораблях. Детям школьного возраста можно рассказать пару поучительных историй о том, как не ходившие на физкультуру ученики в 40 лет испытывали проблемы с потенцией и болели геморроем. Очень важно использовать взгляд вместе с прикосновениями к телу, ведь иногда они значат больше, чем слова.