Этапы разрешения, как последовательность действий
В более узком понимании этапов конфликта между двумя сторонами можно выделить следующую последовательность:
- Приглашение к переговорам. Нужно занять нейтральную позицию, и предложить конструктивный диалог, а не пытаться сразу же доказывать клиенту, что он не прав. Помните, что любой конфликт может иметь не только объективную, но и субъективную природу. Поэтому необходимо выслушать вторую сторону.
- Выяснение причин, следствий, уровня развития спора. Здесь, если клиент принял предложение к диалогу, стороны совместными усилиями выясняют, что послужило первоначальной причиной, и почему противоборство продолжилось. Какие последствия наступят для клиента и менеджера при различных исходах (благоприятный, неблагоприятный, «замороженный конфликт»). Неплохо задействовать и третью нейтральную сторону для оценки аргументов. На этом этапе стороны признают наличие конфликта – в противном случае он переходит в разряд затухания (временно приостановленный).
- Выбор методов выхода из сложившейся ситуации. Менеджер поясняет недовольному клиенту, что разрешить ситуацию можно лишь с помощью конкретного метода, инструмента. Если поиск дает результат, то этап перерастает во взаимное соглашение (одобрение клиентом предложенного метода).
- Подведение итогов по переговорам. Чтобы впоследствии не возникло нового конфликта, или усугубления текущего из-за недопонимания, необходимо конкретизировать результаты диалога. Определяются способы, сроки разрешения, обязанности и права каждой из сторон.
- Непосредственное разрешение. На данном этапе каждая из сторон выполняет взятые на себя обязательства в установленные сроки и в определенном ранее объеме.
Только последовательный подход к разрешению противостояния может привести к благоприятному исходу. И не стоит забывать, что конфликт, как процесс (переменная), ограничен во времени. Затягивание или, наоборот, слишком быстрый переход между этапами без достижения промежуточных результатов ничего хорошего не принесет.
Предотвращение конфликта
Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме
Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее
Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным
Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта
Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.
Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций
Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.
Собственно конфликт.
Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:
- активно-конфликтное поведение (вызов);
- пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
- конфликтно-компромиссное поведение;
- компромиссное поведение.
В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:
- 1) переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;
- 2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым;
- 3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
Динамика конфликта
Конфликты развиваются по определённым стадиям.
Латентный период включает в себя:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание её проблемности индивидами,
- попытку разрешить ее неконфликтными способами,
- возникновение предконфликтной ситуации.
Возникновение проблемной ситуации всегда предшествует развитию конфликта. Сущность данной ситуации заключается в возникновении противоречия между субъектами, а именно между их стремлениями, мотивами, целями и действиями. Если ситуация еще неконфликтна, однако имеются противоречия, такую ситуацию называют проблемной. Она возникает под воздействием объективных причин. С проблемными ситуациями мы сталкиваемся ежедневно – на производстве, в бизнесе, в семье, в быту, а также в других областях и сферах жизни. Некоторые проблемные ситуации существуют длительный период, никак не проявляя себя.
Ситуация создает угрозу возникновения конфликта. Но для этого необходимо, чтобы ситуация перешла в реальность в сочетании с субъективными факторами. Конфликт может возникнуть только при осознании объективной проблемной ситуации.
Для того, чтобы ситуация стала конфликтной, индивид должен опознавать её в качестве конфликтной. Как правило, такая ситуация происходит тогда, когда у субъектов имеются противоречия в сфере интересов, морали, ценности, социальных установок и так далее. Каждый человек индивидуален, и его осознание проблемы также индивидуально. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность её искажения субъектами, вступающими в конфликт.
После возникновения предконфликтной ситуации происходит конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Конфликт включает в себя следующие стадии:
- Инцидент — это первое столкновение сторон, попытка разрешить конфликт в свою пользу. Если у одной из сторон достаточно ресурсов, она может одержать победу, в таком случае инцидентом конфликт и ограничится. Однако возможно, что конфликт будет развиваться дальше в качестве череды конфликтных событий и инцидентов. В таком случае конфликтные действия начинают усложняться, в связи с чем усложняется и структура конфликта. Этот процесс можно представить как словесную борьбу, проявление эмоций, ошибку восприятия, интенсивность борьбы и так далее.
- Эскалация — резкая динамика борьбы между оппонентами.
- Сбалансированное противодействие – это такое вид противодействия, при котором субъекты взаимодействуют, ОДНАКО уровень борьбы снижается. Как правило, на данной стадии не применяются силовые методы, однако соглашения еще не достигнуто.
- Разрешение конфликта – переход от конфликтных действий к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. На данной стадии конфликта возможно также его перерастание в другой конфликт.
Окончание конфликта
Конфликтный период предполагает 2 этапа: частичная и полная нормализация отношений.
Частичная нормализация происходит тогда, когда ещё не исчезли негативные эмоции между субъектами, однако действия утихли
Субъекты имеют определенные претензии и притязания к друг другу, чувство вины в конфликте, однако еще имеются негативные установки, которые не позволяют нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений – наступает тогда, когда стороны осознают важность дальнейшего конструктивного взаимодействия. На данной стадии устанавливается доверие, субъекты учатся преодолевать негативные установки и принимают участие в совместной деятельности.
Несмотря на четкость указанных этапов они могут иметь различную продолжительность. Например, стычка школьников на перемене можно длиться несколько мгновений. В тоже время борьба за независимость испанских колоний в Америке длилась с 1810 по 1826 года. Вьетнамская война длилась с 1959 по 1973 года. Необходимо также учитывать, что некоторые этапы конфликта могут отсутствовать. Например, сразу после инцидента конфликт разрешается, одна из сторон уступает друг другу.
При конфликте один из субъектов начинает воспринимать оппонента как врага. Изначально данный человек может быть другом или восприниматься как нейтральное лицо. Однако со временем образ врага становится более четким, искажая реальные черты. Личность оппонента начинает заполняться негативными оценками. Пока нет противодействия, угрозы не реализованы, образ врага может носить очаговый характер. Его образ подобен проявлению снимка с фотопленки, то есть изображение является нечётным и бледным. Однако по мере развития конфликта изображение становится более четким.
Рисунок 1. Периоды и этапы конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После конфликтная стадия.
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
- насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
- какими методами и способами велась борьба;
- насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
- насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
- удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
- какие методы были положены в основу переговорного процесса;
- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
- был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска разрешения конфликта;
- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение сушествующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.
Причины возникновения конфликтов
Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:
- Личностные. Зависят от реакции человека на изменения, происходящие вокруг, способности общаться, вести диалог. Обычно конфликт склонны провоцировать эмоционально неустойчивые люди, не подготовленные к работе в коллективе. Когда не знают способов разрешения разногласий мирным путем, не могут расположить к себе, для них невозможно отражение эмоций собеседника;
- Социальные. Связаны с особенностями поведения, устоявшимися стандартами, принятыми нормами. Разногласия возникают при конфликте людей, принадлежащих к разным поколениям, несовместимости собеседников по характеру, темпераменту, следовании разным ценностям. Наличие лидера, который создает собственные задачи, противоречащие общим целям организации, может привести к негативным последствиям. Разлад в коллективе происходит даже при появлении нового сотрудника, если адаптация его затягивается;
- Объективные. Возникают, когда сталкиваются ценности людей, интересы. Проблемы могут быть реальными или выдуманными, существующими только в воображении. То есть человек предполагает наличие затруднения, накручивает себя на пустом месте, что бывает при отсутствии общения и нехватки информации;
- Организационные. Случаются в процессе профессиональной деятельности. Связаны с несоответствием сотрудника занимаемой должности, когда он не в состоянии справиться с обязанностями. Примером являются ситуации, провоцируемые руководителями, если они некорректно распределяют работу между подчиненными, не могут наладить между ними взаимосвязь, неправильно формируют задачи.
Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него
Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта
лагоприятное завершение конфликтной ситуации
Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде
Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями
В классе и дома
Задание 1
Проанализируй ситуацию, выдели в ней:
- причины конфликт;
- инцидент.
Ответ:
Причины конфликта: Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников, тем самым унизив его. Также Илья не заступился за Кирилла во время ссоры с Сергеем.
Инцидент: ссора между Кириллом и Сергеем.
Задание 2
Два маленьких ребёнка поссорились из-за куклы. Дай совет, как лучше всего поступить:
а) отобрать куклу силой;
б) поломать куклу, разделив её на части;
в) выбросить куклу;
г) отдать куклу сопернику;
д) обсудить, как играть вместе.
Объясни, почему ты считаешь свой выбор наилучшим.
Ответ:
Я считаю наилучшим вариантом в этой ситуации является обсудить, как играть вместе (д). Таким образом, дети согласятся, и в этом споре не будет проигравших. Конфликт решится мирным путём.
Задание 3
Перед тобой ряд слов. В различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей ввиду, что на одной позиции может помещаться несколько слов.
Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.
При обработке результатов слово, находящиеся на первом месте, получает 10 баллов, на 2 месте – 9 баллов и так далее, до 10 позиции – 1 балл.
В своём классе подсчитай, какое слово наберёт максимальный балл. Затем можно сравнить полученные результаты отдельно у мальчиков и девочек. Итоги можно обсудить в классе.
Ответ:
1 – перепалка, скандал;
2 – разногласия, схватка;
3 – стычка, раздор, ссора;
4 – потасовка, неполадки;
5 – перебранка, столкновение;
6 – распря, нелады;
7 – размолвка, развал;
8 – брань;
9 – сражение, несогласие;
10 – дискуссия, спор, диспут.
Задание 4
Что бы ты посоветовал другу, с которым поссорился, что изменил бы в ваших взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта?
Ответ:
Я бы посоветовал(а) другу быть более сдержанным и не перебивать меня. Нам обоим нужно научиться слушать, и слышать друг друга и идти на уступки.
Задание 5
Используя материалы Интернета, подготовь презентацию «Как вести себя в конфликтной ситуации», выступи с ней в классе.
Ответ:
Стр 135
Стр 141
Вернуться к содержанию: Обществознание 6 класс учебник Боголюбов
Урегулирование конфликта
На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.
Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.
Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.
Агрессия в конфликте
Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.
Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.
Конфронтация и насилие применяются при превосходстве одного из участников. Он может иметь неограниченную власть или ресурсы. Сопротивляться ему не представляется возможным, так как аргументы и другая точка зрения его не интересуют. Цель – получить желаемое любым путем. Такие тактики должны применяться в крайних случаях, если результат слишком важен, и нет другого выхода, кроме как принудить соперника выполнять неудобные для него требования.
Основные этапы разрешения конфликтных ситуаций
Выделяют, как минимум, 3 главных этапа в зависимости от уровня вовлеченности обеих сторон в ситуации:
- Аналитический этап. Анализ или диагностика выключает в себя выявление видимых аспектов (столкновение, разговор «на повышенных тонах», угрозы и пр.), оценку уровня развития (зарождение, рост, упадок, временная приостановление), определение причин, которые привели к конфликту, его природы и интенсивности.
- Выбор стратегий и технологий. Подходящая стратегия выбирается исходя из всех возможных моделей и принципов разрешения по отношению к текущей ситуации. Это может быть принуждение, добровольное согласие обеих сторон на определенный исход, компромиссное решение и пр.
- Реализация выбранной стратегии и соответствующих ей методов. На данном этапе предполагается, что, как минимум, одна из сторон уже определилась, с какой стратегией будет добиваться подходящего для себя исхода. Результат разрешения является финальной стадией.
Для того чтобы выбрать оптимальную стратегию и средства достижения необходимо объективно понимать причины и следствия, оценивать постоянные и переменные характеристики конфликтной ситуации. Конфликт – это одновременно и сама ситуация (состояние, константа), и процесс (переменная). Поэтому даже максимально точный анализ и адекватно выбранная стратегия могут не привести к желаемому исходу, если вторая сторона поменяет свои методы и цели.
СТАТУС И РОЛЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА.
Участниками конфликтов могут быть как отдельные люди или группы (малые, средние, большие) людей, так и отдельные социальные общности (этнические, национальные, религиозные, политические) или коалиции общностей (государственные, этнические коалиции и др.).
В условиях конфликта субъекты конфликта могут участвовать не в своей привычной роли, а занимать другую позицию и статус. Набор возможных ролей, которые играет человек или социальная группа в обществе, очень велик, также разнообразны варианты ролевых позиций в конфликтных отношениях. Например, президент страны может играть свою непосредственную роль во внутриполитическом или межгосударственном конфликте, но в других противоречиях может играть роль обычного гражданина страны, соседа, супруга, отца и другие роли. Другими словами, каждый человек обладает определенным ролевым набором, его смена происходит ежедневно в зависимости от того, в каких условиях он находится. Так же и вконфликте роли могут меняться либо появляться новые. Занимаемые позиции в конфликтной ситуации тоже могут быть разными.
Виды возможных позиций участников конфликта:
1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент);
2) поддерживающие основных участников;
3) подстрекатели;
4) организаторы;
5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).
Статус основных участников определяется не только его ролью в конфликте или социальным положением, которое он занимает в обществе или системе межличностных отношений, в которой происходит конфликт. Его также характеризует положение, формирующееся в ходе развития конфликта, называемое рангом . Уровень ранга зависит от возможностей, которыми обладает участник конфликта (физические, материальные, социальные, интеллектуальные, личностные). Влияют навыки и опыт субъекта конфликта, степень налаженности разносторонности его социальных связей. Ранги противоборствующих сторон различаются качественной характеристикой личностного потенциала и вероятности раскрытия потенциала в конфликтном взаимодействии.
Уровень социальных, интеллектуальных и физических сил состоит не только из сил основного участника, но и возможностей участников, которые поддерживают основного субъекта конфликта. Эта поддержка оказывается значимой в количественном и качественном отношении, влияет на весь ход развития противоречия и на способ его разрешения. Поддержка может выражаться как присутствием реальных действующих лиц конфликта, так и общественным признанием за той или иной стороной разногласия преимущества (например, через средства массовой информации или негласно).
Открытый период
Открытый период еще называют собственно конфликтом или конфликтным взаимодействием. Данный этап включает:
- инцидент;
- эскалацию конфликтной ситуации;
- сбалансированное противодействие сторон;
- завершение конфликта.
Определение 2
Инцидент – это первое столкновение конфликтующих сторон и попытка при помощи силы решить проблему в свою пользу.
Конфликт может завершиться на стадии инцидента, при условии, что ресурсов задействованных одной из сторон окажется достаточно для перевеса сил в свою пользу. Но чаще конфликт стремительно развивается далее, как непрекращающаяся последовательность конфликтных событий и инцидентов. Взаимные действия, создавая новые стимулы для дальнейших конфликтных действий, видоизменяют и усложняют начальную структуру конфликта.
Переговоры перетекают в борьбу, которая сильно накаляет эмоции, а они в свою очередь порождают ошибки восприятия и интенсификацию борьбы. Данный процесс называется эскалацией конфликта.
Определение 3
Эскалация конфликта — это резкая интенсификация борьбы оппонентов.
На данном этапе возможно вовлечение дополнительных участников в конфликт. Конфликтующие стороны стремятся усилить свои позиции, привлекая сильных сторонников. Это может спровоцировать расширение зоны конфликта.
На стадии сбалансированного противодействия стороны продолжают противодействовать, при этом интенсивность борьбы снижается. Стороны начинают осознавать, что продолжение конфликта не дает результата, но действия по достижению согласия на этом этапе еще не предпринимаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от прямого конфликтного противодействия к поиску способов разрешения противоречия и прекращению конфликта. Завершение конфликта может выражаться в следующих формах:
- разрешение,
- устранение,
- урегулирование,
- затухание,
- перерастание в другой конфликт.
Процесс развития конфликта
Конфликт в своем развитии проходит пять основополагающих последовательных стадий.
Первая из стадий характеризуется возникновением условий, создающих определенные возможности для возникновения в будущем конфликта, а именно:
-
проблем, которые связаны с общением (неудовлетворительное качество обмена информацией, отсутствие взаимопонимания внутри коллектива);
-
проблем, которые связаны с некоторыми особенностями работы организации (авторитарность стиля управления, отсутствие четко сформулированной системы оценки работы сотрудников, стимулирования и вознаграждений);
-
личностных качеств сотрудников (наличие несовместимых систем ценностей, догматизм, неуважение к интересам остальных членов коллектива).
Вторая стадия определяется таким развитием событий, при котором конфликт для его участников становится очевидным. О чем могут свидетельствовать трансформация взаимоотношений между участниками конфликта, появление напряженной обстановки, наличие ощущения психологического дискомфорта.
Третью стадию можно охарактеризовать очевидными намерениями участников конфликта создавшуюся конфликтную ситуацию разрешить. Здесь выделяют несколько основных стратегий разрешения конфликта:
-
конфронтация, при котором одна из сторон хочет удовлетворять свои интересы, не считаясь при этом с тем, каким образом это повлияет на интересы остальных сторон;
-
сотрудничество, в случае которого активно предпринимаются попытки более полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в конфликте;
-
стремление избегать конфликта, при котором конфликт игнорируется, в стороны его существование не желают признавать, пытаются избегать людей, с которыми могут возникнуть разногласия по каким – либо вопросам;
-
приспособленчество, когда одна сторона конфликта выражает стремление поставить интересы другой стороны выше своих собственных;
-
компромисс, в котором каждая из конфликтующих сторон готова своими интересами частично пожертвовать во имя обших.
Четвертая стадия конфликта начинается тогда, когда намерения его участников находят воплощение в конкретных формах поведения. Поведение участников конфликта при этом может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.п.).
Пятую стадию конфликта можно охарактеризовать тем, какие последствия (негативные или позитивные) наступают сразу после разрешения конфликта.
Стадии конфликтных ситуаций
Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.
Латентная стадия
Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:
- Проблемы с передачей информации, когда возникает недопонимание, или факты искажаются;
- Окружающая обстановка. Постоянное давление на человека при авторитарном стиле руководства, отсутствие возможности высказать собственное мнение, участие в работе без энтузиазма, отсутствие мотивации приводят к разного рода противоречиям;
- Особенности характера, мировоззрения. Конфликт возникает, если встречаются люди, имеющие разные ценности, взгляд на проблемы. Также провоцируют развитие недовольств некорректное общение, хамство, неуважение к окружающим.
Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.
Конфликт
Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.
Разногласия становятся очевидными для всех, в том числе окружающих. Активное проявление эмоций – главный признак стадии. Как будет развиваться конфликт, зависит от подготовленности сторон. Обычно на первое место становятся эмоции, поэтому логика, здравомыслие отступают на второй план. Одна из сторон пытается ограничить действия другой, лишить ее объекта, являющего элементом структуры конфликта. В ход идут оскорбления, призванные унизить, обидеть, вызвать на эмоции. Не исключается насилие, цель которого – причинить физическую боль.
Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.
Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер
Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий
Напряженная стадия конфликта
Разрешение проблемы
Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:
- Сотрудничество;
- Компромисс;
- Насилие;
- Конфронтация;
- Избегание конфликта.
Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.
Постконфликтная стадия
Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.
Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию
Мирное решение конфликта