Современные образовательные технологии: сущность, содержание, структура, классификация

Какие бывают методы обучения: от классических до современных

Содержание

Технология — это совокупность последовательных методов и приемов, применяемых в определенных отраслях человеческой жизнедеятельности. Согласно этому определению, основу понятия «образовательная технология» составляет деятельность педагога, построенная на базе конкретного целостного алгоритма. Структурированность образовательного процесса позволяет достигать нужного результата и предсказывать его характер.
Образовательные технологии направлены на то, чтобы:

  • стимулировать активность учащихся;
  • развить в них навыки самостоятельной работы;
  • раскрыть творческие способности учащихся;
  • мотивировать их к учебе за счет индивидуализации и интерактивности обучения.

Первостепенная цель педагогов состоит в использовании новых инструментов и современных методов, предполагающих последовательный процесс развития личности учащихся. В отличие от традиционной системы образования, основанной исключительно на обязательном усвоении понятийной базы и знаний о мире, образовательные технологии учитывают индивидуальные потребности и способности учеников. Этот подход позволяет повышать эффективность учебного процесса за счет участия самих учащихся, поддержки педагогом проявленной инициативы и обсуждения актуальных вопросов.

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Критерии классификации педагогических технологий

В настоящее время существует несколько видов классификаций педагогических образовательных технологий. Каждая из классификаций группирует технологии в зависимости от целей, содержания, методов или средств.

Выделяют следующие виды классификация педагогических образовательных технологий:

  1. По организационным формам: альтернативные, академические, классно-урочные, клубные, коллективные, индивидуальные, дифференцированные.

  2. По типу управлению познавательной деятельности учащихся: классические (лекции, уроки), дифференцированные (занятия с репетитором, малой группой), программированные (с использованием ПК, Интернет-ресурсов).

  3. По типу подхода к учащемуся:

    • авторитарные (жесткая организация учебного процесса, устоявшийся авторитет педагога и его мнения, строгие требования к учащимся во всех сферах);
    • сотрудничества (взаимодействие между педагогом и учащимися основано на демократических отношениях и взаимном уважении);
    • свободное воспитание (учащимся предоставляют свободу выбора методов и средств организации педагогического процесса)
    • личностно-ориентированное (в центре педагогического процесса стоит личность учащегося, весь процесс организован на основании бесконфликтной и комфортной атмосферы);
    • гуманно-личностное (отличается тем, что направлено на поддержку личности учащегося и при необходимости оказание ему педагогической и психологической помощи);
    • массовая или традиционная (технология, рассчитанная и ориентированная на среднего учащегося, является самой распространенной в современных школах);
    • технологии продвинутого обучения (углубленное изучение различных предметов, чаще всего применяется в лицеях и гимназиях);
    • технологии компенсирующего обучения (используются в воспитательно-образовательном и коррекционном процессах, осуществляемых с детьми имеющих различные виды отклонений в развитии).
  4. По ориентации на личностные структуры:

    • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
    • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
    • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
    • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
    • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
  5. По характеру содержания и структуры: обучающие; воспитательные; светские; религиозные; общеобразовательные; профессиональные; гуманистические; технократические; моно- и политехнологии; проникающие.

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Основные характеристики образовательной технологии

Современные образовательные технологии имеют следующие характерные особенности:

  • Проблематизация содержания. Наличие проблемы способствует побуждению учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе ее решения, овладение новыми знаниями и навыками.
  • Индивидуальный и коллективный поиск решения поставленной педагогом задачи или проблемной ситуации. Все это способствует вовлечению учащихся в познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Использование различных методик, их развивающего потенциала.
  • Создание педагогом в процессе занятия такой педагогической ситуации, при которой все учащиеся вовлекаются в обсуждение проблемы, поиск входа или решения, тем самым каждому предоставляется возможность проявить инициативу и самостоятельность.
  • Поощрение и стимулирование самообразования и саморазвития учащихся, создание такой обстановки, при которой каждый из них будет иметь возможность естественного самовыражения.

Использование

Сегодня все современные педагоги обучаются обширному арсеналу образовательных технологий и методов, применяемых в системе обучения. Необходимость во внедрении и использовании технологий обуславливается следующими показателями:

  • неудовлетворительные показатели обучаемости;
  • введение новой системы обучения;
  • потребность в пересмотре структуры образовательного процесса;
  • неспособность традиционного образования охватить все сферы современного образования;
  • реформации в сфере подготовки преподавателей;
  • изменения государственной структуры образования (введение ЕГЭ, ГИА).

Залогом эффективного использования образовательных технологий является активная взаимосвязь педагога с учащимися, сформированная для достижения конкретной цели. В рамках этой парадигмы необходимо учитывать следующие условия:

  • глубокая индивидуализация и личностный подход к учащемуся;
  • обсуждение актуальных вопросов в режиме мозгового штурма, специализированных играх, эссе, семинарах;
  • проведение рефлексии;
  • систематическое моделирование ситуаций успеха;
  • создание атмосферы сотворчества, взаимодействия;
  • отказ от требований и наказаний.

Классификация

В современной литературе представлено множество классификаций образовательных технологий, отвечающих различным условиям систематизации. Приведем наиболее известную и общую классификацию, принадлежащую знаменитому автору по педагогике Г. К. Селевко, который выделял 6 категорий классификации:

  1. Уровень применения:
  • общепедагогические;
  • предметные;
  • модульные.

    2. Философская основа:

  • материализм и идеализм;
  • наука и религия;
  • гуманизм;
  • прагматизм и т. д.

    3. Ведущий фактор психического развития:

  • биогенные технологии;
  • социогенные;
  • психогенные;
  • идеалистские.

    4. Научная концепция усвоения опыта:

  • гештальттехнологии;
  • развивающие;
  • бихевиористские и т. д.

    5. Характер содержания и структуры:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • индивидуальные;
  • групповые и т. д.

    6. Организационные формы:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические и т. д.

Федеральное государственное образование стандартов (ФГОС) классифицирует образовательные технологии по следующим видам:

  1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
  2. Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).
  3. Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
  4. Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
  5. Здоровьесберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
  6. Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
  7. Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.
  8. Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
  9. Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
  10. Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
  11. Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
  12. Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.

Конструирование педагогических технологий

Построение педагогической технологии проходит в несколько стадий:

  1. Разрабатывается и обосновывается идея педагогической технологии.
  2. Разрабатывается целевое назначение технологии, включая дополнительные второстепенные цели, которые необходимо достигнуть при ее реализации.
  3. Создаются программы обучения и воспитания, включающие его содержание.
  4. Осуществление процесса интеграции содержания, методов и приемов реализации учебного или воспитательного процесса.
  5. Определяются средства, которые будут применяться для практической реализации технологии в учебно-воспитательном процессе.
  6. Проводится мониторинг и оценка навыков и умений учащихся, их достижений, индивидуальных характеристик и особенностей.

Классификация методов обучения

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

  • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
  • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептив­ный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности учащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
  • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Педагогическая технология: понятие и сущность

Определение 1

Педагогическая технология – это способ организации педагогического процесса, связанный с построением системы действий педагога и применением методов и форм, которые создают оптимальную среду для достижения поставленных образовательных целей и задач.

Педагогическая технология появилась в науке не так давно. Термин получил развитие в 50-е годы 20-го столетия. Первое время он был применен только по отношению к учебному процессу, не затрагивая воспитание. В то время, технология рассматривалась, как особый способ обучения, позволяющий организовать этот процесс, посредством применения технической аппаратуры.

Применение технических средств в учебном процессе стало актуальным при научно-техническом развитии общества, появлении информационной среды, охватившей, практически все, сферы жизнедеятельности общества.

Развитие педагогической технологии сопровождалось формированием технологии конструирования учебного процесса т.е. технологии обучения. Она была заложена на базе программированного обучения, представляющего собой четко регламентированный процесс, основанный на составлении программы обучения, определяющей цели, задачи, порядок, условия организации учебного процесса, применяемые формы и методы обучения.

Педагогическая технология представляет собой определение принципов, на основе которых разрабатываются способы оптимизации образовательного процесса, посредством проведения мониторинга факторов, оказывающих положительное воздействие на процесс обучения. С учетом этих факторов происходит построение и практическая реализация приемов и средств обучения, а также разрабатываются способы оценки их продуктивности.

Технология обучения предполагает создание некоторой идеи по управлению и координированию учебного процесса в рамках конкретного учебного заведения.

Педагогическая технология является своеобразной техникой практической реализации процесса образования, наделенной насыщенным содержанием. Ее применение позволяет организовать комфортную образовательную среду, как для педагогического состава, так и для учащихся.

Замечание 1

Педагогическая технология базируется на научном проектировании. Составление проекта включает последовательность действий педагога, которые необходимо выполнять для эффективной реализации процесса обучения.

Для понимания сущности педагогической технологии требуется ее рассмотрение с трех основных сторон:

  1. Научная сторона – рассмотрение технологии, как составного элемента педагогической науки, занимающейся разработкой целевого назначения, содержательной стороны и методов организации обучения путем построения специальных проектов его прохождения.
  2. Процессуальная сторона – рассмотрение технологии в качестве алгоритма протекания учебного процесса, включающих постановку целей, задач, выбора методов и средств, необходимых для планируемых итогов реализации данного процесса.
  3. Действенная сторона – рассмотрение технологии, как деятельности технолога педагогического процесса, с применением инструментальных, персональных и методологических средств педагогики.

Замечание 2

Педагогическая технология выступает и как отдельное научное направление и как реальный процесс обучения, построенный спроектированным способом.

Технологический подход в обучении играет важную функциональную роль. Любая технология разрабатывается не просто так, а является отражением конкретного замысла педагогического характера. Технология строится с учетом определенных целевых установок, рассчитанных на определенный планируемый результат. Все составные части технологии должны быть построены таким образом, чтобы применяться любым педагогом и, при этом, давать гарантию достижения плановых показателей образования, утвержденных на государственном уровне.

Современные образовательные технологии

Инновационные требования к педагогике формируют современный процесс обучения, основанный на активном использовании образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям обычно относят:

  1. Дистанционное обучение —  беспрерывное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн-режиме. 
  2. Развивающее обучение — использование потенциальных талантов учащихся для развития в них качеств, необходимых для самостоятельного обучения.
  3. Проблемное обучение — это технология, при которой преподаватель дает лишь часть материала, чтобы путем решения проблем и обсуждений вместе с учащимися освоить весь материал на практике.
  4. Разноуровневое обучение — поддержка и вовлечение в рабочий процесс педагогом и слабых, и сильных учеников.
  5. Групповое обучение — развитие навыков работы в команде.
  6. Здоровьесберегающие технологии — чередование умственной и физической деятельности.
  7. Технология обучения в сотрудничестве — преподаватель строит подачу материала, опираясь на особенности учащихся.
  8. Игровое обучение —  материал подается в виде игры.

Технологии воспитания в педагогике

Технологии обучения за счет их более длительного существования развиваются гораздо более быстрыми темпами, нежели технологии воспитания. Это связано еще и с тем, что технологии обучения практически не подвержены внешнему воздействию субъективных факторов.

Продуктивность воспитательного процесса определяется в основном профессиональными возможностями педагога, его личностными качествами, уровнем квалификации, обладанием навыков и практического опыта воспитательной деятельности.

Воспитательные технологии характеризуются теми же чертами, что и образовательные, но отличатся сложностью их построения и спецификой восприимчивости к разнородным факторам. На их результативность применения могут оказать влияние моменты:

  • Наличие авторитета педагога в коллективе;
  • Настроение педагога;
  • Самочувствие, состояние здоровья педагога и воспитанников;
  • Отсутствие обратной связи;
  • Неспособность проведения оценки и анализа действий воспитанников.

Технологии воспитания основываются на постановке диагностических целей обучения, на основе которых разрабатывается содержание воспитательного процесса, определяется совокупность процедур, применение средств и методов педагогического воздействия и проводится контроль и последующая коррекция работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: