Характеристика первой и второй сигнальных систем
Понятие первой сигнальной системы
В данное понятие входят условно-рефлекторные связи, вызванные внешними и внутренними раздражающими факторами. В данном случае не работает смысловое слово.
Сигналы, присущие первой сигнальной системе:
- тактильные ощущения;
- запахи;
- цветовое восприятие;
- форма;
- температура;
- механическое воздействие;
- вкус.
На основе этих ощущений формируется чувственное познание мира и окружающей среды. Сигналы от рецепторов, поступающие в головной мозг, формируют нервные импульсы, которые синтезируются и анализируются мозгом.
Черты, отличающие первую сигнальную систему:
- Объективные явления окружающей человека или животное действительности.
- Наличие безусловного раздражителя – пищевого, полового, оборонительного характера.
- Биологический инстинкт приспособления – стремление к лучшим условиям жизни: хорошему жилищу, питанию, безопасности, размножению.
Первая сигнальная система человека носит социальную окраску и зависит от определенных социальных условий.
Понятие второй сигнальной системы
- слова и устная речь;
- слова и письменная речь;
- мимика и жесты;
- знаки;
- рисунки;
- символы;
- формулы.
Слово в данном случае имеет смысловое значение и человек получает способность мыслить абстрактно и осознанно. В процессе принимают участие оба полушария человеческого мозга.
Черты, характеризующие вторую сигнальную систему:
- Способность обобщить понятия и отвлечься от их общих свойств.
- Одновременное перестроение временных нервных связей.
- Абстрактность понятия, возможность мысленно оперировать предметами в их отсутствие.
- Отображение временных связей.
- Влияние рефлексов и утомляемость человека.
Отличия второй сигнальной системы от первой в том, что она сформировалась благодаря социальному развитию человека. Пришло представление о действительности и реальности при помощи речи, слов, рисунков, знаков.
И.П. Павлов выделил два типа ВНД человека – по его наблюдениям у представителей творческих профессий превалирует первая сигнальная система, а у людей, занимающихся научной деятельностью – в высокой степени выражена вторая. Он также отметил и средний тип, где двум системам отведена одинаковая роль.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Деятельность первой и второй сигнальных систем
Из-за тесного взаимодействия со второй системой первая сигнальная система людей существенно отличается от системы животных, т.к. несет отпечаток культурно-исторических событий. Вторая формируется на базе первой и отчасти регулирует деятельность первой.
При взаимодействии систем проявляется избирательная иррадиация нервных процессов и иррадиация торможения. Взаимодействие объясняется наличием связей между сенсорными зонами коры больших полушарий, воспринимающих стимулы и нервные структуры.
В процессе онтогенеза проходят стадии взаимного действия сигнальных систем:
- Условные рефлексы первой сигнальной системы.
- Вегетативные и соматические реакции, проявляемые на уровне первой сигнальной системы.
- Реализация второй сигнальной системы — произношение звуков и слов, направленных на определенный предмет. Позже слова начинают обозначать эмоции, переживания или действия, происходит разделение обозначений на категории. Таким образом, постепенно растет словарный запас, используемый ребенком.
- Вырабатываются условные рефлексы.
- Появляются речевые и двигательные стереотипы.
Начиная со второго года жизни, ребенок реагирует на непосредственный раздражитель словом. На следующем этапе словесная реакция начинает проявляться на сложные раздражители.
Определение 4
Слово – действенное подкрепление, благодаря которому происходит умственное развитие. Отдельная работа первой сигнальной системы без применения второй возможна только до появления речевого навыка.
Вторая сигнальная система
Вторая же система это наша речь, язык. Слово для нервной системы будет тем же самым, что и реальное описываемая действительность. То есть благодаря словам, у человека появляется условный рефлекс. Допустим, на слово море человек отреагирует так же, как на реальное море. Эта особенность присуща именно человеку, появившаяся благодаря социализации и общественную труду для лучшей коммуникации между индивидуумами. Во время работы и обучения у человека формируются временные нейронные связи в мозгу, которые могут перерасти в постоянные при длительном повторении. Они воспринимают сигналы от разных предметов, явлений и преобразуют их в словесное значение.
Именно поэтому условный рефлекс у человека может проявляться после словесного раздражителя, допустим «горячая картошка». И животные могут воспринимать слова, формируя условные рефлексы, но без понимания самого слова. То есть дальше цепочки «слово – предмет» у собак не зайдёт.
Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами
Взаимодействие между системами, заключается в проявлении избирательной иррадиации нервных процессов между ними.
Такое взаимодействие характеризуется наличием связей сенсорных зон коры больших полушарий между собой, которые воспринимают стимулы и нервные структуры. Также существует, между сигнальными системами, иррадиация торможения.
Стадии взаимодействия сигнальных систем в процессе онтогенеза:
- Реализация условных рефлексов на уровне первой сигнальной системы;
- Реакция на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями;
- Словесная реакция, реализация второй сигнальной системы (начинается с произношением отдельных слов, связанных с отдельным предметом. Затем слова обозначают действия и переживания. Чуть позже происходит дифференциация слов на категории. В конечном итоге с каждым годом жизни ребенка увеличивается его словарный запас);
- Появление условных рефлексов;
- Выработка двигательных и речевых стереотипов.