Коллектив в педагогике

1.1 сущность понятия детский коллектив

Коллектив как воспитательная среда

Определение 1

Детский коллектив – это группа детей, объединенных единой направленностью деятельности, целевыми ориентирами и совместными занятиями.

Коллектив объединяет детей с разными интересами и потребностями, индивидуальными особенностями. Это обуславливает его сложную структуру и наличие организационных особенностей.

Коллектив обладает огромным воспитательным потенциалом. Значение коллектива в воспитательном процессе и социальном становлении личности ребенка рассматривалось многими учеными.

Коллективное воспитание способствует:

  • Самовыражению и самоутверждению личности.
  • Проявлению индивидуальных особенностей отдельной личности.
  • Удовлетворению коммуникативных потребностей личности.
  • Воспитанию дружеских качеств.
  • Эмоциональному развитию и эмоциональной самореализации.

Коллективное воспитание лежит в основе социализации ребенка дошкольного возраста. Воспитание осуществляется в коллективе дошкольников. Каждый коллектив имеет свои особенности и оказывает свое воздействие на развитие личности ребенка, освоение им социальных основ поведения, подготавливает к общественной жизнедеятельности.

Воздействие коллектива на развитие личности дошкольника является достаточно сильным. Это обусловлено тем, что коллектив включает в свой состав определенное количество участников. Каждый из них является личностью, наделенной своими особенностями: интересами, стремлениями, потребностями. Личности оказывает воздействие на воспитание и развитие других членов коллектива. Это воздействие носит различных характер, но имеет место быть.

Каждая личность имеет определенные духовный качества, определенный уровень развития. Чем более развита личность, тем большее воздействие она оказывает на развитие других детей. Также, каждый ребенок подвергается воздействию других детей коллектива, а следовательно, развивается, расширяет свои знания об окружающем мире, повышает свои компетентности в разных сферах деятельности.

В ходе коллективного взаимодействия происходит информационный обмен между его участниками. Кроме того, коллектив не зарождается просто так. Он создан для достижения каких-то целей, которые объединяют участников и обеспечивают согласованность их действий для достижения целей. А это, требует контроля поведения и коррекции действий, как собственных, так и остальных членов коллектива. Таким образом, в ходе коллективного взаимодействия происходит формировании эмпатии, вырабатывается социальная чуткость, помогающая в построении продуктивного взаимодействия дошкольников.

Рисунок 1. Роль коллектива в развитии личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура детского коллектива

Детский коллектив представляет собой сложную социально-педагогическую систему, которая обладает своей структурой, имеющей две составляющие:

  • неформальная структура, складывающаяся стихийно;
  • формальная структура, организуемая педагогом.

Определение 1

Неформальная структура коллектива — система межличностных отношений детей, возникающая стихийно, начиная с первых контактов между ними.

Структура неформальная всегда предшествует созданию формальной, поэтому педагогу следует учитывать ее особенности при организации формальной структуры коллектива.

В неформальной структуре в системе межличностных отношений каждый ребенок занимает свою нишу и имеет определенную социальную диспозицию:

  • бесспорный лидер (звезда);
  • пользуется симпатиями большинства (признаваемый);
  • признается несколькими приятелями (принятый);
  • окружающие к нему равнодушны и общаются поверхностно (непринятый);
  • с ним не хотят общаться активно (отверженный).

Неформальной структуре также присуще негласное распределение ролей. В межличностных отношениях у ребят формируется своя субкультура и традиции общения. Именно в неформальной структуре детского коллектива проявляется половая дифференциация детей.

Определение 2

Формальная структура детского коллектива базируется на деловых отношениях и на отношениях ответственности, которые формируются и развиваются в процессе общей деятельности под руководством выборного органа и педагога.

В формальной структуре все члены коллектива также наделены социальными ролями через поручения. В системе отношений коллектива важную роль имеют традиции коллективной жизни. Они формируются за счет традиционных форм деятельности, праздников, ритуалов, традиций в решении проблем и конфликтов. Это позволяет детям чувствовать себя в обстановке собственного особенного коллективного закона, гордиться им и улучшать его.

Формальная структура коллектива может полностью реализовать свой воспитательный потенциал только при взаимодействии первичного, общего и педагогического коллективов.

Определение 3

Первичный коллектив — это неделимая часть коллектива (микроколлектив), в которой сходятся все интересы ребенка.

Первичному коллективу присущи тесное общение, регулярные контакты между членами, поэтому такой коллектив не может быть большим количественно. При формировании первичных коллективов, необходимо учитывать желания детей быть вместе и взаимодействовать. Реальный первичный коллектив является разновозрастным, с разницей в возрасте от 3 до 5 лет. Современная этнопсихология и этнография подтверждают, что все естественные детские объединения в истории культуры складывались именно как разновозрастные. Взаимодействие разных по возрасту детей имеет огромное социально-статусное, ценностное значение. Оно дает представление о преемственности и учит ролевому распределению в обществе.

Замечание 1

Следует отметить, что школьный класс или группа в детском саду не является первичным коллективом. С точки зрения воспитания создание таких групп скорее имеет негативные последствия, поскольку требует в искусственно созданной группе естественной организации нескольких первичных коллективов.

Общий коллектив складывается из совокупности первичных коллективов. Первичный коллектив не может выполнять свои воспитательные функции, если он не является частью общего коллектива.

Для функционирования общего коллектива нужны педагогические меры. Для того, чтобы жизнь общего коллектива воспринималась воспитанниками как личностно значимая, чтобы они активно в ней участвовали, необходимо организовать специальные формы взаимодействия.

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив — это органическая составляющая формальной структуры воспитательного коллектива.

Он включает не только профессиональных педагогов, но и родителей.

Для правильного формирования коллектива педагогов и их эффективного взаимодействия необходимо выполнение определенных условий:

  • единая педагогическая позиция;
  • разнообразие творческих интересов, способностей педагогов;
  • культура общения педагогов, гуманизм их взаимных отношений и отношений к воспитанникам.

Единство педагогов в коллективе не исключает для каждого из них права на индивидуальность. Педагогический коллектив должен состаять из педагогов с разными характерами

Очень важно для педагогического коллектива взаимодействие разных поколений воспитателей

Условия становления детского коллектива

Как правило, первым коллективом, в который попадает ребенок бывает группа в дошкольном образовательном заведении. Это новый этап в жизнедеятельности ребенка, приводящий к изменению его жизненных взглядов, мировоззрения, формированию новых знаний о социальном мире и выработке основ поведения в его условиях.

Детский коллектив формируется на основании совместной деятельности дошкольников общих переживаний и потребностей, общих тенденций развития, обусловленных текущим возрастным этапом развития и его особенностями.

Рисунок 2. Условия становления детского коллектива. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование коллективных отношений и коллективного взаимодействия дошкольников реализуется на трех уровнях:

  1. Эмоциональный уровень. Он связан с эмоциями, испытываемыми детьми. Кто-то испытывает положительные эмоции от того или иного вида деятельности коллектива, а кто-то отрицательные. В детском коллективе устанавливаются симпатии и антипатии между детьми, а также, формируются социально значимые мотивы поведения. От разнообразия эмоций, переживаний, испытываемых детьми, зависит содержательность взаимодействия дошкольников в коллективе, что, в свою очередь, приводит к социальному развитию личности дошкольников.
  2. Информационный уровень. он связан с обменом информацией между участниками коллектива. Попадая в коллектив, дети вступают в информационный обмен. Он связан с обсуждением общих проблем, получением информации об устройстве окружающего мира и его процессов, планированием чего-либо. Информация необходима детям для развития, расширения кругозора, выработке мировоззрения. Она лежит в основе познания и самопознания ребенка.
  3. Деятельностный уровень. Он связан с коллективной деятельностью дошкольников. Дети сотрудничают в разных видах и направлениях деятельности: игровая, познавательная, театральная и т.д. Дети учатся социальному взаимодействию и установлению положительных коммуникативных связей. Они учатся прислушиваться к чужому мнению, учитывать чужие взгляды и интересы, потребности и стремления и корректировать свое поведение.

Совместная коллективная деятельность и достижение общей цели мотивирует дошкольников к действию. Она приобщаются к коллективу, чувствуя себя частью чего-то целого и значимого. Единение и общность способствуют развитию индивидуальности дошкольника, проявлению его самобытности. Это развивает личность ребенка и воспитывает нравственные ориентиры его деятельности.

Детский коллектив объединяет совместная деятельность детей, приводящая к определенным эмоциям ребенка и переживаниям. Если эти эмоции положительные, то они мотивируют к совместной деятельности, сближают детей и делают коллектив более сплоченным.

Стоит отметить, что на разных этапах дошкольного возраста, формирование коллектива, его сплоченность имеет разную продолжительность. К примеру, в младшей группе, дети объединяются только на время. Например, во время какой-то игры. Потеряв интерес к данной деятельности, дети теряют интерес к коллективу. Новые формы и виды взаимодействия рассматриваются старшими дошкольниками. Они чувствуют потребность в общении и выбирают партнеров по интересам. Их отношения носят избирательный характер. При этом, коллективные чувства характеризуются большей устойчивостью и временной продолжительностью.

При вхождении ребенка в коллектив первоначально происходит его адаптация к новым условиям. Затем, осуществляется индивидуализация личности, проявление ребенком своего «Я». После, осуществляется вливание в коллектив и его слияние с ним т.е. интеграция личности с коллективом, формирование взаимодействия с ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: