Либеральные реформы 60 70 годов 19 века кратко

Либеральные реформы 60 70 годов 19 века кратко

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Контрреформы Александра III 80-90-х годов: цели, практика, смысл и последствия.

Причины и цели контрреформы Александра III.

После убийства Александра II террористами «Народной воли» 1 марта 1881 года на российский престол вступил Александр III (1881-1894).Цареубийство было сильнейшим потрясением для Александра III.

Еще до царствования Александра III существовали консервативные взгляды на политику российского государства. Убийство отца только озлобило Александра по отношению к любой реформистской либеральной деятельности и посягательствам на самодержавную власть монарха. К. П. Победоносцев и М. Н. Катков поддерживали его в его решениях относительно будущего режима нового императора.

Причиной стремительного изменения курса реформ в начале 80-х годов XIX века стало следующее:

  • Страх перед революцией (Европу продолжали сотрясать последствия революций 1845-1849 гг.);
  • Вольнодумство, распространившееся среди студентов (император не хотел воспитывать будущих революционеров, которые могли бы поколебать его власть);
  • Популярность просветительских и либеральных идей, в том числе и среди дворян; слабость позиций дворянства (которое было опорой царской власти, дворянство значительно подавлялось, что ослабляло саму власть).

Власти не хотели и не были готовы к переменам, поэтому всячески старались их предотвратить. Император объявил себя самодержцем, защитником традиций и устоев русского общества, противником либерализации и сторонником старого классового слоя.

Александр III принял решительные меры по изменению внутриполитического курса. Он считал, что причины кризиса кроются не в самодержавии, а в идеях, вредных для России, заимствованных с Запада. По его мнению, реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения. Поэтому была сформулирована цель новой внутренней политики — укрепить самодержавие, его пошатнувшийся престиж и авторитет, а для этого необходимо подавить и искоренить «крамолу» (возмущение, мятеж, смуту), пересмотреть законы и институты, появившиеся в эпоху реформ. Подавление не только революционного, но и либерального оппозиционного движения он ставил в качестве одной из главных задач своего царствования.

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии — гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

Список литературы

  1. Арсланов, Р. А. История России с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие для поступающих в вузы / Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова; под ред. В. В. Керова. — М.: Высшая школа, 2000.
  2. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие. пособие / Под ред. профессора И. Я. Трояновой. — М.: МСЦ «Гардарики», 2002. .
  3. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. — М., 2008. — 768 с.
  4. История России. Учебник. Под общей редакцией Ю. И. Казанцева, В. Г. Деева. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  5. История России. Учебник / 2-е издание, дополнение. Под ред. Жукова В. И., Саенко Г. В., Павлова В. С.-М.: Изд-во РГСУ, 2006.
  6. Кирилов, В. В. Кулагин, Г. М. — История России. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.
  7. Коротких М. Г. Судебная реформа 1864 г. в России: сущность и социально-правовой механизм формирования. — Воронеж, 1994. — 240 с.
  8. Лаптева Л. Е. К истории земских учреждений в России // Государство и право. — 2003. — № 8. — с. 122-131.
  9. Легкий ДМ. Судопроизводство накануне судебной реформы 1864 года в России / / Право и политика: № 2. — М., 2002. — с. 103-110.
  10. Радугин А. А. / История России. Курс лекций. — М.: «Центр», 2001.
  11. Федоров В. А.-История России 1861-1917 гг.: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001. — 384 с.: карты.
  12. Антология по истории государства и права России/Составитель Ю. П. Титов. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2001. — 472 с.
  13. Антология по истории государства и права СССР Дооктябрьского периода / под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистяковой. М., 1990.
  14. Чернобаев А. А., Горелов И. Е., Зуев М. Н. / История России. — М.: Высш.шк., 2001.
  15. Чистяков О. И., Новицкая Т. Е. Реформы Александра II. — М., 2003. — 464 с.
  16. Яковлев А. Александр II. — М.: Терра, 2007 — 784 с.
  • Реферат на тему: Половцы — тюркский кочевой народ
  • Реферат на тему: Япония после Второй мировой войны
  • Реферат на тему: Афганистан во второй половине XX — начале XXI в.
  • Реферат на тему: Феодальная война в Московском княжестве во второй четверти XV в.
  • Реферат на тему: Развитие Лувра в 1980-1990 х годах
  • Реферат на тему: Рейган как один из самых видных и популярных президентов в истории США
  • Реферат на тему: Антисемитская политика Древнего Рима
  • Реферат на тему: Первые Московские князья. Иван Калита
  • Реферат на тему: История государства и права зарубежных стран
  • Реферат на тему: Изменения в структуре и функциях политической полиции по М.Т. Лорис-Меликову
  • Реферат на тему: Московско-тверское противостояние за великое княжение
  • Реферат на тему: Аграрная реформа П. А. Столыпина

Городская реформа

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России были созданы новые органы городского самоуправления-городские думы, которые выбирали исполнительные органы-городские советы. Городскую думу и городской совет возглавлял городской голова. Поскольку выборы проводились на основе буржуазного принципа-имущественного ценза, в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. Все, кто не платил городские налоги, были исключены из участия в выборах. рабочие, ремесленники, слуги, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах мэр утверждался министром внутренних дел, в малых-губернатором. В сферу деятельности городских учреждений входили различные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные мероприятия и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству и росту городского населения.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне. В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции. Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Подготовка крестьянской реформы

В феврале 1855 года Александр II вступил на престол. Смена власти была мирной. Александр II вступил на престол зрелым человеком — в возрасте 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до своего восшествия на престол не имел собственной экономической или политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах общественной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковский, Александр II был склонен думать о необходимости перемен в политической сфере.

Он понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. В манифесте от 19 марта 1856 года, описывавшем неблагоприятные для России условия Парижского мира, было сделано первое заявление правительства о предстоящих реформах.

Главной реформой, которую готовило правительство, была крестьянская реформа, то есть отмена крепостного права. Большинство землевладельцев были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Помещики пытались убедить царя, что крепостное право никогда не должно быть отменено. Но Александр II видел, что крестьянские волнения возрастают с каждым годом, и понимал, что крестьяне больше не могут терпеть власти помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока народ отменит его снизу», — отвечал царь недовольным дворянам.

Непосредственная подготовка к отмене крепостного права начинается с 1857 года, когда был создан Тайный комитет для решения крестьянского вопроса. С 1858 года его возглавляет великий князь Константин Николаевич, имевший либеральные взгляды; деятельность комитета становится публичной. На местах стали создаваться губернские комитеты, которые разрабатывали различные проекты освобождения крестьян. Затем эти проекты представлялись в так называемые Редакционные комиссии — «рабочий орган» при Главном комитете, учрежденном в 1859 году, где они всесторонне рассматривались и дорабатывались. Они воплощали в себе два подхода к освобождению крестьян. Основной спор возник вокруг вопроса о наделении крестьян землей. Помещики южных губерний предлагали освободить крестьян без земли, помещики Нечерноземья-с землей за выкуп. Александр II выбрал последний вариант. Таким образом, крестьяне были полностью отстранены от вопросов, касающихся их жизненных интересов.

Тернистый путь реформ

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Значение и последствия контрреформы Александра III

Комплекс реформ, проведенных Александром III, имел неоднозначные последствия для страны.

С одной стороны, развивалась экономика, увеличивался размер бюджета, строились новые заводы и железные дороги, а с другой-в 1891-1892 годах в стране разразился голод. Несмотря на значительное смягчение отношений к крестьянам, открытие крестьянского банка и снижение налогового бремени, строительство железных дорог, укрепление экономики и армии, сдержать революционный взрыв конверсии не удалось, поэтому в этих отзывах можно говорить как о положительных, так и о отрицательных последствиях.

Социальные противоречия были только заморожены, а негативные настроения, направленные против царя и его власти, никуда не делись. С середины 1890-х годов число недовольных правительством значительно возросло. Ни ссылка, ни арест, ни исключение низших классов из высшего образования не помогают. Костяк недовольных формируется вокруг рабочего класса, пролетариев. Количество забастовок и акций протеста уменьшилось, террористических актов не было, но главная цель их контрреформы не была достигнута, царская власть не получила должной поддержки, возврата к самодержавию, как показали события начала XX века, не произошло.

В то же время нельзя не отметить повышение боеспособности армии, значительный экономический скачок, развитие производства.

К 1894 году, году смерти Александра III и восшествия на престол последнего российского императора Николая II, Россия оставалась абсолютной монархией. Это означало, что власть императора не ограничивалась ничем (ни законами) и никем (ни политической партией, ни государственным органом). Право издавать законы принадлежало исключительно императору.

Высшим исполнительным органом власти фактически являлся и император. Формально существующий Комитет министров не был полноценным правительством, а лишь своего рода межведомственным совещанием. Россия не знала позиции премьер-министра. На самом деле это был сам Император. Все министры и руководители отдельных подразделений имели от него свой независимый доклад. Генерал-губернаторы и мэры обеих столиц были непосредственно подчинены императору. Функции органов местного самоуправления (земств) ограничивались узким кругом хозяйственных. В результате императору приходилось управлять буквально всем.

К концу XIX-началу XX в. В России существовала система управления, совершенно не отвечавшая требованиям времени. Несовершенство формы правления в сочетании с нерешенностью социальных проблем (в частности, крестьянского земельного дефицита) привело к серьезным социальным потрясениям. Они начались с неурожая и голода 1891 года, а также последовавшей вскоре эпидемии холеры, которая выявила неспособность государства справиться с последствиями стихийных бедствий, ужасную и безнадежную нищету народа. Основная их часть пришлась уже на царствование Николая II и привела к гибели как самого императора, его семьи и многочисленных родственников, так и самой Российской империи.

Таким образом, в рассматриваемый период произошел отход от основных целей и принципов реформ 60-70-х годов. Контрреформы, проведенные Александром III, лишь временно стабилизировали общественно-политическую ситуацию в государстве. Власти не смогли полностью реализовать программу контрреформ. Росло недовольство политикой императора. Уже в середине 1890-х годов начался подъем революционного движения.

Список литературы

  1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. — М., Издательский дом «Дашков и Ко», 2005.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. — М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.
  3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. — М. «Просвещение».
  4. М.В. Пономарев, О.В. Волобуев, В.А. Клоков, В.А. Рогожкин. Россия и мир: Учебник 10 класс.
  5. Капегелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000.
  6. энциклопедия: История России и ее ближайших соседей. Главная. ред. М.Д. Аксенова. — Москва: Аванта+, 2000.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Экономическая теория – основа для создания долгосрочной стратегии
  • Всеобщая экономическая система: ее сущность и особенности
  • Категория «система»: ее особенности и специфика
  • Влияние человеческого фактора на развитие социально-экономической системы
  • Развитие товарного производства посредством модернизации экономики
  • Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
  • Учение Платона об идеальном государстве
  • Проблема взаимоотношения веры и разума
  • Восточные славяне в догосударственный период: расселение, занятие, культура, общественный строй
  • Современные теории образования русской государственности
  • Этапы становления крепостного права в России: причины, сущность, последствия
  • Основные направления внешнеполитической деятельности Петра I

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Другие буржуазные реформы

Реформы администрации, суда и армии логически требовали изменения системы образования. В 1864 году были утверждены новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное, что фактически было введено общетеологическое образование. Наряду с государственными школами существовали земские, приходские, воскресные и частные. Гимназии делились на классические с 8-летним сроком обучения и реальные, позже названные школами. Последний готовит специалистов для различных отраслей промышленности и торговли. Гимназия принимала детей всех классов, способных платить за обучение, в основном детей дворян и буржуазии.

В 1863 году новый Устав вернул университетам автономию, которая была упразднена Николаем I в 1835 году. Они восстановили самостоятельность в решении административных, финансовых, научно — педагогических вопросов. Кроме того, в разных городах страны были открыты новые университеты. В 70-е годы было положено начало высшему женскому образованию.

В 1865 году были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, предназначенных для богатой и образованной части общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Поддерживалась также особая духовная цензура.

Таким образом, буржуазные реформы 60-70-х годов носили очень широкий характер, они затрагивали самые разнообразные сферы жизни общества. Эти реформы образовали единый комплекс. Они проводились на основе общебуржуазных принципов. Реформы способствовали развитию буржуазных отношений.

Однако особенностью этих реформ было то, что они проводились по инициативе самодержавного правительства, которое использовало их в своих интересах. Поэтому буржуазные начинания реформ не были полностью осуществлены. Самодержавие опасалось, что последовательное проведение реформ приведет к ликвидации абсолютной монархии.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Правовой статус крестьян и крестьянских учреждений

Согласно Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, которого прежде помещик мог лишить всего имущества, продать, подарить или заложить, теперь имел не только возможность распоряжаться своей личностью, но и гражданские права: заключать от своего имени различные гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода к труду и, соответственно, формированию рынка труда. Однако вопрос о личном раскрепощении крестьян еще не получил полного, последовательного разрешения. Сохранялись черты внеэкономического принуждения. Сохранялась и сословная неполноценность крестьян, их привязанность к месту жительства, к общине. Крестьянство оставалось низшим социальным слоем, который должен был платить рекрутские сборы, поденную плату и различные другие денежные и натуральные повинности, подвергался телесным наказаниям. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены от него.

В июне — июле 1861 года в деревнях бывших помещиков появились органы крестьянского «общественного управления». За образец было взято крестьянское «самоуправление» в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. по реформе П.Д. Киселева.

Крестьянское «Общественное управление» отвечало за поведение крестьян и обеспечение их регулярной службы на благо помещика и государства. Закон 1861 года сохранил общину, которая использовалась правительством и помещиками как фискально-полицейская ячейка в пореформенной деревне.

В июне 1861 года был создан институт мировых посредников, на которых правительство возложило выполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы: утверждение и введение в действие уставов (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разрешение споров между крестьянами и помещиками, надзор за разделом крестьянской и помещичьей собственности, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники в первую очередь защищали интересы помещиков, иногда даже нарушая закон. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства. Они критиковали тяжелые для крестьян условия реформы 1861 года и требовали проведения ряда буржуазных преобразований в стране. Однако их удельный вес был довольно мал, поэтому они были быстро сняты со своих постов.Заключение

После отмены крепостного права в 1861 году капитализм утвердился в качестве господствующей формации в России. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, появлялись новые виды промышленности, возникали новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвленная сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, в стране происходили важные и социальные сдвиги. Ленин назвал крестьянскую реформу 1861 года «государственным переворотом», подобным западноевропейским революциям, проложившим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот в России был не революцией, а реформой сверху, он привел к сохранению многочисленных пережитков крепостничества в экономической, социальной и политической системе страны в пореформенный период.

Предпосылки буржуазных реформ того времени

Социально-экономические предпосылки:

  • В промышленности интенсивно шел процесс замены вотчинной и посессорной мануфактуры капиталистической фабрикой с наемными рабочими. Уже к 20-м годам внештатные работники в промышленности составляли 50%, а к 60-м-абсолютное большинство. Промышленная революция 30-40-х годов XIX века резко поставила проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостном праве и не имело возможности покинуть своих помещиков. В период с 1856 по 1860 год в России появилось несколько акционерных обществ, число которых превысило их число за предыдущие двадцать лет.
  • Крепостное право тормозило развитие рынка и крестьянского предпринимательства.
  • Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свою землю, которая попадала в ипотеку. Основным источником дохода для большинства дворян является государственная служба, предпринимательская деятельность, интеллектуальный труд, а не доходы от земельных владений.
  • Происходит разорение крестьянства, отрыв его от земли, распространяется практика отходничества.

Политическая подоплека:

  • Крымская война стимулировала бурное развитие промышленности. Поражение в войне показало неэффективность социально — экономической системы России.
  • Кризисная ситуация проявилась в росте числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 годы.
  • Кризис переживает феодальное государство, абсолютизм вынужден использовать буржуазные методы управления (Государственный совет, систематизация законодательства).
  • Во всех судебных решениях по делам о взяточничестве, коррупции, просрочке.

Идеологическая подоплека:

  • Мощный удар по феодальной идеологии нанесли идеи, провозглашенные Великой Французской революцией.
  • К 60-м годам в России существовало три основных политических и идеологических лагеря:
  • Официально-правительственный консервативный лагерь, стоявший на позициях теории официальной национальности, стремился сохранить незыблемость самодержавия.;
  • Либеральный лагерь, проповедующий эволюционное капиталистическое развитие без социальных потрясений по западноевропейскому образцу (западники) или по особому русскому пути (славянофилы);
  • Революционный лагерь, видевший в качестве модели будущего развития насильственное свержение феодального строя с целью построения общества на основе социального равенства, но и этот лагерь выражал интересы капиталистического развития.

Несмотря на полярность их точек зрения, все они сходились в необходимости решения крестьянского вопроса, приспособления государственного аппарата к новым условиям. Различия заключались в формах, средствах, глубине и целях преобразований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: