Образование государства в древнем риме. реформы сервия туллия

Сервий туллий | наука | fandom

Образование государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления при организации государства в Древнем Риме:

    1. рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);
    2. сенат (совет старейшин родов);
    3. народное собрание (общие вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер

Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Конец правления

Родных сыновей предыдущего царя Тарквиния Приска (по Титу Ливию) или его внуков (по Дионисию Галикарнасскому) – надменного Луция и миролюбивого Арунса (Аррунта) — Сервий сделал членами семьи, отдав им в жены своих дочерей – Туллию Старшую и Туллию Младшую.

Однако, не смотря родство, поддержку народа и бурную политическую деятельность Сервия, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он захотел свергнуть царя и сговорился с женой своего брата (дочерью Сервия) – Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

Туллия и Луций жестоко расправились со своими супругами и затем поженились. Гонимые жаждой власти, они не остановились и перед убийством старого Сервия.

Луций созвал сенаторов и народ на форум, где стал всячески поносить старого царя, а когда Сервий поднялся к Луцию и потребовал от него немедленно покинуть трон и форум, Луций приподнял его и со всей злостью, на которую был способен, швырнул старого правителя с лестницы. Так погиб Сервий Туллий.

Царская дочь, охваченная восторгом от победы мужа, первая приветствовала его как царя. При этом, возвращаясь домой, она проехала по мертвому телу отца на колеснице, забрызгав кровью и себя, и лошадей. Дорогу эту позже прозвали Vicus sceleratus, что значит «Запятнанная преступлением» или «Проклятая».

Луций не позволил похоронить убитого тестя, но Туллия все же похоронила отца, только сделала это неподобающим образом – ночью тело престарелого Сервия было просто зарыто в землю.

Своими поступками Туллия осквернила и себя, и домашних богов, предопределив недолговечность и трагичность их царствования.

Родоплеменная организация римского народа

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства.

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) — время возникновения государства.
  2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).
  3. Период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.).

В середине VIII века до н.э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину (civitas), центром которой стал город Рим.

Первоначальные жители общины именовались патрициями, а переселенцы — плебеями.

Римские семьи объединялись в роды. Общее число патрицианских родов составляло 300 человек. Каждые 10 родов составляли курию, а каждые 10 курий — в трибу. Всего было 30 курий и 3 трибы.

Древнейшая римская дружина состояла из 3000 пехотинцев и 300 всадников и делилась по 100 человек пехоты и 10 всадников от каждой курии.

Верховную власть римской общины олицетворял царь — рекс (REX), который избирался по куриям всеми полноправными гражданами.

Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.

Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно.

Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex — старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу.

Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства, отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера. В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса.

Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (comitia curiata)

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали — они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

Решение народного собрания (lex) имело силу закона, действие которого не было ограничено временем — оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

«Возрастные» реформы Сервия Туллия

Интересен тот факт, что Сервий Туллий, как и любой царь римский мог провести реформу, только если для этого уже были предпосылки, то есть градация населения по группам уже существовала (просто официально ее никто не объявлял).

Сервию же удалось обойти сакральные нормы, формально их не нарушив. В основу его идеи легло деление народа по возрастам. Раньше возрастное деление было только внутри курии – сугубо мужского военного союза. Сервий Туллий распространил это деление по всему Риму, разбив город на трибы (участки).

Триба, в отличие от курии не была сакральной или чисто мужской единицей. При этом она требовала искус­ст­вен­ной орга­ни­за­ции. В пять «классов», введенных царем вошли граждане от 17 до 60 лет.

Те, кто был старше этого возраста, назывались «пролетарии» (т.е. беднейшие люди, чьим имуществом были только дети). Однако в царскую эпоху Рима наличие потомства уже само по себе делало человека богатым. Поэтому тогда пролетарии были не беднейшим, а особым классом, который в силу своего возраста не мог выставлять боеспособные центурии. В своих семьях они были главами, но в обществе их авторитет падал. Из-за их немногочисленности в цензовые списки их вносили поименно.

Система возрастных классов, которую предложил Сервий Туллий:

Классы Возраст Характеристика
1 класс 17—24 года Класс был ключом всей системы и главным «голосом» сената. Он был самым многочисленным, и представлял собой войско молодых (17-24 года) и холостых мужчин. Их элитой считались целеры — «всадники».
2 класс 24—32 года Класс являлся фактически аналогом (продолжением) первого, но не имел «всадников».
3 класс 32—40 лет Это наиболее зрелые воины, основа войска в серьезных сражениях. Среди них было много военных командиров – преторов и трибунов. Делились на возрастные группы — prin­ci­pes и tria­rii.
4 класс 40—48 лет
5 класс 48—60 лет Не несли военной службы, но в военное время часто занимали выс­шие воин­ские долж­но­сти.
пролетарии старше 60 лет Особый класс, в военных действиях участия не принимал.

Государственные реформы[]

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 86 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких комиций было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центуриев 1 класса и 20 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примера Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Военно-политические реформы Туллия

Сервий Туллий ввел цензуру. Сервий радикально изменил римскую конституцию: голосование перестало быть индивидуальным и зависело от цензуры. Отныне власть полностью принадлежала самым богатым.

При Сервии, после проведения всеобщей переписи в Риме насчитали восемьдесят три тысячи римских граждан, включая жителей сельской местности. Сервий Туллий ввел в Древнем Риме принцип топографического деления.

Весь народ, патриции и плебеи (только мужчины), согласно переписи населения, были разделены на шесть классов, последний из которых именовался «пролетариями».

Это деление основывалось на физической пригодности человека к военной службе и его имущественном положении:

  • в первую категорию вошли люди, владевшие имуществом не менее 100 тысяч ассов (древнеримская медная монета);
  • во вторую – 75 тысяч ассов;
  • в третью – 50 тысяч ассов;
  • в четвертую– 25 тысяч ассов;
  • в пятую – 11,5 тысячи ассов.

Каждый класс выставлял определенное количество воинских частей – центурий (сотен). При этом наибольшая нагрузка ложилась на граждан первой категории: 80 из них прошли подготовку для хорошо вооруженной пехоты, а 18 – для кавалерии. Остальные классы выставляли только пехотой:

  • второй класс – 22 центурии,
  • третий – 20 центурий,
  • четвертый – 22 центурии,
  • пятый – 30 центурий,
  • шестой – всего одну центурию.

Пролетарии были отстранены от военной службы, так как Сервий не хотел доверять оружие гражданам, которые ничего не имели, не интересовались государственными делами, а также не выказывали государству своей лояльности.

«Подклассы» имели два центурия рабочих, два музыкантов, два простых людей, которые объединяли неимущих или тех, кто занимается непрестижными профессиями, такими как мясник, гладиатор и др.

Такое распределение граждан оказало значительное влияние на политическую организацию города, так как центурия была воинской единицей, но также и единицей для голосования.

В конечном итоге Сервий обладал большой авторитарной и демагогической властью, отдавал предпочтение менее удачливым, но более состоятельным, что впоследствии способствовало созданию оппозиции.

В свою очередь, политическая организация строилась по образцу военной организации, что породило систему плутократического характера: абсолютное большинство принадлежало первому классу с его 98 центуриями. Следовательно, в центуриатных комициях преобладали самые богатые.

При всем неравенстве политического влияния граждан разных классов их распределение по центуриям было важным шагом на пути к объединению патрициев и плебеев в государственном обществе, поэтому собрания людей по центуриям считались истинными собраниями всего народа. Распределение граждан по центуриям, приписываемое Сервию Туллию, навсегда оставалось основной формой политической активности римского народа. Но со временем происходили изменения в зависимости от меняющихся обстоятельств в количестве три, сословий, центурий и в цифрах ценза, согласно которым граждане были разделены на классы.

Начало правления[]

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и Этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

Сервий Туллий – шестой царь Рима (578–534 до Р. Х.)

Сыновья четвертого царя Рима, Анка Марция, убившие пятого царя, Тарквиния Древнего, надеялись захватить господство над городом. Но, вопреки их расчётам, монархический сан получили не они, а Сервий Туллий, который, по преданию, был царский сын, родившийся в рабстве. Тарквиний Древний за добродетели и дарования сделал Сервия Туллия своим зятем. После смерти Тарквиния Сервий занял престол, благодаря хладнокровию и сообразительности жены убитого царя, Танаквилы. Народ радостно одобрил его выбор. Счастье чрезвычайно благоприятствовало Сервию Туллию. Легенда говорит, что богиня Фортуна любила его так, как никого из людей. Сыновья Анка Марция удалились в изгнание в город Суэссу Помецию, а сын рабыни стал царем.

Сервий Туллий

В молодости Сервий Туллий превосходил всех сверстников мужеством, но славу у современников и потомства заслужил он не военными подвигами, а делами мира. Он довершил многое из начатого Тарквинием Древним. Он расширил и укрепил город, занимавший до него пять холмов: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Целийский, Авентинский; Сервий Туллий присоединил к ним Эсквилинский и Виминальский холмы; все это пространство, и мост на сваях, который вел на остров Тибра, и самый остров он обвел валом и стеною; таким образом он сделался основателем «семихолмного города».

Еще важнее было то, что Сервий Туллий дал государству новое устройство; эта реформа поставила его во мнении потомков наряду с Нумою. Как Нума создал религиозное благоустройство, так он создал гражданский порядок, положил основание свободе римского народа.

Социально-административные реформы

Замечание 1

Сервий Туллий – согласно легенде шестой царь (среди них второй из этрусских царей) Древнего Рима, правивший в нем с 575 по 535 год до н.э. По преданию его матерью была Окресия — знатная женщина, но пленница и служанка царицы Танаквиль.

Он был первым правителем, пришедшим к власти без всенародного голосования (579 г. до н.э.). Пол Мартин видит в этом знак экзогамической преемственности по материнской линии царской власти, когда римский царь вступает на престол путем брака с дочерью своего предшественника. Сервий Туллий инициировал строительство двух этрусско-римских храмов с видом на культовый район Сант-Омобоно. Первый храм был посвящен богине Фортуне, а второй богине Матери Матуте.

Согласно легенде, Сервий Туллий покорил сабинов и присоединил к городу три холма:

  • Квиринальский,
  • Виминальский,
  • Эсквилинский.

Он переместил Померий и увеличил площадь города, после чего окружил его каменной стеной. В итоге Рим стал именоваться «городом на семи холмах».

На социальном уровне Сервий Туллий интегрировал новых граждан в общество, принимая во внимание критерии экономического характера. Сервий Туллий разделил римлян на три трибы:

Сервий Туллий разделил римлян на три трибы:

  • Тиции,
  • Рамны,
  • Луцеры.

У каждого триба и курии была общая святыня, и, скорее всего, в поклонении этой святыне участвовали не только патриции, но и плебеи. Жители каждого округа, согласно новым законам царя Сервия Туллия, образовывали особую общину, имевшую своего суверена, который вел списки жителей и их земельных владений, домов и прочего имущества; эти списки использовались для набора войск и распределения налогов.

Трибы включали всех римских граждан, владевших землей. Раньше считалось, что введенное царем Сервием Туллием распределение триб касалось только плебеев, а патриции к племенам не принадлежали. Это ошибка, причина которой заключалась в том, что позже, когда было установлено достоинство народных трибунов, плебеи были вызваны трибунами на народные собрания, на которые патрициев не допускали (concilia plebis). В этих собраниях плебеи группировались в трибы. Но были собрания, которые созывались патрицианскими сановниками (трибутные комиции) – на них присутствовали все граждане, плебеи и патриции.

Каждая из триб делилась на 10 курий, которые, в свою очередь, образовывались группами семей или родов. Таким образом, разделение было основано на родстве, при этом преобладали патрицианские роды. Каждая курия была связана с определенной местностью, как, например, Велиан или Фориан. Каждая из 30 курий имела голос в архаической форме народного собрания – куриатных комициях. Также курии составляли основу первоначальной организации армии. Как политические и военные подразделения, курии были вытеснены последующей организацией римских граждан по окружным трибам, так что трибутные и центуриатные комиции стали высшим законодательным органом Рима.

Реформы Сервия Туллия

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:

  1. все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) — было разделено на имущественные разряды.
  2. деление свободного населения по территориальному принципу (усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

В основе деления по имущественному признаку — размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в  образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

§ 10. Территория

Период республики во многих отношениях — центральный период римской истории. На протяжении этого периода Рим из маленькой латинской общины с чрезвычайно простым устройством превращается в огромное государственное тело с обширной территорией, с очень сложной организацией и очень сложною жизнью; примитивное натуральное хозяйство под влиянием оживленного международного оборота заменяется интенсивными экономическими отношениями, приводящими в конце концов к колоссальным богатствам — с одной стороны, и к вопиющей нищете — с другой, и т.д. Во всех областях народной жизни происходит расширение, усложнение.

Рассмотрим прежде всего внешнее расширение Рима — рост его территории.

Как было отмечено выше, к началу республиканского периода Рим приобрел уже решительную гегемонию в Латинском союзе. Но эта гегемония, очевидно, тяжело ложилась на союзников; по крайней мере тотчас же за изгнанием царей (510 г. до Р. Х.) римское предание рассказывает нам о крупном восстании латинских племен. Восстание это оканчивается победой Рима и миром, заключенным Спурием Кассием и потому носящим название foedus Cassianum (493 г.). Этот мир, в сущности, не уничтожает Латинского союза, но договаривающимися сторонами в нем являются уже, с одной стороны, Рим, а с другой стороны — все остальные латинские общины; следовательно, Рим как бы обособил себя от союза, занял по отношению к нему положение равного международного тела. Отдельные латинские civitates не потеряли своей самостоятельности по крайней мере в принципе; они сохранили свое управление и свое законодательство. Граждане этих общин также продолжали иметь полное jus commercii, то есть полную гражданскую правоспособность для имущественного оборота с римлянами. Единственное ограничение терпели эти общины в международных отношениях: без воли Рима они не могли вступать в соглашения с соседними государствами; в случае войны Рима с кем-либо из соседей они должны были поддерживать его своими войсками. Так как римляне почти беспрерывно ведут войны, то фактически союзные войска почти все время находятся в распоряжении Рима. Правда, латинские общины за это имели право на известные выгоды, вроде половинной доли в военной добыче, но, разумеется, главные выгоды всегда приходились на долю Рима. Эгоистическая политика Рима, слугами которой поневоле делались союзники, не могла, конечно, не раздражать их. Это раздражение приводит к отдельным вспышкам возмущения, повторявшимся от поры до поры, а затем и к общему восстанию союзников (340-338 гг. до Р. Х.). Восстание это опять было подавлено (победой Манлия Торквата), после чего был заключен новый мир, в результате которого старый Латинский союз оказывается уже уничтоженным: отныне Рим имеет уже дело только с отдельными общинами, большинство которых ставится в положение civitates foederatae.

Примечания:

 Mittite ambo rem! –
«оставьте вещь оба!» (Пер. ред.)

 Еxpiatio – религиозное очищение.
(Прим. ред.)

 Judices privati – «частные судьи».
(Прим. ред.)

 Ср.: Bruns K.G., Lenel O.
Geschichte und Quellen des römischen Rechts // Holzendorfs
«Encyklopädie». § 12; T. Giorgi (Il.
decemvirato legisslativo e la costituzione Serviana. 1912) считает даже творцами
реформы децемвиров.

 Hintersassen (нем.) –
термин, обозначающий безземельных крестьян в поместье феодала. (Прим. ред.)

 Gentes minores – «младшие роды».
(Прим. ред.)

 Fabri tignarii – плотники; fabri
ferrarii – кузнецы. (Прим. ред.)

 Cornicines – флейтисты; tubicines –
трубачи. (Прим. ред.)

 Rex imperat tributum – «царь
приказал налог». (Пер. ред.)

 Equites equo publico – «всадники
с общественным конем». (Пер. ред.)

 См. об этом: Rosenberg A. Der
Staat der alten Italiker. 1913.

 Это мнение (Моммзена) в новейшее время
оспаривается Е. Тойблером (Imperium romanum. I. 1913. S. 276–317).
По учению последнего, Рим никогда не стоял рядом с Латинским союзом.
Латинский союз продолжал существовать как племенное и сакральное единство,
охватывая в себе и римскую республику. Лишь при помощи отдельных договоров
Рим подчинил себе мало-помалу большинство латинских общин и таким путем достиг
фактического господства над союзом.

 Civitates foederatae – общины
федератов, то есть республик, состоящих в федеративных отношениях с Римом.
(Прим. ред.)

« Предыдущая | 
Оглавление
 | Следующая »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: