Семантические барьеры в характеристиках и примерах общения

Семантический барьер: что это значит и как его преодолеть

Содержание

В семантические барьеры в общении в общих чертах они представляют собой препятствия, которые искажают смысл сообщения, препятствуя или препятствуя его эффективному пониманию. Обычно это происходит, когда в коммуникативном обмене отправитель и получатель обрабатывают разные значения одного и того же знака, слова или выражения.

Причины этого явления связаны с различными языковыми процессами и культурными различиями. Например, есть слова, которые произносятся одинаково (омофоны) и могут создавать какие-то семантические барьеры в общении. Так обстоит дело со словами bello (красивый) и vello (волосы на теле).

Что касается культурных различий, даже если это один и тот же язык, могут быть различия в использовании разных знаков, терминов, фраз или выражений.

Испанский, если назвать один случай, является официальным языком 21 страны, каждая со своими диалектными различиями. Даже внутри каждой нации есть региональные варианты.

Например, у мексиканского испанского языка более 120 миллионов пользователей по всей стране. Его варианты определяются социокультурными практиками и географическим районом.

Среди них северо-запад, север полуострова, низменность и центральные районы. Неудивительно, что во многих случаях в общении существуют смысловые барьеры.

Особенности общения

Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.

Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:

  • Разнообразие. От обсуждения новой компьютерной игры школьниками до научной беседы между специалистами на симпозиуме.
  • Эффективность общения. Зависит от формы коммуникации (устная, письменная).
  • Значимость. Обмен сведениями происходит с определенными целями и служит удовлетворению потребности людей в получении нужной информации.
  • Влияние. Успешное коммуникационное влияние может изменить представление собеседника о предмете разговора.

Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.

Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.

Барьер неумения слышать и слушать собеседника

Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах

Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает общение с помощью жестов, мимики, смена интонации.

Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:

Неуверенные в себе;Невоспитанные;Уровень образования которых ниже среднего;Недоверчивые и мнительные;Эгоцентричные;Склонные к манипулированию другими людьми;Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг;Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.

Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.

примеров

Использование разговорного языка

Слово коллоквиализм происходит от латинского коллоквиума, что означает «конференция» или «разговор». В лингвистике коллоквиализм относится к использованию выражений неформального или повседневного языка. Они, как правило, имеют географический характер, поскольку разговорный термин часто относится к региональному или местному диалекту..

Таким образом, носители языка в пределах одной и той же географической области понимают и используют разговорные выражения, не осознавая этого, в то время как не носители языка могут находить разговорные выражения трудными для понимания. Это потому, что многие разговорные выражения являются не буквальным использованием слов, а идиоматическим или метафорическим использованием.

Например, в Аргентине и Чили часто используется разговорное выражение «шары из шаров». Он используется в качестве уточняющего прилагательного для описания человека, который постоянно беспокоит других.

Использование технических деталей

В этих случаях семантические барьеры в общении представлены использованием определенной терминологии профессиональной сферы или торговли. Основное различие между техническим языком и повседневным языком заключается в использовании жаргона: слов или выражений, используемых профессией или группой, которые трудно понять другим.

Таким образом, если кто-то говорит о «мидраше в Талмуде Бавли», то единственные, кто, вероятно, понимают, — это евреи, которые немного знают о толковании священных текстов на иврите..

Разные имена для одного и того же объекта

Часто встречаются случаи, когда один и тот же объект имеет разные названия в нескольких странах, даже если они используют один и тот же язык. Это касается, например, Persea americana. На испанском этот фрукт называется авокадо, авокадо, агуако, ахуака или пагуа, в зависимости от географической области..

Тем не менее, это явление не исключает испанского языка. В качестве примера можно привести британский и американский варианты английского языка. Слова квартира-квартира (квартира), грузовик (грузовик) и печенье-печенье (печенье) иллюстрируют некоторые из этих различий.

Значительные возрастные различия

Языки постоянно развиваются. Семантические барьеры в общении возникают, когда части коммуникативного процесса принадлежат якобы далеким поколениям.

Поэтому, среди многих других случаев, оригинальную версию одной из литературных жемчужин испанского, Дон Кихота, довольно трудно понять. Следующий фрагмент является доказательством этого:

… «Остальная часть матросской шубы завершилась, волосатые бриджи на праздники с такими же тапочками, дни были отмечены их веллори из лучших» (Мигель де Сервантес, Гениальный Идальго Дон Кихот де ла Манча , 1615).

Различные уровни образования или обучения

Этот тип семантических барьеров в общении часто встречается в технической области. В этих случаях специалисты из одной и той же области, но с разным уровнем образования или подготовки по-разному относятся к знаниям и терминологии..

Таким образом, сбои в коммуникации могут возникать, даже если собеседники принадлежат к одной рабочей среде. Среди других случаев можно упомянуть барьеры, которые могут возникнуть между инженером-строителем и каменщиком. Есть большая вероятность, что они не разделяют одну и ту же терминологию.

Использование слов многократного значения (многозначность)

В этих случаях путаница возникает, когда эти слова используются, не сопровождая их необходимым семантическим контекстом для приобретения желаемого значения..

Например, слова точка, линия и полоса могут иметь разные значения в зависимости от контекста, в котором они используются..

Многозначность

Использование слов с несколькими значениями иногда приводит к путанице и неправильному пониманию сообщения. Примеры семантического барьера из-за невозможности определить значение без контекста:

  1. «Вы подготовились к сегодняшнему вечеру?» — слово «вечер» может означать как конец дня, так и встречу (танцы / литература / вечеринка).
  2. «Это моя команда» — под словом «команда» можно понимать приказ, спортивную группу или группу общих интересов.
  3. «Возьми тарелку» — слово «тарелка» может означать тарелки, музыкальный инструмент и даже летающий объект.

Это также включает случаи отсутствия уникального значения по отношению к абстрактным понятиям. Их можно определить формально, но для каждого человека они все равно имеют разное значение. Это такие слова, как доброта, счастье, справедливость, демократия, прогресс.

Чтобы устранить двусмысленность, просто используйте слова в подходящем для них контексте. Значение абстрактных терминов можно обсудить с собеседником отдельно.

Семантический барьер

Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

Фонетический барьер

Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите

Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:

Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет задавать вопросы по теме беседы;Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы не обидеть человека.

Коннотации и идиомы

Коннотационный барьер возникает, когда в общении используются слова, которые можно интерпретировать по-разному в зависимости от контекста. В этом случае основной проблемой является несоответствие языковых средств коммуникатора ресурсам реципиента. Последний хорошо осведомлен об общем значении слов, но не имеет представления, какое значение они употребляются в той или иной ситуации.

Многие группы имеют свои собственные «поля значений». Они могут включать как собственные значения общеупотребительных слов, так и некоторые местные анекдоты, выражения, обороты слов или цитаты.

Логический барьер

Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

Необразованность;Скованность и стеснительность.

Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие;Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов;Сходите на курсы ораторов.

Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

Порежет смысл на кусочки

Тамара Моисеевна Дридзе (академик, социолог) определила смысловые барьеры «эффект семантических ножниц». Они приводят к невозможности отделить смысл от сообщения.

Иногда семантические барьеры включают убеждения и желания собеседников, которые искажают смысл их сообщений, минуя совесть. Коммуникатор в этом случае отправляет неполную информацию, пропущенную через фильтры его состояния, настроения и убеждений. Получатель не воспринимает сообщение целиком, а только некоторые его элементы.

Семантический барьер непонимания может возникнуть из-за неправильных представлений о коммуникативном процессе его участников и некоторых других ошибок:

  1. Посланию приписывается безапелляционный характер, универсальность, возвышение аспекта проблемы до абсолютного.
  2. Собеседнику отказывают в возможности сформулировать что-то новое.
  3. Существует смешение фактов и выводов, или в умозаключениях используются предпосылки, которые не могут привести к заключению.
  4. Создание ложных дихотомий.
  5. Приговор поспешный.

Семантический коммуникационный барьер — это препятствие, которое возникает в общении из-за проблем с интерпретацией значений слов и выражений. Причина его появления — использование фраз, имеющих разное значение для собеседников или невозможность словесно охватить конкретную мысль.

Понимание характеристик собеседника позволяет избежать появления смысловых барьеров. Чтобы речь была максимально удобной для слушателя, необходимо использовать общую лексику и объяснять непонятные слова. В комфортном общении, когда говорящий и слушающий сильно различаются по объему знаний, первым следует избегать использования специальных терминов. При необходимости расскажите об их значении.

Бессвязность

Это явление возникает из-за неспособности коммуникатора заставить язык работать должным образом. Уже на этапе подготовки монолога он теряет смысл своего сообщения. Речь получается настолько плохо сформулированной, что ее трудно или невозможно понять. К этому типу причин относятся неправильный выбор слов, несогласованность предложений, частые повторения, которые перегружают сообщение.

Даже идеальные сообщения могут быть трудными для получателя из-за отсутствия опыта, необходимого для обработки конкретного сообщения. Если коммуникатор не учитывает уровень своей языковой культуры, смысл сообщения не дойдет до слушателя. Максимальное упрощение и очищение текста от воды (вводные слова, бессмысленные пояснения и т.д.) позволяет устранить несоответствия.

Личностный барьер

Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе чувство неприязни. В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от недостатка самоконтроля того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому контролируйте себя.

Барьер модальности

Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

Зрение;Слух;Обоняние;Осязание;Вкус.

Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, показывайте ему фотографии, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

Как преодолеть семантический барьер

1. Правильно выбирайте ключевые слова. Ключевые слова в тексте – это слова, которые наиболее точно описывают содержание текста. Их выбор должен быть основан на терминах, которые используются в вашей отрасли и которые знакомы вашей аудитории. Чем точнее и четче ключевые слова, тем проще преодолеть семантический барьер.

2. Используйте ясные и простые фразы. Часто авторы используют сложные слова и конструкции, что затрудняет понимание текста. Лучше полагаться на ясные и простые фразы, в таком случае ваш текст будет понятнее и читабельнее. Также рекомендуется использовать активный залог вместо пассивного, что упрощает текст и делает его более доступным.

3. Разбивайте текст на параграфы и списки. Более доступный для чтения текст должен быть разбит на параграфы, в каждом из которых содержится одна мысль.Также эффективной методикой является использование списков. Они позволяют выделить ключевые моменты и упрощают восприятие информации.

4. Оперируйте данными контекста. Контекст всегда помогает уточнить смысл слова или выражения. Используйте его для объяснения сложных терминов и понятий. Также контекст может помочь ограничить сферу значений ключевых слов и уточнить терминологию.

5. Проверяйте текст на доступность. Не забывайте про проверку текста на доступность

Важно убедиться, что ваш текст не только понятен для тех, кто владеет языком, но и для тех, у кого есть зрительные или слуховые проблемы. Для этого можно использовать специальные инструменты и программы

Влияние на поисковую оптимизацию

Семантический барьер может серьезно повлиять на поисковую оптимизацию страниц сайта. Если на сайте используется несколько смысловых значений одного и того же слова, то это может затруднить поисковикам понимание тематики страницы и ее целевой аудитории. В результате, поисковые системы могут снижать рейтинг сайта и снижать его позиции в выдаче.

Чтобы преодолеть семантический барьер и улучшить поисковую оптимизацию, необходимо тщательно продумать ключевые слова, которые будут использоваться на странице. Они должны быть максимально точными и соответствовать тематике и контексту страницы

Также важно использовать синонимы и дополнительные ключевые фразы, чтобы уточнить тематику и контекст страницы для поисковых систем

Дополнительным способом устранения семантического барьера может стать осуществление взаимодействия на сайте между различными страницами, которые имеют схожую тематику и смысл. Например, можно использовать ссылки на другие страницы с более точной спецификацией ключевых фраз. Это поможет уточнить тематику и контекст этих страниц, а также улучшит поисковую оптимизацию сайта в целом.

  • Семантический барьер может снижать позиции сайта в выдаче поисковых систем;
  • Необходимо учитывать контекст и тематику страницы при выборе ключевых фраз;
  • Использование синонимов и дополнительных ключевых фраз может уточнить тематику страницы;
  • Взаимодействие между схожими страницами может улучшить поисковую оптимизацию сайта в целом.

Трудности и виды барьеров общения

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека;Воспитание;Уровень образования;Возраст;Статус в социуме;Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

  • уровень интеллекта;
  • неодинаковое знание темы или предмета разговора;
  • различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
  • отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
  • разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

  • излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
  • обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
  • интеллигентность в противовес напористости;
  • интуитивное неприятие чужой личности.

Советы и рекомендации

1. Используйте ясные и точные термины.

Часто недопонимания возникают из-за неясности в терминах. Перед тем, как начать общаться, убедитесь в том, что у всех собеседников есть общее понимание основных терминов. Если возникнут сомнения, лучше уточнить их заранее.

2. Используйте примеры.

Чтобы лучше проиллюстрировать свои мысли, используйте примеры. Они помогут собеседнику лучше понять то, что вы имеете в виду. При этом старайтесь использовать примеры, которые знакомы вашему собеседнику.

3. Используйте аналогии.

Аналогии помогают сравнить незнакомое с знакомым. Они могут быть полезны в том случае, если вы обсуждаете что-то новое или сложное. Старайтесь использовать аналогии, которые более точно отражают суть того, о чем говорите.

  • 4. Избегайте многозначных слов.
  • 5. Избегайте сленга и жаргонизмов.
  • 6. Старайтесь уточнять, если есть сомнения.

Соблюдение этих рекомендаций поможет вам обойти семантический барьер и сделать общение более эффективным и понятным для всех участников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: