Парадигматические и синтагматические отношения в языке реферат

Парадигматические и синтагматические отношения в языке реферат

Типы отношений лексических единиц

Анализ значений слова и группировки слов показал наличие определенных отношений между словами и группами слов. В современном языкознании принято выделять и противопоставлять прежде всего парадигматические и синтагматические отношения.

Парадигматические отношения — это отношения между единицами одного класса, одной группы слов. Так, глаголы радоваться, смеяться, плакать, тосковать, горевать, скорбеть, тужить и под. объединяются тем, что называют действия, связанные с выражением чувств. Их взаимосвязь хорошо может быть показана при сопоставлении с глаголом чувствовать, передающим родовое понятие по отношению к приведенным видовым: горевать — это «чувствовать горе», радоваться «испытывать, чувствовать радость» и т. п. Такая связь позволяет эти и подобные глаголы объединять в общую группу глаголов чувства.

Далеко не всегда имеется слово, выражающее родовое понятие. Так, для слов туфли, ботинки, сапоги, тапочки, кеды, босоножки и под. есть общее родовое название — обувь, аналогично пальто, платье, костюм, кофта, юбка, плащ и под. имеют родовое название одежда. Слова же шляпа, шапка, кепка, фуражка, шлем, берет и под. не имеют обобщающего слова, и родовое понятие может быть выражено только сочетанием головные уборы.

Парадигматические отношения наблюдаются не только между словами, но и между формами слов: стол — стола — столу -столом — о столе создают парадигму слова стол.

Парадигматические отношения, объединяя слова и формы слов в группы взаимосвязанных единиц, создают возможности выбора в процессе речи единицы, нужной в данном тексте, в данной ситуации. Разные единицы, находящиеся в парадигматических отношениях, не могут быть употреблены одновременно. Нельзя одновременно в один и тот же отрезок времени употребить и род. п. (ножка стола) и дат. (стоять у стола). Также нельзя одновременно употребить слова преграда и препятствие, село и деревня.

В речи слова, находящиеся в парадигматических отношениях, не могут оказаться в одной точке, в одном месте, но могут оказаться рядом, могут быть противопоставлены друг другу (испытывать не горе, а радость; возьму не пальто, а плащ; купали зеленые, а не синие нитки) или сопоставлены друг с другом (широкая, низкая скамья; Ваши слова успокоили и обрадовали меня и под.). Возможность такого сопоставления и противопоставления и опирается на парадигматические связи слов, существующие в системе языка. При этом слова вступают в новые отношения, опирающиеся на сочетание их с другими словами: испытывать горе, зеленая трава, сесть на траву и под. Такие отношения называются синтагматическими.

В отличие от парадигматических синтагматические отношения свойственны и языку и речи. В речи они выявляются, реализуются, но сама. возможность их речевой реализации основывается на определенных законах сочетаемости единиц, объективно закрепленных в языковой системе.

Слова в языковой системе обладают синтаксической и лексической сочетаемостью. Синтаксическая сочетаемость обусловлена принадлежностью слова к определенному классу слов. Сравнение сочетаний читать книгу и чтение книги хорошо показывает это. Лексическая сочетаемость определяется семантикой слова, его индивидуальным значением. Слово трава предполагает появление определений типа весенняя, зеленая, молодая, высокая, свежая и под., но не звонкая, басовитая, мелодичная или мыслящая, думающая и под. Появление неожиданных определений создает особый поэтический эффект именно потому, что они не предсказаны индивидуальным значением слова.

Синтаксическая и лексическая, т. е. смысловая, основанная на лексическом значении, сочетаемость слова взаимосвязаны. Семантически близкие слова часто обнаруживают сходство в синтаксической сочетаемости. Например, горевать, печалиться, тосковать, тужить и проч., т. е. о ком, о чем; рубить, полоть, бить, ударять и проч.- саблей, палкой, рукой и т. п., т. е. чем.

В словах могут быть выделены и отношения формальной и смысловой мотивированности. В первом случае значение нового слова мотивируется составом его морфем, например, в словах лесной, каменный, крайний и под. значение «относящийся к лесу, камню, краю» мотивируется наличием суффикса -«-; в словах беловатый, желтоватый, низковатый значение ослабленного признака мотивировано наличием суффикса -сват-. Во втором случае новое значение слова мотивировано наличием соответствующего элемента в основном значении. Например, глагол летит в своем основном лексико-семантическом варианте (см. с. 77) уже содержит указание на быстроту движения. Это мотивирует возможность его употребления в значении «быстро передвигаться» (конь летит) и «быстро проходить» (время летит, часы летят) и т. п.*.

*()

Резюме — Парадигма против синтагмы

Парадигмы и синтагмы определяют отношения между знаками. И парадигматические, и синтагматические отношения играют важную роль в определении значения языковой единицы. В парадигматических отношениях знаки получают свое значение благодаря ассоциации с другими знаками, тогда как в синтагматических отношениях знаки получают свое значение из своей последовательности.

Ссылка: 1. «Парадигма и синтагма». В погоне за знаками. N.p., 01 января 1970 г. Web. 13 марта 2017 г. 2. «Синтагма и парадигма». Changingminds.org. N.p., n.d. Интернет. 13 марта 2017 г. 3. Чендлер, Дэниел. «Семиотика для начинающих». Семиотика для начинающих: парадигмы и синтагмы. N.p., n.d. Интернет. 13 марта 2017 г.

Что такое синтагма?

Синтагма — это лингвистическая единица, которая состоит из набора лингвистических форм, таких как буквы, фонемы или слова, которые находятся в последовательной связи друг с другом. Синтагма также известна как цепочка означающих. Отношения внутри синтагмы известны как синтагматические отношения. Синтагматические отношения включает в себя последовательность знаков, которые создают смысл в целом. Все они о позиционировании. Слова, составляющие предложения, предложения, составляющие абзацы, абзацы, составляющие главы, — вот некоторые примеры синтагм и синтагматических отношений. Чтобы быть более ясным, слова в предложении можно рассматривать как синтагмы, и они образуют синтагматические отношения, порождающие значение. Изменение последовательности синтагм в предложении может привести к изменению значения. Например,

Энн убила комара.

Комар убил Анну.

В приведенных выше предложениях используются одни и те же слова (синтагмы), но различие в порядке (синтагматические отношения) дает два очень разных значения.

Следующая таблица может помочь вам более четко понять разницу между парадигмой и синтагмой и их взаимосвязь. Синтагматические отношения можно наблюдать по горизонтальной оси, а парадигматические отношения можно наблюдать по вертикальной оси.

Структура и классификация единиц языка

Самая простая единица языка – фонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками , , , , представляющими собой разные фонемы.

Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, – ич-, – к-, – а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность; – ич– (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; – к– (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; – а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.

Очень важно четко себе представлять структуру языка, т.е. уровни языка

Что такое парадигма?

Парадигма — это набор лингвистических элементов, которые создают взаимоисключающие варианты выбора в определенных синтаксических ролях. А парадигматические отношения включает знаки, которые могут заменять друг друга. Эта замена обычно меняет смысл. В парадигматических отношениях лексический элемент обычно может быть заменен другим из той же категории. Например, существительное заменяется существительным, а глагол — глаголом. Если мы еще раз посмотрим на примеры предложений, которые мы использовали для синтагм,

Энн убила комара.

Вот, комар могут быть заменены множеством слов, которые имеют схожие значения. Энн могла убить паука, жука, муравья или другое насекомое. Каждое из этих слов относится к парадигме животных или насекомых, которых могла убить Энн.

Синтагматика [ ]

Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. (объединяет единицы языка по непосредственному их сочетанию).

А. Р. Лурия в своих исследованиях семантической стороны речи выделил лексическую парадигму слов, объединенных по признаку их сочетаемости в контексте речевого высказывания (предложения) . Грамматический уровень языка составляют многочисленные и разнообразные по своей природе грамматические парадигмы. Примером наиболее простых из них являются грамматические формы слов, выделяемые по их грамматическим признакам, например парадигма падежных окончаний существительных. Примером достаточно сложных, многочленных парадигм является парадигма сложноподчиненных предложений.

Синтагматические связи основных элементов языка — слов — достаточно хорошо изучены в лингвистике (языкознании), в частности в структурной лингвистике (98, 153, 154, 206, 258). В качестве единицы, отображающей синтагматические связи слов, в лингвистике определена синтагма — словосочетание или группа слов в предложении, объединенная синтаксической связью и функционирующая как единое целое. В зависимости от типа связей синтагмы классифицируются на предикативные (отношения между предметами типа действия, взаимодействия, реализации функции и др.), атрибутивные (отношения принадлежности, соположения), адъективные (отношение определяющего к определяемому) и др. В другом значении синтагма определяется в лингвистике как сложный языковой знак, состоящий из слов или морфем, находящихся по отношению друг к другу как определяемое к определяющему. Применительно к развернутому речевому высказыванию (тексту) в лингвистике в качестве синтагматической выделяется такая единица, как ССЦ — сложное синтаксическое целое, которое представляет собой сочетание предложений, взаимосвязанных в смысловом и грамматическом отношении.

А. Р. Лурия в своих исследованиях семантической стороны речи выделил лексическую парадигму слов, объединенных по признаку их сочетаемости в контексте речевого высказывания (предложения) . Грамматический уровень языка составляют многочисленные и разнообразные по своей природе грамматические парадигмы. Примером наиболее простых из них являются грамматические формы слов, выделяемые по их грамматическим признакам, например парадигма падежных окончаний существительных. Примером достаточно сложных, многочленных парадигм является парадигма сложноподчиненных предложений.

Синтагматические связи основных элементов языка — слов — достаточно хорошо изучены в лингвистике (языкознании), в частности в структурной лингвистике (98, 153, 154, 206, 258). В качестве единицы, отображающей синтагматические связи слов, в лингвистике определена синтагма — словосочетание или группа слов в предложении, объединенная синтаксической связью и функционирующая как единое целое. В зависимости от типа связей синтагмы классифицируются на предикативные (отношения между предметами типа действия, взаимодействия, реализации функции и др.), атрибутивные (отношения принадлежности, соположения), адъективные (отношение определяющего к определяемому) и др. В другом значении синтагма определяется в лингвистике как сложный языковой знак, состоящий из слов или морфем, находящихся по отношению друг к другу как определяемое к определяющему. Применительно к развернутому речевому высказыванию (тексту) в лингвистике в качестве синтагматической выделяется такая единица, как ССЦ — сложное синтаксическое целое, которое представляет собой сочетание предложений, взаимосвязанных в смысловом и грамматическом отношении.

А. Р. Лурия в своих исследованиях семантической стороны речи выделил лексическую парадигму слов, объединенных по признаку их сочетаемости в контексте речевого высказывания (предложения) . Грамматический уровень языка составляют многочисленные и разнообразные по своей природе грамматические парадигмы. Примером наиболее простых из них являются грамматические формы слов, выделяемые по их грамматическим признакам, например парадигма падежных окончаний существительных. Примером достаточно сложных, многочленных парадигм является парадигма сложноподчиненных предложений.

Пожалуйста, если вы используете блокировщики рекламы, отключите их на данном сайте. Из-за минимальной доходности блога я вынуждена работать только офф-лайн, поэтому вы не можете получать новые уникальные материалы. Давайте помогать друг другу! Спасибо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: