Презентация на тему «социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения»

Социальная диагностика цели способы проведения

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнила: Фатеева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук

  • Слайд 2

    План лекции:
    1. Сущность и характеристика социальной диагностики.
    2. Социально-диагностические методы в социальной работе.

  • Слайд 3

    Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств:

    Во-первых, субъект, не всегда имеет четкое и, главное, адекватное представление о причинах возникших у него проблем.
    Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием.
    В-третьих, в процессе социальной диагностики проявляется возможность не только вскрыть определенные проблемы, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему?

  • Слайд 4

    Социальная диагностика– общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе

  • Слайд 5

    Технологичность анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский

    — Проводить детальный анализ;
    — Видеть за частным общее;
    — Не ограничиваться описанием явлений, а глубоко исследовать его сущность и связи с другими явлениями;
    — Не избегать вопроса ««почему?»;
    — Прослеживать историю идей;
    — Собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников;
    — Изучать общие закономерности научного познания;
    — Связывать науку с другими отраслями знаний, с общественной жизнью;
    — Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние

  • Слайд 12

    Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    Осуществляется по запросу клиента или сообщение его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога и т.д.

  • Слайд 17

    Информация общего характера- адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    1. Условия в настоящее время
    2. История возникновения проблемы
    3. Функциональное значение

  • Слайд 21

    1) уровень взаимодействия с различными учреждениями и ведомствами;
    2) осуществление результативного вхождения в семью для осуществления диагностики;
    3) степень налаживания позитивных отношений с семьей или ребенком;
    4) степень установления эмоциональных и человеческих контактов;
    5) уровень полноты и объективности полученной информации.

  • Слайд 22

    Задание на семинарское занятие

    Вопросы для обсуждения:
    1. Диагностика и ее значение в социальной работе.
    2. Сущность и особенности проведения социальной диагностики.
    3. Основные методы диагностики.
    Подготовить письменные сообщения на тему:
    1. Понятие термина «социальная диагностика» в трудах В.И. Вернадского.

Посмотреть все слайды

Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения

Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональном, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных си­туаций.

Потенциал социального окружения клиента способствуем формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Цель социальной диагностики – выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента. Следовательно, предметом изучения социальной диагностикой являются особенности развития труд­ной жизненной ситуации.

Структура социальной диагностики включает в себя:

— поиск и выбор научных методов, обосновывающих правильность полученной информации;

— исследование трудной жизненной ситуации клиента;

— анализ результатов исследования и формулирование обоснованного заключения о предмете рассмотрения.

Особенностью социальной диагностики является исследование трудной жизненной ситуации клиента, которая всегда уникальна, неповторима, поэтому в практике чаще всего встречаются технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных о клиенте и его семье.

Социальная диагностика проводится с помощью следующих этапов:

1. Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной работе с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации.

2. Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента.

3. Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окружением.

4. Этап анализа результатов социальной диагностики.

5. Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза. Специалист по социальной работе делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выделяет главную проблему, которая может быть разрешена незамедлительно, выявляет имеющиеся способности клиента, на основании их будут разрабатываться для него реабилитационные мероприятия.

К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, мониторинг, методы тестирования. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: методика РАRI (создана американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет), проективная методика Р. Жиля и др. Более обстоятельно с содержанием приведенных выше диагностических методов можно познакомиться в учебном пособии Практическая психодиагностика. Методика и тесты. – Самара, 1998. Информация о причинах возникновения трудной жизненной ситуации может быть получена, как отмечает А.А. Чернецкая с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.

Историко-генетические методы – определяют время, истоки и причины зарождения проблемы клиента, возможность наследственной обусловленности патологии. Исследование специалист по социальной работе осуществляет на основании документов и фактических источников.

Структурно-функциональные методы – обеспечивают получение данных о текущем состоянии проблемы. С помощью данной группы методов происходит изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; исследование внутренней структуры самой личности, рассогласование или согласование социальных ролей.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: