Природа и сущность морали

Сущность,структура и функции морали

Философские основы морали

Мораль можно описать в так называемом человеческом измерении. Она не присуща животным, поскольку они не имеют разумного начала. Мораль становится чисто человеческим явлением, а разум сдерживает животные, неразумные страсти и желания человека.

Мораль всегда выступает в качестве умеренности, а также способности ограничить себя и наложить запрет на собственные природные желания. Мораль с античности воспринималась как мера господства человека на самим собой, показатель того, насколько человек несет ответственность за то, что он делает.

Мораль дает возможность обуздать собственный гнев, страх и другие грехи.

Мораль также позволяет людям обрести целесообразность и стремиться к высшему благу. Мораль является специфическим способом духовно – практического освоения мира, который предполагает выражение к нему ценностно – императивного отношения. Сущность морали при этом состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей, упорядочивая их взаимоотношения.

Определение 3

Разумное поведение – это реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, которая является следствием обдуманных решений, принятых с учетом всех причинно-следственных факторов и возможных последствий.

Разумное поведение есть высшая цель, которая придает осмысленность человеческой деятельности в целом. Разумное поведение выражает общую позитивную направленность. В собственной жизни человек исходит из того, что существует высшее благо. Человек становится незавершенным существом и предоставлен сам себе в рамках данной незавершенности.

Мораль задает пространство для всех типов человеческих отношений, в нем разворачивается вся специфика человеческого бытия. Мораль является сферой поступка, отношений между людьми. Она может описать качество коммуникативных контактов.

Люди вступают в отношения с друг другом, так как они совместно реализуют намеченные планы. Но даже при выполнении совместных задач мораль будет доступна только при реализации принципа свободы воли.

Определение 4

Свобода воли – это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий. Мораль существует в глубоко личностной форме и является субъективной поведенческой мотивацией.

Мораль распространяется на всех людей. Она обозначает разные аспекты нравственности и выступает как практическое и деятельностное сознание. Часто мораль исходить из ценности и святости человека. В древние времена она именно так и формировалась. При этом личность как нравственное существо достойна уважения и принятия.

Способом существования морали называют долженствование, и она существует как вектор сознательной жизни, предполагает непрерывность усилий по осуществлению практической составляющей морали.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

2.3.Познавательная (гносеологическая) функция.

     Познавательная 
функция морали в известной степени
произведена от оценочно- императивной.
В принципе историческое развитие морали
можно интерпретировать как своеобразный
поиск человечеством наиболее гуманных,
достойных и перспективных путей развития
и совершенствования как всего общества,
так и каждого человека. А конечный результат
этого поиска выражается в виде моральной
оценки тех или иных социальных образований,
которая во многих случаях предвосхищает
и даже направляет их теоретический анализ.
Моральное одобрение или возмущение каким-либо
стилем поведения часто есть самый верный
показатель того, что та или иная форма
жизни устарела, утратила свое историческое
оправдание или, наоборот, знаменует собой
хотя и непривычный, но вполне перспективный
новый уклад жизни. Состояние нравов в
каждую конкретную эпоху есть самодиагностика
общества, т.е. его самопознание, выраженное
языком моральных оценок, требований и
идеалов.5

     Моральное
сознание видит мир через особую
призму и фиксирует это видение 
в понятиях добра и зла, долга 
и ответственности. Это не объективно-научное
исследование мира как он есть, это постижение
не устройства, а смысла явлений

Для человека
такое знание ничуть не менее важно. Главная
его особенность — человекомерность

А
если суть человека — в поиске своего пути
в мире, то «нашего» мира еще нет, он
еще должен появиться благодаря нашим
усилиям. Потому на нас ложиться ответственность
за себя и за других.

     Итак,
мораль дает возможность постижения
человеческой судьбы, но не в качестве
закона, а в качестве регулятивной
идеи, ориентируясь по которой, можно 
построить свою жизнь. Это — сверхзадача,
это знание того, что с объективной 
точки зрения знать нельзя, ведь
жизнь еще не завершена, а мы умудряемся
судить о ней, не имея полной и точной
информации. Достоверность наших 
суждений в морали обеспечена, как 
ни странно, их необъективностью.

2. 1.Регулятивная функция

     Проявляется
на практике достаточно стихийно и противоречиво,
что в значительной мере связано с отсутствием
специального института, который занимался
бы этим важным делом. Специфика моральной
регуляции в том, что она осуществляется
средствами исключительно духовного воздействия,
не носит жесткого характера, предполагает
«самозаконодательство воли», т.е.
свободный выбор человеком тех или иных
нравственных ориентаций.

     Внешний
(общественное мнение) и внутренний
(интенции индивидуального сознания,
определяемые как долг, совесть) компоненты
механизма моральной регуляции соотносятся
как средства и цель, другими словами —
полноценной формой нравственного регулирования
является саморегуляция.3

     Конкретизируя
регулятивную функцию, можно выделять
в ней целый ряд подфункций:
ориентирующая подфункция как бы нацеливает
человека на определенные идеалы, на такой
образ должного, который способен одухотворять
пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция
связана с тем, что нравственные требования
выступают в качестве мотивов поступков
людей, а корректирующая — с возможностью
изменять свое поведение под влиянием
самооценки или оценки общественным мнением.
Эти и другие проявления моральной регуляции
объединены высокой степенью добровольности
личности, поскольку слишком жесткое давление
на нее извне неминуемо извращает смысл
морали. Таким образом, мораль является
наиболее гуманным и наиболее универсальным
регулятором в человеческом сообществе.4

Общие сведения о морали

Определение 2

Этика – это раздел философского знания, который изучает мораль.

Природа феномена морали проистекает из общественного характера жизни человека. В социальном пространстве взаимодействует колоссальное количество людей, поэтому для его нормального развития все их действия необходимо согласовывать, подчиняя при этом правилам, законам.

Мораль закрепляет конкретные нормы и добродетели. Примером, таких добродетелей можно назвать мужество. Каждая форма добродетели тесно взаимосвязана с другими, но и отличается спецификой. С этой целью формируется нерасчлененная форма регуляции жизнедеятельности, а с течением времени из нее выделяются качественные формы, такие как право, обычай, мораль.

Сложность и тонкость внутреннего содержания морали определили тот факт, что в этике нет полноценного определения морали. Ни одна существующая трактовка не может в полной мере раскрыть многозначность, глубину и всесторонность данного понятия.

Мораль можно описывать в различных измерениях:

  • должном;
  • идеальном.

Должное измерение морали говорит о том, что она представляет собой совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, а также к обществу в целом. При этом мораль описывается такими категориями как зло, добро, справедливость и несправедливость.

В идеальном измерении мораль является феноменом общественного сознания, который формирует идеальный порядок и выступает в качестве образцовой поведенческой модели, которая может оказать воздействие на всех людей без исключения.

Также моралью называют форму самосознания личности, которая позволяет человеку постичь собственное бытие и смысл существования. Мораль является важнейшей частью духовной культуры. В связи с этим мораль может быть правильно понята только в конкретном историческом и культурном контекстах. Этика критикует или обосновывает различные функции морали. Этот феномен отражает господствующие в социуме стереотипы восприятия, нравственных отношений и поведения.

Целесообразно отметить сущее и реальное измерения морали. Мораль формирует отношения между людьми, а также позволяет контролировать поведения и поступки, а также мысли человека. Мораль формирует мышление личности.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Нравственные эталоны общения

2.2.Оценочно — императивная функция.

      Специфической функцией
морали можно считать оценочно-императивную,
которая отличает нравственную регуляцию
от всякой иной, внеморальной.

      Нравственной 
оценке подлежат не только действия человека,
но и вся

действительность 
как социальная, так и природная.
Она, в свою

очередь,
выступает для субъекта как требование
к определённому поступку, а именно
как нравственный долг к совершению добра
в отношении к тому или иному объекту.

      При
этом мораль поддерживается особыми 
психологическими механизмами с совестью
и долгом. В этом смысле нравственный человек
— это человек совести и долга. Совесть
требует от человека следовать добру и
сопротивляться злу, долг повелевает ему
быть честным, выполнять свои обязанности,
сохранять свою честь и достоинство. Как
особое мировоззрение мораль требует
признать человека высшей ценностью. Она
требует определить отношение человека
к обществу, возлагает на него ответственность
за выбор целей и идеалов общественного

движения.

      В
нравственном освоении человеком действительности
органически сливаются оценка и повеление
. В этом смысле мораль представляет собой

оценочно-императивный
способ освоения человеком действительности,

осуществляемый
с помощью членения окружающих социальных
явлений на «добро» и «зло». Повелевая,
мораль оценивает, оценивая, ― познает.
Вот то

необычное
распределение функций, которое 
ее отличает, та особая

последовательность 
работы психологических механизмов,
которая присуща

нравственному
сознанию

Функции морали

Функции морали определяются ее сущностью и структурными компонентами. Основные из них:

  • ценностно-ориентационная функция, которая проявляется в создании нравственных идеалов и системы ценностей;
  • нормативно-регулятивная функция, которая проявляется в соотнесении реальной жизни с нравственными ценностями;
  • познавательно-оценочная функция, которая проявляется в обнаружении нравственного смысла и оценки поступков человека с данной точки зрения.

Мораль позволяет сформировать качества и склонности личности, которые делают ее способной к нравственной жизни. Иначе говоря, добродетели человека формируются на основе морали. К ним относят доброту, честность и правдивость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: