Философские основы морали
Мораль можно описать в так называемом человеческом измерении. Она не присуща животным, поскольку они не имеют разумного начала. Мораль становится чисто человеческим явлением, а разум сдерживает животные, неразумные страсти и желания человека.
Мораль всегда выступает в качестве умеренности, а также способности ограничить себя и наложить запрет на собственные природные желания. Мораль с античности воспринималась как мера господства человека на самим собой, показатель того, насколько человек несет ответственность за то, что он делает.
Мораль дает возможность обуздать собственный гнев, страх и другие грехи.
Мораль также позволяет людям обрести целесообразность и стремиться к высшему благу. Мораль является специфическим способом духовно – практического освоения мира, который предполагает выражение к нему ценностно – императивного отношения. Сущность морали при этом состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей, упорядочивая их взаимоотношения.
Определение 3
Разумное поведение – это реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, которая является следствием обдуманных решений, принятых с учетом всех причинно-следственных факторов и возможных последствий.
Разумное поведение есть высшая цель, которая придает осмысленность человеческой деятельности в целом. Разумное поведение выражает общую позитивную направленность. В собственной жизни человек исходит из того, что существует высшее благо. Человек становится незавершенным существом и предоставлен сам себе в рамках данной незавершенности.
Мораль задает пространство для всех типов человеческих отношений, в нем разворачивается вся специфика человеческого бытия. Мораль является сферой поступка, отношений между людьми. Она может описать качество коммуникативных контактов.
Люди вступают в отношения с друг другом, так как они совместно реализуют намеченные планы. Но даже при выполнении совместных задач мораль будет доступна только при реализации принципа свободы воли.
Определение 4
Свобода воли – это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий. Мораль существует в глубоко личностной форме и является субъективной поведенческой мотивацией.
Мораль распространяется на всех людей. Она обозначает разные аспекты нравственности и выступает как практическое и деятельностное сознание. Часто мораль исходить из ценности и святости человека. В древние времена она именно так и формировалась. При этом личность как нравственное существо достойна уважения и принятия.
Способом существования морали называют долженствование, и она существует как вектор сознательной жизни, предполагает непрерывность усилий по осуществлению практической составляющей морали.
Функции нравственности
Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.
- Регулятивная.
- Познавательная.
- Воспитательная.
- Оценочная.
Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.
2.3.Познавательная (гносеологическая) функция.
Познавательная
функция морали в известной степени
произведена от оценочно- императивной.
В принципе историческое развитие морали
можно интерпретировать как своеобразный
поиск человечеством наиболее гуманных,
достойных и перспективных путей развития
и совершенствования как всего общества,
так и каждого человека. А конечный результат
этого поиска выражается в виде моральной
оценки тех или иных социальных образований,
которая во многих случаях предвосхищает
и даже направляет их теоретический анализ.
Моральное одобрение или возмущение каким-либо
стилем поведения часто есть самый верный
показатель того, что та или иная форма
жизни устарела, утратила свое историческое
оправдание или, наоборот, знаменует собой
хотя и непривычный, но вполне перспективный
новый уклад жизни. Состояние нравов в
каждую конкретную эпоху есть самодиагностика
общества, т.е. его самопознание, выраженное
языком моральных оценок, требований и
идеалов.5
Моральное
сознание видит мир через особую
призму и фиксирует это видение
в понятиях добра и зла, долга
и ответственности. Это не объективно-научное
исследование мира как он есть, это постижение
не устройства, а смысла явлений
Для человека
такое знание ничуть не менее важно. Главная
его особенность — человекомерность
А
если суть человека — в поиске своего пути
в мире, то «нашего» мира еще нет, он
еще должен появиться благодаря нашим
усилиям. Потому на нас ложиться ответственность
за себя и за других.
Итак,
мораль дает возможность постижения
человеческой судьбы, но не в качестве
закона, а в качестве регулятивной
идеи, ориентируясь по которой, можно
построить свою жизнь. Это — сверхзадача,
это знание того, что с объективной
точки зрения знать нельзя, ведь
жизнь еще не завершена, а мы умудряемся
судить о ней, не имея полной и точной
информации. Достоверность наших
суждений в морали обеспечена, как
ни странно, их необъективностью.
2. 1.Регулятивная функция
Проявляется
на практике достаточно стихийно и противоречиво,
что в значительной мере связано с отсутствием
специального института, который занимался
бы этим важным делом. Специфика моральной
регуляции в том, что она осуществляется
средствами исключительно духовного воздействия,
не носит жесткого характера, предполагает
«самозаконодательство воли», т.е.
свободный выбор человеком тех или иных
нравственных ориентаций.
Внешний
(общественное мнение) и внутренний
(интенции индивидуального сознания,
определяемые как долг, совесть) компоненты
механизма моральной регуляции соотносятся
как средства и цель, другими словами —
полноценной формой нравственного регулирования
является саморегуляция.3
Конкретизируя
регулятивную функцию, можно выделять
в ней целый ряд подфункций:
ориентирующая подфункция как бы нацеливает
человека на определенные идеалы, на такой
образ должного, который способен одухотворять
пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция
связана с тем, что нравственные требования
выступают в качестве мотивов поступков
людей, а корректирующая — с возможностью
изменять свое поведение под влиянием
самооценки или оценки общественным мнением.
Эти и другие проявления моральной регуляции
объединены высокой степенью добровольности
личности, поскольку слишком жесткое давление
на нее извне неминуемо извращает смысл
морали. Таким образом, мораль является
наиболее гуманным и наиболее универсальным
регулятором в человеческом сообществе.4
Общие сведения о морали
Определение 2
Этика – это раздел философского знания, который изучает мораль.
Природа феномена морали проистекает из общественного характера жизни человека. В социальном пространстве взаимодействует колоссальное количество людей, поэтому для его нормального развития все их действия необходимо согласовывать, подчиняя при этом правилам, законам.
Мораль закрепляет конкретные нормы и добродетели. Примером, таких добродетелей можно назвать мужество. Каждая форма добродетели тесно взаимосвязана с другими, но и отличается спецификой. С этой целью формируется нерасчлененная форма регуляции жизнедеятельности, а с течением времени из нее выделяются качественные формы, такие как право, обычай, мораль.
Сложность и тонкость внутреннего содержания морали определили тот факт, что в этике нет полноценного определения морали. Ни одна существующая трактовка не может в полной мере раскрыть многозначность, глубину и всесторонность данного понятия.
Мораль можно описывать в различных измерениях:
- должном;
- идеальном.
Должное измерение морали говорит о том, что она представляет собой совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, а также к обществу в целом. При этом мораль описывается такими категориями как зло, добро, справедливость и несправедливость.
В идеальном измерении мораль является феноменом общественного сознания, который формирует идеальный порядок и выступает в качестве образцовой поведенческой модели, которая может оказать воздействие на всех людей без исключения.
Также моралью называют форму самосознания личности, которая позволяет человеку постичь собственное бытие и смысл существования. Мораль является важнейшей частью духовной культуры. В связи с этим мораль может быть правильно понята только в конкретном историческом и культурном контекстах. Этика критикует или обосновывает различные функции морали. Этот феномен отражает господствующие в социуме стереотипы восприятия, нравственных отношений и поведения.
Целесообразно отметить сущее и реальное измерения морали. Мораль формирует отношения между людьми, а также позволяет контролировать поведения и поступки, а также мысли человека. Мораль формирует мышление личности.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения
2.2.Оценочно — императивная функция.
Специфической функцией
морали можно считать оценочно-императивную,
которая отличает нравственную регуляцию
от всякой иной, внеморальной.
Нравственной
оценке подлежат не только действия человека,
но и вся
действительность
как социальная, так и природная.
Она, в свою
очередь,
выступает для субъекта как требование
к определённому поступку, а именно
как нравственный долг к совершению добра
в отношении к тому или иному объекту.
При
этом мораль поддерживается особыми
психологическими механизмами с совестью
и долгом. В этом смысле нравственный человек
— это человек совести и долга. Совесть
требует от человека следовать добру и
сопротивляться злу, долг повелевает ему
быть честным, выполнять свои обязанности,
сохранять свою честь и достоинство. Как
особое мировоззрение мораль требует
признать человека высшей ценностью. Она
требует определить отношение человека
к обществу, возлагает на него ответственность
за выбор целей и идеалов общественного
движения.
В
нравственном освоении человеком действительности
органически сливаются оценка и повеление
. В этом смысле мораль представляет собой
оценочно-императивный
способ освоения человеком действительности,
осуществляемый
с помощью членения окружающих социальных
явлений на «добро» и «зло». Повелевая,
мораль оценивает, оценивая, ― познает.
Вот то
необычное
распределение функций, которое
ее отличает, та особая
последовательность
работы психологических механизмов,
которая присуща
нравственному
сознанию
Функции морали
Функции морали определяются ее сущностью и структурными компонентами. Основные из них:
- ценностно-ориентационная функция, которая проявляется в создании нравственных идеалов и системы ценностей;
- нормативно-регулятивная функция, которая проявляется в соотнесении реальной жизни с нравственными ценностями;
- познавательно-оценочная функция, которая проявляется в обнаружении нравственного смысла и оценки поступков человека с данной точки зрения.
Мораль позволяет сформировать качества и склонности личности, которые делают ее способной к нравственной жизни. Иначе говоря, добродетели человека формируются на основе морали. К ним относят доброту, честность и правдивость.