Структура личности

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» — есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» — является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» — ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции — когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации — когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать — отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность — является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Подструктура форм рефлексии, выделенная Платоновым

Эта подструктура содержит мультибиологические компоненты. Тут психолог говорит об особенностях познавательных процессов. Он заявляет, что конструкция и становление человека не могут существовать без процессов памяти, мышления, чувств, впечатлений, воспринятий. Помимо того, Платонов установил конкретный приоритет в функционировании этих психических процессов.

По его суждению, сила генетической и биологической фундамента в этой субструктуре определяется дальнейшей последовательностью: функции памяти, эмоции субъекта, впечатления, мышление, воспринятие, чувства фигуры и свободы.

Психологические свойства, как говорит советский психолог в своих трудах, не способны существовать без физиологической и генетической памяти, следственно он ставит их на первое место. Отчего биологические качества важнее? Потому что впечатления, эмоции и конкретные типы воспоминаний присущи как людям, так и другим существам.


Фото Gemma Chua-Tran on Unsplash

Данный объект структуры традиционно рассматривается индивидуально.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго — коллективному бессознательному.

Эго — является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное — является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название — надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

Глава 6. Личность преступника

2. Структура личности преступника (по К.К. Платонову)

Научное изучение личности преступника предполагает системный подход, при котором структура личности преступника образуется системой признаков и свойств, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. В книге «Личность преступника» (А.Б. Сахаров, А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев) выделены три основных категории признаков, составляющих структуру личности преступника:

  • социально-демографическая и правовая характеристика;
  • нравственно-психологические качества и социальная ориентация;
  • социальные роли и поведение в различных социальных группах.

При этом они оговаривают, что психофизиологические и биологические признаки, безусловно, играют определенную роль в этой структуре.

Структура личности преступника не является чем-то неподвижным, застывшим. Образующие структуру личности признаки весьма мобильны и изменчивы, и поэтому сама личность все время изменяется. Структура личности преступника по К.К

Платонову позволяет выявить ее особенности и отличия, акцентируя внимание на социальной, биосоциальной, биологически обусловленной подструктурах и интегративных характеристиках, которые включают все другие подструктуры (табл. 6.1)

Таблица 6.1

Индивидуально-психологические особенности личности преступника

№ п/п

Подструктуры личности преступника

Личностные особенности преступника

I

Подструктура биологически обусловленных черт личности (темперамент, пол, возраст)

  • акцентуирование слабых сторон темперамента;
  • усиление кризисных периодов возраста;
  • нивелирование половых различий и половые извращения

II

Подструктура психических процессов личности (особенности памяти, мышления, речи и др.). Развивается с помощью упражнений

  • фригидность мыслительных процессов, косность мышления;
  • недостаток сенсорных воздействий и их компенсация, стремление их разнообразить;
  • личностная тревожность, состояние тоски, ожидания, надежды, фрустрации;
  • сверхконтроль за собой и в то же время ослабление воли;
  • импульсивность, агрессивность;
  • блатной жаргон, мечтательность

III

Подструктура опыта личности преступника.

Развивается в процессе обучения

  • наличие криминального опыта и опыта тюремной жизни;
  • знание и соблюдение тюремных и криминальных законов и традиций;
  • умения, навыки и знания, связанные с преступным образом жизни, татуировки, жесты, позы, жаргон;
  • наличие психологической защиты: самооправдание, отрицание и т. д.;
  • наличие внешнего локуса контроля

IV

Подструктура направленности личности преступника

  • ограниченность жизненных планов, целей, установок, ценностных ориентаций криминальным образом жизни и тюремной жизнью;
  • возможность и приемлемость для себя совершить преступление;
  • удовлетворение своих потребностей любыми средствами, в том числе противоправными;
  • деформация ценностно-смысловой сферы;
  • наличие стойкой негативной психологической защиты в связи со стойкими асоциальными убеждениями;
  • направленность на быструю криминальную адаптацию

V

Интегративная подструктура способностей

  • развитие криминальных способностей;
  • глобальная направленность на удовлетворение материальных потребностей любыми асоциальными способами и средствами;
  • криминальные навыки воровства, мошенничества, обмана, компьютерных преступлений и др.

VI

Интегративная подструктура характера

  • ярко выраженные индивидуализм и эгоизм, безответственность, лживость, отчужденность;
  • алкоголизм, наркомания, половые извращения;
  • импульсивность, «злая» воля;
  • легкость возникновения аффективных реакций;
  • эмоциональная тупость;
  • наличие асоциальных связей и отношений, регламентируемых уголовными нормами, законами и правилами;
  • акцентуации характера: жестокость, агрессивность и др.

Функции

  • Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
  • Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
  • Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
  • Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

7.3.1. Карта личности К.К. Платонова

(СНОСКА: См.: Платонов К.К. Проблема способностей. – Указ. изд.)

Карта личности, разработанная доктором психологических и медицинских наук, профессором К.К.Платоновым, – это «краткая характеристика, составленная применительно к концепции динамической функциональной структуры личности и содержащая систематизированный перечень ее основных элементов».

Структура личности, по К.К.Платонову, состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности человека, в частности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.

Карта личности (по К.К. Платонову)

Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « »______201 г. Фамилия, И., О. _______________ Группа _______________ Возраст _______________ Образование _______________ Специальность _______________

2. Отношение к своему здоровью

Ж. Жизненные обстоятельства:

  1. Психомоторные
  2. Музыкальные
  3. Вокальные
  4. Артистические
  5. Художественные
  6. Технические
  7. Математические
  8. Литературные
  9. Педагогические
  10. Организаторские
  11. Нравственные
  12. Правовые

Прочие наиболее отчетливо выраженные способности

  1. Принципиальность
  2. Коллективизм
  3. Оптимизм

Прочие наиболее отчетливо выраженные черты характера

I. Социально-обусловленная подструктура

  • уровень
  • широта
  • интенсивность
  • устойчивость
  • действенность

2. Профессиональная направленность

3. Атеистическая направленность

II. Подструктура опыта

1. Профессиональная подготовленность

  • психомоторная
  • музыкальная
  • театральная
  • художественная
  • литературная
  • повседневная

IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

1. Эмоциональная возбудимость

2. Эмоционально-моторная устойчивость

  • самообладание
  • целеустремленность
  • инициативность
  • настойчивость
  • решительность

Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.

Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:

  • 5 – названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
  • 4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  • 3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
  • 2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;
  • 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, так как стала чертой характера;
  • 0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

  • раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;
  • остается без изменения;
  • раньше была более свойственна, ухудшается.

Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.

Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.

Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.

Карта личности заполняется как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т.е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ), в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты – подчеркивание.

Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых дается характеристика функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов.

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в конфликт, или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем сознания, обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания качествами, которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Берущий тип характерен для низких уровней интересов социума и активного поведения, а также нацелен на паразитический способ существования в обществе.

Для людей избегающего типа поведения характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Особенности структуры личности по Платонову

В рамках динамической функциональной структуры личности автор выделил 4 подструктуры. Группируя свойства личности, он использовал 5 критериев:

  • Отношение между биологическим и социальным;
  • Внутреннюю близость черт личности;
  • Особенный (основной) вид формирования;
  • Иерархическая зависимость подструктур, которая существует объективно;
  • Описание подструктур личности, которое исторически сложилось.

В качестве основного критерия здесь выступает иерархическая зависимость, так как в рамках каждой подструктуры в большей мере выражены координационные связи. Наряду с этим во взаимодействии разных подструктур преобладающими считаются каузальные связи субординации. Тем не менее, фактический критерий — это первый критерий. Именно на основе соотношения между приобретенным и врожденным в личности Платонов выделил следующие подструктуры:

  • Черты личности, имеющие исключительно социальную обусловленность, включая отношения, направленность и моральные качества;
  • Опыт, в том числе знания, навыки, умения и привычки;
  • Личностные черты, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов;
  • Биопсихическая подструктура, в которой врожденность резко преобладает над приобретенными чертами.

Формирование первой подструктуры происходит через воспитание, второй — с помощью обучения, третьей — через упражнения, четвертой — посредством тренировки. Взаимодействие видов формирования, являющихся специфическими для каждой подструктуры, способно определять индивидуальные особенности личности.

Платонов видел четкую и объективную каузальную зависимость, характерную для первой подструктуры, отличающейся от второй, их обеих — от третьей, и всех вместе — от четвертой.

Категория «структура» в этой ситуации употребляется в прямом смысле. Она представляет собой единство элементов, их связей и целого. Элементы здесь представлены функциональными свойствами личности, поэтому структуру рассматривают как функциональную. И дальше, поскольку ни отдельные черты личности функциональной структуры, ни личность в целом не способны оставаться неизменными на протяжении жизни, структура личности становится динамической.

Личность: что это в психологии?

На сегодняшний день выделяют такие определения личности:

  • личность предполагает изучение индивидуальности человека, заключающуюся в качествах характера, отличных от окружающих людей;
  • личность – это сочетание разных ролей. Необходимость выделения такого понятия обусловлена необходимостью пребывания в обществе. Оно является местом, в котором осуществляется личностный рост индивида. Автором такого определения является Джорж Герберт Мид. Зарубежный психолог утверждал, что истоки личности – в социальном чувстве;
  • психология личности является многогранной областью знаний. Личностью может называться культурный объект, который способен самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, осознать всю ответственность за своё будущее. Такое узкое понимание характерно для психологов-экзистенциалистов. К таким людям принадлежат Леонтьев, Юнг. Как можно увидеть при рассмотрении этого определения, в личность человек может превратиться только на этапе взросления.

Каковы критерии формирования личности

Как и любое открытие, психологические теории души не появляются самостоятельно. Для этого нужно потратить немало времени на изучение большого количества респондентов. После этого решается, что нового, дозволено определить в колляциях человека и как свести их к общепризнанным представлениям. Вся конструкция требует теоретической и исследовательской базы, а также конкретных критериев систематизации. Конструкция по Платонову также формулируется по критериям:


Фото Clayton Webb on Unsplash

  • связь между общественным и биологическим, обретенным и прирожденным;
  • как личностные черты связаны в отдельные подструктуры и внутренне близки;
  • какой инструмент развивает ту либо другую колляцию личности (обучение, воспитание, обучение, тренинг);
  • исторически сложившиеся биологические и общественные колляции человека (сумма психологических колляций, личность как навык).

Структура

  1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
  2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
  3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
  4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
  5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
  6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
  7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
  8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Убеждение

Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у мотивационной сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Направленная подструктура в системе Платонова

Первая подструктура – это моральные черты, которые выражаются через отношение субъекта. Коммуникативные опыты, ссоры, положительное общение и другое формируют личность.

По словам психолога, эта подсистема говорит об устремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, идеологиях и идеалах как о параметрах не только социального яруса (приобретаемого только в процессе обучения), но и общественно-психологического яруса. То есть можно говорить о формировании личности так же, как о человеческом сознании.


Giphy

Все вышеперечисленные качества функционируют в человеке в соответствии с навыками и познаниями. Можно утверждать, они тоже атрибут сознания. Это обозначает, что психологические колляции человека, такие как мечты, влияют на его личность не меньше, чем социум.

Следующую подсистему, в которой идет речь о психологических механизмах формирования, Платонов трактует как общественно-биологические колляции субъекта.

На этом этапе познания, опыты, повадки и способности объединяются как генетически детерминированные черты. Общественная конструкция личность по Платонову говорит о том, что эти параметры как раз связаны с ее колляциями.

Свою теорию он поясняет тем, что познания либо опыт, обретенные в процессе обучения, становятся нормальными, естественными и неотделимыми для человека. Следовательно, они начинают относиться к личностным качествам субъекта. Когда говорят об отношениях между общественным и биологическим в этой подсистеме, нужно помнить, что обучение выходит на первый план.


Фото автора Israelzin Oliveira: Pexels

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Подструктуры личности по Платонову

Платонов в совей теории рассматривал несколько подструктур личности: направленность; опыт; индивидуальные особенности, присущие психологическим процессам и биопсихологическим свойствам.

Направленность личности проявляется в виде моральных черты, не предопределенных врожденными задатками и формирующихся с помощью воспитания. По этой причине данную подструктуру можно назвать социально обусловленной. Она состоит из желаний, интересов, склонностей, стремлений, идеалов и мировоззрения.

Платонов определял направленность не в качестве личностного свойства, а в качестве атрибута сознания (вместе с переживанием и познанием). Она определяет разные проявления активности

В соответствии с воззрениями автора параметры представленной подструктуры важно рассматривать на социально-психологическом уровне

Готовые работы на аналогичную тему

Опыт по Платонову включает умения, навыки и привычки, которые приобретаются с помощью обучения. Они подвержены заметному влиянию биологических, и даже генетически обусловленных личностных свойств. Закрепление в ходе обучения делает их типичными, что дает возможность рассматривать их как свойства личности. Качества данной подструктуры определяет психолого-педагогический уровень обучения.

Индивидуальные особенности психических процессов (память, эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, восприятие) намеренно установлены в соответствующем порядке следования. Этим автор подчеркнул силу биологической и генетической обусловленности психических функций и процессов. В большей мере этот факт характерен для памяти, без которой не существуют прочие психические процессы и функции. Формирование и развитие индивидуальных особенностей психических процессов происходит с помощью упражнения. Изучение этой подструктуры осуществляется на индивидуальном уровне.

Биопсихические свойства включают половые и возрастные свойства, а также типологические свойства личности (например, темперамент). Развитие черт данной подструктуры подвергается тренировке. Свойства личности, включенные в нее, больше зависят от физиологических особенностей мозга, при этом социальные влияния их лишь субординируют и компенсируют. Активность можно определить силой нервной системы, а ее изучение происходит на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

По мнению К.К. Платонова в данные подструктуры укладывается вся совокупность личностных свойств. В данном случае доля этих свойств включается в основном только в одну подструктуру, при этом другие 6находятся на пересечении подструктур, являясь итогом взаимной связи различных собственных подструктур.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: