основные положения
В целом Моральный кодекс преследует утопическую цель: революцию как самопреображение старого человека в нового человека, сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.
Ведущим принципом Морального кодекса является «преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма». Среди других идеологических принципов, присущих массовым гностическим идеологиям, в Моральном кодексе нашли отражение: глобализм (интернационализм), коллективизм, ненависть к порокам «старого мира», непримиримость к врагам коммунизма.
Моральный кодекс привязан к утопической идее об отмирании государства: «Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми».
Все указанные цели достижимы только с помощью полного переворота в обществе и в душе человека. Революционная суть марксизма выражается в заповедях Морального кодекса, предписывающих ненависть и непримиримость к врагам коммунизма.
Моральный кодекс отмечен определенной враждой к Христианству, которое фигурирует в качестве «жестоких и циничных заповедей эксплуататорских классов». Заповедям Христа, которые разделяют людей на верующих и неверующих, праведных и неправедных, в Моральном кодексе противопоставлены «принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: „…каждый за всех, все за одного“, „…человек человеку — друг, товарищ и брат“».
Согласно Владимиру Ленину, на положения которого опирались коммунистические моралисты хрущевской эпохи, большевики «отрицают мораль, отрицают нравственность в том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений Бога… Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» .
Моральный кодекс является отдаленным потомком идей эпохи Просвещения, когда заповеди разума и новой всечеловеческой морали должны были заместить Христианские заповеди, хранимые Церковью. Так, Жан-Жак Руссо «хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные».
Сочинители Морального кодекса считали, что придали ему религиозную окраску. По свидетельству Федора Бурлацкого, Моральный кодекс был написан при следующих обстоятельствах:
- «Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
- Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:
- — Знаешь, Федор, позвонил „наш“ (так он звал Пономарева) и говорит: „Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву“.
- И мы стали фантазировать. Один говорит „мир“, другой — „свобода“, третий — „солидарность“… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно „ляжет“ на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
- Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на „ура“» .
Таким образом, Моральный кодекс задумывался как светская, чисто посюсторонняя подделка под религиозные заповеди, ведущие в Царствие Небесное. Светская религиозность Морального кодекса в данном случае не просто чисто внешнее стилистическое оформление, но оно придано людьми, имеющими атеистическое представление о религии.
Навигатор
-
Не знаю, для кого как, но для меня моя жизнь стала адом в течение последних 6-и лет.
-
И вполне допустимо после 50-ти лет не бежать сразу и регистрировать брак. А просто пожить вместе и понять, а надо ли бабушке замуж-то выходить?
-
Сто лучших блогов, веб-сайтов и влиятельных лиц бэби-бумеров в 2023 году
Любой возраст таит в себе радость, но также печаль о том, что ты начинаешь стареть. Особенно различия видны в 50 лет.
-
В этом возрасте мужчины обычно женаты, имеют взрослых детей и даже внуков.
-
Как говорится: «седина в бороду, — бес в ребро». И Виктор Васильевич, неожиданно для себя, отчаянно влюбился в кассиршу Анну, причём, молодая женщина, которой было всего лишь двадцать с лишним лет, ответила ему взаимностью. Уж чем-то он её обаял.
-
Когда после сорока пяти лет от Сергея Петровича ушла его жена и подала с ним на развод, то он не очень огорчился.
-
Снижение уровня тестостерона в организме заставляет мужчин опускать руки.
-
Если вы сейчас гораздо моложе 60-ти лет, то у вас есть все шансы, чтобы подготовиться к старости заранее.
-
7 приемов зрелой дамы, которая своей привлекательностью даст фору молодой
Любая женщина и в зрелом возрасте может выглядеть не хуже, а, порой, и лучше юной красотки.
иллюстрации
- Бабин Н., Гаусман Г. Моральный кодекс строителя коммунизма. Набор открыток. 1966
- 1979
источники
- 22-й съезд КПСС (17 – 31 октября 1961 года) // Стенографический отчет: в 3-х т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1962
- Бабин Н., Гаусман Г. Моральный кодекс строителя коммунизма. Набор открыток. 1966
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978
- Вершилло Роман. Православная Церковь и гностическая политика // Серия «Богословский модернизм в идеологии Нового времени». Вып. 5. М.: Антимодернизм.Ру, 2015
- Журавков М. Г. Моральный кодекс строителя коммунизма // Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970
- Закатнова Анна. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Христос // Российская газета. № 4849 13.02.2009
- Косолапов С. М., Крутова О. П. Нравственные принципы строителя коммунизма, М., 1962
- Ленин Владимир. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т. 41. М.: Издательство политической литературы, 1981
- Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962
- Нарочницкая Наталья. «Россию спасает лишь инерция добра» // Аргументы и факты. 18.01.2006
- Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии. М., 1963
- Шишкин А. Ф. Основы марксистской этики. М., 1961
Сноски
За рубежом
«Когда мужчине сорок лет…»
Когда мужчине сорок лет,
ему пора держать ответ:
душа не одряхлела?-
перед своими сорока,
и каждой каплей молока,
и каждой крошкой хлеба.
Когда мужчине сорок лет,
то снисхожденья ему нет
перед собой и перед богом.
Все слезы те, что причинил,
все сопли лживые чернил
ему выходят боком.
Когда мужчине сорок лет,
то наложить пора запрет
на жажду удовольствий:
ведь если плоть не побороть,
урчит, облизываясь, плоть —
съесть душу удалось ей.
И плоти, в общем-то, кранты,
когда вконец замуслен ты,
как лже-Христос, губами.
Один роман, другой роман,
а в результате лишь туман
и голых баб — как в бане.
До сорока яснее цель.
До сорока вся жизнь как хмель,
а в сорок лет — похмелье.
Отяжелела голова.
Не сочетаются слова.
Как в яме — новоселье.
До сорока, до сорока
схватить удачу за рога
на ярмарку мы скачем,
а в сорок с ярмарки пешком
с пустым мешком бредем тишком.
Обворовали — плачем.
Когда мужчине сорок лет,
он должен дать себе совет:
от ярмарки подальше.
Там не обманешь — не продашь.
Обманешь — сам уже торгаш.
Таков закон продажи.
Еще противней ржать, дрожа,
конем в руках у торгаша,
сквалыги, живоглота.
Два равнозначные стыда:
когда торгуешь и когда
тобой торгует кто-то.
Когда мужчине сорок лет,
жизнь его красит в серый цвет,
но если не каурым —
будь серым в яблоках конем
и не продай базарным днем
ни яблока со шкуры.
Когда мужчине сорок лет,
то не сошелся клином свет
на ярмарочном гаме.
Все впереди — ты погоди.
Ты лишь в комедь не угоди,
но не теряйся в драме!
Когда мужчине сорок лет,
или распад, или расцвет —
мужчина сам решает.
Себя от смерти не спасти,
но, кроме смерти, расцвести
ничто не помешает.
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.