Моральный кодекс строителя коммунизма

Моральный кодекс строителей коммунизма, или «кто не работает, тот не ест»

основные положения

В целом Моральный кодекс преследует утопическую цель: революцию как самопреображение старого человека в нового человека, сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.

Ведущим принципом Морального кодекса является «преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма». Среди других идеологических принципов, присущих массовым гностическим идеологиям, в Моральном кодексе нашли отражение: глобализм (интернационализм), коллективизм, ненависть к порокам «старого мира», непримиримость к врагам коммунизма.

Моральный кодекс привязан к утопической идее об отмирании государства: «Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми».

Все указанные цели достижимы только с помощью полного переворота в обществе и в душе человека. Революционная суть марксизма выражается в заповедях Морального кодекса, предписывающих ненависть и непримиримость к врагам коммунизма.

Моральный кодекс отмечен определенной враждой к Христианству, которое фигурирует в качестве «жестоких и циничных заповедей эксплуататорских классов». Заповедям Христа, которые разделяют людей на верующих и неверующих, праведных и неправедных, в Моральном кодексе противопоставлены «принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: „…каждый за всех, все за одного“, „…человек человеку — друг, товарищ и брат“».

Согласно Владимиру Ленину, на положения которого опирались коммунистические моралисты хрущевской эпохи, большевики «отрицают мораль, отрицают нравственность в том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений Бога… Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов ра­бочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» .

Моральный кодекс является отдаленным потомком идей эпохи Просвещения, когда заповеди разума и новой всечеловеческой морали должны были заместить Христианские заповеди, хранимые Церковью. Так, Жан-Жак Руссо «хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные».

Сочинители Морального кодекса считали, что придали ему религиозную окраску. По свидетельству Федора Бурлацкого, Моральный кодекс был написан при следующих обстоятельствах:

«Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:
— Знаешь, Федор, позвонил „наш“ (так он звал Пономарева) и говорит: „Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву“.
И мы стали фантазировать. Один говорит „мир“, другой — „свобода“, третий — „солидарность“… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно „ляжет“ на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на „ура“» .

Таким образом, Моральный кодекс задумывался как светская, чисто посюсторонняя подделка под религиозные заповеди, ведущие в Царствие Небесное. Светская религиозность Морального кодекса в данном случае не просто чисто внешнее стилистическое оформление, но оно придано людьми, имеющими атеистическое представление о религии.

Навигатор

  • Не знаю, для кого как, но для меня моя жизнь стала адом в течение последних 6-и лет.

  • И вполне допустимо после 50-ти лет не бежать сразу и регистрировать брак. А просто пожить вместе и понять, а надо ли бабушке замуж-то выходить?

  • Сто лучших блогов, веб-сайтов и влиятельных лиц бэби-бумеров в 2023 году

    Любой возраст таит в себе радость, но также печаль о том, что ты начинаешь стареть. Особенно различия видны в 50 лет.

  • В этом возрасте мужчины обычно женаты, имеют взрослых детей и даже внуков.

  • Как говорится: «седина в бороду, — бес в ребро». И Виктор Васильевич, неожиданно для себя, отчаянно влюбился в кассиршу Анну, причём, молодая женщина, которой было всего лишь двадцать с лишним лет, ответила ему взаимностью. Уж чем-то он её обаял.

  • Когда после сорока пяти лет от Сергея Петровича ушла его жена и подала с ним на развод, то он не очень огорчился.

  • Снижение уровня тестостерона в организме заставляет мужчин опускать руки.

  • Если вы сейчас гораздо моложе 60-ти лет, то у вас есть все шансы, чтобы подготовиться к старости заранее.

  • 7 приемов зрелой дамы, которая своей привлекательностью даст фору молодой

    Любая женщина и в зрелом возрасте может выглядеть не хуже, а, порой, и лучше юной красотки.

иллюстрации

Бабин Н., Гаусман Г. Моральный кодекс строителя коммунизма. Набор открыток. 1966
1979

источники

  • 22-й съезд КПСС (17 – 31 октября 1961 года) // Стенографический отчет: в 3-х т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1962
  • Бабин Н., Гаусман Г. Моральный кодекс строителя коммунизма. Набор открыток. 1966
  • Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978
  • Вершилло Роман. Православная Церковь и гностическая политика // Серия «Богословский модернизм в идеологии Нового времени». Вып. 5. М.: Антимодернизм.Ру, 2015
  • Журавков М. Г. Моральный кодекс строителя коммунизма // Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970
  • Закатнова Анна. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Христос // Российская газета. № 4849 13.02.2009
  • Косолапов С. М., Крутова О. П. Нравственные принципы строителя коммунизма, М., 1962
  • Ленин Владимир. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т. 41. М.: Издательство политической литературы, 1981
  • Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962
  • Нарочницкая Наталья. «Россию спасает лишь инерция добра» // Аргументы и факты. 18.01.2006
  • Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии. М., 1963
  • Шишкин А. Ф. Основы марксистской этики. М., 1961

Сноски

За рубежом

«Когда мужчине сорок лет…»

Когда мужчине сорок лет, 

ему пора держать ответ: 

душа не одряхлела?- 

перед своими сорока, 

и каждой каплей молока, 

и каждой крошкой хлеба. 

Когда мужчине сорок лет, 

то снисхожденья ему нет 

перед собой и перед богом. 

Все слезы те, что причинил, 

все сопли лживые чернил 

ему выходят боком. 

Когда мужчине сорок лет, 

то наложить пора запрет 

на жажду удовольствий: 

ведь если плоть не побороть, 

урчит, облизываясь, плоть — 

съесть душу удалось ей. 

И плоти, в общем-то, кранты, 

когда вконец замуслен ты, 

как лже-Христос, губами. 

Один роман, другой роман, 

а в результате лишь туман 

и голых баб — как в бане. 

До сорока яснее цель. 

До сорока вся жизнь как хмель, 

а в сорок лет — похмелье. 

Отяжелела голова. 

Не сочетаются слова. 

Как в яме — новоселье. 

До сорока, до сорока 

схватить удачу за рога 

на ярмарку мы скачем, 

а в сорок с ярмарки пешком 

с пустым мешком бредем тишком. 

Обворовали — плачем. 

Когда мужчине сорок лет, 

он должен дать себе совет: 

от ярмарки подальше. 

Там не обманешь — не продашь. 

Обманешь — сам уже торгаш. 

Таков закон продажи. 

Еще противней ржать, дрожа, 

конем в руках у торгаша, 

сквалыги, живоглота. 

Два равнозначные стыда: 

когда торгуешь и когда 

тобой торгует кто-то. 

Когда мужчине сорок лет, 

жизнь его красит в серый цвет, 

но если не каурым — 

будь серым в яблоках конем 

и не продай базарным днем 

ни яблока со шкуры. 

Когда мужчине сорок лет, 

то не сошелся клином свет 

на ярмарочном гаме. 

Все впереди — ты погоди. 

Ты лишь в комедь не угоди, 

но не теряйся в драме! 

Когда мужчине сорок лет, 

или распад, или расцвет — 

мужчина сам решает. 

Себя от смерти не спасти, 

но, кроме смерти, расцвести 

ничто не помешает.

Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.

Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: