Джотто (1267—1337).
Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.
XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.
До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.
Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.
И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.
Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.
Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.
Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.
Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.
О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.
Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.
Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.
Леонардо да Винчи (1452—1519).
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.
Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.
Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.
Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.
Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.
Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.
До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.
Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.
Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.
Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.
Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.
О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
Презентация на тему: » Аукцион знаний ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. Титаны Возрождения 100200300400500 Леонардо да Винчи 100200300400500 Рафаэль Санти 100200300400500 Микеланджело 100200300400500.» — Транскрипт:
1
Аукцион знаний ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
2
Титаны Возрождения Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Микеланджело
3
Кого принято называть титанами Возрождения?
4
Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Микеланджело Боунарроти
5
Кого называют основоположником живописи Высокого Возрождения?
6
Основоположн ик стиля Высокого Возрождения в живописи – Леонардо да Винчи.
7
Кого из мастеров Высокого Возрождения называют «певцом женской красоты»?
8
Рафаэль Санти
9
Изображение Давида выполнимое этим творцом было встречено флорентинцами как горделивый символ их общины и установлено на главной площади города.
10
Микеланджело Боунарроти
11
Какие временные рамки этой эпохи?
12
Вторая половина XIII века – конец XVI века. Вторая половина XIII века – конец XVI века.
13
В каком городе родился Леонардо да Винчи?
14
ВИНЧИ
15
Что такое сфумато?
16
Сфумато — явления рассеяния света в воздухе и возникновения дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. Сфумато — явления рассеяния света в воздухе и возникновения дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии
17
Укажите название картины
20
Образ кого воспевал Рафаэль в своих картинах?
22
Рассматривая картину Рафаэля Санти Ф. М. Достоевский воскликнул: «КРАСОТА СПАСЕТ МИР!» Что это за картина?
23
СИКСТИНСКАЯ МАДОННА
24
Удивительно впечатление простора… особенно, когда отдаешь себе отчет, что на фреске изображено свыше пятидесяти больших действующих фигур. Едва ли не большая часть очарования… приходится на долю легких и грандиозных арок, уходящих в бесконечность над головами Сократа и Аристотеля (П.П.Муратов). О какой фреске идет речь?
25
Афинская школа
26
Укажите название картины
27
Мадонна со щеглёнком
28
Укажите название картины
29
Мадонна Коннестабиле
30
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ СКУЛЬПТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО
32
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
34
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО
35
СОБОР СВ.ПЕТРА
36
От напряженья вылез зоб на шее Да подбородок вклинился в утробу Грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу, Полез к горбу; и дыбом борода; А с кисти на лицо течет бурда… О какой из своих работ Микеланджело написал эти строки?
38
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ
39
ПЬЕТА
42
Творчество Боттичелли Творчество Рафаэля Творчество Леонардо Творчество Микеланджело Творчество Джорджоне
43
Выберите полотна Боттичелли
44
Проверь себя
45
Выберите полотна Леонардо
46
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
47
Выберите полотна Рафаэля
48
Проверь себя
49
Выберите полотна Джорджоне
50
Проверь себя
51
Выберите работы Микеланджело
52
Проверь себя
53
Тинторетто Рождение Иоана Крестителя
54
Джорджоне Юдифь
55
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа
56
Леонардо да Винчи Мадонна Литта
57
Установите соответствие РАФАЭЛЬ ТИЦИАН ДЖОТТО БОТТИЧЕЛЛИ ДАНТЕ БРАМАНТЕ БРУНЕЛЕСКИ ЛЕОНАРДО ТИНТОРЕТТО МИКЕЛАНДЖЕЛО ПЕТРАРКА ВЕРОНЕЗЕ ДЖОРДЖОНЕ ПРЕДВОЗРО ЖДЕНИЕ РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕН ИЕ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕ НИЕ ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕ НИЕ
58
Проверьте себя РАФАЭЛЬ ТИЦИАН ДЖОТТО БОТТИЧЕЛЛИ ДАНТЕ БРАМАНТЕ БРУНЕЛЕСКИ ЛЕОНАРДО ТИНТОРЕТТО МИКЕЛАНДЖЕЛО ПЕТРАРКА ВЕРОНЕЗЕ ДЖОРДЖОНЕ ПРЕДВОЗРО ЖДЕНИЕ РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕН ИЕ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕ НИЕ ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕ НИЕ
59
СИНКВЕЙН 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2.ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3.ТРИ ГЛАГОЛА 4.ПРЕДЛОЖЕНИЕ
61
Что такое возрождение?
63
Укажите название картины и ее автора
64
Эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью. В этот период возрождается интерес к античной культуре, но самое главное возрождаются идеалы гуманизма.
65
Укажите название картины и ее автора
Рафаэль (1483—1520).
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.
Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.
Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.
Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.
Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.
О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.
Микеланджело (1475—1564).
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.
Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.
Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.
Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.
Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.
В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.
Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.
Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.
О самой известной фреске читайте в статье “Сотворение Адама. Почему это шедевр”.
Тициан (1488-1576).
Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид.
Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.
За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.
Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.
Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.
К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.
Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.
Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.
О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.
Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.
Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?
Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.
Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.
Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.