7 уровней общения по а. б. добровичу

7 уровней общения по а. б. добровичу

Средства общения.

Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.

Неречевые (невербальные) средства — мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами

Выделяют также 2 особые подгруппы.

Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.

Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.

С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.

Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения

  1. Интимная зона – 0 – 45 см.
  2. Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
  3. Социальная зона – 120 – 350 см.
  4. Публичная зона – от 350 см и выше.

Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.

Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.

  1. Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
  2. Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
  3. Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
  4. Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
  5. Мотив минимизации выигрыша других
  6. Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)

Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.

Составляющие уровней общения

Замечание 1

Психология общения ‒ одно из наиболее быстроразвивающихся направлений в психологии, и в этом нет ничего удивительного, ведь коммуникация ‒ необходимая часть жизни человека. Общение с сослуживцами, руководством, близкими людьми, приятелями, случайными или знакомыми собеседниками ‒ часть ежедневной жизни.

Нужно сказать, что общение весьма разнообразно. Выделяют множество его стилей, видов, типов и уровней.

Уровень общения характеризуют следующие составляющие:

Способность выражать мысли. Для того чтобы логично и понятно высказываться, необходимо располагать богатым словарным запасом. Присутствие в речи слов-паразитов, нецензурной брани и длинных пауз говорит о плохо сформированной способности четко объясняться.Пополнить словарный запас совершенно не сложно — для этого необходимо больше читать и чаще общаться с людьми, которые следят за грамотностью своей речи.

Подход к общению

Имеет большое значение не просто формулировать мысли словами, но и концентрировать внимание на то, понимает ли смысл произносимых слов собеседник. Манеру и стиль нужно подстраивать так, чтобы они были уместны

От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.

Темп речи. В одних случаях будет уместно говорить быстро, в других – придерживаться медленного темпа. Идеальный вариант – вести повествование в размеренном темпе, ровно, придерживаясь среднего темпа говорения, так, чтобы все слова были четко слышны, то есть произносить в среднем два слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь будет наиболее красивой.

Планирование

Люди, которым нужно от их оппонента что-то серьёзное, выстраивают целые планы, методом следования которым у них получится добиться желаемого. Обычно это занимает много времени, поскольку и на кону стоит нечто весомое, что просто так заполучить не удастся.

Это встречается в сфере личных отношений. Так, например, алчной девушке, больше всего в жизни мечтающей о беззаботной, но богатой жизни, посчастливилось познакомиться с состоятельным человеком. Своими постоянными признаниями в любви и верности она всё сильнее и сильнее привязывает к себе «жертву». Правда, такие люди не глупы, и придётся совершать поступки ради доказательства своих «серьёзных и искренних намерений». Но в итоге хитростью добиться желаемого удаётся. Манипулируемый лишается силы воли. А «организатор» аферы получает возможность им управлять.

Разновидности общения

Общение классифицируют по таким параметрам: контакт с собеседником, длительность и уровень передачи информации.

Анализируя условия контакта с собеседником, можно говорить о таких типах общения:

По пространственно-временной дистанции:

1) Непосредственное или прямое общение. В прямом контакте люди находятся в непосредственной близости, они могут использовать как речь, так и мимику, жесты. Такой контакт считается полноценным ввиду того, что субъекты могут получать наиболее достоверную информацию друг о друге. Непосредственное общение обладает большой силой внушения, эмоционального воздействия. Здесь особенно важны устная речь, а также язык жестов и мимики. Ведь именно в них закреплены определенные социальные значения.

2) Опосредованное или косвенное общение. В этом случае люди могут быть разделены временем или находиться далеко друг от друга. С точки зрения психологии этот контакт считается неполным, особенно если есть нарушения в обратной связи. Примеры косвенного общения: переписка, телефонный разговор, восприятие произведений искусства, СМИ и т. д. Преимущественно такое общение одностороннее, но при этом оно способно обогатить всю систему отношения личности к миру, позволяет индивиду быть причастным к мировым событиям, разным странам, эпохам, поколениям.

По количеству взаимодействующих людей:

  • Массовое общение. Оно реализуется в многочисленных контактах людей, которые между собой не знакомы. Это могут быть прямые контакты (демонстрации, митинги, собрания в аудиториях и различные многочисленные скопления людей) и косвенные, носящие односторонний характер (средства коммуникации в массовой культуре и прочие).
  • Межличностное общение можно разделить на диалогическое и монологическое: если субъект-объектное взаимодействие носит равноправный характер, его цель при этом состоит во взаимном познании и удовлетворении потребностей каждого из собеседников, мы имеем дело с диалогическим общением; при неравноправных позициях собеседников мы имеем дело с монологическим общением, которое бывает двух видов. По степени равноправия партнеров межличностное общение разделяют на:
  • Императивное общение, которое подразумевает авторитарное (директивное) воздействие на собеседника. Цель этого влияния – контроль над его действиями, мыслями и установками, а также склонение объекта к принятию каких-либо решений, либо к выполнению действий. При императивном общении его цель остается открытой, она не скрывается.
  • Манипулятивное общение – это такая форма взаимодействия, при которой воздействие на собеседника также выполняется для достижения личных целей говорящего, но эти намерения и цели скрыты.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение, которое зависит от статусов собеседников. Это может быть беседа между учеником и учителем, подчиненным и начальником и т. д. В обществе приняты правила и специфика общения для различных ролей.
  • Личностное общение определяется индивидуальными особенностями собеседников и тем, какие между ними установлены отношения.

Общение зависит от многих факторов: целей собеседников, вида их деятельности, индивидуальных нюансов каждого, симпатий и антипатий субъектов и т. д. Беседа также может быть длительной и краткосрочной. Она осуществляется через вербальное (с использованием речи) и невербальное (тембр голоса, громкость, поза, мимика и жесты говорящего и. д.) взаимодействие.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Примитивный уровень

Как правило, общение на этом уровне выстраивается, если один собеседник не воспринимает другого как личность, видя в визави «нужный» или «ненужный» объект.

В ситуации, когда собеседник воспринимается как «полезный объект», разговор строится с позиции превосходства. А если другой человек отнесен к категории «мешающий объект», общение выстраивается в еще более пренебрежительном стиле и может прерваться без объяснения причин.

В такой ситуации один из общающихся не задумывается о том, правильно ли поймут его слова. Он старается говорить больше, громче и не выбирая выражений. Часто это пьяные навязчивые попутчики, невежливые работники сферы услуг, сотрудники государственных учреждений.

Единственное правильное поведение при общении в подобном стиле — говорить спокойно и размеренно, при необходимости жестко.

Пятый уровень: игровой

Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.

Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.

Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а) Люди удовлетворены ею;

б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Бизнес и работа

Это такая сфера, в которой манипулятивное общение встречается чаще всего. И оно является совершенно обычным явлением. Руководитель не воздействует на своих подчиненных силой – он управляет ими психологически, создавая у них иллюзию свободы и самостоятельности.

Какими бы ни были цели общения данного типа, манипуляция всегда строится по той или иной схеме. Отличную модель создал американский психотерапевт Эрик Берн. Он создал интересную схему с тремя эго-позициями. Они условно обозначены ученым как «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д). Как работает схема? Можно понять на примере.

Допустим, в фирме организовано совещание. И руководителю тоже туда идти обязательно, о чём ему было сообщено. Но только ему не хочется. Позиция «Родителя» такая: «Идти надо – это моя обязанность. И пример подчинённым надо подать». В то же время «Взрослый» уверяет: «Совещание — это пустая трата времени. У меня тут стол от отчётов ломится». А позиция «Дитя» такая: «Если я не пойду, то босс будет очень зол». В итоге решение принимается следующее: руководитель идёт на совещание, но берёт с собой бумаги, чтобы сесть подальше и поработать на месте. Получается разумный компромисс.

Эта простая схема – вспомогательный инструмент для трансакционного анализа манипуляций. Здесь наблюдается небольшая психологическая борьба и вопрос выбора, а также распределения позиций.

Какие выделяют составляющие

Примечание

Стоит различать факторы, которые влияют на уровень общения (словарный запас собеседников, их личностные черты, особенности ситуации, условия и т.п.), и составляющие компоненты уровня общения. При этом существует тенденция отождествлять оба понятия в рамках отдельных уровневых типологий.

Набор составляющих может отличаться в зависимости от подхода в изучении феномена общения и его структурных особенностей. Важно понимать, что уровни общения тесно связаны с формами общения, стратегиями коммуникации и выбором того или иного стиля общения (паттерна). Все вместе они образуют интегрированные системы речевого (и не только) взаимодействия, а их характер непосредственно влияет на составляющие признаки уровня общения

Отношение к собеседнику и взаимовосприятие

Это определение каждым из участников своей роли в акте и соответствующее формирование отношений к друг другу в зависимости от избранных формы общения, его стратегии и паттерна. Данный компонент также дает основания судить о положении собеседников (равное/неравное, партнерское/враждующее и т.д.). Отношение и выбор ролей задают тон всему последующему контакту и зависят от множества факторов: настроения собеседников, опыта предыдущего общения, текущей обстановки и т.п.

Общая реакция на акт коммуникации

Свидетельствует о характере отклика на стимулы другого и рецепции информации каждым из собеседников (пассивное восприятие, активное восприятие, игнорирование). Общая реакции выступает следствием избранной тактики общения. Она также свидетельствует о том, насколько собеседники понимают друг друга, эффективно ли они взаимодействуют в рамках отдельного контакта.

Характер передачи информации

Характер передачи зависит и от двух предыдущих компонентов, выступая следствием реакции собеседников на акт взаимодействия в зависимости от избранных ролей. Сюда можно включить темп речи, ее стиль и тон, уровень выражения мыслей собеседниками. Если человек желает избавиться от навязываемого другим взаимодействия, то его темп речи, к примеру, будет быстрым, а тон — неуважительным. От уровня выражения мыслей одного из участников зависит то, насколько другой сможет понять посыл и адекватно отреагировать, чтобы акт коммуникации был успешен.

В некоторых структурах дополнительными компонентами могут выступать цель общения и социальная дистанция.

О переходе между уровнями

Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.

Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 5 советов: как развить свои способности в сфере эффективного общения
  • 5 уровней лидерства
  • Перцептивная сторона общения
  • Проксемика
  • Ассертивное влияние
  • 10 способов улучшения навыков общения
  • Правила и этапы работы с возражениями
  • Теория морального развития Л. Кольберга
  • 10 советов, как говорить с кем угодно
  • Лидер пятого уровня

Ключевые слова:1Коммуникации

Уровень масок (стандартизированный)

Выбирая уровень масок, собеседник старается скрыть свои истинные чувства, свое Я.

Часто в ситуации, когда общаться желания нет, но социальные нормы требуют участия в беседе, человек надевает маску. И тогда в первую очередь он беспокоится о том, чтобы сохранить маску и скрыть истинное Я.

Американский психоаналитик Бюдженталь выделил в стандартизированном уровне следующие подуровни:

  • формальный;
  • поддержания контакта;
  • стандартной беседы.

Переход на формальный уровень используется для сохранения привлекательной репутации или определенной дистанции между собеседниками.

Уровню поддержания контакта свойственно более непринужденное общение, основанное на обмене не только информацией, но и мнениями.

Уровень стандартной беседы — это повседневное общение в кругу родных или знакомых, когда необходимо скрыть истинные эмоции.

В общении такого уровня в принципе нет ничего плохого, да и нормы поведения в обществе требуют надевать ту или иную маску в разных ситуациях. Если человек постоянно общается на стандартизованном уровне, это приводит к размытию границ собственного Я и неумению впоследствии выражать свои истинные чувства.

СМИ

Выше было вкратце рассмотрено семейное, бытовое и профессиональное общение манипулятивного типа. Теперь можно обратиться к СМИ. Пресса – это четвёртая власть, и изначально данное определение было благородным. Журналисты во все времена делали полезную работу, осведомляли людей обо всём, что является важным. Но сегодня всё чаще встречаются СМИ, которые не гнушаются манипулировать обществом. Которое им верит. Некоторые СМИ делают это в собственных интересах, к другим же обращаются за «помощью» личности, которым это выгодно.

Если на самом авторитетном ресурсе страны в период, когда в этом государстве планируются выборы в президенты, опубликуют объёмную и обоснованную информацию о том, что кандидат N является, мягко говоря, недостойным, то велика вероятность, что люди, доверяющие данному СМИ, за него не проголосуют. Когда на известном канале появляется красивая реклама определенного продукта, его продажи начинают расти. И таких примеров довольно много. Не говоря уже о заметках, новостях и статьях, в которых их авторами используются все ранее упомянутые приёмы – воздействие на эмоции, риторические вопросы, обращение к совести и личностному восприятию читателя, стиль изложения и многое другое.

Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи

Виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.

Различают следующие виды общения:

  1. социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);
  2. групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;
  3. личностно ориентираванное, общение, то есть общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Также широко используются неречевые — невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).

Уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить следующие уровни общения:

  1. макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
  2. мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое ИЛИ многоразовое во времени;
  3. микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).

А. Б. Добрович выделяет конвенциальный, примитивный, мапнпуляцнопный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.

Понятие о языке и речи. Речь — могучий фактор психического развития человека, под влиянием которого формируются и становятся управляемыми сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Речь — процесс общения людей посредством языка.

Коммуникации (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничного многообразия мыслей, намерений и чувств человека.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарии головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т. д.

В восприятии речи можно выделить:

  1. анализ и синтез звуков:
  2. анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).

Фонема — звук речи в языковой системе. Способность анализировать н синтезировать речевые звуки но признакам, свойственным фонемам родного языка, называется фонематическим слухом, развивающимся обычно в возрасте от 1 года до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.

Слово представляет собой целостный звуковой комплекс соединения звуков и акустических переходов между ними.

Речь бывает:

  1. внутренняя — особый вид беззвучной речи. Характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:
  2. внешняя — общение между людьми с помощью технических средств;
  3. письменная — имеет четкий замысел; А)устная речь (диалогическая н монологическая) является основным видом вербальной коммуникации.

Семья

Это ещё одна сфера, в которой манипуляция встречается часто. Технику «Дитя в семье» нередко используют ленивые мужья. Жена поручила сходить в магазин? Купит не то, что нужно было. Потом жена сама будет отправляться в супермаркет, чтобы не пришлось трепать себе нервы и повторно выходить за покупками. Конечно, далеко не все мужчины такие подлые. А узнать, что женщина замужем за именно таким «кадром», можно легко. Называя число детей, она включит в него и своего супруга.

Техника под названием «Обиделся» тоже имеет место в такой сфере, как манипулятивное общение. Примеры многочисленны. Один из супругов, чувствуя, что скоро к нему обратится вторая половинка с просьбой сделать то, что ему выполнять не хочется, внезапно обижается. Кто подойдёт к расстроенному человеку с целью попросить чего-либо?

Вообще, роль общения изначально была положительной. Только люди всё портят. Своими манипуляциями. Многие ими увлекаются, а потом удивляются, почему их отношения рушатся. Вот, к примеру, ещё одна техника, называется «Если бы тебя не было». Как мужья, так и жёны активно её пользуются. С целью вызвать у партнёра чувство вины и начать им управлять. «Зачем я вышла за тебя? Вон как за мной ухаживали, и бизнесмены были даже! А молодость на тебя потратила», — разве такие фразы являются редкостью? Нет. Может, один раз и получится ею манипулировать, но вот злоупотребление приведёт к разводу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: