Виды исторических источников — описание, особенности и примеры

Бхд хярнпхвеяйху хярнвмхйнб

Близость к историческому процессу

Исторические источники могут быть по разному близки к историческому процессу. Выделяют первичные, вторичные и третичные. Как правило, к историческим источникам при этом относят только первичные источники, и гораздо реже — вторичные.

Первичные источники являются материалами «из первых рук», записанными современниками или непосредственно отразившими исторический процесс. Лори Чарниго и Маргарет Далтон отмечают, что первичные источники могут предоставить исследователям «неопосредованную прямую информацию об объекте исследования». К ним принадлежат:

  • предметы материальной культуры (в том числе археологические материалы);
  • разговорная речь;
  • изобразительные источники;
  • поведенческие источники (обряды и обычаи);
  • памятники устного творчества;
  • письменные источники — документы (юридические, торговые, записи речи, религиозные), хроники, письма, дневники, мемуары, литературные произведения и другие.

Первичными могут также выступать вторичные и третичные источники, принадлежащие к изучаемому периоду: исследования, биографии, энциклопедии, учебники, словари, статьи.

Вторичные источники — обработка исторического материала, взятого из первичных источников. Вторичные источники, таким образом, удалены от события как минимум на один шаг. Это сообщения, которые описывают, адаптируют, анализируют, оценивают, интерпретируют, обобщают первичные источники. Чаще всего вторичные источники имеют письменную форму.

Третичные источники — это обобщения первичных и вторичных источников. К ним относят: словари, энциклопедии, книжные указатели, библиографии, учебники и др.

↑рХОШ Х БХДШ ХЯРНПХВЕЯЙХУ ХЯРНВМХЙНБ

к.м. оСЬЙЮПЕБ (1975) БШДЕКЪК ЯЕЛЭ РХОНБ ХЯРНПХВЕЯЙХУ ХЯРНВМХЙНБ: БЕЫЕЯРБЕММШЕ, ОХЯЭЛЕММШЕ, СЯРМШЕ, ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ, ДЮММШЕ ЪГШЙЮ, ЙХМН-ТНРНДНЙСЛЕМРШ, ТНМНДНЙСЛЕМРШ. щРЮ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ СВХРШБЮКЮ, Я НДМНИ ЯРНПНМШ, МЮХАНКЕЕ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ ОПХГМЮЙХ, УЮПЮЙРЕПМШЕ ДКЪ РЕУ ХКХ ХМШУ ХЯРНВМХЙНБ (ОПНХЯУНФДЕМХЕ, ЯНДЕПФЮМХЕ, ТНПЛЮ), Ю Я ДПСЦНИ – НАЗЕЙРШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЙНМЙПЕРМШУ НРПЮЯКЕИ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ. бЛЕЯРЕ Я РЕЛ, НВЕБХДМЮ СЯКНБМНЯРЭ ДЮММНИ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ, ОНЯЙНКЭЙС, МЮОПХЛЕП, ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ХЯРНВМХЙХ Х ДЮММШЕ ЪГШЙЮ ЛНЦСР АШРЭ ОПЕДЯРЮБКЕМШ Б ОХЯЭЛЕММНИ ТНПЛЕ ХКХ Б БХДЕ ТНМНДНЙСЛЕМРНБ, Ю ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ – Б БХДЕ БЕЫЕЯРБЕММШУ ОЮЛЪРМХЙНБ Х ЙХМНТНРНДНЙСЛЕМРНБ. аНКЕЕ ДПНАМШЕ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ ОПХЛЕМЪКХЯЭ ДКЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ОХЯЭЛЕММШУ ХЯРНВМХЙНБ. мЮХАНКЕЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММШЛ АШКН ХУ ДЕКЕМХЕ ОН БХДЮЛ. оНД БХДНЛ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ХЯРНВМХЙЮ ОНМХЛЮКЮЯЭ ЯНБНЙСОМНЯРЭ ЯУНДМШУ ОПХГМЮЙНБ ЯНДЕПФЮМХЪ, ОПНХЯУНФДЕМХЪ Х ТНПЛШ, ДЮЧЫЮЪ БНГЛНФМНЯРЭ БШПЮАНРЮРЭ НАЫХЕ ОПХЕЛШ ХЯРНВМХЙНБЕДВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ ДКЪ БЯЕУ ПЮГМНБХДМНЯРЕИ ХЯРНВМХЙНБ ДЮММНЦН БХДЮ. 

Анализ исторических источников на достоверность

К сожалению не всем историческим источникам можно доверять, как минимум доверять безоговорочно. Разумеется, если идет речь о фольклорных источниках, то понятно, что их достоверность будет под вопросом, ну а если мы имеем дело с письменными трудами историков прошлого. Тут тоже не все однозначно, так как часто историки тоже были далеко не всегда объективными. Все мы знаем фразу, что «историю пишут победители», к сожалению, она имеет смысл в отношении многих письменных исторических свидетельств. Те же летописцы, как правило, находились на службе у князя и о событиях современных им писали так, чтобы выставить своего покровителя (князя) в выгодном свете. За примером далеко ходить не надо, посмотрите, как освещают события современные СМИ и в каком свете. А летописцы это были по сути теми же средневековыми СМИ (только без телевидения и интернета)

Поэтому чтобы действительно правильно и объективно оценить какое-нибудь историческое событие необходимо иметь о нем информацию хотя бы из двух разных исторических источников. К сожалению не всегда это возможно…

А порой и вовсе бывают исторические источники-подделки, мистификации, сделанные специально, чтобы ввести в заблуждение с корыстной целью. Так, например, в 1867—1869 годах член Парижской Академии наук Мишель Шаль представил в академию целое собрание найденных будто бы писем Галилея, Паскаля, Ньютона и других известных личностей, включая даже письма Александра Македонского к Аристотелю. Причем сам Шаль был искренне уверен в их подлинности. Как оказалось, все эти документы были фальшивками, которые за огромную сумму продал Шалю мошенник Дени Врэн-Люка, выдав за переводы с подлинников.

Чтобы выявить подобные подделки, как письменные, так и вещественные, их тщательно проверяют. Если идет речь о письменном документе, то идет анализ речи, изучение лексики, стиля письма. К примеру, если в историческом документе встречается слово, которое появилось позднее, то это будет служить ясным сигналом о том, что документ подделка и не может рассматриваться в качестве исторического источника.

Классификация по С. О. Шмидту

С. О. Шмидт в 1985 году предложил другую схему классификации источников по типам и подтипам.

К первому типу относится все многообразие вещественных источников (от археологических памятников до предметов бытового обихода и современных машин).

К типу изобразительных источников отнесены:

  • изобразительно-натуральные (фотографии, кинокадры);
  • художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, кино- и фото- искусства);
  • изобразительно-графические.
  • разговорная речь;
  • памятники устного творчества (фольклор);
  • Все виды и разновидности письменных памятников (в том числе эпиграфические). К этому типу также относятся фонодокументы, так или иначе фиксирующие человеческую «речь».

Многообразие конвенционных источников, к которым отнесены условные обозначения графическими символами (ноты, знаки химической, математической и прочей символики).

Еще одним типом являются поведенческие источники, то есть визуально наблюдаемые обычаи и обряды — индивидуальные и коллективные действия (семейно-бытовые, трудовые, праздничные и пр.)

Тип звуковых или аудиальных источников (звуки в узком и широком смысле).

Разновидности и классификация

Документы, пришедшие из глубин прошлого, отличаются многообразием.

При этом основными видами исторических источников являются:

  • летописи;
  • законы и подзаконные акты;
  • статистика;
  • мемуары;
  • публицистика;
  • научные труды.

Известны различные случаи мистификации — продуманной подделки, имеющей целью введение в заблуждение, искажение подлинно научных знаний. Именно поэтому письменные документы непременно подвергаются критике, проверке достоверности. Работа с источниками предполагает наличие глубоких знаний предмета, только в этом случае можно быть уверенным, что перед исследователем — достоверный документ.

Проверка подлинности источника предполагает использование двух видов критики, представленных в таблице:

Разновидность Отличительные черты
Внутренняя Анализ достоверности путем детального изучения самого источника. Определение характерных особенностей стиля предполагаемого автора, изучение лексики. Если в документе употребляется слово, которое появилось значительно позднее, ученые могут усомниться в его истинности.
Внешняя Подлинность документа устанавливается путем анализа даты и места его создания, установления авторства. Совокупность проверок называется атрибуцией.

Хронологический подход

Представляет собой разделение источников на группы в зависимости от их отнесенности к той или иной эпохе. Самыми древними считаются устные исторические источники, примерами которых может служить фольклор, мифотворчество, былины и сказания. Русские сказки при наличии фантастического элемента, помогают лучше узнать, как жили славяне, какие избы возводили, какую одежду носили, какое оружие использовали. Вот почему они очень востребованы в научном мире.

Для получения сведений о древнейших эпохах важно использовать все крупицы информации, поэтому исследователи анализируют фольклор, наблюдения за жизнью отсталых племен, другие сведения. Согласно хронологической классификации, все источники подразделяются, в зависимости от того, в какое время были созданы

Согласно хронологической классификации, все источники подразделяются, в зависимости от того, в какое время были созданы.

Периодизация такова:

  1. Первобытные.
  2. Античные.
  3. Средневековые.
  4. Нового времени.
  5. Новейшего периода.

Подтипы, выделяемые Шмидтом

Эта классификация в источниковедении была предложена в 1985 году. Исследователь выделил 6 типов источников. Прежде всего, это вещественные, которые очень многообразны и конструктивно представляют собой материальные предметы: архитектурные памятники, бытовые изделия, дома, машины и механизмы. Изобразительная категория не менее разветвленная, в нее включаются произведения живописи, фильмы, фотоснимки, наскальная живопись, из современных вариантов можно назвать граффити, арт-проекты.

Словесные источники включают в себя:

  • произведения устного народного творчества;
  • элементы разговорной речи, диалекты, сленг, даже ненормативная лексика;
  • фонодокументы — запись на голосовой носитель речи известных деятелей прошлого.

Поведенческие разновидности — изучение особенностей и обычаев отсталых народов, которые дают возможность получить условное представление, как жили древние люди.

Типологическое подразделение

По типологии источники бывают вспомогательными и собственно-историческими письменными. Основной принцип классификации — на основании общих функций.

  • монеты (предмет анализа нумизматики);
  • бумажные деньги (изучает бонистика);
  • гербы (геральдика);
  • эмблемы (их характеристикой занимается эмблематика);
  • флаги и вымпелы (относятся к объектам изучения науки вексиллологии);
  • марки (рассматриваются в филателии);
  • объекты вещественного мира, извлеченные из-под земли (археология);
  • древние рукописные книги (кодикология).

При подготовке доклада или реферата по источниковедению, ученикам нужно отметить, что в комплекс письменных исторических источников вошли берестяные грамоты, древнейшие законы, статистические данные, дневники и письма. Все это помогает понять особенности жизни и культуры различных эпох.

Педагогический аспект

В соответствии с современной методикой преподавания, знакомство с историческими источниками в рамках школьного курса должно быть обязательным. Преимущество изучения материала — возможность сделать изложение исторических фактов более наглядным, интересным. Школьники постигают особенности эпохи, пропускают ее через себя, узнают малоизвестные факты, что стимулирует их интерес к предмету и науке в целом. Кроме того, работа с источниками дает возможность развить навыки рассуждения, анализа, умения находить ответ на поставленный вопрос, критически осмыслять информацию.

Однако для достижения результатов следует правильно включать исторические источники в учебный процесс. Только в этом случае они станут продуктивными и полезными.

Задачи педагога:

  1. Отобрать подходящие для раскрытия темы источники.
  2. Ставить конкретные цели, которые предстоит решить ученикам.
  3. Сформулировать задание так, чтобы оно приобрело элемент творческого поиска, а не представлялось скучным.

Приемы работы

Существует достаточно большое количество методов, позволяющих включить исторические документы в современный урок. Самый простой, но действенный — чтение и анализ. Работа может проводиться в письменной или устной формах, быть индивидуальной, коллективной или парной. Можно предложить школьникам выписать термины и попробовать сформулировать их определение на основании информации из источника.

Следующий вид задания — групповой анализ документа по заранее подготовленным вопросам. Метод дает возможность включить в работу весь класс. Однако основная сложность — грамотно и четко сформулировать вопросы. Они должны быть понятными школьникам, но предоставлять возможность мыслить логически и порассуждать.

Возможные трудности

Работа с источниками вызывает определенные сложности даже в научных трудах, поэтому нет ничего удивительного, что школьники, у которых отсутствует должный опыт, часто оказываются в тупике и не знают, как выполнить нестандартное задание. Основная трудность, что работа с документами предполагает отход от традиционных «классических» заданий типа «ответьте на вопрос», «заполните таблицу» и похожих. При анализе реальных рукописей или законов приходится отходить от канонов и использовать образное мышление, которое развито не у всех.

Задача учителя — подготовить источники, которые понятны детям и доступны для их восприятия. История — увлекательная наука, но нередко для школьника многие интересные малоизвестные факты остаются за гранью понимания, поэтому уроки по источниковедению проваливаются

Привлечь внимание и заинтересовать, согласно одному из принципов педагогики, гораздо важнее и полезнее, нежели заставить ребенка заучить даты и понятия.

Таковы основные виды источников, по которым изучают прошлое России и других стран, а также методологические аспекты их анализа в школьном курсе. При грамотном подходе документы помогут сделать историю любимым предметом большого количества школьников.

https://youtube.com/watch?v=zmBguqI0MHc

Этнографические источники

Третий тип материалов представлен памятниками о народах, которые содержат сведения о них, а именно название, ареал расселения, специфику культурной жизни, особенности религиозных верований, обряды и обычаи. Источниковеды отмечают, что невозможно разделить источники по социально-экономическому принципу, так как такая классификация совершенно не соотносится с термином исторического источника, не признают они и разделение источников на «остатки» и «традиции».

Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.

Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.

Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.

Письменные источники

Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:

1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;

2) актовый материал;

3) литература и публицистика;

4) делопроизводственные документы;

5) статистические документы;

6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;

7) периодическая печать.

К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.

Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.

§ Вопросы, связанные с историческими источниками

«Каким образом обрабатывать полученные исторические источники» — это один из наиболее частых вопросов во всей тематике источниковедения. Действительно ну вот обнаружили Вы так или иначе исторический источник — как его расшифровать? Как правильно понять? Прежде всего отвечая на данный вопрос следует отметить, что тип работы с источником определяется типом самого исторического источника. Другими словами обработка посуды, обнаруженной археологом отличается от обработки лингвистического источника. В каких-то случаях анализ исторического источника может подразумевать радио-углеродный анализ, а в каких-то лингвистическую экспертизу.

Критика исторического источника — как вообще проверить исторический источник? Может это вообще подделка? Ответом на вопрос о проверке верифицируемости исторических источников является — так называемая критика источника. Существует внутренняя и внешняя критики исторического источника. Например нашел археолог древнюю запись (допустим та же самая берестяная грамота). В данном случае внешней критикой исторического источника будет анализ материала самой грамоты, установление места ее обнаружения и.т.д. Т.е. нужно будет ответить на вопрос каким-образом мог этот документ дойти до нас.

Внутренняя критика данного источника будет заключаться в том, чтобы установить личность автора т.е. кто это мог написать? Зачем? Что вообще здесь имелось ввиду? Каков смысл данного документа? Грубо говоря, внешняя критика источника — анализ формы. Внутренняя критика источника — анализ содержания.

Говоря о критике исторических источников, разумеется, необходимо упомянуть концепцию двойной субъективности исторического источника. Суть в следующем: тот человек, который создаёт исторический источник имеет своё личное восприятие событий и отражает информацию через призму своего сознания т.е. субъективно выражает себя в источнике. Это первый уровень субъективизации.

Далее, когда источник попадает в руки к исследователю, он, в свою очередь, проводит анализ источника в соответствии со своими представлениями — это второй уровень субъективизации. Таким образом, хранимая информация дважды сталкивается с человеческой интерпретацией и как следствие становится дважды субъективной.

Письменные

С изобретением письменности древними цивилизациями письменные исторические источники стали важнейшими, а их сохранением в виде книг, свитков и т. п. занимались представители культур Древнего Египта, Древнего Востока и другие. Первыми библиотеками, созданными на Земле, были Ассирийская (в Ниневии), Александрийская (в Египте) и Цельса (в Эфесе). Стоит отметить, что огромная часть всех письменных исторических источников относится к древнегреческой и древнеримской цивилизациям.

Письменные исторические источники

В Средние века в Европе тоже начала развиваться письменность – в летописи заносились все важные события. Поначалу лидерство в этом вопросе занимала Восточная Римская империя (Византия), но после её падения эта роль досталась европейским государствам того времени. На Руси первые летописи появились в 11-12 веках. При этом количество письменных источников резко возросло в 15 веке, после изобретения книгопечатания.

Образование Тройственного союза Первой мировой войны. Причины и цели.
Польское восстание 1830 – 1831. Причины, события, итоги, участники, таблица, суть кратко.

Намеренные и ненамеренные письменные источники

Также исторические источники делят на намеренные и ненамеренные. В качестве примера намеренного источника Марк Блок привел «Историю» Геродота, а примером ненамеренного источника называет древнеегипетский погребальный папирус.

Таким образом, к намеренным источникам относятся источники, которые изначально создавались с расчётом, что их в дальнейшем будут изучать потомки. Примерами намеренных источников служат мемуары и хроники. Ненамеренные источники не были предназначены для потомков. Их примерами являются служебные документы или деловая переписка. С точки зрения научного исследования, эти типы источников имеют как преимущества, так и недостатки. Намеренные источники передают хронологию событий и их связь. Однако эти источники зачастую бывают ангажированы. Ненамеренные источники фрагментарны, но дают историкам сведения, отсутствующие в намеренных источниках (по причине, что современники эти сведения не считали значимыми для передачи)

Марк Блок, подчёркивая важность источников, ставил вопрос об обязательности включения в исторические книги глав об источниках и методах их изучения

§ Виды письменных источников.

Итак, мы разделили исторические источники на 4 основных группы, однако такая важная часть как письменные источники в свою очередь делится еще на две подгруппы:

Исторические источники актового характера — это всевозможные постановления, уставы, законы и.т.д. По ним можно судить об общей системе функционирования того или иного сообщества. Отдельной проблемой, связанной с такого типа источниками является проблема датирования т.к. до XVI века даты не всегда ставились на подобных документах.

Исторические источники описательного характера — дневники, мемуары, письма. Следует помнить, что подобные исторические источники могут страдать определенной долей субъективности т.к. автор мемуаров, говоря об определенных исторических событиях, может например «выгораживать себя» улучшая свой след в истории.

Кроме того, письменные исторические источники могут быть разделены на несколько подтипов по принципу содержащейся в них информации: Канцелярские (деловая переписка, реестры), Личные (Письма, дневники), Художественные (Лирика, драма, поэзия), Картографические (Карты, планы) и др. Т.е. следует понимать, что когда мы выделили одну большую группу исторических источников (например «Письменные») внутри неё можно так же выделить различные подвиды. Т.е. и дневник Льва Толстого и карта Бородинского сражения — это письменные исторические источники, но в первом случае это письменный источник личного происхождения, а во втором письменный картографический источник. Так что всё логично.

Циклическая система деления источников

Интересную концепцию деления исторических источников предложил Л.Н.Пушкарев, — это так называемая циклическая система деления источников. Суть ее не в том, чтобы выделить несколько конкретных типов источников, а в том, чтобы показать насколько близки друг к другу типы исторических источников и что между ними есть как бы промежуточные звенья. Ну, например, историческая кинохроника со звуком — это ведь что-то среднее между кинодокументом и фонодокументом, т.к. мы видим происходящее и в то же время слышим речь кого-либо, сохранённую в звуке. Или же знаменитые берестяные грамоты — переходное звено между письменным и вещественным типами. И в целом таких переходов может быть очень много, на схеме ниже показаны только некоторые из них, чтобы проиллюстрировать общий принцип.

Да и в приниципе появление такого вида источников как кино-фоно-фото намекает на то, что в будущем в связи с дальнейшим развитием науки появятся новые типы источников.

Говоря об исторических источниках, может быть так же полезно узнать о том, как составляется архивный шифр, с помощью которого, даются ссылки на архивные документы.

См. также

  1. Главная ›
  2. Документы ›
  3. Методология истории ›
  4. Исторические источники

Понятие исторического источника

Определение 1

Исторический источник – это результат творческой деятельности человека, продукт культуры, который используется для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил.

Исторические источники изучает источниковедение

Любое важное событие, случившееся много лет назад, необходимо воссоздать, но обычными способами познания мира сделать это невозможно

Поставить эксперимент тоже нельзя, например, заново разыграть Ледовое побоище. Не поможет и практический опыт, поскольку жизнь историка ограничена собственной продолжительностью.

Из этого следует, что изучать необходимо те следы, которые это прошлое оставило – это материальные объекты, например, мемориальные памятники, захоронения, старинные здания и др.

Те материальные объекты, которые находятся под землей, например, могильники, раскапывают археологи и извлекают из земли артефакты. Они могут находиться не только под землей, но и в хранилищах церковных, музейных, семейных и др.

К сожалению, по материальным предметам и объектам воссоздать историю событий не всегда возможно. Вещи позволяют узнать многие факты, однако, даже по подробному их набору очень сложно проследить последовательность событий, если на них нет никаких надписей.

Нужен рассказ, позволяющий узнать факты, имена, даты, а существовать он может в виде устного предания, былины, легенды, интервью ветерана, старожила или других очевидцев.

Воссоздание сведений о прошлом через фиксацию рассказов очевидцев получило название устной истории.

Художники в ранние эпохи создавали картины и рисунки, которые были изобразительными источниками. Картины рисовались в соответствии с законами жанра и часто реальность совсем не фиксировали.

Даже с появлением фотографии и киносъемки художники поддерживали исторические мифы, а для установления истины требовался тщательный научный анализ.

Замечание 1

Поэтому главным источником, который мог зафиксировать сведения о прошлом и в полной мере отразить историю происходивших событий, были тексты, написанные на бумаге.

Благодаря текстам можно реконструировать исторические факты и установить причинно-следственные связи.

Необходимыми будут являться и другие источники, например, фольклор, иллюстрации, но для написания истории они будут играть роль дополняющих и уточняющих материалов.

Определений исторического источника сегодня очень много и среди них, определение, данное российским историком В.О. Ключевским – исторический источник – это письменный или вещественный памятник, в котором отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ.

Платонов С.Ф. говорит, что исторический источник – это всякий остаток старины, заключенный в его содержании.

Историческим источником является реализованный продукт человеческой психики, который пригоден для изучения фактов с историческим значением, писал А.С. Лаппо-Данилевский.

Тихомиров М. Н. под историческим источником понимает всякий памятник прошлого, который является свидетельством истории человеческого общества.

Есть и другие определения понятия исторического источника и все они, несмотря на разнообразие, сводятся в конечном итоге к высказыванию, которое было сделано австрийским историком З. Бехером в 1833 г – источник – это то, из чего черпается материал для истории, а им может быть любой носитель информации о прошлом.

Вещественные источники

Письменная эпоха в истории человечества началась на рубеже IV–III тыс. до н. э. на территории государств древности, в Египте и Междуречье, где для записей стали использовать папирус и таблички из глины.

Рис. 1. Исторические источники.

Если перед историками стоит задача изучения прошлого бесписьменных обществ, то необходимо использовать вещественные источники. К таковым относятся:

  • остатки материальной культуры;
  • орудия труда;
  • культовые сооружения;
  • жилища древних людей.

Бесписьменный период у разных народов завершился в разные эпохи. Если от античности остался массив греко-римских документов, то у народов Австралии и экваториальной Африки письменности не было даже в XIX веке.

Памятники археологии можно отнести к каменному, бронзовому и железному веку, и они позволяют проследить историю человечества от древнейшей археологической культуры — олдувайской. Она появилась у представителей вида «человек умелый» около 2,6 млн лет назад.

Олдувайские орудия найдены не только в Африке, но и на острове Сокотра в Индийском океане, в Крыму на стоянке Эчки-1 и в Дагестане на стоянке Айникаб-1.

За олдуйвайской культурой последовали:

  • ашельская;
  • мустьерская и сангойская;
  • аббевильская;
  • клектонская.

В верхнем палеолите, то есть до появления земледелия и скотоводства, появилось свыше 10 археологических культур, в том числе кебарская в восточном Средиземноморье и костёнковская в России, на территории Воронежской области.

Находки археологов дают представление о том, когда на планете появились первые города, например Эреду в Междуречье и Иерихон в Израиле.

Ценность в качестве вещественного исторического источника представляют наскальные рисунки древних людей в гротах и пещерах. Примером может служить Шульган-Таш в Башкирии, а также петроглифы, найденные в России, например в районе Беломорска в Карелии и Томская писаница.

Рис. 2. Типы исторических источников.

↑оЕПБШЕ НОШРШ ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХХ ХЯРНВМХЙНБ

я ЯЮЛНЦН МЮВЮКЮ ЯРЮМНБКЕМХЪ ХЯРНПХВЕЯЙНИ МЮСЙХ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ ОШРЮКХЯЭ ЯХЯРЕЛЮРХГХПНБЮРЭ БШЪБКЕММШИ ЛЮРЕПХЮК, ЯЦПСООХПНБЮРЭ ЕЦН, ПЮГДЕКХРЭ МЮ РЮЙХЕ ЙЮРЕЦНПХХ, ЙНРНПШЕ НАКЮДЮЧР НДМХЛ ХКХ МЕЯЙНКЭЙХЛХ НАЫХЛХ ЯБНИЯРБЮЛХ. рЮЙ, м.ю.оНКЕБНИ (1829) ДЕКХК БЯЕ ХЯРНВМХЙХ МЮ ДБЕ АНКЭЬХЕ ЦПСООШ: НРЕВЕЯРБЕММШЕ Х ХМНЯРПЮММШЕ. м.ц.сЯРПЪКНБ (1837) ПЮГДЕКЪК ХЯРНВМХЙХ МЮ: 1) ОХЯЭЛЕММШЕ (ЯЙЮГЮМХЪ ЯНБПЕЛЕММХЙНБ – КЕРНОХЯХ, ДМЕБМХЙХ, ГЮОХЯЙХ, ОХЯЭЛЮ; ЮЙРШ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ – СЯРЮБШ, ЦПЮЛНРШ, ЯКЕДЯРБЕММШЕ ДЕКЮ, ДХОКНЛЮРХВЕЯЙХЕ ДНЦНБНПШ; ОЮЛЪРМХЙХ МЮСЙ Х ХГЪЫМНИ ЯКНБЕЯМНЯРХ); 2) МЕОХЯЭЛЕММШЕ (ХГСЯРМШЕ ОПЕДЮМХЪ; НЯРЮРЙХ ХЯЙСЯЯРБ, УСДНФЕЯРБ Х ПЕЛЕЯЕК – ГДЮМХЪ, ЛНМСЛЕМРШ, ЙЮПРХМШ, ЛНМЕРШ, НДЕФДЮ, НПСФХЕ, ДНЛЮЬМЪЪ СРБЮПЭ).

б 1868 Ц. МЕЛЕЖЙХИ ХЯРНПХЙ х.ц.дПНГЕМ ОПЕДКНФХК ДЕКЕМХЕ ХЯРНВМХЙНБ МЮ ДБЮ АНКЭЬХУ ЙКЮЯЯЮ: «НЯРЮРЙХ» Х «РПЮДХЖХХ» (Б КХРЕПЮРСПЕ ОНЯКЕДМХЕ МЕПЕДЙН НАНГМЮВЮКХЯЭ ЙЮЙ «ЯБХДЕРЕКЭЯРБЮ», «ОПЕДЮМХЪ»). щРЮ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ МЮ ЯРНКЕРХЕ ГЮЙПЕОХКЮЯЭ Б ЛХПНБНИ ХЯРНПХНЦПЮТХХ. б БШЬЕДЬЕИ Б 1899 Ц. МЮ ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ПЮАНРЕ ь. кЮМЦСЮ Х ь. яЕМЭНАНЯЮ «бБЕДЕМХЕ Б ХГСВЕМХЕ ХЯРНПХХ» ЮБРНПШ ДЕКХКХ ДНЙСЛЕМРШ РЮЙФЕ МЮ БЕЫЕЯРБЕММШЕ Х ОХЯЭЛЕММШЕ. м.х.йЮПЕЕБ Б «рЕНПХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ГМЮМХЪ» (1913) ЙНМЯРЮРХПНБЮК, ВРН ХЯРНПХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ЕЫЕ МЕ БШПЮАНРЮКЮ РНВМНЦН ОПХМЖХОЮ, МЮ НЯМНБЕ ЙНРНПНЦН ЛНФМН ЙКЮЯЯХТХЖХПНБЮРЭ ХЯРНВМХЙХ. нМ ГЮХЛЯРБСЕР ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЧ С ГЮОЮДМНЕБПНОЕИЯЙХУ ХЯРНВМХЙНБЕДНБ, МН МЮОНКМЪЕР ЯУЕЛС ПЮГМНБХДМНЯРЪЛХ НРЕВЕЯРБЕММШУ ХЯРНВМХЙНБ. й «НЯРЮРЙЮЛ» НМ НРМНЯХР: БЯЕ БЕЫЕЯРБЕММШЕ ХЯРНВМХЙХ, ЮПУХРЕЙРСПМШЕ ЯННПСФЕМХЪ, ОЮЛЪРМХЙХ ОХЯЭЛЕММНЯРХ, ЙНРНПШЕ ЯНГДЮБЮКХЯЭ ДКЪ «СДНБКЕРБНПЕМХЪ МЕОНЯПЕДЯРБЕММШУ ФХГМЕММШУ МСФД, ДКЪ ДНЯРХФЕМХЪ ВХЯРН ОПЮЙРХВЕЯЙХУ ЖЕКЕИ, Ю МЕ ПЮДХ СБЕЙНБЕВХБЮМХЪ Б ОЮЛЪРХ КЧАНГМЮРЕКЭМНЦН ОНРНЛЯРБЮ ЙЮЙХУ-КХАН ЯНАШРХИ». щРН ДЕКНБШЕ АСЛЮЦХ, ЮЙРШ, ОПНЬЕМХЪ, ЯСДЕАМШЕ ОПХЦНБНПШ, ОПХУНДМН-ПЮЯУНДМШЕ ЙМХЦХ, ВЮЯРМШЕ ОХЯЭЛЮ, ОНКХРХВЕЯЙХЕ АПНЬЧПШ РЕЮРПЮКЭМШЕ ЮТХЬХ, РНПЦНБШЕ БШБЕЯЙХ, ПЕЙКЮЛЮ Х Р.Д. «рПЮДХЖХХ» (ХМЮВЕ – «ОПЕДЮМХЪ», «ЯБХДЕРЕКЭЯРБЮ») – ХЯРНВМХЙХ, ЙНРНПШЕ ЯНГДЮБЮКХЯЭ Я ЖЕКЭЧ «ЯКСФХРЭ ЯНУПЮМЕМХЧ Б ОЮЛЪРХ Х ОЕПЕДЮВЕ ОНРНЛЯРБС ТЮЙРНБ ОПНЬКНИ ФХГМХ»: КЕРНОХЯХ, ЛЕЛСЮПШ, ФХРХЪ ЯБЪРШУ Х Р.О. м.х. йЮПЕЕБ ЯВХРЮК, ВРН ДЕКЕМХЕ ХЯРНВМХЙНБ МЮ «НЯРЮРЙХ» Х «РПЮДХЖХХ» БЮФМН ДКЪ ХГСВЕМХЪ ХЯРНВМХЙНБ: ДКЪ ОЕПБШУ МЕНАУНДХЛН, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, СЯРЮМНБХРЭ ОНДКХММНЯРЭ ХЯРНВМХЙНБ, ДКЪ БРНПШУ – ДНЯРНБЕПМНЯРЭ ЯНДЕПФЮЫХУЯЪ Б МХУ ЯБЕДЕМХИ.

ю.я.  кЮООН-дЮМХКЕБЯЙХИ Б « лЕРНДНКНЦХХ ХЯРНПХХ» (1910 – 1913) ХГКНФХК РЕНПХРХВЕЯЙХ НАНЯМНБЮММСЧ ЯУЕЛС ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ ХЯРНПХВЕЯЙХУ ХЯРНВМХЙНБ. нРЛЕРХБ, ВРН Б НЯМНБС ДЕКЕМХЪ ХЯРНВМХЙНБ ЛНЦСР АШРЭ ОНКНФЕМШ ПЮГМШЕ ЙПХРЕПХХ, Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ЖЕКЕИ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ, НМ ДЕКХР  БЯЕ ХЯРНВМХЙХ (Я РНВЙХ ГПЕМХЪ ХУ ХЯРНВМХЙНБЕДВЕЯЙНИ ЖЕММНЯРХ) МЮ ХГНАПЮФЮЧЫХЕ ТЮЙР (БЕЫЕЯРБЕММШЕ) Х МЮ НАНГМЮВЮЧЫХЕ ТЮЙР (ОХЯЭЛЕММШЕ).

оН ЯРЕОЕМХ АКХГНЯРХ ХЯРНПХЙЮ Й НАЗЕЙРС ХГСВЕМХЪ ю.я. кЮООН- дЮМХКЕБЯЙХИ ПЮГКХВЮК: НЯРЮРЙХ ЙСКЭРСПШ Х ХЯРНПХВЕЯЙХЕ ОПЕДЮМХЪ. оН ЯНДЕПФЮМХЧ – ХЯРНВМХЙХ Я ТЮЙРХВЕЯЙХЛ ЯНДЕПФЮМХЕЛ Х ХЯРНВМХЙХ Я МНПЛЮРХБМШЛ ЯНДЕПФЮМХЕЛ. нВЕБХДМШ СЯКНБМНЯРЭ БШДЕКЕММШУ ЙКЮЯЯНБ Х РПСДМНЯРЭ ПЕЮКХГЮЖХХ ОПЕДКНФЕММНИ ЯУЕЛШ Б ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНИ ОПЮЙРХЙЕ ХЯРНПХЙНБ.

б ОЕПБНЛ ЯНБЕРЯЙНЛ СВЕАМХЙЕ ОН ХЯРНВМХЙНБЕДЕМХЧ НРЕВЕЯРБЕММНИ ХЯРНПХХ (1940) л.м.рХУНЛХПНБ ЙКЮЯЯХТХЖХПНБЮК ХЯРНВМХЙХ, ПЮГДЕКХБ ХУ МЮ ОЪРЭ ЦПСОО: БЕЫЕЯРБЕММШЕ, ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ, КХМЦБХЯРХВЕЯЙХЕ, СЯРМШЕ Х ОХЯЭЛЕММШЕ. щРЮ ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ Я ОНГДМЕИЬХЛХ ДНОНКМЕМХЪЛХ МЮДНКЦН ГЮЙПЕОХКЮЯЭ Б НРЕВЕЯРБЕММНЛ ХЯРНВМХЙНБЕДЕМХХ. щРХ МЮХАНКЕЕ НАЫХЕ ЙЮРЕЦНПХХ БОНЯКЕДЯРБХХ ЯРЮКХ НОПЕДЕКЪРЭ ЙЮЙ РХОШ ХЯРНВМХЙНБ. б НЯМНБС ХУ БШДЕКЕМХЪ АШК ОНКНФЕМ ЯОНЯНА ЙНДХПНБЮМХЪ ГЮТХЙЯХПНБЮММНИ Б ХЯРНВМХЙЮУ ХМТНПЛЮЖХХ.

Виды исторических источников и их характеристика

Важность исторических источников напрямую зависит от эпохи, к которой они относятся. Так, при изучении Древнего мира и цивилизаций, не имевших письменности, важнейшую информацию можно получить из таких вещественных источников, то есть археологических находок, таких, как посуда, оружие, руины сооружений, украшения и другие предметы

Важны также изобразительные источники (пример: наскальная живопись). Однако, с наступлением Нового времени важнейшими источниками становятся письменные, хотя и вещественные продолжают играть достаточно весомую роль.

Таблица основных видов исторических источников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: