Законность и правопорядок

Законность и правопорядок

Содержание, форма, функции и принципы правопорядка

Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.

Выделяют прежде всего материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).

Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, его функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.

Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции: функция упорядочения и стабилизации общественных отношений, функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка), функция защиты и совершенствования правопорядка.

Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:

  • принцип демократизма правопорядка;
  • принцип конституционности;
  • принцип правовой нормативности;
  • принцип законности;
  • принцип структурной целостности;
  • принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;
  • принцип упорядоченности и взаимозависимости уровней правопорядка;
  • принцип справедливости и гарантированности;
  • принцип простоты и универсальности;
  • принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.

Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Требования

Требованиями являются в общем виде сформированные правовые предписания. В русле соблюдения их акт, поведение или явление становятся законными, то есть это направленность закона. Каждый принцип теснейшим образом связан с этой направленностью, поскольку он легко разворачивается в определённую совокупность требований. Например, верховенство закона имеет такую направленность: законы должны соответствовать Конституции; подзаконные акты должны исходить из них; законы должны своевременно обновляться и соответствовать международным актам; издавать нормативные акты имеют право только полномочные органы, и ещё множество подобных требований, приводящих к последующей конкретике правовых предписаний.

В настоящее время

Как было сказано выше, главные признаки законности характеризуются принципами поведения должностных лиц и государственных учреждений. Должны быть обеспечены одинаковые условия всем гражданам для решения юридических задач. Однако равенства пока нигде и никогда не случилось.

Даже теперь некоторые поправки могут приниматься в отрыве от Конституции и федеральных законов, а правоохранительными органами, которые эти законы применяют, и теперь часто нарушаются правоприменительные акты. Чиновничий аппарат постоянно совершают правонарушения по отношению к народу, и реальная борьба с этим явлением со стороны общества практически невозможна.

Гарантии законности

Принципы и требования законности, предполагающие точное и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующего законодательства, не реализуются сами по себе. Даже самый совершенный закон не претворяется в практику автоматически, а требует создания необходимых и достаточных условий, обеспечивающих его осуществление, т.е. гарантий. Гарантии законности представляют собой совокупность объективных и субъективных условий, а также специальных юридических средств и способов, с помощью которых обеспечивается режим законности.

С точки зрения характера воздействия этих факторов на создание режима законности их можно условно разделить на две группы: общие условия и специальные юридические средства.

Общие условия влияют на формирование законосообразности поведения личности косвенно, создавая предпосылки для укрепления режима законности. В разряд общих включаются следующие условия:

  • экономические (состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования, устойчивая денежная система и т.д.);
  • политические (состояние государственной власти, ее легальность и легитимность, способность реагировать на потребности населения, а также демократическая политическая культура и зрелость институтов гражданского общества — партийная система, наличие оппозиции, свободная пресса и т.д.);
  • духовные (уровень духовной и правовой культуры, система правовых ценностных ориентации, организация правовой пропаганды и воспитания, характер идеологии, состояние нравственного сознания);
  • социальные (уровень жизни населения, степень их социальной защищенности);
  • правовые (совершенное и полное законодательство, адекватно отражающее тенденции общественной эволюции, эффективный механизм реализации правовых норм, средства правового регулирования).

Следует заметить, что общие условия имеют не только положительную направленность. Они могут и негативно влиять на состояние правомерности общественных отношений. Так, увеличение безработицы, падение уровня жизни, разрыв в доходах различных групп населения порождают социальные антагонизмы, конфликты, способствуют росту преступности. Следовательно, общие условия могут воздействовать на состояние законности как положительно, так и отрицательно. К тому же они имеют опосредованное влияние на поведение личности, преломляясь через индивидуальное сознание и культуру. Однако они обусловливают выбор специальных средств, составляющих юридические гарантии.

Дело в том, что конкретизация процесса воздействия общих условий с целью формирования правомерного поведения личности, организаций, органов государства осуществляется специальными средствами — организационными и юридическими, — которые прямо влияют на режим законности. Они составляют систему специальных юридических гарантий. Юридические гарантии — совокупность условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение режима законности, соблюдение и защиту прав и свобод личности.

Среди юридических гарантий следует отметить:

  1. средства предупреждения правонарушений, назначение которых состоит в своевременном предотвращении возможных правонарушений (например, таможенный досмотр);
  2. средства обнаружения правонарушений, направленные на эффективное выявление органами предварительного расследования, прокуратуры правонарушений;
  3. средства пресечения правонарушений (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, отмена незаконных актов должностных лиц и органов и т.д.);
  4. меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;
  5. юридическая ответственность (мера государственного принуждения за совершенное правонарушение);
  6. процессуальные гарантии (наличие эффективного механизма реализации правовых норм);
  7. гарантии правосудия (наличие независимой судебной власти, своевременно разрешающей гражданские и уголовные дела);
  8. организационные гарантии (эффективный контроль и надзор за реализацией законности, рациональная организация работы правоохранительных органов).

История возникновения понятия законности

Требование государственной власти соблюдения определённых правил, касающихся всего общества, привело к возникновению законности. Многие века с античных времён приходящий к власти класс создавал новое право и вырабатывал новое законодательство. Затем правящий класс добивался соблюдения и исполнения его.

Римские юристы рассматривали законность как противовес произволу властей и беззаконию. И с тех самых пор народ шутит: закон суров, но не для всех он писан. Получалось, что он устанавливался и служил средством осуществления политического господства эксплуататорского класса над порабощёнными.

Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности

Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

Правопорядок складывается в отличие от общественного порядка в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Режим законности на уровне правопорядка материализуется в системе существующих правовых отношений. Правопорядок в этом смысле представляет собой основную цель правового регулирования. Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, выделяются факторы, относящиеся к личности (правовые знания, навыки, стереотипы поведения) и факторы, относящиеся к внешней среде (законодательство, экономика, политика, культура и др.).

В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

показать содержание

Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности — совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности — совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения законности — совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

Основные принципы

Чтобы обосновать понятие, принципы и гарантии законности, нужно прояснить основные идеи, изначально выражающие суть её и содержание. Это реальная власть закона, его верховенство, целесообразность и единство.

  1. Верховенство законности — главенствующая роль её в содержании нормативных актов; граждане равны перед законом в правах и обязанностях; безусловное соблюдение всех пунктов закона всеми гражданами без привилегий. Юридическое право обязано выражать общую волю всех без исключения граждан.
  2. Единство (или всеобщность). На огромной территории России действуют единые федеральные законы, также имеют их и субъекты федерации, где отражена местная специфика. Однако ни один из них не должен противоречить федеральным законам.
  3. Целесообразность (или оптимальность) законов, то есть соответствие их общественным потребностям. Нельзя противопоставлять законность и целесообразность.
  4. Реальность (или фактическое исполнение) всех правовых предписаний, а также неотвратимость ответственности в случае их неисполнения.

Примеры средств обеспечения законности

Предупреждение правонарушений — это по большей части профилактика: распространение юридических знаний насколько возможно широко, правовое воспитание, пропаганда законопослушного образа жизни. Понадобятся и конкретные меры предупреждения их: проверка документов, досмотр багажа, оперативные действия — наблюдение за подозреваемыми, прослушивание переговоров и так далее.

Выявление правонарушений положено правоохранительным органам, чья деятельность направлена на обнаружение их, установление субъектов и объективной стороны (участников и деяний), затем привлечение к юридической ответственности: от подписки о невыезде до задержания, ареста или более действенных решений. Правовосстановительными мерами являются ликвидация последствий и восстановление ущерба после правонарушения.

Понятие законности

Основой нормального течения жизнедеятельности в цивилизованном обществе, соблюдения интересов граждан и равенства их перед законом, чёткого разделения властей в их гармоничном взаимодействии является законность. Понятие и гарантии законности — в строгом и полном осуществлении всех предписаний права и юридических актов, которые на них основаны, всеми субъектами.

Главными признаками являются: всеобщее выполнение законов, поскольку никто не имеет права от этого уклоняться, в том числе и государство; торжество права и юридических норм. То есть юридические гарантии законности — это чётко выработанное законодательство и абсолютная реализация всех его предписаний. Попытки обойти в своей деятельности любую часть любого закона должны неминуемо быть выявлены, а виновные понести наказание.

Общие условия законности и средства обеспечения

Как уже было сказано выше, понятие законности, гарантии законности, понятие правопорядка включают в себя прежде всего правовую культуру общества, высокого уровня правосознание и должностных лиц, и рядовых граждан. Огромную роль здесь играет правовое воспитание. Юридическая наука должна быть прогрессивна и адекватна, законодательство и вся правовая система близки к совершенству.

К специальным организационным средствам обеспечения законности относится практика правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура) и уровень их рабочей организации. Основные гарантии законности — юридические, имеющие особые средства обеспечения: предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав, контроль и надзор за соблюдением законности, процессуальные гарантии, юридическая ответственность, правосудие.

Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы

Законность в государственном управлении — режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Общие черты законности:

  1. является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
  2. выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
  3. является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
  4. основывается на действующем российском законодательстве;
  5. представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности следующие.

Верховенство закона — состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.

Равенство перед законом — перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности — действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.

Всеобщность и непререкаемость законности — требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности — состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неотвратимость ответственности за нарушения законности — каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности — заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

Принципы, требования и функции законности

Законность как режим функционирования общественных отношений, система неукоснительного соблюдения и исполнения действующих законов всеми субъектами права основывается на определенных принципах. Принципы законности представляют собой основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности как состояния правомерности общественных отношений, законосообразности поведения индивидов.

1. Принцип верховенства закона предполагает, что поскольку закон является актом высшего законодательного органа, непосредственно выражающего волю народа, то он занимает главенствующее положение в системе нормативно-правовых актов. Ему не должны противоречить иные нормативные акты и акты применения и реализации права.

2. Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства. Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России, где существуют несоответствия и противоречия законодательств субъектов федеральному праву, и прежде всего Конституции РФ.

3. Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане, их объединения, так и органы государства, должностные лица

Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией

4. Принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов.

5. Принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека.

6. Принцип неотвратимости наказе ним, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание.

Принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъектам права. В зависимости от субъектов правоотношений требования могут быть двух видов: 1) требования, обращенные к органам государственной власти и должностным лицам, и 2) требования, адресованные гражданам и организациям. Следовательно, требования законности — это правовые предписания, обращенные к органам власти и гражданам, исполнение которых делает издаваемые акты и действия законными. Они вытекают из принципов законности и определяют направления их реализации. Так, например, принцип верховенства закона порождает ряд требований: 1) все законы и иные нормативные акты должны соответствовать Конституции как основному закону государства; 2) все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме; 3) правоприменительные акты, как и правоприменительная деятельность органов государства, должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконным актам.

В то же время принцип всеобщности законности предписывает: 1) равенство всех перед законом, т.е. наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от социального положения, занимаемой должности, расы, пола; 2) равную защищенность всех и каждого; 3) одинаковые гарантии от злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти.

Роль и значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе:

  1. законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности всех субъектов права обеспечивает эффективность механизма правового регулирования;
  2. законность формирует условия для создания законодательства, отвечающего объективной природе общественных отношений, целям социального прогресса, идеям свободы, гуманизма и справедливости;
  3. законность как режим общественной жизни позволяет создать условия неукоснительной реализации прав и свобод путем установления материальных, организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту.

Кроме того, законность требует надлежащего и эффективного применения норм права, не терпящего волокиты, бюрократизма, ущемления прав и свобод индивидов.

Принципы и суть законности

Принцип законности – это своего рода принципиальное положение правовой жизни конкретного общества, которое выражает свои определенные законности. К основным принципам законности можно отнести следующие критерии: всеобщность законности, единство законности, верховенство закона, связь законности с культурными ценностями общества и контроль за процессами реализации этого самого закона.

Все, что связано с правовыми аспектами государственной и общественной жизнью, в обязательном порядке подвергается юридической структуре. Стоит говорить и о том, что законность со своими целями и принципами имеет некие юридические требования:

  • Справедливое наказание за конкретную ситуацию, которая является неисполнением норм права.
  • Законодательное наказание, то есть его конституционная направленность. Здесь речь идет о закреплении верховенства основ закона, а также о способах охраны этого самого закона.
  • Законодательные основы, которые закрепляют за определенными гражданами возможность на процесс отстаивания определенных прав и их конституционное закрепление.
  • Возложение на определенные контролирующие органы соответствующих функций с возможностями пресечения каких-то нарушений.

Гарантии правопорядка

В государстве должна существовать обширная система соблюдения правопорядка. Материальные (социально-экономические) гарантии устанавливают отношения между потребителем и производителем материальных ценностей. Политические являются совокупностью разнородных элементов сложившейся политической системы. Должна быть демократия в общественном и конституционном строе, где граждане участвуют в управлении государством.

Юридические гарантии законности должны пресекать нарушения правопорядка, осуществлять правовую защищённость граждан и обеспечивать неотвратимость наказания за преступления закона. Идеологические же (нравственные) гарантии — высокого уровня духовность и культура граждан, их правосознание. Морально и психологически такое общество спокойно, обстановка в нём благоприятная. Международные гарантии законности — реакция на происходящие в стране события со стороны организации ООН, право обратиться к международному суду, деятельность правозащитников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: