Факторы гарантий законности и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка могут быть рассмотрены в широком и узком смысле.
В широком смысле такие гарантии базируются на общих гарантиях права:
- авторитет сущности права, которое понимается как общесоциальная справедливость, обеспечиваемая государством;
- качества содержания и формы изложения норм права;
- нравственно-правовых ценностях права: свободе и равенстве, толерантности и веротерпимости, народовластии и разделении властей, рационального использования ресурсов природы; презумпции невиновности и так далее.
Гарантировать законность и правопорядок в широком смысле могут следующие факторы:
- политический — действительное соотношение сил: классовых, партийных, национальных и иных подобных им сил, их степень организации, общественной активности и направление политического курса, и т. п.);
- экономический — уровень экономического развития, положительная динамика роста или стагнация, а также иные существенные тенденции;
- общественный — объединения людей для различных неполитических целей;
- культурный — понимание обществом и государством основных культурных ценностей, общий уровень правовой культуры правоприменителя и гражданина;
- организационный — подготовка кадров, способных гарантировать квалифицированное соблюдение законности и правопорядка, создание комфортных условий работы и др.;
- идеологический — идеология в государстве, также идеология, которая выражает устойчивое правосознание обывателя и профессионала;
- социальный — социальная защищенность, стабильно гарантированный уровень жизни граждан, действующий социальный контроль за деятельностью правоприменителя;
В узком смысле к гарантиям правопорядка и законности относятся исключительно юридические моменты:
- урегулированный процесс правотворческой и правоустанавливающей деятельности, обеспечивающий воплощение в его рамках общеправовых принципов;
- юридические механизмы, закрепленные в национальном законодательстве страны и международных нормах, благодаря которым гарантируется проведение законов в жизнь;
- подготовка юридических кадров, отвечающих высоким квалификационным требованиям, рациональное распределение трудовых ресурсов, нормальная организация работы правоохранительных органов, улучшение методов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений;
- качественный контроль и надзор единообразием в реализации нормативных установлений.
Замечание 1
Обеспечение законности и правопорядка возможно только при соблюдении правовой чистоты в работе всех уровней государственной власти. Особенно данный тезис касается правоохранительной системы, ее кадровой и уголовно-процессуальной политики в отношении граждан.
Понятия законности и правопорядка
Определение 1
Законность — принцип права, которым определятся демократический режим государства и общества. Суть принципа законности состоит в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения законов и подзаконных актов всеми гражданами, организациями и государственными структурами. Смысл принципа законности также раскрывается через гарантированную им реальную возможность граждан осуществлять свои субъективные права, исключение произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц.
Определение 2
Правопорядок — такое устройство общества, при котором, с одной стороны, основные общественные отношения регулируются правом, а с другой — поведение субъектов таких отношений соответствует нормам закона. Другими словами, правопорядок — это упорядоченность общественных отношений, базирующийся на принципе законности.
Специальные, или юридические, гарантии
Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.
Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость.
Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.
Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние
Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе
Общие гарантии законности
Экономические гарантии
Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере.
Политические гарантии
Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть — важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.
Идеологические гарантии
Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.
Общественные гарантии
Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.
Организационные гарантии
Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.
Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
Законность в государственном управлении — режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
- является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
- выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
- является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
- основывается на действующем российском законодательстве;
- представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.
Принципы законности следующие.
Верховенство закона — состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.
Равенство перед законом — перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.
Единство законности — действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.
Всеобщность и непререкаемость законности — требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.
Гарантированность прав и свобод личности — состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.
Неотвратимость ответственности за нарушения законности — каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности — заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.