Л. с. выготский и понятие «зона ближайшего развития»

Зона ближайшего развития

Как работать с зонами развития родителям?

Процессы, формируемые в результате взаимодействия, затрагивают каждую сферу детского саморазвития. При выборе материала родителям следует ориентироваться на интересы, предпочтения ребёнка. Не следует забывать и о коррекции уровня сложности. Если какой-то материал категорически дошкольником не усваивается, возможно, он ещё не оказался в зоне ближайшего развития.

Задания не должны быть слишком простыми или чересчур сложными. В обоих случаях малыш быстро потеряет к ним интерес. А в ситуации с трудной задачей есть риск спровоцировать даже нервное расстройство.

При организации учебного процесса лучше выбрать позицию не строгого педагога, а союзника, сотрудника. Желательны шутки, игры, положительные эмоции. Независимо от возраста, мы всегда сопротивляемся новому материалу, нередко считаем его нелогичным, сложным к запоминанию. У ребёнка этот процесс протекает даже труднее, чем у взрослого. Но правильно организованная дистанция между зонами развития способствует максимальному раскрытию умственного потенциала. А также чтобы процесс обучения проходил более эффективно в любом возрасте, следует постоянно тренировать мозг. Для этого удобно использовать когнитивные тренажеры Викиум.

  • Сообщение о цветке огонек

      

  • Кубанский поход п м апраксина сообщение

      

  • Сообщение о диплодоке 5 класс

      

  • Сообщение другу по русскому языку 5 класс ладыженская

      

  • Сообщение на ноутбуке no bootable device

Понятие и определение, сущность

Наиболее часто в гуманитарных науках встречается следующее понимание термина ЗБР.

Определение

Зона ближайшего развития — это такой уровень развития ребенка, которого он способен достичь в процессе взаимодействия с взрослыми, но не в состоянии повторить в индивидуальной деятельности.

Лев Выготский подчеркивал, что ЗБР определяет несозревшие психические функции, которые находятся в стадии становления.

Лучше понять сущность ЗБР помогают примеры.

Пример 1

Мальчику 3-х лет отец купил конструктор, предназначенный для детей 6-летнего возраста. Ребенок не может справиться с этой игрушкой ни сам, ни с помощью родителей. Это значит, что она не входит в его зону ближайшего развития.

Пример 2

Девочке пяти лет подарили развивающую игру. Она легко справилась с ней самостоятельно и быстро потеряла к ней интерес. Значит, игра уже не актуальна для нее. Ее психические функции развились настолько, что готовы к решению более сложных задач.

Пример 3

Мальчику исполнилось 6 лет. На день рождения родители подарили ему собирающегося робота. Мальчик проявил интерес к игрушке, начал его собирать, но у него никак не получалось. Папа стал помогать ему, при этом наблюдая за тем, чтобы большую часть работы по сборке робота совершал сын. Данный вид деятельности входит в ЗБР ребенка, поскольку он:

  1. Может осуществить данную работу с помощью взрослых.
  2. Проявляет к ней интерес.
  3. Не может справиться с ней индивидуально.

Пример 4

Девочке 4 года. Она пробует завязать себе шнурки на ботинках. У нее не получается, она пробует совершить это действие снова и снова. Подбегает мама, и сама завязывает шнурки. Это ошибка, поскольку отработка данного навыка входит в зону ближайшего развития девочки.

Таким образом, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы:

  1. Правильно определять зоны актуального, ближайшего и потенциального развития.
  2. Не заставлять детей выполнять задачи, не входящие в ЗБР.
  3. Не выполнять за них работу, а направлять и корректировать их деятельность.
  4. Стратегически планировать зону потенциального развития.

Теория Выготского

В марте 1932 года Выготский выступил с проектом книги «Мышление и речь» в Институте научной педагогики. В ней он впервые на широкую публику озвучил свои идеи о зоне ближайшего развития.

Выготский прожил очень короткую жизнь. Он умер в возрасте 37 лет от туберкулеза. В 1934 году посмертно вышло собрание его работ. Многие идеи Выготский не успел детально разработать, поскольку ему не хватило на это времени. Его взгляды получили дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов, которые взяли концепцию ЗБР на вооружение. К 1960-м годам теория Выготского получила мировое признание.

Основные идеи теории Выготского:

  1. Развитие и обучение — это взаимосвязанные, но разные процессы.
  2. Только такое обучение является эффективным, которое идет впереди развития.
  3. Процесс обучения должен базироваться на позиции сотрудничества ребенка со взрослыми.
  4. Социальная среда не противоречит детской природе, а является необходимым источником развития высших психических функций.
  5. Влияние среды определяется переживаниями ребенка. Ключевое переживание по Выготскому — «это основная динамическая единица сознания».
  6. Функции психики, находящиеся в стадии созревания, формируют ЗБР.
  7. ЗБР ограничивается, с одной стороны, областью, где ребенок может эффективно действовать сам, с другой — сферой, где он не может выполнять задачи даже с помощью взрослых.
  8. Теория ЗБР применима не только к когнитивным процессам, но и к формированию разных сторон личности.

Выготский рассматривал ЗБР в первую очередь через развитие языковых компетенций ребенка. Он указывал на то, что именно речевое развитие способствует социализации и усвоению опыта в разных сферах:

  • нравственной;
  • интеллектуальной;
  • эстетической;
  • культурной;
  • практической.

Формирование языковых компетенций включает 3 главных компонента:

  1. Ориентировочный — формирование умений ориентироваться в смысловых значениях единиц языка, стилистических и грамматических особенностях.
  2. Операциональный — выполнение ребенком определенных операций при решении поставленных задач.
  3. Эмоционально-волевой — усилия, прилагаемые детьми при освоении материала и выполнении заданий, а также эмоциональный фон, который присутствует при этом.

Позиции общения

Выготский выделяет пять позиций взаимодействия, способствующих усвоению дошкольником новых знаний:

  • Независимая. Педагог или родитель помогает ребёнку совсем незначительно. Второй вариант — наставник начинает действие, а малыш его перехватывает.
  • Равная. Взаимодействие является одновременным, при этом дошкольник и взрослый работают не в паре. Дидактический эффект достигается за счёт духа соперничества.
  • Снизу. Учитель подсказывает, задаёт ненавязчивые вопросы, даёт возможность исправить ошибки, которые он сознательно допустил.
  • Сверху. Взрослый объясняет материал, подробно рассказывает, как справиться с поставленной задачей.
  • Мы. Дошкольник и взрослый — напарники.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Эффективность образовательной среды

Любая образовательная среда, которая организуется взрослыми и в которой обитает ребенок, включает в себя следующие компоненты:

  • знания, умения, правила, которые присваивает ребенок;
  • отношение ребенка к получаемым знаниям, умениям, правилам;
  • отношение ребенка к себе, к окружающим его людям в том числе и сверстникам, понимание им собственной роли в этой среде, его эмоциональное самоощущение в ней.

Эффективность образовательной среды находится в прямой зависимости от того, каким образом выбранные средства, методы обучения и воспитания учитывают психологические закономерности возрастного и индивидуального развития и предоставляют возможность для их дальнейшего развития

Это о многом определяется тем, как взрослые в работе с детьми разного возраста уделяют внимание процессу формирования у них интереса к окружающей жизни, способности к самостоятельному получению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Иначе говоря, обучение должно вызывать у ребенка интерес к жизни, пробуждать и приводить в движение те внутренние процессы развития, которые в самом пути своего развития возможны только при взаимодействии с окружающими, а же затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся опытом самого ребенка

Формирование языковой компетенции[править | править код]

Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка . Данный процесс называется формированием языковой компетенции – психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы . Компоненты языковой компетенции:

  • Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
  • Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
  • Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Как определить зону ближайшего развития

Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?

ЗБР в теории

В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.

Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.

О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.

Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.

ЗБР на практике

Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.

Тематический материал:

  • Монтессори — методика раннего развития
  • Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей

Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.

Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.

Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.

Как использовать ЗБР для гармоничного обучения родителям

Перед освоением новой темы, вида деятельности, детям предлагается совместное общение и взаимодействие:

  • наблюдение за взрослыми,
  • подражание или имитация действий,
  • воспроизведение самостоятельно.

Самым эффективным результатом деятельности будет деятельность сотрудничества малыша и старшего. Только при получении дозированной помощи возможно осуществлять поддержку интереса ребенка к действиям.

Существующий уровень ЗАР предполагает проставление задач для ЗБР. Выбор заданий должен быть в меру сложным, чтобы не пропало желание их выполнять. Примером такой задачи для малыша, освоившего навык произношения имени, будет задание по произношению фамилии.
Прежде чем дать новую работу, надо проверить и убедиться в том, что все предыдущие задачи отработаны и находятся в ЗАР. Этому поможет повтор усвоенных тем.
«Учителем» может быть родитель, взрослый и даже сверстник

Важно, чтобы он разбирался в теме лучше, чем «обучаемый» и с удовольствием занимался «обучением».
Если готовы приступить к сложному процессу (например, рисование карандашом), приготовьтесь к долгому постоянному привитию навыка сначала правильно его держать, затем проводить линии, которые вы его просите.

Начинайте совместное обучение. Помните, сначала ребенок:

  1. наблюдает,
  2. имитирует,
  3. воспроизводит.

Всегда впереди развития стоит обучение. Только после него идет развитие. Развитие психических процессов происходит от напряжения мыслительных процессов. По такой траектории ЗБР проходит в ЗАР. По словам Л. С. Выготского уровень ЗАР отражает итоги вчерашнего дня, а ЗБР определяет умственное развитие завтрашнего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: