Упражнения для детей
Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.
Облака
Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.
Театр теней
Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.
Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
Ментальная арифметика
Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.
Конструктор
Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.
Беседа
Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.
Абстракция в программировании
В области информатики и разработки программного обеспечения принцип абстракции используется для снижения сложности и обеспечения эффективного проектирования и внедрения сложных программных систем.
Абстракция — это акт представления основных функций без учёта фоновых деталей или объяснений.
В объектно-ориентированном программировании
Абстракция является одной из пяти основных причин, которые указал Гради Буч, как те, что приводят к снижению производительности программ:
- наследование «размывает» код;
- динамическое связывание методов;
- динамическое создание и уничтожение объектов;
- значительная глубина абстракции;
- инкапсуляция снижает скорость доступа к данным.
Определить главное
На этом алгоритм, однако, не заканчивается. Каждая из составляющих общей сложной задачи требует своего решения, которое следует искать отвлеченно. Временно нужно игнорировать все обстоятельства, не имеющие отношения к узко очерченному вопросу, или абстрагироваться. Это умение и позволяет человеческому разуму совершать научные открытия, создавать бессмертные произведения искусства и решать самые сложные технические задачи.
Отличать зерна от плевел, существенное от ничтожного, главное от ненужного должен уметь и ученый, и инженер, и поэт
А как же обстоит дело в обыденной жизни простых людей? Умение абстрагироваться, то есть отвлекаться от всего второстепенного, очень важно для каждого человека. По словам поэта, планета наша для удовольствий плохо оборудована
Все время какие-то обстоятельства мешают то работать, то отдыхать. Добиться идеальных условий и для того, и для другого крайне сложно, если вообще возможно. Остается одно — абстрагироваться. Это значит, что в случае возникновения нежелательных обстоятельств, мешающих жить, и невозможности их устранить, их нужно игнорировать.
При этом, разумеется, действие помех следует минимизировать всеми возможными способами. Например, чтобы избавиться от шума, недостаточно просто не обращать на него внимания (это могут не все). Но можно заткнуть уши ватой.
Примеры абстрактного мышления
Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.
То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.
Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.
Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.
Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.
Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.
Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.
Видео
Абстракция — это процесс удаления или лишения характеристик из чего-то, чтобы свести это к набору самых существенных характеристик.
То, что существует только как идея, а не как конкретный исход, ситуация, в которой нечто является очень общим и не основано на реальной ситуации.
Абстракция — это общая идея, которая не относится к одному конкретному объекту, человеку или ситуации, это итог абстрагирования и теоретическое обобщение чего-либо.
Слово абстракция произошло от латинского abs+trahere, что означает от+тянуть или от+вытаскивать.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.
Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.
Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.
Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».
Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:
«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»
Типы абстракций
Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:
- Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
- Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
- Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
- Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
- Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
- Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.
Помимо этого, существует классификация по задачам:
- Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
- Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.
Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.
Чем полезно умение абстрагироваться
Существует несколько техник подавления внешних раздражителей и концентрации внимания на чём-то действительно значимом в конкретный период времени. Самой распространённой является медитация, но она достаточно сложная для применения любителями, требует тишины, времени и полного эмоционального контроля.
Абстрагирование же является более доступной вещью, обращаясь к которой, ты сможешь:
успешно противостоять несущественным факторам, отвлекающим от решения поставленной задачи, соответственно, максимально сосредоточиться на её решении;
Как быть спокойным в любой ситуации – 3 техники от психолога
- выступить в роли наблюдателя и советчика для самой себя, получив возможность оценить интересующую проблему с разных сторон;
- снять эмоциональную зависимость от происходящего, более спокойно прочувствовать волнующую ситуацию.
Кроме сложных и жизненноважных задач, требующих хорошей концентрации внимания, умение абстрагироваться помогает и в быту. Например, тебя не тревожит неуместно громкая музыка из соседней квартиры или вечные перестановки там же.
Вспомни пример подобного отвлечения внимания на примере кинематографа. Героиня фильма «Вам письмо» блаженно направляется к своему уютному магазинчику «За углом». Вокруг кипит утренняя нью-йоркская жизнь: чуть не сталкиваются таксисты, ругаются водители, рядом завершается стройка магазина-конкурента… А она улыбается. Плывёт по улице, вспоминая полученное утром сообщение о букете отточенных карандашей. Глупость, и всё же приятнее рутинной жизни серого мегаполиса.
В «Трудном ребёнке» чуть не доведённый до безумия отец крушит дом, радуясь внезапной свободе от сбежавшей сварливой жены и приёмного сына-хулигана, но находит среди жестоких детских карикатур единственный нормальный рисунок со своим портретом. Весь мир для него преображается. Рассматривая рисунок, герой видит проблему с новой стороны и приходит к выводу, что его любят. Всё: он больше не может злиться и хочет вернуть сына, видя корень зла не в мальчике, а в другом своём окружении, справедливо получившему карикатурное оформление.
А ты можешь использовать абстрагирование для решения собственных задач. Вспомни, какая в твоей жизни есть ситуация, которая доставляет внутренний дискомфорт, смятение, обиду, негодование.
К примеру, ты поссорилась с любимым человеком. В пылу спора было сказано много лишнего или было сделано что-то такое, о чём сейчас ты жалеешь
Неважно, кто был зачинщиком, помириться вполне в твоих силах. Абстрагируйся, представь ваш романтический ужин, томные взгляды, обсуждение общего будущего… Эти мысли придадут тебе нужный эмоциональный настрой, который сохранится в течение всего дня
И в этом энергическом подъёме ты можешь смело отправляться к своему другу. Твоё положительное настроение предастся и ему.
Как абстрагироваться от внешнего мира
Научиться абстрагироваться может любой. Вы и сами уже это не раз проделывали, хотя и неосознанно. Припомните, были ли в вашей жизни подобные ситуации:
Ваш приятель вам что-то рассказывает, а вы тем временем думаете о девушке, с которой познакомились утром в маршрутке
На работе важное совещание, а вы витаете в облаках, предвкушая предстоящую поездку в отпуск
Дома кто-то выражает вами недовольство, а вы, не обращая на это никакого внимания, читаете интересную книгу или смотрите захватывающий фильм
Наверняка вам приходилось сталкиваться с чем-то таким. И как раз это говорит о том, что абстрагироваться вы уже умеете. Но если раньше вы делали это на автомате, то теперь можно начать отвлекаться от окружающего мира специально, и в том момент, когда вам это нужно.
Первым, что вам придется освоить, чтобы научиться абстрагироваться от негативных проявлений внешнего мира, станет контролирование своих мыслей. Для этого существует простой алгоритм:
Выдохните
Начните медленно считать до десяти
На каждый счет делайте один медленный вдох и медленный выдох
Концентрируясь на дыхании, обращайте внимание на мысли и как бы выдыхайте их
Чтобы усилить воздействие приема, можно посмотреть на что-нибудь. Например, вы стоите в очереди в магазине, а рядом ссорятся два других покупателя. Проделайте вышеназванные действия и посмотрите, что происходит за окном, оцените взглядом интерьер магазина, сконцентрируйтесь на том, какие действия совершает кассир, обслуживая покупателя. Если есть возможность включить любимую музыку, сделайте это. Этот прием с дыханием можно применять в любых ситуациях.
Всегда помните, что, абстрагируясь от внешнего мира, нужно стараться сохранять позитивный настрой, не поддаваясь появляющимся негативным эмоциям. Это значит, что на любые обстоятельства, ситуации, события и людей следует смотреть с другого ракурса. Вот лишь несколько вариантов точек зрения:
- Возможно, вы сгущаете краски и придаете обстоятельствам слишком большое значение
- Возможно, в текущей ситуации есть какая-то личная выгода конкретно для вас, и нужно лишь увидеть ее
- Возможно, если бы все пошло так, как вам хочется, вы столкнулись бы с более серьезными проблемами
- Возможно, вы поддаетесь привычке негативно реагировать, когда что-то идет вразрез с вашими ожиданиями
Посмотрев на происходящее с подобной позиции, вы легко сможете абстрагироваться от внешнего мира, и сосредоточиться на позитивных мыслях и/или решении конкретных вопросов. Кроме того, у вас появится больше энергии и сил, а жить станет казаться лучше и проще.
В дополнение к предложенной методике абстрагирования от внешнего мира можно использовать медитацию. Она улучшает концентрацию и прекрасно расслабляет. Лучше всего медитировать дома, когда хочется побыть наедине с самим собой, забыть обо всем и обо всех, упорядочить мысли. Но вообще медитировать можно и на улице, и в общественном транспорте, и даже на работе. Подробно о медитации мы рассказывали в нашей статье «Советы для правильной медитации».
Также абстрагироваться от внешнего мира помогут такие занятия как прогулки, просмотр кинофильмов, встречи с друзьями, шопинг, сосредоточение на конкретных занятиях, созерцание произведений искусства, природы и т.д. А еще, чтобы вас никто не «доставал», мы рекомендуем время от времени отключать все свои гаджеты.
Но проявления внешнего мира зачастую выражаются конкретно в раздражающих шумах и звуках – это одно из самых распространенных явлений, мешающих сосредоточению и вызывающих негативные эмоции. Дальше мы расскажем, как абстрагироваться от них.
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Анализ и синтез
В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.
Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.
Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.
Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.
Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.
Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.
Экономика образования
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.
Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.
Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.
Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:
Экономика образования
Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому
Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.
Абстрагирование — что это такое?
Абстрагирование (от лат
abstractio — отвлечение) — процесс, выражающийся в умении отвлечься от незначительных деталей (раздражителей) и сконцентрироваться на чём-то более важном, более общем. В психологии под абстрагированием понимают смену «угла зрения», т. е
мышления, а не изменение вида деятельности
е. мышления, а не изменение вида деятельности.
Абстрагирование нужно нам для того, например, чтобы определиться с жизненной целью, задать «общее направление» своего жизненного пути (а уж потом решать мелкие детали – например, чем конкретно заниматься в жизни); чтобы отвлечься — от занудного или неприятного разговора, от стресса, от шума. Абстрагируясь, мы отстраняемся от ситуации, смотрим на неё «со стороны» и получаем возможность успокоиться, собраться с мыслями, принять правильное решение.
Умение абстрагироваться помогает нам «отделить зёрна от плевел», то есть, игнорируя лишнюю информацию (например, дискомфорт, загруженность), «отключившись» от неё, выявить суть проблемы, сконцентрироваться на ней и определиться со способом её решения. В повседневной жизни чаще всего мы ищем практичные способы, подсказывающие, как научиться абстрагироваться
- от деструктивных, угнетающих мыслей; от людей, после общения с которыми остается чувство опустошённости и неприятный осадок;
- от внешних раздражающих шумов (звуков, разговоров, работающих механизмов, топота из квартиры этажом выше и так далее);
- от вынужденного выполнения надоевших привычных дел, вызывающих неприятные эмоции.
https://youtube.com/watch?v=YB_TjVT0H8A
Виды абстракций
Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:
- Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
- Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
- Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.
Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.