Основы психологического консультирования

Каковы функции и задачи психологического консультирования и психологической коррекции кратко

Содержание программы психологического консультирования

На первом этапе программа должна решать проблему анализа содержания жалобы клиента. На этой стадии работы специалист и клиент знакомятся и устанавливают контакт друг с другом. Программа должна содержать сведения о том, кто, на что и по какой причине жалуется, каким образом он это делает.

Программа в зависимости от сложности ситуации может включать следующие разделы: анализ содержания жалобы, анализ психологической ситуации клиента (его проблемы), формулировку задач и особенности психологической коррекции.

На втором этапе происходит анализ психологической ситуации

Здесь важно определить обстоятельства, патогенные условия и факторы, которые привели к развитию проблемы, включая оценку степени влияния каждого из них. Далее нужно выявить участников проблемной ситуации в рамках необходимой степени приближения

Анализируя психологическую проблему на следующей стадии программы, важно определить действительное содержание проблем клиент. Для этого выдвигаются первичные психологические гипотезы в отношении содержания психологических проблем, идентифицируются трудности

На стадии формулирования задачи консультирования производится точное описание задачи и фиксируется на этапе первичной диагностики проблемы. Этот процесс позволяет во многом предопределить успешность психологической программы консультирования.

Еще одна стадия программы — это психокоррекция. Терапевтические задачи могут решаться при осуществлении совместной выработки тактики коррекционных действий.

Психокоррекция

Психологическая коррекция — это тоже разновидность психологической помощи, направленной главным образом на непосредственную работу с разными аспектами психического развития.

Основная задача психокоррекции — формирование личностной пластичности человека, расширение его диапазона реакций, навыков и способов взаимодействия, нормализация работы психических функций и процессов.

Психокоррекция отличается локальностью и дискретностью, она не воздействует целостно на личность, а работает с конкретными аспектами.

Основной спектр работы психокоррекции сосредоточен вокруг особенностей развития характера человека, аномальное развитие, умственная или эмоциональная отсталость, коррекция невротических состояний.

Вообще, специалист, работающий в области психокоррекции, должен обладать хорошей подготовкой в области психологии высших психических функций, особенностях развития таких психических функций, как: память, мышление, речь, внимание

Важно понимать, что психокоррекция может быть составляющей, как психологического консультирования, так и психотерапии. Вследствие этого коррекционная работа может быть как краткосрочной, так и среднесрочной

Вследствие этого коррекционная работа может быть как краткосрочной, так и среднесрочной

Важно понимать, что психокоррекция может быть составляющей, как психологического консультирования, так и психотерапии. Вследствие этого коррекционная работа может быть как краткосрочной, так и среднесрочной

Таким образом, психокоррекция проводится как в случаях психической нормы, так и на ее границах.

Методы работы

Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.

Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:

  • методы, основой которых является психоанализ;
  • оперантно обусловленные приёмы;
  • гуманистическую работу;
  • экзистенциальное направление;
  • гештальт-коррекцию.

При взаимодействии с детьми выбирают:

  1. Куклотерапию. Технология предполагает, что клиент создаёт своими руками куклу и как бы оживляет её. Он даёт ей имя, рассказывает свою историю от её лица, использует куклу как персонажа, переживающего те или иные ситуации.
  2. Психодраму. Помогает нормализовать эмоциональный фон коллектива. Группа людей проигрывает определённый сценарий, в котором у каждого участника своя социальная роль.
  3. Психогимнастику. Упражнения из этой категории направлены на выработку коммуникативных навыков, преимущественно приёмов невербального общения (интерпретация чужих жестов и мимики, приемлемое выражение собственных эмоций).

Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.

  • Справка о проделанной работе по пдд в школе 2019

      

  • Развитие проблемы дошкольной игры в отечественной психологии кратко

      

  • Договор на сопровождение ребенка в школу и из школы образец

      

  • Меры безопасности при работе с бензином кратко

      

  • История развития ортопедической стоматологии кратко

Основные функции Психики

У каждого человека есть свои уникальные функции психики, которые дают ему способность адаптироваться ко всем изменениям в жизни.

Б.Ф. Ломов идентифицирует основные и неосновные функции психики. Среди основных он включает в себя: познавательный, регуляторный, коммуникативный, информативный, эмоциональный и конативный.

Когнитивные или когнитивные функции являются основой для других функций. Благодаря когнитивным функциям человек думает, осмысливает свой язык и воспринимает окружающий мир целостно. Уровень развития этих функций у разных людей разный — разная стабильность, концентрация, способность к переключению, концентрация, объем.

Человеческое сознание отвечает за регулятивные функции ментального процесса, направленные на контроль взаимодействия с внешним миром, установление отношений с другими людьми. С помощью регуляторной функции осуществляется бессознательная реакция на раздражающие внешние элементы. Как только эта функция усиливается внутри личности, она помогает человеку развивать волевые качества, принимать решения и нести за них ответственность.

Взаимодействие с другими людьми налажено с помощью языка, который является для этого самым важным элементом. Благодаря общению, люди объединяются для достижения своих целей.

Предпосылкой для возникновения сознания стала необходимость организации совместной деятельности и постепенно привела первобытного человека к изобретению речевого общения. В процессе общения между людьми устанавливаются отношения.

С коммуникативной функцией тесно связана информационная функция, которая предназначена для долговременного хранения запоминающихся деталей в памяти. Информационная функция включает в себя психофизиологические качества, которые помогают человеку выразить свое мировоззрение с точки зрения окружающего мира.

Сущность и особенности психологического консультирования

Психологическое консультирование представляет собой помощь психически и соматически здоровым людям в ситуациях, в которых они вынуждены столкнуться со своими проблемами.

Замечание 1

Понятие «консультирование» произошло из латинского языка (consultare – вещаться, заботиться, советоваться). В русском языке этот термин подразумевает совет, разъяснение специалиста по соответствующему вопросу. Как правило, консультации проводятся в виде беседы, предназначенной для расширения и углубления знаний.

В прямом смысле «консультировать» — означает давать совет или советоваться по интересующему вопросу, а то, что стало составлять основу современного психологического консультирования, зарождалось и развивалось в русле психотерапии.

Меновщиков Ю.В. указал конкретную дату возникновения психологического консультирования. Это был 1951 год, когда на конференции в США ввели категорию «Консультативная психология» для отграничения консультирования от клинической психологии (последняя представляла собой отрасль психологии, занимающуюся вопросами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным пациентам).

Реальное исследование аспектов оптимального общения и рациональной организации учебной и трудовой деятельности начинается именно с тяжелых расстройств и с изучения последствий долговременных психологических травм. В психологии это предопределило возможность быстрого перехода к оказанию помощи психически и соматически здоровым индивидам.

Задача психологического консультирования, таким образом, начала представлять собой не лечение расстройств, а их профилактику. В этом процессе происходит работа с деструктивными формами общения, внедряются рациональные способы организации деятельности. Консультирование решает проблемы, которые впоследствии приводят к травмам или болезням.

Психологическая коррекция: цели, задачи, организация

По словам Абрамовой, под психологической коррекцией понимается организованное воздействие на клиента с целью изменения параметров его деятельности и соответствия возрастным нормам умственного развития.

Таким образом, психологическая коррекция — это один из видов психологической помощи (в том числе — психологическое консультирование, психологическая подготовка, психотерапия); это деятельность, направленная на коррекцию специфики психологического развития, которая не соответствует оптимальной модели с помощью специальных средств психологического воздействия; это также деятельность, направленная на формирование у человека необходимых психологических качеств для улучшения его социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Наблюдение за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебных заведениях, позволяет своевременно прибегать к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и среднестатистических учеников до уровня сильнейших, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учеников, открывающих для себя особые способности.

При постановке целей коррекции необходимо исходить из понимания уникальной роли, которую играет конкретный период возрастного развития, чтобы поставить цель, соответствующую потенциальному развитию на данной стадии онтогении, ценности этого возраста в целостном прогрессивном процессе становления личности. Реализация потенциала каждой возрастной стадии развития является основной формой предотвращения возникновения отклонений или дефицитов в развитии в последующих возрастах.

Виды психологического консультирования

В науке принято рассматривать несколько видов психологического консультирования:

  • Проблемно-ориентированное,
  • Личностно-ориентированное,
  • Консультирование, направленное на решение.

Акцент в проблемно-ориентированном консультировании делается на изменении и модификации поведения в ходе анализа внешних причин проблем. Целью работы с клиентом здесь считается создание и укрепление способности к действиям, адекватным ситуации. Клиент должен овладеть техниками, которые позволят улучшить самоконтроль.

Личностно-ориентированное консультирование направлено на анализ индивидуальных (личностных) причин проблемы. В этом процессе складываются деструктивные личностные стереотипы, предотвращаются подобные проблемы в будущем. Консультант при осуществлении такого консультирования должен принципиально воздерживаться от советов и организационной помощи, поскольку это может увести в сторону от поиска и решения внутренних, глубинных причин проблемы.

Существует большое число приемов, которые используются в рамках этого направления. Они взяты из многочисленных психоаналитических и пост психоаналитических течений западной психотерапии, в первую очередь, из гештальтерапии и гуманистической психотерапии.

Консультирование, ориентированное на решение, делает упор на активацию собственных ресурсов человека для решения проблемы

Сторонники данного подхода концентрируют внимание на том факте, что анализ причин проблем несомненно должен привести к увеличению чувства вины у клиента. Это может стать препятствием к сотрудничеству консультанта и человека

Замечание 2

Большая часть приемов, которые использует данное направление, заимствована из краткосрочной позитивной терапии.

Отдельно принято рассматривать несколько типов психологического консультирования: индивидуальное и групповое консультирование, однократное и многократное. Консультации могут проводиться по личному обращению или в результате вызова (направления врача). Консультирование проводится без дополнительного тестирования или с проведением дополнительного тестирования.

В психологическом консультировании могут привлекаться методы психологической коррекции (происходит доведение до человека психологической информации, которая имеет отношение к его проблемам). Консультации также могут быть изолированными и комбинированными с другими методами психологической помощи (например, проводится социально-психологический тренинг между консультированием).

Особенности и сущность психологической консультации

Сущность современной практики психологического консультирования заключается в попытке сделать данную помощь более эффективной. В основе этого процесса лежит составление программ психологической консультации на базе знаний о человеческом характере, его формировании и коррекции.

Сегодня произошло формирование ниши, которую займут консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера. Это связано с тем, что большое количество людей стали нуждаться в таком виде помощи, который не имеют возможности оказывать другие специалисты (например, врачи). Так, когда пациент болен физически, то ему необходим врач. Если же у него душевная болезнь или он не способен контролировать собственные поступки, то ему требуется помощь психиатра.

В случае, когда у человека личностные проблемы, которые считаются психологическими и не имеющими физическую основу, ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту. Если нуждающийся в помощи человек молод и неопытен, то ему может понадобиться обучение и соответствующий преподаватель.

Поле деятельности консультантов находится между двумя профессиями, поэтому он использует часть методов каждого из них

Преподаватели имеют дело с «нормальными» людьми, заостряя внимание на процессе роста и развития (интеллектуальное, моральное или религиозное)

Консультирующему психологу необходимо работать главным образом над проблемами коррекции (перевоспитания) пациента, который имеет существенные сложности в приспособлении к окружающему миру. Таким пациентам необходимо специальное продолжительное лечение.

Таким образом, проведение четкой грани между потребностями пациента в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» не представляется возможным. Проблемы корректирующего и дисциплинарного характера являются «статистически нормальной» частью профессии, при этом консультирующий психолог применяет в большей или меньшей степени позитивные методики из образования. Это производится в зависимости от потребностей конкретной ситуации.

Психологическая коррекция когнитивных функций

Когнитивная психокоррекция фокусируется на когнитивных структурах психики, с акцентом на личность и ее способности к аргументированию.

Корректировочная работа психолога связана с организацией когнитивных структур, а в некоторых случаях — с трудностями в общении, внутренними конфликтами и т.д.

Когнитивная психокоррекция сфокусирована на настоящем

Особое внимание уделяется размышлениям клиента о мире и о себе. Обучение клиента новому образу мышления является основой коррекции, и его задачей является изменение восприятия себя и окружающей действительности

Даже самая маленькая травма может повлиять на когнитивное функционирование. Дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера, сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, нейроинфекции, травмы головного мозга и т.д. могут быть факторами, приводящими к нарушениям.

Когнитивная психокоррекция направлена на исправление неверно обработанной информации и помогает клиенту изменить убеждения, поддерживающие неадекватное поведение и эмоции.

Для коррекции когнитивных функций используются различные методы:

Клиент, действуя в различных ситуациях с помощью психолога, постепенно начинает понимать, что можно успешно экспериментировать с межличностными отношениями.

Приобретая новые навыки, клиент понимает, что может извлечь из социальной среды именно те ответы, которые ему необходимы. Однако в будущем клиент не должен играть роль, предложенную психологом, как утверждал Д. Келли.

Построение личности в новой среде — задача всей жизни клиента.

Во всех подходах к когнитивной коррекции используются поведенческие методы.

Читайте дополнительные лекции:

Психотерапия

Психотерапия — это сознательное и направленное использование клинико-психологических методов, основанных на определенных психологических принципах. Предметом психотерапии являются психологические проблемы как психически здоровых, так и нездоровых людей, мешающие их личностному, социальному и духовному развитию

В отличие от психологического консультирования, психотерапия осуществляется в рамках некой модели, которая произрастает из конкретного терапевтического подхода. Выделяют следующие подходы в психотерапии:

  • психодинамический: психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная терапия А. Адлера, эго-анализ, и т.д.
  • поведенческий: директивная терапия, моделирующая терапия, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая терапия и т.д.
  • опытный: экзистенциальный анализ, логотерапия, гештальт-терапия

Психотерапия реализуется более длительно (как минимум, 5 встреч), поскольку она предполагает более глубокую проработку проблем: на уровне трансформаций установок, ценностей и т.д.

Важной особенностью является тот факт, что психологические изменения происходят с человеком именно в процессе терапии, поскольку роль терапевта оказывает важное терапевтическое воздействие. Сам психотерапевт является одним из инструментов психотерапии

Можно наметить общую схему психотерапии: клиент-процесс-психотерапевт

Относительно терапевтического подхода, во взаимодействии клиента и психотерапевта могут выделяться разные психотерапевтические единицы:

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это во многом связано с тем, что главной задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитой, свободно мыслящей, творческой личности.

Безусловно, решение сложных проблем образования и воспитания во многом зависит от профессиональных навыков учителя. Но сейчас уровень этого мастерства в значительной степени определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учебных заведениях — детских садах, школах, лицеях, интернатах и т.д. — и всё такое

Это совместная деятельность педагога и психолога, которая обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять отклонения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать необходимую психолого-педагогическую помощь.

Одним из самых сложных и требовательных видов совместной деятельности психологов и педагогов является психологическая коррекция.

Психолого-педагогическая коррекция — это деятельность психолога и педагога, направленная на совершенствование способностей ребенка к обучению, поведению, взаимоотношениям с другими людьми — детьми и взрослыми, раскрытие потенциальных творческих резервов ребенка.

Будущие педагоги и учителя должны знать возможности коррекционных и развивающих программ, знать области их применения и уметь грамотно использовать коррекционные приемы и методы в практике образования и обучения детей.

Цели и задачи психологического консультирования

Цели и задачи психологического консультирования в науке определяются по-разному. В соответствии с тем подходом к психологическому консультированию, в рамках которого работала Алешина Ю. Е., основная цель психологического консультирования представлена оказанием психологической помощи. В общем виде консультирование заключается в осуществлении разговора с психологом, который должен помочь пациенту решить определенную проблему и наладить взаимоотношения с окружающими.

В соответствии с данным определением к этой цели выдвинули несколько основных задач:

  • Выслушать клиента;
  • Облегчить его эмоциональное состояние;
  • Обеспечить принятие клиентом ответственности за то, что происходит;
  • Оказать помощь в определении того, что именно и каким образом можно поменять в ситуации.

Ученые определили основную цель психологического консультирования как культурно-продуктивную личность клиента, который должен начинать обладать чувством перспективы, действовать осознанно, быть способным к разработке различных стратегий поведения и к анализу ситуации с разных позиций.

Главной задачей психолога-консультанта считается формирование для нормального, психически здорового человека условий, в которых он мог бы начать создавать осознанные нешаблонные способы действия. Такие действия позволяют действовать в зависимости от возможностей культуры. Психологическое консультирование помогает появлению у клиента черт зрелой личности, поэтому первоочередная задача представлена формированием черт зрелой личности именно у самого психолога-консультанта.

Функция в психологии

Функция в психологии — это особый вид деятельности, конкретная форма поведения или психологическая функция человека.

Модель Юнга основана на четырех психологических функциях:

  • Думаю,
  • Чувствую,
  • восприятие,
  • интуиция.

Эти психологические функции должны рассматриваться как способы приспособления и организации жизни.

Собрав и восприняв информацию, человек принимает то или иное решение, выносит суждения. Существует два типа методов принятия решений — логический, сделанный с помощью мышления, и сенсорный.

Юнг разделил функции на две группы:

  • Первая группа называется иррациональной и включает в себя функции чувства и интуиции. Эта группа связана с процессом необъяснимого восприятия и отвечает за контакт с внешним миром;
  • Вторая группа функций — рациональные — это мышление и чувство, которые, по мнению Юнга, связаны с процессом различения явлений и событий внешнего мира и связаны с ценностными суждениями.

Как человек воспринимает информацию, он одновременно ее оценивает. Оценка может проводиться объективно и субъективно.

Все четыре функции характерны для человека, но одна из них остается более развитой и осознанной, чем другие, что является началом развития однобокости, которая иногда приводит к неврозу.

Ведущая функция контролируется сознанием. Это выражение сознательной личности, целей, воли, великих достижений. Психологический индивидуальный тип формируется под влиянием доминирующей или более развитой функции. Подчиненные или менее развитые функции имеют спонтанное проявление и недоступность для воли, она не может контролироваться и, более того, может стать ее жертвой.

Один из самых больших недостатков подчиненной функции заключается в том, что она работает медленно; она никогда не достигнет скорости работы ведущей функции. Однако, когда речь идет о подчиненной функции, люди проявляют повышенную эмоциональность.

Виды коррекционной терапии

Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.

По типу решаемых задач

Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека.

По направленности и продолжительности

Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики (купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов) и реализацию каузального подхода.

Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении.

По характеру воздействия

По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека. Помогая развить их, специалист добивается исчезновения негативных проявлений.

Психологическая коррекция личностных расстройств в дошкольном возрасте

Ведущим методом коррекции эмоциональных расстройств в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний

Важность этого метода обусловлена рядом особенностей:. Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс специальных занятий, целью которого является эмоциональное воплощение ребенка в заданном образе, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний

Основными видами педагогической регламентации эмоционального развития детей в коррекционных классах являются учебно-корректирующий, режиссурно-корректирующий и направляющий типы

Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс специальных занятий, целью которого является эмоциональное воплощение ребенка в заданном образе, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний. Основными видами педагогической регламентации эмоционального развития детей в коррекционных классах являются учебно-корректирующий, режиссурно-корректирующий и направляющий типы.

Цели и задачи программы психологической консультации

Программы психологического консультирования должны быть направлены на решение определенной психологической проблемы. В целом психологическая проблема представляет собой систему трудностей клиента (например, дисгармоничное состояние психики, которое вызвано соответствующими противоречиями в развитии). Проблемы создают психическое напряжение и причиняют страдания, от которых человек желает избавиться.

Проблемы, на решение которых может быть направлена психологическая программа, включают:

  • Конфликтные ситуации и их последствия;
  • Трудности в коммуникации;
  • Болезненные переживания душевного характера;
  • Отсутствие удовлетворенности собой или кем-то и др.

Основной метод создания психологических программ консультирования состоит в проблемном анализе. В его основе лежит предположение о том, что любая психологическая проблема пациента обладает собственным генезисисом. Он обусловлен неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью или детерминантами, которые имеют соответствующие причины и закономерности.

Фактором успешного создания программы становится установка данных причин и закономерностей через поиск путей преодоления их патогенного влияния. Процесс дифференциации и четкого осознания психологами всех ступеней проблемного анализа поможет правильно идентифицировать проблему клиента и выявить самую целесообразную очередность их проработки.

Замечание 1

Цель программы психологического консультирования состоит в оказании помощи детям и взрослым, которые обращаются за решением соответствующих психологических проблем.

Среди основных задач программы необходимо выделить:

  • Предоставить пациенту психологическую информацию, которая позволит более глубоко осознать самого себя и собственное социальное окружение;
  • Поддержать положительную «Я» концепцию клиента;
  • Сформировать у пациента способность решать проблемы, которые возникают в его жизни.

Различные типы программ могут быть использованы в работе практически с любой категорией клиентов. В соответствии с возрастом и личными предпочтениями психолога могут изменяться диагностические психокоррекционные средства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: