Развитие как философская проблема. диалектика как учение о развитии. принципы диалектики

Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике

Понятие и принципы диалектики

Появление термина диалектика традиционно связывают с Сократом, при этом с его помощью обозначался особый способ ведения диалога, основанный на выявление противоречий в позиции собеседников, и за счет их разрешения получения истинного знания. В настоящее время определение диалектики значительно шире:

Определение 2

Диалектика – это метод философии, а также философская наука о развитии, его принципах, формах, механизмах и закономерностях.

Как метод диалектика противостоит метафизике, рассматривая альтернативные модели бытия и его организации. Метафизическое мировоззрение базируется на представлении о том, что бытие покоится на неких первоначалах, субстанциях, которые полностью его детерминируют. Все видимые изменения мира трактуются как иллюзорные, поскольку представляют собой изменения формы бытия, но не его сути, которая жестко привязана к субстанции (богу, духу, материи, воле и т.д.). Диалектика предлагает прямо-противоположную картину мира как находящегося в постоянном движении и развитии. Представление о мире в диалектике раскрывается через ее основные принципы:

  • развития,
  • взаимосвязи,
  • системности,
  • причинности,
  • историзма.

Принцип развития основополагающий для диалектики. Согласно ему бытие находится в постоянном движении, которое характеризуется направленными изменениями качественных характеристик составляющих его систем – т.е. развитием. При этом развитие систем мира может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер.

Принцип взаимосвязи гласит, что бытие представляет собой целостность, внутри которой каждая его часть связана со всеми остальными через разнообразную систему взаимосвязей. Принцип системности дополняет его тем, что данные связи образуют систему, а точнее иерархию взаимосвязанных между собой систем, в которых система более низшего порядка выступает в качестве элемента для системы более высшего и наоборот.

Принцип причинности утверждает, что все события в мире имеют свои причины, которые могут быть внешними или внутренними и порождают определенные последствия, т.е. связи между элементами и системами имеют причинно-следственный характер.

Наконец, принцип историзма транслирует вышеописанную модель мира на безграничную временную перспективу, предполагая, что бытие будет находится в процессе своего развития постоянно.

Классическое понимание диалектики, ее основные принципы и законы были сформулированы Гегелям, в рамках его идеалистической философии и рассуждениях об развитии Мирового духа. Позже центральные идеи Гегеля были заимствованы К. Марксом, которые переосмыслил их на материалистической основе, использовав диалектические законы для анализа реальных общественно-экономических отношений и их исторического развития. Принципы и законы диалектики, а также понятия диалектического материализма (например, понятие материи) получили широкое распространение в современной философии, и лежат в основе методологии наук, как общественных, так и естественных.

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Принципы развития в диалектике

Диалектика представляет собой одновременно и метод философии, и философскую дисциплину, посвященную изучению развития, а также способ ведения диалога или размышления. В отличии от метафизической философии, сосредоточенной на поисках первооснов мира, обладающих незыблемым и вневременным характером, диалектика рассматривает мир в качестве бесконечно развивающейся системы.

Замечание 1

Для объяснения этого развития используются три основных закона диалектики, раскрывающие источник, механизм и характер преемственности развития.

Закон диалектической противоречивости гласит, что в каждом объекте сосуществуют две противоречивых стороны, которые находятся в состоянии взаимозависимости и взаимного противоборства. Именно борьба противоположностей является источником развития, определяющим как их направленность, так и степень интенсивности. Так, например, социальные противоречия приводят общество к изменению своей внутренней структуры.

Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития, который заключается в последовательной смене накопления количественных характеристик появлением принципиально нового качества. Так, например, одиночные атомы, рассеянные в пространстве представляют собой газ, при увеличении их количества будет получена жидкость, а при еще большем увеличении твердое вещество.

Закон отрицания отрицания раскрывает логику преемственности качественных преобразований, происходящих в процессе развития. Это логика развития по спирали – с одной стороны новообразования, полученные в результате качественного перехода никогда не являются полным преемником прежнего состояния объекта, а с другой стороны объект на каждой ступени воспроизводит прежние стадии своего развития, но уже на новом уровне.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

Понятие диалектики

Впервые понятие диалектика вводится Сократом, который понимает под ним искусство ведения диалога, при котором за счет выявления противоречий в позициях оппонентов происходит процесс вызревания истины. И хотя в настоящее время диалектика вышла далеко за рамки данного определения, представление о противоречивости бытия является одним из ее основных принципов.

В настоящее время диалектика понимается как учение о всеобщей взаимосвязи и развитии бытия, его принципах, механизмах, истоках и итогах данного процесса. Диалектика как учение о развитии бытия, находится в постоянном противоречии с метафизикой, согласно которой бытие перманентно, а любые изменения, происходящие в нем иллюзорны, т.е. изменяется форма, но не сущность самого бытия. К диалектическому методу обращались многие философы, но наибольшую разработанность принципы и основные понятия диалектики получили в работах Гегеля, которые принято считать классическими.

Гегель рассматривал диалектику исключительно с идеалистических позиций, как принцип и механизм развития Мирового духа – идеалистической субстанции человечества, развитие которой ассоциировано с прогрессом человеческого общества вообще, а главным направлением и механизмом развития является процесс осознания себя мировым духом, через совершенствование человечеством знаний о мире, а также искусство, философию, культуру.

Дальнейшее развитие идеи Гегеля получили в трудах философов-марксистов, которые критически переосмыслили его наследие и переложили его на материалистическую почву, использовав диалектические принципы для объяснения реального хода общественно-экономического прогресса, а также материи вообще.

Понятие и модели развития

Понятие развития теснейшим образом связано с понятием движения. Впервые идея развития была высказана Аристотелем, который рассматривал движение как изменение материального объекта вообще и выделял три его вида – движение места (перемещение), движение количества (увеличение и убывание) и движение качества (развитие). В качестве главных точек отсчета развития Аристотель называл возникновение и разрушение объекта.

Однако по мере христианизации европейской цивилизации идея развития оказалась вытесненной из философии, так как противоречила представлениям о неизменности мира, сотворённого богом. В Новое время идея развития также долго не получала своего оформления, так как движение рассматривалось в первую очередь с точки зрения механики и ньютоновской физики и было связано с перемещением физических объектов под воздействием сил, а потому понятие развития не вкладывалось в онтологическую картину.

Идея развития получила свое воплощение в немецкой классической философии, в частности в трудах Гегеля, которым была создана логически стройная модель развития мирового духа.

В настоящее время можно выделить пять основных моделей развития:

  • рационалистическую,
  • диалектико-материалистическую,
  • натуралистическую,
  • творческую,
  • равновесно-интеграционную.

Рационалистическая модель, созданная Гегелем и диалектико-материалистическая, созданная Марксом, используют для обоснования логики диалектические принципы, однако распространяют их на разные объекты. Если Гегель изучает развитие Мирового Духа, рассматривая исторический процесс, как его последовательное самопознание, то Маркс применяет законы диалектики ко всей материи, к природе, и обуславливает действием диалектических закономерностей исторический процесс развития материи как таковой.

Идеи натуралистического эволюционизма развивались Спенсером и Дарвином. Спенсер распространял понятие эволюции на всю природу в целом, а ее механизмом считал перераспределение вещества. Дарвин указывал в качестве причины эволюции внутренние противоречия, и считал, что эволюционируют лишь живые системы.

Творческий эволюционизм или Эмерджентизм, развивался в философских трудах Моргана и Бергсона. Источник эволюции они усматривали в творческой силе, которая разлита в природе и обществе и порождает склонность природы и общества к новизне. В противовес постепенному и последовательному натуралистическому эволюционизму эмерджентизм предполагает развитие через цепочку случайных революционных преобразований. Каждое преобразование – это всплеск креативности, рождение принципиально нового, а потому никакой преемственности в развитии нет и быть не может, а сама эволюция носит случайный характер и не может быть спрогнозирована.

Равновесно-интеграционная модель исходит из предположения о том, что естественным состоянием объектов является состояние равновесия со средой. Каждый объект стремится к состоянию равновесия, и оно является для него естественным и наилучшим. Нарушение равновесия возможно лишь под действием внешних сил, а само развитие заключается в обретении нового равновесного состояния.

Виды и направления развития

Можно выделить два основных вида развития – эволюционный и революционный.

Эволюционное развитие предполагает постепенное накопление качественных изменений в объекте, растянутое на бесконечно большие интервалы времени таким образом, что сторонний наблюдатель практически не способен его заметить. В качестве примера можно привести эволюцию геологического облика Земли. Движение литосферных плит происходит очень медленно – всего несколько миллиметров в год, однако через тысячи лет разница в ландшафте и облике планеты будет ощутимой.

Революционное развитие напротив представляет собой резкий скачок коренных качественных преобразований в объекте за относительно короткий промежуток времени. Так, например, открытие элементарных частиц из которых состоит атом, перевернуло все научное мировоззрение.

В различных моделях развития может происходить как абсолютизация одного из этих видов, так и их совмещение. Например, в диалектической модели стадии эволюционного и революционного развития сменяют друг друга, в натуралистической упор делается на эволюцию, а в творческой на революционный путь развития.

Развитие может осуществляться в одном из трех направлений:

  • прогрессивном,
  • регрессивном,
  • горизонтальным.

Прогрессивное развитие предполагает формирование таких качественных различий, которые способствуют приближению объекта к его идеальному состоянию. Его критериями выступает дифференциация объекта с нарастанием интеграции между вновь образуемыми частями, повышение стабильности, гибкости и независимости системы. Регресс является противоположным процессом, при котором качественные изменения ведут к накоплению ошибок, снижению степени интегративных связей между частями, либо установлению однородности объекта, его дестабилизации и т.д. Горизонтальное же развитие выражается в адаптации объекта под новые условия без значительного изменения его основных свойств, например, изменение цветовой окраски шкуры животных.

Понятие развития, представление о нем в разные периоды

Определение 2

Под развитием понимаются необратимые изменения в системе, которые имеют качественный характер, т.е. затрагивают все ее элементы и влекут за собой реорганизацию самой системы на новом уровне.

Развитие может происходить в одном из трех направлений:

  • прогрессивном, когда новое состояние системы обладает более высокоорганизованной системой дифференциально-интегративных связей, что влечет за собой повышение ее адаптивности, эффективности и жизнеспособности;
  • регрессивном, когда новое состояние системы характеризуется более низким уровнем эффективности и устойчивости.
  • горизонтальном, когда меняется организационный принцип системы и ее качества, но это не влечет за собой прогресс или регресс функций по отношению к прошлой системе.

Вопрос о развитии является одним из фундаментальных вопросов онтологии и поднимался еще древнегреческими мыслителями. Поскольку развитие есть частная форма такого свойства материи как движение, то в античный период проблема развития решалась в рамках проблемы движения. Наиболее известной по данной проблеме является полемика между представителями элейской и милетской школ.

Представители милетской школы, известные также как натурфилософы (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) полагали, что движение реально, в основе мира лежит материальная субстанция, которая видоизменяется со временем и создает все новые формы жизни. Гераклит полагавший в качестве такой субстанции огонь, развивал учение о том, что в существовании бытия есть определенная цикличность, связанная с периодами затухания и разгорания огня как первоосновы мира.

Им противостояли философы-элиаты (Парменид, Зенон), которые развивали учение о единстве мира (буквально – мир это один предмет у которого нет частей и составляющих) и потому отрицали развитие, движение, и даже само время, как иллюзорные понятия, возникшие в следствии непосредственного восприятия человеком явлений окружающего мира, без их критического анализа. Согласно их представлениям никакое развитие бытия невозможно, единственное что происходит в едином мире, так это трансформация одних видов материи в другие.

Несмотря на определенную самоочевидность процессов развития в реальном мире, метафизическая установка занимала доминирующее положение в философии вплоть до Нового времени, поскольку согласовывалась с религиозными постулатами церкви. С превращением философии в царицу наук, главном инструментом которой стал разум, а задачей – создание путей для познания окружающего мира, идеи развития получают свою реабилитацию. В период философии Просвещения, складывается принцип прогресса – неизбежной поступательности, прогрессивного характера развития человеческой науки, а, следовательно, и общества с течением времени.

Идеи развития получают свое мощное обоснования в диалектических системах классической и неклассической философии – идеалистической диалектике Гегеля и диалектическом материализме К. Маркса. Однако, представления об иллюзорности развития, также выходят на новый уровень, уже в рамках иррациональных и экзистенциальных концепций, так, например, Ницше разрабатывает идею вечного возвращения, согласно которой движение материи имеет ограниченное число форм, на неограниченном промежутке времени, а потому неизбежно приведет в воспроизведению форм уже ранее существовавших – т.е. никакого развития не существует, а история мира идет по кругу.

Зарождение и этапы развития

I этап

Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.

Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку   нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.

Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика».  Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.

Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.

II этап

В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.

III этап

Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.

IV этап

Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о.  диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».

Альтернативы диалектики

  1. Метафизика – главная альтернатива, т.к. рассматривает вещи и явления независимо друг от друга, отрицает противоречия как источник развития.
  2. Софистика – метод философии, основанный на преднамеренном нарушении законов, на ложных доводах, выдаваемых за истинные (например, ты не потеряешь того, чего не имеешь).
  3. Эклектика – смешивание отдельных разрозненных фактов и создание непродуктивных интеллектуальных конструкций.
  4. Догматизм – восприятие явлений как абсолютной истины, отсутствие гибкости мышления, рассуждений.

Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.

Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей

Каждое явление состоит из противоположностей, которые находятся в противоречии, но при этом составляют единое целое, не существуют одно без другого (рождение-смерть, день-ночь, вдох-выдох). Результатом такого взаимодействия является движение и переход на новый уровень.

Выделяют несколько видов борьбы.

  • соревновательный служит стимулом для каждой из сторон;
  • борьба, в которой всегда один и тот же победитель, заставляет проигравшего перейти на более высокий уровень;
  • антагонистический позволяет одному выжить за счет другого.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

В диалектике развитие рассматривается в единстве количественных и качественных изменений. Нарастание количества приводит к изменению качества. При этом качество не может меняться бесконечно. В какой-то момент происходит коренное изменение сущности предмета – скачок. Изменение меры, приводящее к такой трансформации, называется узел.

Закон «отрицание отрицания»

Старое всегда отрицается новым, которое со временем занимает место старого, затем история повторяется (смена поколений, моды, направлений в музыке, искусстве и т.д.). Но отрицание не тотальное, а только той части, которая отжила. Т.о. развитие происходит путем преемственности.

Принципы диалектики

  1. всеобщей связи – целостность и внутреннее единство окружающего мира, его взаимосвязь с процессами, явлениями, предметами;
  2. развития – основа диалектики. Борьба противоположностей, приводящая к изменению качества и саморазвитию.
  3. системности – все связи в мире упорядочены и подчинены иерархическому порядку, благодаря этому система целостна и целесообразна;
  4. причинности – все обусловлено, т.е. имеет внешнюю или внутреннюю причину, которая порождает следствие и возникновение причинно-следственных связей;
  5. историзма – окружающий мир вечен, а его история неуничтожима. Существование и развитие длятся всегда.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: