Понятие и принципы диалектики
Появление термина диалектика традиционно связывают с Сократом, при этом с его помощью обозначался особый способ ведения диалога, основанный на выявление противоречий в позиции собеседников, и за счет их разрешения получения истинного знания. В настоящее время определение диалектики значительно шире:
Определение 2
Диалектика – это метод философии, а также философская наука о развитии, его принципах, формах, механизмах и закономерностях.
Как метод диалектика противостоит метафизике, рассматривая альтернативные модели бытия и его организации. Метафизическое мировоззрение базируется на представлении о том, что бытие покоится на неких первоначалах, субстанциях, которые полностью его детерминируют. Все видимые изменения мира трактуются как иллюзорные, поскольку представляют собой изменения формы бытия, но не его сути, которая жестко привязана к субстанции (богу, духу, материи, воле и т.д.). Диалектика предлагает прямо-противоположную картину мира как находящегося в постоянном движении и развитии. Представление о мире в диалектике раскрывается через ее основные принципы:
- развития,
- взаимосвязи,
- системности,
- причинности,
- историзма.
Принцип развития основополагающий для диалектики. Согласно ему бытие находится в постоянном движении, которое характеризуется направленными изменениями качественных характеристик составляющих его систем – т.е. развитием. При этом развитие систем мира может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер.
Принцип взаимосвязи гласит, что бытие представляет собой целостность, внутри которой каждая его часть связана со всеми остальными через разнообразную систему взаимосвязей. Принцип системности дополняет его тем, что данные связи образуют систему, а точнее иерархию взаимосвязанных между собой систем, в которых система более низшего порядка выступает в качестве элемента для системы более высшего и наоборот.
Принцип причинности утверждает, что все события в мире имеют свои причины, которые могут быть внешними или внутренними и порождают определенные последствия, т.е. связи между элементами и системами имеют причинно-следственный характер.
Наконец, принцип историзма транслирует вышеописанную модель мира на безграничную временную перспективу, предполагая, что бытие будет находится в процессе своего развития постоянно.
Классическое понимание диалектики, ее основные принципы и законы были сформулированы Гегелям, в рамках его идеалистической философии и рассуждениях об развитии Мирового духа. Позже центральные идеи Гегеля были заимствованы К. Марксом, которые переосмыслил их на материалистической основе, использовав диалектические законы для анализа реальных общественно-экономических отношений и их исторического развития. Принципы и законы диалектики, а также понятия диалектического материализма (например, понятие материи) получили широкое распространение в современной философии, и лежат в основе методологии наук, как общественных, так и естественных.
Диалектика: принципы, законы, категории
МОСКОВСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический Факультет
РЕФЕРАТ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Тема: «Диалектика:
принципы, законы,
категории»
ВЫПОЛНИЛ: Студент
1-го курса Бабич О.Б.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Москва,
2001 г.
Реферат
на тему:
Диалектика:
принципы, законы, категории
Введение
ДИАЛЕКТИКА
(греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности,
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин
«Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал
Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,
способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий
(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический
метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит
познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. — искусство представлять
ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),
мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии
Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от
других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений:
аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые
в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных
суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в
философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт
называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи,
термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали
искусство дискутирования.
В
философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к
истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания
утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика
чистого разума, П., 1915, с. 66).
По
Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания,
противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия
основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства
пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится
односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например,
что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 —
71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на
разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных
определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей
точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля —
учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание
предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений
рассудка.
В
марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и метода
познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на
основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания
постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не
просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение,
конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от
низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные
законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача
диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю
своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем
главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего
существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Диалектические
принципы
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное
— определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей
данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к
миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления
данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его
однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его
количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как
основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей
изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. «…
Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему… Всякое
отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов
связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.»
(В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть
продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление,
изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих
условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри
действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся
действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и
особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через
Е., а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в
действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то
рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т.
д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из
своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые
различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в
единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом
сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие
единичные «исключения», которые соответствуют общей тенденции развития,
требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти
требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные
отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
Категория всеобщего — есть отражение реально всеобщего, т.
е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании
человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий,
определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и
особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе
абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В.
существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу
вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав
случайность, противоречие формы и содержания и т. д. «Форма всеобщности в
природе- это закон… Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и
тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
бесконечное» (Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т.
о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и
противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т.
е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как
«абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд.,
т. 3, с 3).
Заключение
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера
диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Список использованной литературы
- И.Кант,
Критика чистого разума, П., 1915 г.
- Гегель, Соч., т. 1,
М. — Л., 1929 г.
- Ф.Энгельс,
«Анти-Дюринг, М., 1957 г.
- Г.В. Плеханов,
Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
- В.И. Ленин,
«Философские тетради», М., 1947 г.
- В.И.
Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38
- Ф.Энгельс
«Диалектика природы», М., 1955 г.
- К.Маркс и
Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
- Философская
энциклопедия, М., 1960 г.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и
борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и
явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из
взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и
различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний
источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого
себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином
предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и
взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря
противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения,
борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в
единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие,
выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического
знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод
научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в
самой сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с.
237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира
внутри самого мира.
Возможность и действительность
Возможность и действительность –
категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета
или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая
тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной
закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность — есть объективно существующее
единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, отражающие свойства самого
материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи.
В. и д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и
органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится
в действительность — это зависит от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение
предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы
в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию
и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным
пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные
возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных
температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает
себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В
зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно
существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность
растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения
— его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.
Возможность
является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым
и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно
существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся
материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом
смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью
действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это
противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком
смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании.
Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в
пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных
объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и
исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом
каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат
превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал
лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал
действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень
развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть,
момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется
возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в
материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии
растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению
в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в
зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность
— возможности.
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
Диалектика
абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства,
взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой
лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее
общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины.
Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент
конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь
как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы
развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они
протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и
правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из
этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с
помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Диалектика в управлении
С позиции проблем управления диалектика выполняет методологическую роль, а также роль философского обоснования теории и практики постановки и решения управленческих проблем. Важнейшим является использование принципов и законом диалектики для понимания сущности и описаниях самих систем управления, которые характеризуются своей большой сложностью и глубиной.
Диалектизм в управлении выражается в понимании взаимодействия между субъектом и объектом управления, их взаимосвязанности, при которой объект не является полностью пассивной стороной и точкой приложения манипулятивных усилий, а также деятельно влияет как на работу системы в целом, так и сам процесс управления.
Что такое релятивизм с точки зрения диалектики
Что же такое релятивизм в философии?
Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.
Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.
Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.
Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.
По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.
То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.
Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.
Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.
Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Этот закон характеризуют 4 термина:
- Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
- Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
- Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
- Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
- Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
- Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
- Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли
Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью
Законы диалектики и ее категории
Законы диалектики раскрывают источники, механизм и принципы самого процесса развития. Всего сформулировано три закона:
- закон диалектической противоречивости;
- закон количественно-качественных преобразований;
- закон диалектического синтеза.
Закон диалектической противоречивости, известный также как закон единства и борьбы противоположностей, раскрывает источник развития любой системы или объекта. Этим источником выступают противоречия. Противоречия могут носить внутренний характер – например, противоречия между направлениями, школами внутри одной науки, между классами в обществе; или же внешний (противоречия между государствами, между личностью и обществом). При этом определение внешнего и внутреннего является весьма относительным и зависит лишь от уровня рассмотрения самой системы.
Противоречащие стороны «борются» между собой, стремясь нарушить равновесие сил и подавить друг друга, что собственно и создает импульс для развитие всей системы вообще. Единство противоречий выражается же в ряде особенностей – противоречия не могут существовать друг без друга, они легко могут меняться местами и превращаться друг в друга (например, толерантность может доходить до уровня дискриминации), а также временно объединяться сохраняя свою противоречивую природу.
Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития. Его суть заключается в том, что накопление количественных изменений в системе (в материи, информации, энергии, числе связей), влечет за собой качественное преобразование этой системы (изменение ее структуры, природы элементов, функциональности и т.д.), которое в свою очередь предоставляет новые возможности для накопления количественных характеристик.
Закон диалектического синтеза или отрицания отрицания, раскрывает принципы преемственности развития, его направленности. Двойное отрицание связано с тем, что в момент количественно-качественного перехода или скачка, при котором меняется сама система происходит с одной стороны отрицание-снятие предыдущей системы, которое заключается в ее отторжении, разрушении, а также отрицание-синтез, как совмещение двух отрицаний снятий и «возврат» к изначальной системе, но на более высоком, интегрированном уровне. Система диалектической преемственности строится на трех последовательных состояниях системы, при котором наследование признаков происходит через одну систему, т.е. за счет суммации двух отрицаний. При этом повторение систем прошлого всегда является иллюзорным, поскольку от них заимствуется только форма, но не сущность и содержание системы, которое выстраивается уже на новом уровне.
К основным категориям диалектики относят:
- сущность, т.е. конкретное, определяющее содержание объекта или явления;
- явления, т.е. свойства субъекта, воспринимаемые непосредственно;
- необходимость, как закономерный тип связи между объектами;
- случайность, как связь между объектами по их вторичным свойствам и т.д.
Случайность и необходимость
Необходимость
и случайность — категории, которые конкретизируют представление о характере
зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень
детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь,
явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся,
всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития;
выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются
его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при
котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся
в действительность.
Случайность
– отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей
действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат
перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения
возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных
условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в
действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления
необходимости и дополнение к ней.
Необходимость
выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими
детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и
определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом
развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только
одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же
причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью
своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных,
непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия
комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью
своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать
необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе
связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе
связей.